Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 10:50, курсовая работа
Государство представляет собой особую лубличную власть, не сливающуюся с обществом, отделенную от общества. Государственная власть осуществляется органами, которые занимаются только управлением. Противоположность этой власти - власть общественная, реализация которой характеризуется отсутствием специальных публичных учреждений. Здесь управление обществом или социальной группой осуществляется при помощи институтов, находящихся внутри общества или группы, а не стоящих извне; таким образом, можно говорить не столько об управляющем воздействии, сколько о самоуправлении. Слоя профессиональных управленцев не было, например, в первобытном обществе.
Введение
1. Основные характеристики правового государства
1.1.Экономическая социальная и нравственная основы правового
государства……………………………………………..
2. Основные принципы правового государства
3. Сущность правового государства
4. Пути формирования правового государства в РФ
ПОСЛЕСЛОВИЕ
Используемая литература
8
ПОНЯТИЕ И ПРИНЦИПЫ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА. ПУТИ ЕГО ФОРМИРОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
Содержание
Введение
1. Основные характеристики правового государства
1.1.Экономическая социальная и нравственная основы правового
государства……………………………………………..
2. Основные принципы правового государства
3. Сущность правового государства
4. Пути формирования правового государства в РФ
ПОСЛЕСЛОВИЕ
Используемая литература
Государство- это публичная организация, обладающая верховной властью на определенной территории.
Государство представляет собой особую лубличную власть, не сливающуюся с обществом, отделенную от общества. Государственная власть осуществляется органами, которые занимаются только управлением. Противоположность этой власти - власть общественная, реализация которой характеризуется отсутствием специальных публичных учреждений. Здесь управление обществом или социальной группой осуществляется при помощи институтов, находящихся внутри общества или группы, а не стоящих извне; таким образом, можно говорить не столько об управляющем воздействии, сколько о самоуправлении. Слоя профессиональных управленцев не было, например, в первобытном обществе.
Поскольку государство выражено в органах, которые занимаются только организацией общественной жизни и сами ничего не производят, оно имеет право на. сбор денежных средств с населения. Различные налога, сборы, займы идут на содержание государственного аппарата и экономическое обеспечение политики. Данная характеристика государства производна от его понимания как публичной власти, однако в теории государства и права еще с прошлых лет сложилась традиция указывать право на сбор налогов в числе основных признаков государства. Власть государства распространяемся на определенную территорию, в отличие, например, от власти, существовавшей в первобытном обществе. Последняя распространялась на всех членов рода вне зависимости от их места нахождения. То же самое можно сказать в отношении власти самых различных общественных организаций, объединяющих людей по идеологическим, религиозным, профессиональным признакам, а не по территориальному.
Государство обладает суверенитетом. Суверенитет- это верховенство власти внутри страны и независимость ее вне страны. Суверенная власть понимается как власть верховная, независимая, неделимая, неотчуждаемая, всеобщая. Суверенитет- это одна из характеристик власти, которой обладает государство. Суверенность власти государства означает ее верховенство и независимость по отношению к властям всех лиц и организаций, находящихся как в пределах, так и за пределами территории государства. Из этих двух признаков, составляющих суверенитет, долгое время говорили в основном о втором: независимости, неподчинении государства как суверена любому надгосударственному образованию или другому государству.
Суверенитет государства выражается: в самостоятельности принятия решений в области внутренней и внешней политики; в распространении государственной власти на всю территорию страны, общеобязательности решений органов государства для всех, кого они касаются (т. е. в универсальности- часто используют именно такой термин); возможности отмены решений иных властей (t. е. в прерогативе).
С юридической точки зрения суверенитет проявляется:
в исключительном праве на издание законов, других нормативных актов, правоприменительных актов, обязательных для всех граждан, организаций и учреждений; в исключительном праве на законное применение силы (в том числе и физического насилия, которое возможно от кратковременного ограничения свободы До лишения жизни). Для этого у государства имеются соответствующие органы - суд, прокуратура, армия, полиция, служба безопасности.В число обязательных признаков государства входит также его назначение. этот признак очень часто находит выражение вопределении рассматриваемого явления. Государство необходимо для управления обществом, зто специфическая форма организации общественной жизни.
