Понятие и предмет корпоративного права

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2015 в 21:36, контрольная работа

Краткое описание

Корпоративное право - это совокупность юридических норм, регулирующих правовой статус, порядок деятельности и создания хозяйственных обществ. Корпоративное право - одна из отраслей российского права.

Файлы: 1 файл

Корпоративное.doc

— 61.50 Кб (Скачать)

                  Вопрос 1 Понятие и предмет корпоративного  права

Роль и место корпоративного права в структуре права

Корпоративное право - это совокупность юридических норм, регулирующих правовой статус, порядок деятельности и создания хозяйственных обществ. Корпоративное право - одна из отраслей российского права.

Осуществляя свою деятельность корпорации рискуют многим, поэтому собственники склонны сами разрабатывать для себя и своих работников правила поведения, или иначе корпоративные нормы, которые в своей совокупности составляют корпоративное право. Корпоративные нормы носят правовой характер потому, что за их нарушение могут наступить правовые последствия и могут быть применены санкции, прежде всего со стороны самой корпорации или она может обратиться в суд, если ее сил и организационных мер не хватит. Суд вынесет решение от имени государства, обеспечит корпорации защиту.

Все это говорит о том, что в праве появилась структура права, которой ранее не было, а именно корпоративное право. Корпоративное право вполне можно назвать сегодня самостоятельной дисциплиной, поскольку теоретический багаж, который накопился за двадцать лет, позволяет это сделать.

Корпоративное право за рубежом и в России развивается в различных направлениях. Доля корпоративных норм в России увеличилась и будет значительно увеличена в дальнейшем.

Корпоративное право нельзя напрямую связывать с существованием производственных единиц, основанных на коллективном труде. Не всякое сообщество людей, объединенных единой целью создает корпоративные нормы, а лишь сообщества с достаточно большим количеством его членов. Управление предприятиями, где применяется труд немногих, может производиться и на основе конкретных, а не нормативных распоряжений.

Корпоративное право характеризуется следующими признаками. Корпоративное право состоит из норм, каждая из которых специализируется на регулировании конкретной стороны деятельности организации: финансово-правовые, административно-правовые, трудовые, гражданско-правовые, а также отношения, связанные коммерческой тайной на предприятии, информационные.

Предмет корпоративного права составляет круг корпоративных общественных отношений, возникающих в корпорации между акционерами, работниками и организацией.

Для корпоративного права наиболее важными являются такие понятия, как юридические и физические лица, организации, предприятия, коммерческие организации, корпорации и др.

Нормы корпоративного права направлены на регулирование правового статуса, порядок создания и деятельности этих хозяйствующих субъектов.

Основополагающим методом правового регулирования корпоративного права является диспозитивный метод правового регулирования.

Сущность диспозитивного метода состоит в том, что законодатель использует по отношению к субъектам права дозволение, и предусматривает несколько вариантов поведения для субъектов, за которыми остается выбор возможного и необходимого им поведения.

При осуществлении правового регулирования корпоративных отношений применяется также императивный метод правового регулирования.

Корпоративное право - это система правил поведения, которые разработаны в организации, основанной на объединении лиц и капиталов, выражают волю ее коллектива и регулируют различные стороны деятельности данной организации. Корпоративное право также можно назвать внутриорганизационным внутрифирменным правом. Любая организация, представляющая собой автономное образование, объединение лиц и капталов для осуществления какой-либо социально полезной деятельности, вправе формулировать для своих членов определенные правила поведения, с тем, чтобы наиболее эффективно организовать их работу и достичь поставленных пред организацией целей и задач. Таково корпоративное право в широком смысле.

Существует и более узкое понимание корпоративного права. В США, Канаде и других странах англосаксонской системы права корпоративное право приравнивается к праву акционерному, т.е. системе правил поведения, регулирующих отношения, складывающиеся внутри акционерного общества-предприятия, уставный каптал которого разделен на акции.

Вопрос 2 Корпоративное право обладает следующими признаками:

1) является подотраслью российского гражданского права, т. е. обладает по отношению к гражданскому праву РФ значительной степенью автономности;

2) регулирует общественные отношения, касающиеся создания, деятельности и правового статуса хозяйствующих субъектов в РФ, т. е. корпоративные отношения; 3) состоит из корпоративных норм, объединенных в институты.

Корпоративное право не имеет ни самостоятельного предмета регулирования, ни специальных методов правового регулирования, отличных от методов регулирования гражданского права. Более того, корпоративное право регулирует вопросы, относящиеся к категории субъектного состава гражданского права, поэтому корпоративное право не может быть признано самостоятельной отраслью права, что ни в коем случае не умаляет его значения.

