Понятие и принципы правового государства. пути его формирования в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 10:50, курсовая работа

Краткое описание

Государство представляет собой особую лубличную власть, не сливающуюся с обществом, отделенную от общества. Государственная власть осу­ществляется органами, которые занимаются только управлением. Противоположность этой власти - власть общественная, реализация которой характе­ризуется отсутствием специальных публичных учреждений. Здесь управле­ние обществом или социальной группой осуществляется при помощи инсти­тутов, находящихся внутри общества или группы, а не стоящих извне; таким образом, можно говорить не столько об управляющем воздействии, сколько о самоуправлении. Слоя профессиональных управленцев не было, например, в первобытном обществе.

Оглавление

Введение
1. Основные характеристики правового государства
1.1.Экономическая социальная и нравственная основы правового
государства……………………………………………..
2. Основные принципы правового государства
3. Сущность правового государства
4. Пути формирования правового государства в РФ
ПОСЛЕСЛОВИЕ
Используемая литература

Файлы: 1 файл

Государство и право ( Понятие и сущность правовго государства и пути его формиров в РФ).doc

— 121.50 Кб (Скачать)


8

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОНЯТИЕ И ПРИНЦИПЫ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА. ПУТИ ЕГО ФОРМИРОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение

1. Основные характеристики правового государства

1.1.Экономическая социальная и нравственная основы правового              

государства……………………………………………..

2. Основные принципы правового государства

3. Сущность правового государства

4. Пути формирования правового государства в РФ             

ПОСЛЕСЛОВИЕ             

Используемая литература

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Государство- это публичная организация, обладающая верховной властью на определенной территории.  

Государство представляет собой особую лубличную власть, не сливающуюся с обществом, отделенную от общества. Государственная власть осу­ществляется органами, которые занимаются только управлением. Противоположность этой власти - власть общественная, реализация которой характе­ризуется отсутствием специальных публичных учреждений. Здесь управле­ние обществом или социальной группой осуществляется при помощи инсти­тутов, находящихся внутри общества или группы, а не стоящих извне; таким образом, можно говорить не столько об управляющем воздействии, сколько о самоуправлении. Слоя профессиональных управленцев не было, например, в первобытном обществе.

Поскольку государство выражено в органах, которые занимаются только организацией общественной жизни и сами ничего не производят, оно име­ет право на. сбор денежных средств с населения. Различные налога, сборы, займы идут на содержание государственного аппарата и экономическое  обеспечение политики. Данная характеристика государства производна от его понимания как публичной власти, однако в теории государства и права еще с прошлых лет сложилась традиция указывать право на сбор налогов в числе основных признаков государства. Власть государства распространяемся на определенную территорию, в отличие, например, от власти, существовавшей в первобытном обществе. По­следняя распространялась на всех членов рода вне зависимости от их места нахождения. То же самое можно сказать в отношении власти самых различ­ных общественных организаций, объединяющих людей по идеологическим, религиозным, профессиональным признакам, а не по территориальному.

Государство обладает суверенитетом. Суверенитет- это верховенство власти внутри страны и независимость ее вне страны. Суверенная власть по­нимается как власть верховная, независимая, неделимая, неотчуждаемая, все­общая. Суверенитет- это одна из характеристик власти, которой обладает государство. Суверенность власти государства означает ее верховенство и независимость по отношению к властям всех лиц и организаций, находящих­ся как в пределах, так и за пределами территории государства. Из этих двух признаков, составляющих суверенитет, долгое время говорили в основном о втором: независимости, неподчинении государства как суверена любому надгосударственному образованию или другому государству.

Суверенитет государства выражается: в самостоятельности принятия решений в области внутренней и внешней политики; в распространении го­сударственной власти на всю территорию страны, общеобязательности реше­ний органов государства для всех, кого они касаются (т. е. в универсально­сти- часто используют именно такой термин); возможности отмены реше­ний иных властей (t. е. в прерогативе).

С юридической точки зрения суверенитет проявляется:

в исключительном праве на издание законов, других нормативных ак­тов, правоприменительных актов, обязательных для всех граждан, организа­ций и учреждений; в исключительном праве на законное применение силы (в том числе и физического насилия, которое возможно от кратковременного ограничения свободы До лишения жизни). Для этого у государства имеются соответст­вующие органы - суд, прокуратура, армия, полиция, служба безопасности.В число обязательных признаков государства входит также его назначение. этот признак очень часто находит выражение вопределении рассматриваемого явления. Государство необходимо для управления общест­вом, зто специфическая форма организации общественной жизни.                     

