Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 12:01, курсовая работа
Право, как и государство, принадлежит к числу не только наиболее важных, но и наиболее сложных общественных явлений. Ведь главное назначение права состоит в регулировании особенно важных общественных отношений, в организации управления обществом. И чтобы осуществить свое назначение право должно соответствовать тому обществу, которое оно регулирует. Из выше сказанного следует, что право изменяется (эволюционирует) от простого (в первобытном обществе) к сложному (в современном обществе). дах к сущности права
Введение
Глава 1.
1.1 Понятие права
1.2 Признаки права
1.3 Основные концепции правопонимания
Глава 2. Классовое и общечеловеческое в сущности права
2.1 Сущность права
2.2 Классовый подход к сущности права
2.3 Общечеловеческий (общесоциальный) подход к сущности права
Заключение
Список использованной литературы
Из этого следует, что право по своей природе идеологично. Оно содержится в общественном сознании и является одной из его форм, выраженной в нормативных, оценочных понятиях, а также в системе представлений о правах и обязанностях, о правомерном и неправомерном, о дозволенном и запрещенном, о санкциях, привилегиях или льготах. Сильная сторона этой концепции в том, что она объединяет право и нравственность, право и справедливость, а слабая – в том, что общественное правосознание неоднородно. То есть, помимо горизонтальных слоев (научное, официальное, профессиональное правосознание) в каждом из которых свое представление о праве, оно имеет и вертикальные срезы по классам и другим социальным группам, придерживающимся порой противоположных представлений о правомерном и неправомерном.
Именно это
обусловило возникновение социо
Согласно социологической концепции, право как система общественных отношений определенно, конкретно, стабильно и защищено со стороны государства. Это и составляет его сущность. Право - «не равный масштаб, применяемый к неравным людям», а применение равного мерила, которое всегда дает неравный результат, индивидуализацию абстрактных норм в соответствии с конкретными жизненными ситуациями, всегда неодинаковыми и тем более нетождественными4. При таком подходе наличие норм и в текстах закона, и в правосознании вовсе не отрицается, однако нормы и их осознание есть масштаб права, но не само право. Ряд норм закона не применяется и не применялся на практике.
Право – это не нормы закона (т.о., П¹З) и не их осознание, так как ряд норм практически не осуществим из-за их абстрактности, а правосознание неопределенно относится к ним. Поэтому по социологическому подходу, право- это сложившийся в обществе правовой порядок, где государство не создает, а лишь «открывает» право, сложившееся и развивающееся в самом обществе.
Л. Петражицкий, А. Росс, Г. Гурвич выделяют отдельную концепцию психологическую. Согласно этому подходу, основу всех правовых явлений составляет интуитивное право, которое является совокупностью личных переживаний индивида, сознание двухсторонней (императивно-атрибутивной) связанности воли между субъектами. Интуитивное право характеризуется психическим отношением лица к праву объективному (позитивному). И позитивное право носит второстепенный характер к интуитивному праву.
Анализ выше
рассмотренных концепций
Противником интегративного подхода выступил О.Э. Лейст, который считает, что все три концепции правопонимания: нравственная, нормативистская, социологическая, - верно отражают отдельные аспекты сущности и содержания права. Но при этом общее понятие не должно быть их синтезом. Каждый из подходов выступает необходимым противовесом двум другим. Социальное назначение каждой концепции – «через критику уязвимых сторон других концепций высветить негативные свойства и опасные тенденции самого права»5.
Наличие множества
определений права следует
Существует несколько
путей преодоления негативных сторон
множественности определений
Глава 2.
2.1 Сущность права
Сущность – главное, основное понятие в рассматриваемом объекте, а потому ее выяснение представляет особую ценность в процессе познания. Однако к правильному выводу о сущности какого-либо явления можно прийти только лишь в случае, когда оно получило достаточное развитие и в основном сформировалось. Применительно к праву это положение имеет первостепенное значение. Поэтому следует выделить требования к определению сущности права:
В учебной литературе по
теории государства и права
отношение к проблеме сущности
права неоднозначно, а в некоторых
отдельных изданиях эта
Выделяют четыре основных подхода:
Можно выделить следующие всеобщие сущностные черты права:
А) реализация принципов свобод;
Б) равенство права, которое призвано обеспечить формальное равенство возможностей субъектов права;
В) справедливость, то есть право – «эквивалент, мера воздаяния за содеянное.
Сущность права - "крепкий орешек".
Ее не так-то просто выявить, установить,
поэтому чисто методически при рассмотрении
сущности права важно учитывать две стороны
- формальную и содержательную. С формальной
точки зрения любое право по своей природе
есть прежде всего регулятор и стимулятор
общественных отношений. Однако если при
анализе сущности права ограничиваться
данным аспектом, то право в разные эпохи
и в разных государствах будет одинаковым
по своей сути, и мы никогда не сможем познать
сущность права конкретного общества.
Например, рабовладельческое право Древнего
Рима и современное право Италии далеко
не тождественны по своей сущности.
Поэтому необходимо обратиться к содержательной
стороне, позволяющей ответить на следующие
вопросы: чьи интересы обслуживает в первую
очередь данный регулятор, какие функции
осуществляет в приоритетном порядке?
История, социальная практика убедительно
показывают, что право может использоваться
в различных целях как средство первоочередного
удовлетворения потребностей тех или
иных классовых, общественных, религиозных,
национальных, расовых и других интересов.
Исходя из этого, можно выделить и соответствующие
подходы к сущности права. Таким
образом, только рассмотрев и проанализировав
подходы к сущности права, можно понять
сущность всего права в целом. Существует
несколько подходов: религиозный,
этнический, расовый и иные подходы к сущности
права, но выделяют два основных - классовый
и общесоциальный (общечеловеческий) подходы.
§2.2 Классовый подход к сущности права
Право, как и государство, характеризуется
двойственной природой. Дуализм права
проявляется в сочетании
1 Сырых В.М. Теория государства и права. Учебник для ВУЗов.-М., «Былина», 1998, С.92
2 Лившиц Р.З. Государство и право в современном обществе: необходимость новых подходов. – Сов. гос. и право. 1990. №10. С.18-19
3 Лейст О.Э. Три концепции права // Сов. гос и право. 1991. №12. С.3-11.
4 Лейст О.Э. Три концепции права // Сов. гос. и право. 1991. №12. С.3-11.
5 Лейст О.Э. Три концепции права // Сов. гос. и право. 1991. №12. С.3-11.
6 Алексеев С.С. Теория права. С.71-80.
7 Нерсесянц В.С. Философия права - М., 1998.
8 Теория государства и права. / Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова.-М.,1997.С217-240.
9 Общая теория государства и права: Учеб./ Под ред. В.В. Лазарева. 3-е изд., перераб. и доп. М., 1999. С.129-130.
Информация о работе Понятие и признаки права. Классовое и общечеловеческое в сущности права