Одна из основных категорий, которая используется, при характеристике государства как явления - это власть. В самом общем смысле власть можно определить как способность и возможность оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью каких- либо средств: воли, авторитета, права, насилия и т. д. Суть власти состоит в реальной возможности властвующих подчинять своей воле подвластных.
В перечисленных выше признаках государства почти все характеристики - это характеристики государства как организации, обладающей властью (публичной, территориальной, суверенной). Государственная власть - это разновидность социальной власти, воплощающаяся в государственно-правовых институтах и предназначенная для организации управления обществом. Государство и право-это такие социальные институты, которые организационно оформляют государственную власть.
Государственная власть осуществляется через государственные органы в правовых формах.
Обобщая признаки государства: государство представялет собой политическую, структурную и территориальную организацию.
Идея правового государства имеет давнюю традицию, и сегодня правовое государство понимается как наиболее развитая, надежная и адекватная форма сочетания государственных и юридических гарантий реальности прав и свобод индивидов, организаций.
Экономической основой правового государства являются производственные отношения, базирующиеся на многоукладности, на различных формах собственности (государственной, коллективной, арендной, кооперативной, частной и других) как равноправных и в одинаковой мере защищенных юридически. В правовом государстве собственность принадлежит непосредственно производителям и потребителям материальных благ; индивидуальный производитель выступает как собственник продуктов своего личного труда. Правовое начало государственности реализуется только при наличии самостоятельности и свободы собственности, которые экономически обеспечивают господство права, равенства участников производственных отношений, постоянный рост благосостояния общества и его саморазвитие.
Социальную основу правового государства составляет саморегулирующееся гражданское общество, которое объединяет свободных граждан — носителей общественного прогресса. В центре внимания такого государства находится человек и его интересы. Через систему социальных институтов, общественных связей создаются необходимые условия для реализации каждым гражданином своих творческих, трудовых возможностей, обеспечивается плюрализм мнений, личные права и свободы. Переход от тоталитарных методов управления к правовой государственности связан с резкой переориентацией социальной деятельности государства. Прочная социальная основа государства предопределяет стабильность его правовых устоев.
Нравственную основу правового государства образуют общечеловеческие принципы гуманизма и справедливости, равенства и свободы личности. Конкретно это выражается в демократических методах государственного управления, справедливости и правосудия, в приоритете прав и свобод личности вовзаимоотношениях с государством, защите прав меньшинства, терпимости к различным религиозным мировоззрениям.
Правовое государство — это суверенное государство, которое концентрирует в себе суверенитет народа, наций и народностей, населяющих страну. Осуществляя верховенство, всеобщность, полноту и исключительность власти, такое государство обеспечивает свободу общественных отношений, основанных на началах справедливости, для всех без исключения граждан. Принуждение в правовом государстве осуществляется на основе права, ограниченно правом и исключает произвол и беззаконие. Государство применяет силу в правовых рамках и только в тех случаях, когда нарушается его суверенитет, интересы его граждан. Оно ограничивает свободу отдельного человека, если его поведение угрожает свободе других людей,
Можно выделить основные принципы правового государства:
Устанавливая правовые нормы, государство обязано соблюдать эти нормы, поддерживать правопорядок. Нормы права обязательны для государственных органов в той же мере, как и для граждан.
Государственная власть действует лишь в границах, установленных законом, государственные органы обязаны без каких-либо исключений подчиняться действующим правовым нормам, взаимоотношения с индивидами, объединениями строятся на основе норм права. При этом право играет приоритетную роль лишь в том случае, если оно выступает мерой свободы всех и каждого, если действующие законы реально
служат интересам народа и государства, а их реализация является воплощением справедливости.
Правовое государство характеризуется не только связанностью правом, но и верховенством закона.
Верховенство закона означает, что законы обладают высшей юридической силой в системе правовых норм, действующих в государстве. Различные правовые акты, издаваемые органами власти, должны соответствовать законам, не противоречить им. Законы регулируют наиболее важные, стержневые стороны общественной жизни. Они определяют меру свободы в жизненно важных сферах, охраняют нравственные ценности общества.
Важно отметить, что в то же время правовой закон не допускает своеволия законодателя. В законах должны выражаться объективно складывающиеся общественные отношения, тенденции их развития и самообновления. Различного рода законодательные ограничения и запреты субъективного характера подрывают основы правового государства, сдерживают общественный прогресс.