Одна из основных категорий, которая используется, при  характеристике государства как явления - это власть. В самом общем смысле власть можно определить как способность и возможность оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью каких-  либо средств: воли, авторитета, права, насилия и т. д. Суть власти состоит в  реальной возможности властвующих подчинять своей воле подвластных.

В перечисленных выше признаках государства почти все характеристики - это характеристики государства как организации, обладающей властью (публичной, территориальной, суверенной). Государственная власть - это разновидность социальной власти, воплощающаяся в государственно-пра­вовых институтах и предназначенная для организации управления общест­вом. Государство и право-это такие социальные институты, которые организационно оформляют государственную власть.

Государственная власть осуществляется через государственные органы в правовых формах.

Обобщая признаки государства: государство представялет собой политическую, структурную и территориальную организацию.

 

1. Основные характеристики правового государства

Идея правового государства имеет давнюю традицию, и сегодня правовое государство понимает­ся как наиболее развитая, надежная и адекватная форма соче­тания государственных и юридических гарантий реальности прав и свобод индивидов, организаций.

1.1.Экономическая социальная и нравственная основы правового               государства

 

Экономической основой правового государства являются про­изводственные отношения, базирующиеся на многоукладности, на различных формах собственности (государственной, коллективной, арендной, кооперативной, частной и других) как равноправных и в одинаковой мере защищенных юриди­чески. В правовом государстве собственность принадлежит непосредственно производителям и потребителям материаль­ных благ; индивидуальный производитель выступает как соб­ственник продуктов своего личного труда. Правовое начало государственности реализуется только при наличии самостоя­тельности и свободы собственности, которые экономически обеспечивают господство права, равенства участников произ­водственных отношений, постоянный рост благосостояния общества и его саморазвитие.

Социальную основу правового государства составляет само­регулирующееся гражданское общество, которое объединяет свободных граждан — носителей общественного прогресса. В центре внимания такого государства находится человек и его интересы. Через систему социальных институтов, общественных связей создаются необходимые условия для реализации каж­дым гражданином своих творческих, трудовых возможностей, обеспечивается плюрализм мнений, личные права и свободы. Переход от тоталитарных методов управления к правовой госу­дарственности связан с резкой переориентацией социальной деятельности государства. Прочная социальная основа государ­ства предопределяет стабильность его правовых устоев.

Нравственную основу правового государства образуют обще­человеческие принципы гуманизма и справедливости, равен­ства и свободы личности. Конкретно это выражается в демок­ратических методах государственного управления, справедли­вости и правосудия, в приоритете прав и свобод личности вовзаимоотношениях с государством, защите прав меньшинства, терпимости к различным религиозным мировоззрениям.

Правовое государство — это суверенное государство, ко­торое концентрирует в себе суверенитет народа, наций и на­родностей, населяющих страну. Осуществляя верховенство, всеобщность, полноту и исключительность власти, такое го­сударство обеспечивает свободу общественных отношений, основанных на началах справедливости, для всех без исклю­чения граждан. Принуждение в правовом государстве осуще­ствляется на основе права, ограниченно правом и исключает произвол и беззаконие. Государство применяет силу в право­вых рамках и только в тех случаях, когда нарушается его суве­ренитет, интересы его граждан. Оно ограничивает свободу отдельного человека, если его поведение угрожает свободе других людей,

2. Основные принципы правового государства

Можно выделить основные принципы правового го­сударства:

Устанавливая право­вые нормы, государство обязано соблюдать эти нормы, под­держивать правопорядок. Нормы права обязательны для госу­дарственных органов в той же мере, как и для граждан.

Государственная власть действует лишь в границах, уста­новленных законом, государственные органы обязаны без ка­ких-либо исключений подчиняться действующим правовым нормам, взаимоотношения с индивидами, объединениями строятся на основе норм права. При этом право играет при­оритетную роль лишь в том случае, если оно выступает мерой свободы всех и каждого, если действующие законы реально

служат интересам народа и государства, а их реализация явля­ется воплощением справедливости.

Правовое государство характеризуется не только свя­занностью правом, но и верховенством закона.

Верховенство закона означает, что законы обладают выс­шей юридической силой в системе правовых норм, действую­щих в государстве. Различные правовые акты, издаваемые органами власти, должны соответствовать законам, не про­тиворечить им. Законы регулируют наиболее важные, стерж­невые стороны общественной жизни. Они определяют меру свободы в жизненно важных сферах, охраняют нравственные ценности общества.

Важно отметить, что в то же время правовой закон не до­пускает своеволия законодателя. В законах должны выражаться объективно складывающиеся общественные отношения, тен­денции их развития и самообновления. Различного рода зако­нодательные ограничения и запреты субъективного характера подрывают основы правового государства, сдерживают обще­ственный прогресс.

