Понятие и признаки нормы права

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 14:15, курсовая работа

Краткое описание

Еще в древности первые коллективы людей начали самоорганизовываться, изначально для выживания, а затем в целях развития в более сложные и гармоничные социальные структуры, вырабатывая общие для каждого своего члена правила поведения. Общими регуляторами жизни таких обществ сначала были социальные нормы, закрепленные в обычаях и традициях, которые люди приспосабливали в результате взаимодействия друг с другом и с окружающим миром.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………… 3
Глава 1. Понятие и признаки нормы права………………………………………5
1.1 Понятие нормы права ……………………………………………………… 5
1.2 Признаки нормы права …………………………………………………… ..6
Глава 2. Структура нормы права …………………………………………………...10
2.1 Структура нормы права. Диспозиция………………………………………10
2.2 Гипотеза………………………………………………………………………13
2.3 Санкция …………………………………………………………………….. 14
Глава 3. Виды норм права………………………………………………………………18
Заключение……………………………………………………………………...25
Используемая литература…………………………………………………...27

Файлы: 1 файл

курсовая норма права.docx

— 50.18 Кб (Скачать)

Слова-приказы  «обязаны» и «должны» схожи по своему воздействию на участников правоотношений. Также возможно употребление в правовых нормах и других синонимов, означающих обязанность выполнения действий.

В специальной  юридической литературе диспозиции также различают в зависимости  от способа изложения: абстрактные; конкретные (описательные); простые (безальтернативные); сложные (безальтернативные); альтернативные; прямые; отсылочные; бланкетные.

Абстрактные диспозиции «характеризуются отвлеченно-общим (обобщающим) характером формулируемого правила поведения. (Обязанность родителей воспитывать  детей)»15.

Конкретные (описательные) диспозиции, представляют собой правила поведения, сформулированные при помощи конкретных, индивидуализированных признаков. Все существенные признаки поведения описаны в данной диспозиции.

Простые (безальтернативные) диспозиции предполагают один вариант поведения.

Сложные диспозиции содержат два и более  вариантов поведения, которые субъекту обязательно необходимо выполнять. (11.1. Прежде чем начать обгон, водитель обязан убедиться в том, что: полоса движения, на которую он намерен  выехать, свободна на достаточном для  обгона расстоянии и этим маневром он не создаст помех встречным  и движущимся по этой полосе транспортным средствам;

следующее позади по той же полосе транспортное средство не начало обгон, а транспортное средство, движущееся впереди, не подало сигнал об обгоне, повороте (перестроении) налево;

по завершении обгона он сможет, не создавая помех  обгоняемому транспортному средству, вернуться на ранее занимаемую полосу. П.11.1. ПДД РФ).

Альтернативные  диспозиции определяют несколько возможных  вариантов поведения («Пешеходы  должны двигаться по тротуарам или  пешеходным дорожкам, а при их отсутствии - по обочинам. При отсутствии тротуаров, пешеходных дорожек или обочин, а  также в случае невозможности  двигаться по ним пешеходы могут  двигаться по велосипедной дорожке  или идти в один ряд по краю проезжей части (на дорогах с разделительной полосой - по внешнему краю проезжей части». П.4.1. ПДД РФ).

При прямом способе изложения элемент нормы  права прямо излагается в статье.

Отсылочные  диспозиции не излагают правило поведения, а отсылают для ознакомления с  ним к другой конкретной статье того же или другого нормативного правового  акта. («Конструкция жесткого буксирующего устройства должна соответствовать  требованиям ГОСТа 25907-89» п.10 Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения).

Бланкетные  диспозиции содержат правила поведения  в самой общей форме, отсылая  субъекта реализации для ознакомления «к другому нормативно-правовому  акту в целом или к его части, или к нескольким нормативным  актам»16 без указания на конкретную норму, где можно найти недостающие сведения, к определённым отраслям права и даже к «действующему законодательству» («Принятие в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта осуществляются в порядке, установленном федеральным конституционным законом.» ч.2 ст.65 Конституции РФ).

2.2 Гипотеза

В структуре  правовой нормы перед диспозицией  стоит гипотеза. Гипотеза содержит перечень условий (жизненных обстоятельств), наличие которых дает возможность  осуществить правило поведения  – диспозицию, она приводит в  движение юридическую норму. «Гипотеза  придает этим жизненным обстоятельствам  юридическое значение, превращает их в юридические факты»17.

Гипотезы, как и диспозиции, различают по видам: простые, сложные, альтернативные, абстрактные, конкретные.

Гипотеза  называется простой, если в ней указано  одно обстоятельство, с наличием или  отсутствием которого связывается  действие юридической нормы.

