Понятие и признаки нормы права

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 14:15, курсовая работа

Краткое описание

Еще в древности первые коллективы людей начали самоорганизовываться, изначально для выживания, а затем в целях развития в более сложные и гармоничные социальные структуры, вырабатывая общие для каждого своего члена правила поведения. Общими регуляторами жизни таких обществ сначала были социальные нормы, закрепленные в обычаях и традициях, которые люди приспосабливали в результате взаимодействия друг с другом и с окружающим миром.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………… 3
Глава 1. Понятие и признаки нормы права………………………………………5
1.1 Понятие нормы права ……………………………………………………… 5
1.2 Признаки нормы права …………………………………………………… ..6
Глава 2. Структура нормы права …………………………………………………...10
2.1 Структура нормы права. Диспозиция………………………………………10
2.2 Гипотеза………………………………………………………………………13
2.3 Санкция …………………………………………………………………….. 14
Глава 3. Виды норм права………………………………………………………………18
Заключение……………………………………………………………………...25
Используемая литература…………………………………………………...27

Файлы: 1 файл

курсовая норма права.docx

— 50.18 Кб (Скачать)

5. По  характеру субъективных прав  и обязанностей различают три  основных вида норм:

управомочивающие, которые предоставляют  своим адресатам право на совершение положительных действий. Социальный смысл управомочивающих норм - предоставление субъектам права определенной возможности  поведения, гарантированной соответствующими обязанностями других лиц;

обязывающие, содержащие обязанность совершения определенных положительных действий;

запрещающие, которые устанавливают пассивные  обязанности не совершать определенных действий и безусловный запрет на совершение действий и поступков, которые  определены законом как правонарушения.

6. Отраслевые  нормы подразделяются на материальные  и процессуальные.

Первые  являются правилами поведения субъектов, определяют содержание прав, обязанностей и запретов, непосредственно направленных на регулирование общественных отношений, указывают "что делать".

Вторые  содержат предписания, устанавливающие  порядок, процедуру, форму реализации или охраны норм материального права, указывают, "как делать".

7. По  сфере действия вычленяются нормы  общего действия, нормы ограниченного  действия и локальные нормы.

«Нормы  общего действия распространяются на всех граждан и функционируют  на всей территории государства.

Нормы ограниченного  действия имеют пределы, обусловленные  территориальными, временными, субъектными  факторами. Это нормы, издаваемые высшими  органами власти республик, входящих в  состав Российской Федерации, или нормы, исходящие от представительных или  исполнительных органов краев, областей, и др.

Локальные нормативные предписания действуют  в рамках отдельных государственных, общественных или частных структур»25.

8. По  времени действия нормы права  классифицируются на постоянные, установленные на неопределенный  срок, и временные, действующие  лишь на определенном отрезке  времени.

9. По  кругу лиц. «Распространяются  или на всех, кто подпадает  под их действие, или на четко  обозначенную группу субъектов:  военнослужащих, железнодорожников  и т.п.»26.

10. По  субъектам правотворчества различают  нормы, исходящие от государства,  непосредственно от гражданского  общества, от международных субъектов.

В первом случае это нормы органов представительной, исполнительной и судебной государственной  власти (в тех странах, где имеет  место прецедент).

Во втором случае нормы принимаются непосредственно  населением отдельного территориального образования или всей страны (всенародный  референдум, на котором была принята  Конституция Российской Федерации).

В третьем случае это нормы международного права, которые представляют собой  результат согласования интересов  субъектов из разных стран.

11. По юридической силе правовые  нормы делятся на нормы закона  и нормы подзаконных актов,  федеральные нормы и региональные  нормы.

При выявлении  противоречия между нормами, установленными на разных законодательных уровнях, применяются определения норм, содержащиеся в нормативных актах Российской Федерации, которые имеют преимущество по отношению к нормам, установленным  в актах субъектов Федерации.

«Во всех случаях расхождения норм закона и подзаконных актов действуют  определения законов.

Последующий нормативный акт того же (или вышестоящего) государственного органа вносит изменения  в предыдущие.»27

12.По степени специализации различают  общие и специальные нормы.  Специальные нормы обеспечивают  более конкретное регулирование  одного и того же предмета. В случае противоречивости общих  и специальных норм, приоритет  остается за последними.

13. Особо стоит остановиться  на рассмотрении специальных  или специализированных норм.

Нормы-принципы (учредительные нормы) – это нормы, закрепляющие основные, исходные начала права. Они не создают  непосредственно прав и обязанностей, но указывают принципиальное направление  правового регулирования, в чем  и заключается их функциональное предназначение. Таковы многие конституционные  нормы.