Основной закон правового государства — конституция. В ней сформулированы правовые принципы государственной и общественной жизни. Конституция представляет собой общую правовую модель общества, которой должно соответствовать все текущее законодательство. Никакой другой правовой акт государства не может противоречить конституции. Приоритет конституции неотъемлемая черта правового государства, Поэтому правовое государство — это конституционное государство.
Верховенство закона, и прежде всего конституции, создает прочный режим правовой законности, стабильность справедливого правового порядка в обществе.
В основе организации и деятельности правового государства лежит принцип разделения властей: законодательной, исполнительной, судебной. Все ветви (отрасли) власти должны быть разграничены, разделены, обособлены, чтобы не допустить соединение властей в одном органе. С помощью разделения властей государство организуется и функционирует в правовом режиме: государственные органы действуют ,&. рамках своей компетенции, не подменяя друг друга: устанавливается взаимный контроль, сбалансированность, равновесие во взаимоотношениях государственных органов, осуществляющих законодательную, исполнительную и судебную власть. Каждая из этих властей занимает свое место в общей системе государственной власти и выполняет свойственные только ей задачи и функции. Равновесие властей поддерживается специальными организационно-правовыми мерами, которые обеспечивают не только взаимодействие, но и взаимоограничение полномочий в установленных пределах. В то же время они гарантируют независимость одной власти от другой в пределах тех же полномочий.
Законодательная власть обладает верховенством, поскольку она устанавливает правовые начала государственной и общественной жизни. Верховенство законодательной власти не носит абсолютного характера. Пределы ее действия ограничены принципами права, естественными правами человека, идеями свободы и справедливости.
Исполнительная власть в лице своих органов занимается непосредственной реализацией правовых норм, принятых законодателем. Ее деятельность должна быть основана на законе, осуществляться в рамках закона. В правовом государстве каждый гражданин может обжаловать любые незаконные действия исполнительных органов и должностных лиц в судебном порядке.
Судебная власть призвана охранять право, правовые устои государственной и общественной жизни от любых нарушений,
кто бы их ми совершал. Правосудие в правовом государстве осуществляется только судебными органами.
Важнейшее условие функционирования правового государства — независимый суд. Господство права предполагает, что суд должен играть роль, независимую от какого-либо влияния, от каких-либо государственных и общественных структур. Суд выступает сдерживающим фактором, предупреждающим нарушение правовых установлении со стороны законодательных и исполнительных органов.
Эффективные формы контроля и надзора за осуществлением закона. Конкретное осуществление этого принципа возлагается государством и обществом на органы суда, прокуратуры, арбитраж, налоговые службы, правозащитные организации. Для эффективности контроля необходимо создание условий для сравнения, что должно быть в соответствии с правом, законом и что есть в действительности. Это достигается с помощью осведомления граждан о применении закона в реальной действительности, о положении государственных дел. Общественное мнение играет большую роль в контроле за правомерностью действий властных структур в правовом государстве.
«Суд есть то учреждение, в котором прежде всего констатируется и устанавливается право. У всех народов раньше, чем развилось определение правовых норм путем законодательства, эти нормы отыскивались, а иногда и творились путем судебных решений. Стороны, вынося спорные вопросы на решение суда, отстаивали свои личные интересы, но каждая доказывала «свое право», ссылаясь на то, что на ее стороне объективная правовая норма. Судья в своем решении давал авторитетное определение того, в чем заключается действующая правовая норма, причем опирался на общественное правосознание. Высоко держать знамя права и вводить в жизнь новое право судья мог только тогда, когда ему помогало живое и активное правосознание народа. Впоследствии эта созидающая право деятельность суда и судьи была отчасти заслонена правотворческой законодательной деятельностью государства. Введение конституционных форм государственного устройства привело к тому, что в лице народного представительства был создан законодательный орган государства, призванный непосредственно выражать народное правосознание. Но даже законодательная деятельность народного представительства не может устранить значение суда для осуществления господства и права в государстве. В современном конституционном государстве суд есть прежде всего хранитель действующего права; он обеспечивает его устойчивость и постоянство; но затем, применяя право, он продолжает быть отчасти и созидателем нового права».
Информация о работе Понятие и принципы правового государства. пути его формирования в РФ