Основной закон правового государства — конституция. В ней сформулированы правовые принципы государственной и общественной жизни. Конституция представляет собой об­щую правовую модель общества, которой должно соответство­вать все текущее законодательство. Никакой другой правовой акт государства не может противоречить конституции. При­оритет конституции  неотъемлемая черта правового государ­ства, Поэтому правовое государство — это конституционное государство.

Верховенство закона, и прежде всего конституции, созда­ет прочный режим правовой законности, стабильность спра­ведливого правового порядка в обществе.

В основе организации и деятельности правового госу­дарства лежит принцип разделения властей: законодательной, исполнительной, судебной. Все ветви (отрасли) власти дол­жны быть разграничены, разделены, обособлены, чтобы не допустить соединение властей в одном органе. С помощью разделения властей государство организуется и функциониру­ет в правовом режиме: государственные органы действуют ,&. рамках своей компетенции, не подменяя друг друга: устанав­ливается взаимный контроль, сбалансированность, равнове­сие во взаимоотношениях государственных органов, осуще­ствляющих законодательную, исполнительную и судебную власть. Каждая из этих властей занимает свое место в общей системе государственной власти и выполняет свойственные только ей задачи и функции. Равновесие властей поддержи­вается специальными организационно-правовыми мерами, которые обеспечивают не только взаимодействие, но и взаи­моограничение полномочий в установленных пределах. В то же время они гарантируют независимость одной власти от дру­гой в пределах тех же полномочий.

Законодательная власть обладает верховенством, посколь­ку она устанавливает правовые начала государственной и об­щественной жизни. Верховенство законодательной власти не носит абсолютного характера. Пределы ее действия ограниче­ны принципами права, естественными правами человека, идеями свободы и справедливости.

Исполнительная власть в лице своих органов занимается непосредственной реализацией правовых норм, принятых за­конодателем. Ее деятельность должна быть основана на зако­не, осуществляться в рамках закона. В правовом государстве каждый гражданин может обжаловать любые незаконные дей­ствия исполнительных органов и должностных лиц в судебном порядке.

Судебная власть призвана охранять право, правовые устои государственной и общественной жизни от любых нарушений,

кто бы их ми совершал. Правосудие в правовом государстве осуществляется только судебными органами.

Важнейшее условие функционирования правового госу­дарства — независимый суд. Господство права предполагает, что суд должен играть роль, независимую от какого-либо вли­яния, от каких-либо государственных и общественных струк­тур. Суд выступает сдерживающим фактором, предупрежда­ющим нарушение правовых установлении со стороны законо­дательных и исполнительных органов.

Эффективные формы контроля и надзора за осуществлени­ем закона. Конкретное осуществление этого принципа возлагается государством и обществом на органы суда, про­куратуры, арбитраж, налоговые службы, правозащитные орга­низации. Для эффективности контроля необходимо создание условий для сравнения, что должно быть в соответствии с правом, законом и что есть в действительности. Это достига­ется с помощью осведомления граждан о применении закона в реальной действительности, о положении государственных дел. Общественное мнение играет большую роль в контроле за правомерностью действий властных структур в правовом государстве.

«Суд есть то учреждение, в котором прежде всего констати­руется и устанавливается право. У всех народов раньше, чем развилось определение правовых норм путем законодательства, эти нормы отыскивались, а иногда и творились путем судебных решений. Стороны, вынося спорные вопросы на решение суда, отстаивали свои личные интересы, но каждая доказывала «свое право», ссылаясь на то, что на ее стороне объективная правовая норма. Судья в своем решении давал авторитетное определение того, в чем заключается действующая правовая норма, причем опирался на общественное правосознание. Высоко держать зна­мя права и вводить в жизнь новое право судья мог только тогда, когда ему помогало живое и активное правосознание народа. Впоследствии эта созидающая право деятельность суда и судьи была отчасти заслонена правотворческой законодательной дея­тельностью государства. Введение конституционных форм госу­дарственного устройства привело к тому, что в лице народного представительства был создан законодательный орган государ­ства, призванный непосредственно выражать народное право­сознание. Но даже законодательная деятельность народного пред­ставительства не может устранить значение суда для осуществления господства и права в государстве. В современном конститу­ционном государстве суд есть прежде всего хранитель действую­щего права; он обеспечивает его устойчивость и постоянство; но затем, применяя право, он продолжает быть отчасти и созидате­лем нового права».

Информация о работе Понятие и принципы правового государства. пути его формирования в РФ