«Если гипотеза действие нормы ставит в зависимость  от наличия или отсутствия одновременно двух или более обстоятельств, то она называется сложной.»18

Альтернативной  называют гипотезу, ставящую действие юридической нормы в зависимость  от одного или другого перечисленного обстоятельства.

«Абстрактные и конкретные гипотезы определяются по тем же правилам, что  и абстрактные и конкретные диспозиции.»19

2.3 Санкция

Что касается такого элемента правовой нормы как  санкция, то в отличие от понимания  гипотезы и диспозиции среди юристов  нет однозначного отношения к  ее содержанию и функциям. Дискуссия  относительно санкции носит противоречивый характер.

В большинстве  словарей, как и в Большом юридическом  словаре, слово «санкции (от лат. sanction — строжайшее постановление) означают «меры и решения, имеющие, как правило, окончательный, не подлежащий пересмотру характер. В праве понятие санкции имеют четыре основных значения: а) меры, применяемые к правонарушителю и влекущие для него определенные неблагоприятные последствия. В зависимости от характера мер и применяющих их органов санкции делятся на уголовно-правовые, административно-правовые, дисциплинарно-правовые, имущественные. б) структурная часть общей нормы права, указывающая на возможные меры воздействия на нарушителя данной нормы; в) разрешение (согласие) прокурора на производство дознавателем, следователем соответствующих следственных и иных процессуальных действий и на принятие ими процессуальных решений (п. 39 ст. 5 УПК РФ); г) в международном праве — меры воздействия на государство, нарушившее нормы этого права, свои международные обязательства.»20

В более  широком смысле понятие санкция  определяется как мера воздействия, важнейшее средство социального  контроля. Различают негативные санкции, направленные против отступлений от социальных норм, и позитивные санкции, стимулирующие одобряемые обществом, группой отклонения от норм. Формальные санкции налагаются официальным  общественным или государственным  органом; неформальные - проявляются  через реакцию членов группы, друзей и т. д.

Исходя  из 3-х элементной структуры правовой нормы, санкция следует за диспозицией  и является реакцией на применение правила поведения, изложенного  в ней.

Указывая, что философы, а чаще всего  социологи под санкцией понимают не только негативные (порицание, наказание), но и позитивные (одобрение, поощрение) последствия за социально значимое поведение человека, большая часть  юристов, ссылаясь на юридическую науку, придерживаются односторонней позиции, что санкция – это часть  юридической нормы, указывающая  на неблагоприятные последствия  имущественного, морального, психического, физического характера, возникающие  в результате нарушения диспозиции правовой нормы. В ней выражается неодобрительное отношение общества, государства, личности к нарушителям  правовой нормы.

Поощрительная санкция в регулятивных нормах может быть выражена в молчаливом одобрении государством правомерного поведения. Но реакция государства на поведение, нарушающего установленную жизненную модель, должна быть обязательно выражена в охранительных санкциях. В противном случае такая правовая норма будет ущербной, т.к. не сможет воздействовать на выполнение обязательного или воздерживаться от запрещенного поведения.

Среди охранительных  санкций выделяют «правовосстановительные  и карательные (штрафные) санкции. Правовостановительные  санкции направлены на восстановление нарушенного права субъекта. (Например, возмещение причиненного вреда, изъятие  собственности из чужого незаконного  владения). Карательные (штрафные) санкции  направлены на причинение правонарушителю  такого правового урона, который  заключается в новых для него обременениях (правоограничениях, специальных  обязанностях)».21

Поощрительные письменные санкции нормы права  разделяют на «возлагающие дополнительные блага и льготы и сокращающие (исключающие) дополнительные обременения».22

Общей классификацией для охранительных и поощрительных  санкций будет деление санкций  на абсолютно-определенные, относительно-определенные и альтернативные.

В абсолютно-определенных санкциях точно указан один вид последствий.

Относительно-определенные санкции предполагают применение последствий  в определенных границах (от … и  до …).

Альтернативные  санкции предусматривают несколько  вариантов последствия, которые  разграничиваются союзом «или».

Встречаются также и бланкетные санкции, имеющие  абстрактно-обобщенное содержание и  направляющие к другим нормативно-правовым актам.

Трехчленная структура норм права имеет исключительно  большое значение для правотворческой  и правоприменительной деятельности, так как позволяет создавать жизнеспособную, проверенную практикой, эффективную систему государственно-правового воздействия на поведение человека. Трехэлементный состав юридической нормы обеспечивает четкое определение самого варианта необходимого поведения, ситуации его действия (бездействия), побудительных средств, обеспечивающих реализацию правового предписания.

