Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 16:29, контрольная работа
На инстанции суды разделяются в зависимости от процессуальной компетенции, при которой один суд - вышестоящий - имеет право проверять решения нижестоящего и в случае их необоснованности и незаконности изменять и отменять эти решения. В соответствии с процессуальной компетенцией суды разделяются на: суды первой инстанции, суды второй инстанции, суды надзорной инстанции.
Судебная инстанция – суд (или его структурное подразделение), выполняющий конкретную судебную функцию, связанную с разрешением судебных дел (принятие решения по существу дела, проверка законности, обоснованности и справедливости решения, вступившего или не вступившего в законную силу).
На инстанции суды разделяются в зависимости от процессуальной компетенции, при которой один суд - вышестоящий - имеет право проверять решения нижестоящего и в случае их необоснованности и незаконности изменять и отменять эти решения. В соответствии с процессуальной компетенцией суды разделяются на: суды первой инстанции, суды второй инстанции, суды надзорной инстанции.
Суд первой
инстанции уполномочен принимат
В отношении гражданских и уголовных дел судами первой инстанции могут быть почти все суды в пределах предоставленных им полномочий, которые более или менее четко определены в законе. Исключение составляют федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды) и арбитражные апелляционные суды: им не дано быть судами первой инстанции.
Суд второй (апелляционный или кассационной) инстанции призван проверять законность, обоснованность и справедливость приговоров и других судебных решений, как правило, не вступивших в законную силу.
Апелляционная инстанция - такого рода инстанции есть в подсистеме арбитражных судов. По закону – это суды, уполномоченные повторно и в полном объеме рассматривать дела, решение по которым еще не вступило в законную силу, и какая-то из сторон не согласна с решением и подала апелляционную жалобу. В таких случаях проходит новое разбирательство дела и выносится новое решение. Такую функцию могут выполнять только арбитражные суды субъектов РФ для решений, вынесенных этими же судами по первой инстанции. Апелляционная инстанция также относится ко второй инстанции в судопроизводстве.
В системе судов общей
юрисдикции функция
Одна из основных особенностей разбирательства судебных дел в апелляционной инстанции заключается в том, что разбирательство представляет собою полное или частичное повторное рассмотрение дела с возможным непосредственным исследованием всех или части доказательств, которое может завершиться постановлением нового (апелляционного) приговора, либо решения по гражданскому делу.
В системе судов общей
юрисдикции (гражданских и военных)
в качестве кассационных
Широкое признание получил термин «надзорная инстанция». Суд надзорной инстанции – его основной задачей является проверка законности и обоснованности всех видов судебных решений, вступивших в законную силу с соблюдением особого порядка производства (надзорного). Именно этим существенно отличается проверка судебных решений в надзорных инстанциях от проверки в кассационных или апелляционных инстанциях. Пересмотр дел в порядке надзора осуществляется в президиумах судов субъектов Российской Федерации, в судебных коллегиях по гражданским и уголовным делам, в Военной коллегии, в Президиуме Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
При характеристике существа полномочий надзорных инстанций важно знать, что для проверки ими приговоров и иных решений, вступивших в законную силу, установлено две процедуры:
1. производство в надзорной инстанции (производство в порядке судебного надзора, надзорное производство);
2. производство ввиду новых или
вновь открывшихся
При выявлении особо названных в законах (новых или вновь открывшихся) обстоятельств надзорная инстанция вправе проверить как законность, так и обоснованность приговора или иного судебного решения. Ей дозволено также принять в четко определенных пределах, решение, ухудшающее положение осужденного по уголовному делу. Наряду с названными надзорными инстанциями в качестве инстанций, наделенных полномочием по проверке судебных решений ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств, могут выступать и другие суды. Например, проверка приговора мирового судьи с соблюдением такой процедуры осуществляется районным судьей, а проверка решения по гражданскому делу, вынесенного судьей любого суда, возможна тем же судьей.
Вышестоящая инстанция (вышестоящий суд) - суды или их структурные подразделения, занимающие более высокую ступень. Как отмечено в ч. 2 ст. 36 Закона о судебной системе, “суды, рассматривающие дела в апелляционном или кассационном порядке, считаются вышестоящими по отношению к судам первой инстанции. Суды, рассматривающие дела в порядке надзора, считаются вышестоящими по отношению к судам, принимавшим ранее решения по делу”.
