Понятие источника права. Виды источников права

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2012 в 14:42, курс лекций

Краткое описание

Источник права - это действующий в государстве официальный документ, устанавливающий или санкционирующий нормы права; внешние формы выражения правотворческой деятельности государства, с помощью которой воля законодателя становится обязательной для исполнения. "Источники права - это действующий в государстве официальный документ, устанавливающий или санкционирующий нормы права; внешние формы выражения правотворческой деятельности государства, с помощью которой воля законодателя становится обязательной для исполнения.

Файлы: 1 файл

Понятие источники права.docx

— 29.00 Кб (Скачать)

 

 

   Понятие  источника права. Виды источников права

Источник права - это действующий  в государстве официальный документ, устанавливающий или санкционирующий  нормы права; внешние формы выражения  правотворческой деятельности государства, с помощью которой воля законодателя становится обязательной для исполнения. "Источники права - это действующий  в государстве официальный документ, устанавливающий или санкционирующий  нормы права; внешние формы выражения  правотворческой деятельности государства, с помощью которой воля законодателя становится обязательной для исполнения.

Источники права

В истории развития права  различают несколько видов источников права, причем их значение в каждом типе права неодинаково.

1. Правовой обычай - это  правило поведения, которое сложилось  исторически в силу постоянной повторяемости в течение длительного времени и было санкционировано государством в качестве общеобязательного правила. "Правовой обычай - это правило поведения, которое сложилось исторически в силу постоянной повторяемости в течение длительного времени и санкционировано государством в качестве общеобязательного правила. В период становления права преобладающее значение имел правовой обычай. Обычное право было основным источником права на ранних этапах развития рабовладельческого и феодального права. В современных государствах правовой обычай применяется довольно редко.

Судебный прецедент - это  решение суда по конкретному делу, которое затем становится образцом, обязательным правилом для решения  аналогичных дел в будущем. "Судебный прецедент - это решение суда (обычно это высшая судебная инстанция в  стране) по конкретному делу, которое  затем становится образцом, обязательным правилом для решения аналогичных  дел в будущем. В настоящее  время такой источник широко используется в англосаксонских странах (например "общее право" Англии). Прецедентное право чрезвычайно громоздко, запутанно  и противоречиво, позволяет суду осуществлять правотворческие функции как в случае отсутствия соответствующего закона, так и при его наличии.

3. Нормативный договор  - это соглашение между различными  субъектами права, в котором  содержатся нормы права. "Нормативный  договор - это соглашение между  различными субъектами права,  в которых содержатся нормы  права. 

4. Религиозные тексты - это  священные книги и сборники, которые  непосредственно применяются в  судебной и иной юридической  практике. "Религиозные тексты - это  священные книги и сборники, которые  непосредственно применяются в  судебной и иной юридической  практике. Этот источник применяется,  в первую очередь, в мусульманском  праве (Коран - собрание поучений  и заповедей Аллаха, Сунна - жизнеописание  пророка Мухаммеда).

5. Доктринальные тексты - это мнения, идеи и доктрины  выдающихся ученых-юристов. "Доктринальные  тексты - это мнения, идеи и доктрины  выдающихся ученых-юристов. В  римском праве работы некоторых  известных юристов зачастую составляли  основу решения юридических дел.  Судьи в англоязычных странах  нередко основывают свои решения  на трудах английских ученых.           В мусульманских странах созданные в XII-XIV в. труды арабских юристов, знатоков ислама (иджма) имеют официальное юридическое значение.

6. Общие принципы права  - это руководящие, принципиальные  положения, исходные начала всего  права в целом либо определенной  его отрасли. "Общие принципы  права - это руководящие, принципиальные  положения, исходные начала всего  права в целом либо определенной  его отрасли. В соответствии  с законодательством ряда западных  государств, при отсутствии конкретной  нормы, прецедента или правового  обычая, возможно при решении  юридических дел ссылаться на  принципы справедливости, доброй  совести, социальной ориентации  права.       