 

        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Глава 3. Виды норм праванорма право поведение

Многогранные  общественные отношения, разнообразие повторяющихся жизненных ситуаций и необходимость установления рамок  социально полезного поведения  человека обусловливают тот факт, что в системе права сформулированы достаточно разнообразные правовые нормы. Чтобы определить общие и  отличительные черты данных норм, необходимо их классифицировать. В  научной юридической литературе приводятся разные классификации правовых норм. Порой бывает так, что один и тот же вид норм авторы обозначают по-разному, что приводит к некоторой  путанице в понимании.

Проанализировав и обобщив многообразие делений, следует остановиться на классификации, отражающей наиболее значимые основания  деления правовых норм, на которых  акцентируют внимание большинство  ученых-юристов.

1. По  кругу лиц, чьи интересы защищают  нормы права, принято производить  деление на нормы частного  и нормы публичного права. Такое  деление, обозначившееся еще в  римском праве, более всего  связано с различием норм, выражающих  интересы отдельных лиц и их  объединений (сфера отношений  гражданского общества), и норм, регулирующих  деятельность государства, его  органов и должностных лиц). Публичное  право защищает то, что вредит  обществу, а частное право - то, что вредит отдельным лицам.  В тоталитарных государствах, где  огосударствлена большая часть  общественных отношений, значительная  часть частного права поглощена  публичным. Развитие отношений  гражданского общества, основанного  на юридическом равенстве людей,  на правах и свободах личности, ее автономии, инициативе и  предприимчивости, закономерно ведет  к повышению значения норм  и отраслей права, регулирующих  имущественные, договорные, кредитные  и иные отношения, а также  охраняющих их норм гражданского  процесса.

«К частному праву относятся нормы гражданского, семейного, трудового и других отраслей права, связанных с развитием  гражданского общества. Публичное право  включает государственное, административное, финансовое, уголовно-процессуальное и гражданско-процессуальное и другие отрасли права, регулирующие деятельность государственных органов и должностных  лиц. К публичному праву относится  также большинство норм уголовного права»23.

Среди критериев деления правовых норм на публичные и частные наиболее существенное значение имеют следующие  два.

«Первый: для публичного права характерны отношения “власть — подчинение”, для частного права — отношения  юридического равенства субъектов.

Второй: публичное право построено  на принципе субординации, частное  право - на принципе координации воли и интересов участников отношений».

2. По  предмету правового регулирования  различают нормы различной отраслевой  принадлежности: конституционного, гражданского, уголовного, административного, трудового  и иных отраслей права.

3. По  методу правового регулирования  выделяются императивные, диспозитивные,  рекомендательные нормы.

Императивные  нормы имеют сугубо строгий, властно-категоричный характер, не допускающий отклонений в регулируемом поведении. Это, как  правило, нормы административного  права.

Диспозитивным нормам присущ автономный характер, позволяющий  сторонам (участникам) отношений самим  договориться по вопросам объема, процесса реализации субъективных прав и обязанностей или использовать в определенных случаях резервное правило. Диспозитивность  обозначается как право или возможность  поступить иначе, чем указано  нормой. Носитель права волен воспользоваться или не воспользоваться им. Такие нормы применяются преимущественно в гражданско-правовых отношениях.

Рекомендательные  нормы «обычно адресуются негосударственным  предприятиям, устанавливают варианты желательного для государства поведения»24.

4. По своим функциям нормы  делятся на регулятивные и  охранительные.

Регулятивные нормы регулируют поведение субъектов права путем  установления их прав и обязанностей. Они обеспечивают позитивное регулирование  поведения.

Охранительные нормы фиксируют меры государственного принуждения и обеспечивают защиту установленных правил в случае их нарушения.

Такое функциональное деление, на мой взгляд, следует производить  исходя из функции, которую несет  содержащаяся в норме санкция. Если санкция охранительная, которая  выражает негативную оценку государства  факта нарушения установленных  правил поведения и несет неблагоприятные  последствия для нарушителя, следовательно, норма в целом тоже охранительная. Если санкция поощрительная, в том  числе и умозрительная, выраженная в молчаливом одобрении государства, которая выражает позитивную оценку любого правомерного поведения –  допустимого, обязательного, запрещенного, значит правовая норма также поощрительная  или регулятивная. Для ликвидации правовой неопределенности в вопросе  неписанной положительной реакции  государства можно было бы искусственно ввести в законодательство общую  поощрительную санкцию для всех моделей правомерного поведения.

Информация о работе Понятие и признаки нормы права