Пользуются также весьма созвучным термином - высшая судебная инстанция. Этот термин является синонимом наименований Верховного Суда РФ или Высшего Арбитражного Суда РФ, а иногда - и Конституционного Суда РФ.
2. Понятие звена
судебной системы. Основные
Судебная система – это совокупность судов, построенная в соответствии с их компетенцией и поставленными перед ними задачами и целями.
Конституция РФ является основополагающим актом, в общих чертах определяющим суть российской судебной системы. В частности, в статье 118 сказано: 1. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом. 2. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного производства. 3. Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов не допускается.
В системе общих судов народный суд является основным звеном. Это обусловлено прежде всего широкой его компетенцией по осуществлению правосудия, а также тем объемом работы, который фактически им выполняется. Ежегодно суды всех уровней рассматривают и соответствующим образом разрешают несколько миллионов уголовных и гражданских дел, материалов об административных правонарушениях. На долю суда основного звена приходится подавляющее большинство таких дел, все материалы об административных правонарушениях, подведомственных судам, а также дела по жалобам на законность и обоснованность ареста или продления срока содержания под стражей. Он не рассматривает лишь те уголовные и гражданские дела, которые в соответствии с законом относятся к ведению других судов (краевых, областных, военных судов и т.п.). В связи с этим и определяется в основном его наименование: население обращается со своими проблемами, как правило, именно в этот суд.
Принципы его организации определены
Конституцией РФ, Законом о судоустройстве,
Законом о статусе судей и законодательством.
Суд этого уровня действует в каждом районе
или городе, не имеющем районного деления.
В районе (городе) создается один суд, но
возможно создание одного суда на район
и город или на район и города. Возможна
организация межрайонных судов с учетом
объема работы и других факторов. Право
образования таких судов принадлежит
местной администрации по представлению
Министра юстиции РФ или по согласованию
с ним.
Надзор за судебной деятельностью
народных судов осуществляют верховные
суды республик, краевые, областные, городские
в Москве и Санкт-Петербурге, суды автономной
области и автономных округов.
Организационное обеспечение деятельности
районных (городских) судов при строгом
соблюдении принципа независимости судей
и подчинения их только закону возложено
на Министерства юстиции. В наши дни эти
суды нередко называют просто районными,
городскими, окружными или межмуниципальными
судами.
Верховные суды республик, краевые,
областные суды, городские суды в Москве
и Санкт-Петербурге, суды автономной области
и автономных округов занимают в системе
общих судов положение судов среднего
звена. Они являются непосредственно вышестоящими
для народных судов и нижестоящими по
отношению к Верховному Суду РФ. Суды среднего
звена равнозначны между собой по компетенции
и положению в судебной системе, имеют
широкие права по рассмотрению уголовных
и гражданских дел: они выступают в качестве
судов первой, кассационной и надзорной
инстанций.
Суды этого уровня при соблюдении
установленных в законе условий вправе
принять к своему производству гражданские
и уголовные дела, которые в принципе подсудны
районным (городским) судам. Для "перенесения"
гражданского дела в вышестоящий суд требуется
согласие спорящих сторон. Что касается
уголовных дел, то для них установлены
несколько иные условия. Получив в порядке
исключения дело из нижестоящего суда,
областной или приравненный к нему суд
рассматривает его по существу с соблюдением
всех процессуальных правил и принимает
соответствующее решение. В вышестоящие
суды обычно попадают дела: а) имеющие
большое общественное значение; б) не получившие
правильного разрешения после вторичного
рассмотрения в районном (городском) суде;
в) переданные в суды этого уровня по решению
надзорных инстанций. Кроме этого суды
среднего звена обязаны принять к своему
производству для рассмотрения по первой
инстанции гражданские и уголовные дела,
связанные с государственной тайной.
Суды среднего звена,
будучи вышестоящими по отношению к народным
судам, активно участвуют в проверке законности
решений, вынесенных этими судами. В соответствии
со ст. 65 Конституции РФ в состав Российской
Федерации входят: 21 республика, 6 краев,
49 областей, 1 автономная область, 10 автономных
округов, а также города федерального
подчинения Москва и Санкт-Петербург.
Качественное рассмотрение дел в кассационном
порядке имеет важное значение, так как
позволяет предупреждать вступление в
силу незаконных и необоснованных решений,
приговоров, определений и постановлений,
обеспечивая тем самым осуществление
целей и задач правосудия.