Декларативные нормы - это положения программного характера, которые определяют задачи правового регулирования отдельных  видов общественных отношений и  содержат нормативные объявления.

Дефинитивные нормы содержат определения  каких-либо юридических понятий.

Оперативные нормы отменяют действующие  нормативные положения или вводят новые, распространяют данные нормы  на новый круг отношений и т.д.

Коллизионные нормы направлены на разрешение правовых коллизий, понимаемых в узком смысле слова. Они указывают, право какого государства должно быть применено к гражданскому, семейному, трудовому и иному правоотношению, сторонами которого являются субъекты разных государств.

Мне представляется, что коллизионные, учредительные и декларативные  правоположения также возможно ввести в состав одного из элементов правовой нормы без искажения содержания нормы права. При этом, совместное их прочтение может облегчить  понимание смысла регулируемых общественных отношений.

 

 

Заключение

 

Нормы права, являясь исходными, основополагающими  элементами построения правовой системы  государства и механизма правового  регулирования, выступают как набор  предписаний, моделей поведения  в правовых отношениях, и оказывают  активное воздействие на сознание, волю и поведение людей. В них  указывается, что дозволено и  что разрешено, каковы последствия  соблюдения или нарушения зафиксированного в них предписания, поэтому знания о структуре правовой нормы, внутренних взаимосвязях ее элементов, выполняемых  функциях и разновидностях норм права  важны не только начинающему юристу, но и обычному человеку, не связанному с юриспруденцией, так как человеческая деятельность постоянно сопровождается и регулируется установленными государством различными правилами, и нужно уметь  самостоятельно разбираться в огромном количестве юридических предписаний  и грамотно их применять.

Следует отметить, что конструкции правовых моделей поведения, изложенные в  действующем законодательстве, во многих случаях отличаются от научного представления  о классической структуре нормы  права. Вероятно, законодатель при создании новых правовых актов и формировании текстов правил ориентируется в  первую очередь на большинство людей, не имеющих юридического образования  и всесторонних знаний о норме  права, поэтому преподносит их в  упрощённом виде, делает доступным  заложенный в документах смысл, пытается довести до сознания людей то, что  от них требуется. Но с другой стороны, такое изложение создает определенные трудности при соотнесении того или иного содержащегося в  нормативно-правовом акте правоположения с элементами классической структуры  нормы.

В ходе анализа  различных точек зрения авторов  учебных юридических пособий  относительно нормы права, можно  сделать вывод, что профессиональные юристы, ученые, педагоги и практики, порой не могут придти к единообразному пониманию отдельных моментов, касающихся структуры правовой нормы, ее составных элементов и их соответствующих положении в многообразии правовых положений и актов. Конечно, наличие противоположных точек зрения является движущей силой развития и прогресса научной мысли, в том числе и в правовых науках, но нельзя также упускать из виду необходимость направления научные усилий на формирование единообразного понимания основополагающих элементов системы права, на создание теоретической базы для эффективного законотворчества, которые бы позволили оптимизировать законодательство, сделав его понятным, простым, действенным и без правовых пробелов.

 

 

Использованная литература

 

Нормативно-правовые акты:

1. Конституция Российской Федерации  от 12 декабря 1993 г. // Собрание законодательства  РФ. – 2009. - №4. - Ст. 445.

2. Уголовный кодекс Российской  Федерации от 13.06.1996 №63-ФЗ // Собрание  законодательства РФ. - 1996. - №25. - Ст. 2954.

3. Кодекс Российской Федерации  об административных правонарушениях  от 30.12.2001 №195-ФЗ (в ред. от 04.10.2010 г.) // Собрание законодательства РФ. -2002. - №1 (ч. 1). - Ст. 1.

4. Федеральный закон от 24.07.2007 N 210-ФЗ (в ред. от 23.07.2010 г.) "О  внесении изменений в Кодекс  Российской Федерации об административных  правонарушениях" // Собрание законодательства  РФ. – 2007. - №31. - Ст. 4007.

5. Федеральный закон от 27.07.2004 №79-ФЗ "О государственной гражданской  службе Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. -2004. - №31. - Ст. 3215.

6. Постановление Правительства  РФ от 10.05.2010 №316 "О внесении  изменений в Постановление Совета  Министров - Правительства Российской  Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090" // Собрание законодательства РФ. 2010. -№20. - Ст. 2471.