 Нормативный правовой акт - это официальный письменный акт, изданный компетентным органом или принятый всеми гражданами государства в форме референдума, устанавливающий, изменяющий, либо отменяющий нормы права  "Нормативный правовой акт как источник права - это официальный письменный акт, изданный компетентным органом или принятый всеми гражданами государства в форме референдума, устанавливающий, изменяющий либо отменяющий нормы права. Это наиболее совершенный источник права, создающий основу для четкости, точности и стабильности правового регулирования, укрепления законности, доступности и обозримости правовых предписаний. Он облегчает надзор за исполнением юридических предписаний, их толкование, систематизацию, учет. Ему присуща письменная, строго документированная форма и особый, четко регламентированный процессуальный порядок принятия и опубликования.

Все нормативные акты находятся  между собой в строгой иерархической  соподчиненности, от которой зависит  юридическая сила каждого из них. Акты нижестоящих правотворческих  органов должны соответствовать  и не противоречить актам вышестоящих  органов.

Нормативные акты классифицируются по их юридической силе, определяемой компетенцией и положением издавшего  их органа в механизме государства, а также характером самих актов.

Различаются:

конституция - основной закон  государства;

конституционные законы;

обыкновенные законы;

подзаконные акты (указы, постановления, инструкции, декреты, ордонансы и  др.).

6.2. Понятие и виды законов.  Конституция, конституционные и  обыкновенные законы

Закон - нормативный акт, принятый в особом порядке высшим представительным органом законодательной  власти либо непосредственным волеизъявлением  народа путем референдума и регулирующий наиболее важные и устойчивые общественные отношения. "Закон - нормативный акт, принятый в особом порядке высшим представительным органом законодательной  власти либо непосредственным волеизъявлением  населения путем референдума  и регулирующий наиболее важные и  устойчивые общественные отношения. Законы составляют основу правовой системы  государства, ее центральную часть.

Как самостоятельный источник права закон сложился давно и  пришел на смену правовому обычаю (Законы царя Хаммурапи в Древнем  Вавилоне, законы XII таблиц в Древнем  Риме, Саксонское зерцало в средневековой  Европе, Русская Правда на Руси и др.). В эпоху рабовладения и феодализма законы в основном служили формой обработки и систематизации действующих правовых обычаев или прецедентов.

В период буржуазно-демократических  революций, когда был провозглашен принцип сосредоточения законодательной  власти в руках народного представительства (парламента), за законом, принимаемым  парламентом, стала признаваться высшая юридическая сила, верховенство и  непререкаемость по отношению к  другим правовым актам государства.

Закон - высшая форма выражения  государственной воли народа, непосредственное воплощение его суверенитета. Он устанавливает  отправные начала правового регулирования, придает ему единство. Нормы, содержащиеся в актах других органов, основываются на нормах закона, развивают и конкретизируют его положения, являются производными от них.

Высшая юридическая сила закона означает, что никакой другой орган, кроме высшего органа законодательной  власти, не может отменить или изменить закон. Принятие нового закона неизбежно  влечет необходимость отмены или  внесения изменений во все другие акты, которые противоречат его содержанию. Высшая юридическая сила закона означает также, что акты всех иных государственных  органов носят производный характер и не могут ему противоречить.

Закон всегда нормативен, т.е. содержит нормы права, для него характерен особый порядок принятия, специальная  законотворческая процедура, распадающаяся  на ряд стадий: подготовку законопроекта, законодательную инициативу, обсуждение законопроекта, принятие закона и его  обнародование.

Наивысшей юридической силой  среди всего массива законов  обладает Конституция, а также законы, вносящие изменения и дополнения в Конституцию.

Будучи основным законом  государства, Конституция определяет и закрепляет:

организацию государственной  власти;

закрепляет основы конституционного строя;

основные права и обязанности  граждан;

федеративное устройство;

систему государственных  органов, их полномочия и порядок  формирования;

основы правосудия;

избирательную систему.

Конституция - государственно-политический документ учредительного характера, основополагающее начало всей правовой системы, юридическая база для текущей законодательной и всей правотворческой деятельности.