Рассматривая жалобы и протесты на приговоры, решения и определения народных судов, не вступившие в законную силу, суд среднего уровня путем дачи указаний по конкретным делам, не нарушая при этом принципа независимости народных судей при разрешении дел, использует одно из важных средств повышения качества и эффективности правосудия.
В связи с принятием в декабре
1993 года новой Конституции РФ суды среднего
звена приобрели весьма ответственное
полномочие по контролю за действиями
органов, занимающихся выявлением и раскрытием
преступлений, в случаях, когда их действия
связаны с ограничением конституционных
прав граждан на тайну переписки, телефонных
переговоров, почтовых, телеграфных и
иных сообщений, а также на неприкосновенность
жилища (см. ч. 2 ст. 23 и ст. 25 Конституции
РФ). Пленум Верховного Суда РФ в своем
постановлении "О некоторых вопросах,
связанных с применением статей 23 и 25 Конституции
Российской Федерации" от 24 декабря
1993 года № 13 разъяснил:
"Рекомендовать Верховным судам республик,
краевым, областным судам, Московскому
и Санкт - Петербургскому городским судам,
судам автономной области и автономных
округов, военным судам округов, флотов,
групп войск и видов Вооруженных Сил принимать
к своему рассмотрению материалы, подтверждающие
необходимость ограничения права гражданина
на тайну переписки, телефонных переговоров,
почтовых, телеграфных и иных сообщений.
Районные (городские) народные суды, военные
суды армий, флотилий, соединений и гарнизонов
не могут отказать в рассмотрении таких
материалов в случае представления их
в эти суды".
Верховный суд Российской Федерации
- высший судебный орган судов общей юрисдикции.
"Верховный суд Российской Федерации,
- говорится в ст. 126 Конституции РФ, - является
высшим судебным органом по гражданским,
уголовным, административным и иным делам,
подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет
в предусмотренных федеральным законом
процессуальных формах судебный надзор
за их деятельностью и дает разъяснения
по вопросам судебной практики".
Другими словами, данный суд
призван выполнять по меньшей мере три
основные социальные функции, реализация
которых определяет его роль и место в
судебной системе и системе других органов
государственной власти:
1. выполнение задач, которые возлагаются
на него как на высший судебный орган по
гражданским, уголовным, административным
и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции;
2. осуществление в предусмотренных федеральным
законом процессуальных формах надзора
за деятельностью таких судов;
3.дача разъяснений по вопросам судебной
практики.
Каждая из этих функций имеет конкретное
содержание. Здесь в связи с общей характеристикой
Верховного Суда РФ и его положения в государстве
достаточно отметить, что первая из названных
функций этого суда проявляется в том,
что он наделен полномочием рассматривать
по существу наиболее сложные и ответственные
гражданские и уголовные дела.
К судам такого рода
можно было бы отнести суды, уполномоченные
рассматривать обычные, не требующие специальных
процедур и познаний дела (практически
это все дела, кроме тех, что отнесены к
ведению Конституционного Суда РФ и Арбитражных
судов).
Но положение высшего судебного органа
требует еще и того, чтобы он проверял
законность и обоснованность приговоров
и иных судебных решений всех возглавляемых
им судов (общих и военных).
Вторая из названных функций Верховного
суда РФ тесно связана с первой. Осуществлять
надзор за деятельностью судов - это значит,
прежде всего, выявлять и исправлять допускаемые
ими ошибки. Как подчеркнуто в Конституции
РФ, делаться это должно только в процессуальных
формах, т. е. с соблюдением установленных
законом правил судопроизводства, а не
произвольно. Выполнение данного требования
- важное средство, призванное обеспечивать
независимость всех нижестоящих судов.
Третья функция тоже не изолирована
от других. Осуществление ее позволяет
Верховному суду РФ активно влиять в нужном
направлении на практику применения конкретных
законов не только судами, но и другими
органами государственной власти, общественными
объединениями, должностными лицами. Разъяснения,
даваемые Пленумом этого суда, опираются
на обобщенную практику судов по применению
конкретных законов, отражают ее суть
и дают ориентиры для правильного применения
соответствующих законов в будущем.
В Российской Федерации действуют Федеральные
суды, Конституционные (уставные) суды
и Мировые судьи субъектов Российской
Федерации, составляющие судебную систему
Российской Федерации. Систему федеральных судов составляют:
Информация о работе Понятие и виды судебных инстанций, звенья судебной системы