7. Постановление Правительства  РФ от 24.01.2001 №67 "О внесении  изменений и дополнений в решения  Правительства Российской Федерации  по вопросам обеспечения безопасности  дорожного движения" // Собрание  законодательства РФ. – 2001. - №11. - Ст. 1029.

8. Постановление Правительства  РФ от 23.10.1993 N 1090 (в ред. от 24.02.2010 г.) "О Правилах дорожного движения" (вместе с "Основными положениями  по допуску транспортных средств  к эксплуатации и обязанности  должностных лиц по обеспечению  безопасности дорожного движения") // Собрание актов Президента и Правительства РФ. -1993. - №47. - Ст. 4531.

9. Приказ Минюста РФ от 04.05.2007 №88 "Об утверждении Разъяснений  о применении Правил подготовки  нормативных правовых актов федеральных  органов исполнительной власти  и их государственной регистрации" // Российская газета. – 2007. - 24 мая.

 

Литература:

10.Большой юридический словарь. 3-е изд., доп. и перераб. / Под ред. проф. А. Я. Сухарева. — М.: ИНФРА-М, 2007. - 868 с.

11. Венгеров А.Б. Теория государства и права. 3-е изд. - М.: Юриспруденция, 2011. - 528 с.

12. Мухаев Р.Т. Теория государства и права: Учебник для вузов. – М.: Издательство ПРИОР, 2005. - 464 с.

13. Общая теория права. Курс лекций / Под общей редакцией профессора В. К. Бабаева. - Нижний Новгород: Нижегородская ВШ МВД Российской Федерации, 2011. - 539 с.

14. Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2001. – 472 с.

15. Теория государства и права: Учебник / Под ред. М.Н. Марченко. - М.: Зерцало, 2004. - 397 с.

16. Теория государства и права. Учебник / Под ред. С.С. Алексеева. – М.: НОРМА, 2009 - 484 с.

 

Специальная литература:

17. Липинский Д.А. Позитивная юридическая ответственность и поощрительные санкции: проблемы взаимосвязи. // Право и политика. - М.: - 2008. - № 1. – С. 19-26.

18. Мусаткина А.А. Поощрительные финансово-правовые санкции // Современное право. - М.: Новый Индекс. - 2005. - № 5. – С.65-68.

19. Поляков А.В. Введение в общую теорию государства и права. Курс лекций. - СПб.: Юриспруденция. Электронное издание, 2000. - 140 с.

 

 

1  Теория государства и права. Учебник / Под ред. С.С. Алексеева. – М.: НОРМА, 2009 г. – С. 232.

2  Общая теория права. Курс лекций / Под общей редакцией профессора В. К. Бабаева. - Нижний Новгород: Нижегородская ВШ МВД Российской Федерации, 2011.- С. 283.

3   Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2001. – С. 108.

4  Венгеров А.Б. Теория государства и права.  3-е изд. - М.: Юриспруденция, 2011. — С. 220.

5    Приказ Минюста РФ от 04.05.2007 №88 "Об утверждении Разъяснений о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации"  // Российская газета. – 2007. - 24 мая.

6  Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. // Собрание законодательства РФ. – 2009. - №4. - Ст. 445.

7  Постановление Конституционного суда РФ от 25 Апреля 2001 г. № 6-П "По делу о проверке конституционности статьи 265 Уголовного Кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина А.А. Шевякова" // Собрание законодательства РФ. – 2001. -№ 23. - Ст. 2408.

8   Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. // Собрание законодательства РФ. – 2009. - №4. - Ст. 445.

9  Поляков А.В. Введение в общую теорию государства и права. Курс лекций. - СПб.: Юриспруденция. Электронное издание, 2000. - С.98.

10  Теория государства и права. Учебник / Под ред. С.С. Алексеева. – М.: НОРМА, 2009 г. – С.233.

11  Общая теория права. Курс лекций / Под общей редакцией профессора В. К. Бабаева. - Нижний Новгород: Нижегородская ВШ МВД Российской Федерации, 1993.- С. 298.

12  Братусь С.Н. Юридическая ответственность и законность. –М.: Юридическая литература, 1976. С.62

13  Поляков А.В. Введение в общую теорию государства и права. Курс лекций. - СПб.: Юриспруденция. Электронное издание, 2000. - С.99.

14  Венгеров А.Б. Теория государства и права.  3-е изд. - М.: Юриспруденция, 2011.—  Ñ.228.

15  Поляков А.В. Введение в общую теорию государства и права. Курс лекций. - СПб.: Юриспруденция. Электронное издание, 2000. - С.101.

Информация о работе Понятие и признаки нормы права