Конституционные законы (в  некоторых зарубежных странах, например, во Франции, их называют органические законы) - это такие акты, необходимость  принятия которых предусмотрена  непосредственно Конституцией.

Обыкновенные законы, издающиеся в процессе текущей законодательной  деятельности, составляют основную массу  законов. Они, в свою очередь, делятся  на кодификационные и текущие.

Кодификационный закон определяет нормативные основы отдельной отрасли (института) законодательства, регулирует значительную и достаточно обширную сферу отношений (имущественные, трудовые, борьба с преступностью и т.д.). Он является единым внутренне связанным документом, включающим как проверенные жизнью, общественной практикой действующие нормы, так и новые правила, обусловленные динамикой социальной жизни, назревшими потребностями развития общества.

Кодификационные законы могут  выражаться в различных формах. Одна из них - это Основы законодательства - акт федерального законодательства, содержащий принципиальные, наиболее общие нормы по предмету совместного  ведения Федерации и ее субъектов, которые должны развиваться и конкретизироваться в иных актах Федерации и ее субъектов. В настоящее время в Российской Федерации действуют основы законодательства об охране труда, об охране здоровья граждан, о нотариате и некоторые другие.

Чаще всего используемый вид кодификационного закона - это  кодекс. Это крупный сводный акт, детально и конкретно регулирующий определенную сферу отношений и  подлежащий непосредственному применению. Он либо полностью поглощает все  нормы соответствующей отрасли (Уголовный  кодекс), либо содержит основную по объему, самую важную часть таких норм (Гражданский кодекс, Трудовой кодекс).

В последние годы в Российской Федерации развернулась интенсивная  деятельность по подготовке и принятию новых законов. За период с начала 90-х гг. и до настоящего времени  было издано около полутора тысяч  законов. Были приняты такие важнейшие  законы, непосредственно отражающие проведение экономической реформы  и демократизацию всех сфер жизни  России, как Гражданский кодекс, Семейный кодекс, Налоговый кодекс, законы о референдуме, о выборах и др.

В федеративном государстве  законы могут издаваться как федеральными органами законодательной власти, так  и органами законодательной власти субъектов Федерации.

 Подзаконные нормативные  акты

Подзаконные нормативные  акты

Подзаконный нормативный  акт - это принятый компетентным органом  и устанавливающий нормы права  юридический акт, который основан  на законе и не противоречит ему "Подзаконные  нормативные акты - это принятые компетентным органом и устанавливающие  нормы права юридические акты, которые основаны на законе и не противоречат ему. Вся система таких  актов строится на строгой их соподчиненности  между собой. Их юридическая сила зависит от положения соответствующего органа, издающего подзаконный нормативный  акт, в общей иерархической системе  органов государства.

В зависимости от органа, принявшего подзаконный нормативный  акт, их можно разделить на общие, ведомственные, местные и локальные (внутриорганизационные).

1. Общие подзаконные акты  издаются правотворческими органами  общей компетенции. С их помощью  осуществляется оперативное государственное  руководство и координация экономической,  политической и социально-культурной  жизни страны.

Главное место в системе  общих подзаконных актов принадлежит:

указам президента как  главы государства, которые обладают наибольшей юридической силой после  закона и регламентируют основные направления  внутренней и внешней политики государства;

акты правительства (следующая  ступень), принимаемые на основе и  во исполнение законов и указов Президента и решающие оперативные вопросы  управления экономикой, социально-культурным строительством, обороной страны и  т.д.

2. Ведомственные нормативные  акты принимаются в пределах  своей компетенции министерствами, госкомитетами и иными ведомствами,  регулируют отношения, складывающиеся  внутри соответствующего ведомства  (таможенные, транспортные, банковские  отношения, вопросы организации  образования, охраны здоровья  и т.д.). Обычно такие акты издаются  в форме приказов, инструкций, постановлений, распоряжений, положений, писем, указаний, уставов и др.

Информация о работе Понятие источника права. Виды источников права