Вопрос 3 Первое. Корпоративное право, помимо внутренней деятельности АО, регулирует и внутриорганизационные отношения, складыва- ющиеся в других корпорациях. Однако потребность в издании кор- поративных норм у АО гораздо выше, чем у открытых акционерных обществ (ООО). Второе. Акционерное право состоит не только из корпоратив- ных акционерных форм. В него включаются и акционерные ор- ганизационно-договорные нормы, а также акционерные центра- лизованные нормы, причем число последних в перспективе будет возрастать.

 

Вопрос 4 Факторы, влияющие на корпоративное право Корпоративное право нельзя напрямую связывать с существова- нием производственных единиц, основанных на совместном (кол- лективном) труде. Не всякие сообщество людей, объединенных одной целью, создает корпоративные нормы, а лишь достаточно объемное со- общество. Управление предприятиями с небольшим числом работни- ков может производиться и на основе конкретных, а не нормативных распоряжений, как, например, в небольшом кооперативе. И лишь тогда, когда появляется некая «критическая» масса людей и оказыва- ется, что управление ею с помощью индивидуально-конкретных рас- поряжений недостаточно эффективно, возникает потребность в нор- мативных положениях, зафиксированных письменно. Но не только масштабы организации играют существенную роль в появлении корпоративных норм. Иногда решающее значение име- ет характер выполняемой деятельности: чем она сложнее, тем скорее возникает необходимость в создании корпоративных норм. Сравни- те, к примеру, торговую деятельность и строительство крупного объ- екта, осуществляемое с помощью сложной техники. Корпоративное право, как это ни странно, напрямую зависит и от политического режима, существующего в той или иной стране. Чем больший уровень свободы допускается в государстве, тем зна- чительнее массив корпоративного права, и наоборот. Тоталитарное государство может свести на нет корпоративное право и заменить его централизованными нормами, заурегулировав «сверху» жизнь предприятий по всем параметрам. Примером тому является СССР не только периода сталинизма, но и последующих десятилетий, вплоть до начала 1980-х гг.

 

Вопрос 5 Сущность и социальное назначение права раскрывается и конкретизируется в его принципах и функциях. Вообще, принципы права — это исходные, определяющие идеи, положения, установки, которые составляют нравственную и организационную основу возникновения, развития и функционирования права.

Следует отметить, что при всем многообразии принципов права сложилось деление их на следующие три группы: 1) общие (общеправовые) принципы; 2) отраслевые принципы; 3) межотраслевые принципы.

Общие принципы права относятся ко всему праву в целом. Данные принципы распространяются на все правовые отрасли, объединяют их и способствуют стабильности действующей системы права. Кроме того, как правило, общие принципы права заимствуются из межгосударственных деклараций и конкретизируются во внутригосударственных документах.

Группа общих принципов права подразделяется на следующие две подгруппы:

а) морально-этические (нравственные) общие принципы права —это естественные законы, которые символизируют основные фундаментальные права человека и гражданина, присущие от рождения. Система морально-этических принципов основывается на концепции, согласно которой народ является единственным источником власти, а охрана естественных прав и свобод человека и гражданина является целью и обязанностью государства. 

 

б) организационные общие принципы права — к числу данных принципов относятся: федерализм, законность, сочетание методов убеждения и принуждения, стимулирования и ограничения в праве.

Принцип федерализма отражает федеративное устройство Российской Федерации, а также упорядочивает соотношение федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации, обеспечивает предупреждение и предотвращение возможных коллизий между ними.

Принцип законности утверждается в целях обеспечения соблюдения законов и основанных на них подзаконных актов, а также в целях верховенства и единства закона, равенства граждан перед законом и судом.

И наконец, группа межотраслевых принципов включает в себя такие принципы права, которые действуют в рамках двух или нескольких отраслей российского права, что объясняется общностью данных правовых отраслей. К числу данных принципов относятся: гласность и состязательность, которые действуют в рамках гражданского процессуального и уголовного процессуального права; принцип неотвратимости юридической ответственности, который действует в рамках большинства правовых отраслей.

Вопрос 8 Корпоративные нормы их виды

Различают два вида корпоративных норм:

а) несоциальные корпоративные нормы, которые регулируют отношения членов корпорации к каким-либо материальным объектам, используемым в их деятельности. Среди них можно выделить:

— нормы технические (например, правила работы с компьютером, правила эксплуатации «х»-агрегата, машины и т.п.);

— санитарно-гигиенические (например, правила уборки помещений после окончания работы);

— физиологические (например, инструкция о порядке ношения летней и зимней форменной одежды);

— биологические (например, о порядке использования респиратора в период массовой эпидемии гриппа) и другие.

б) социальные корпоративные нормы – правила поведения, изданные на предприятии и регулирующие отношения между людьми (между работниками, между сотрудниками корпорации и кредиторами, между работниками корпорации и клиентами и т.п.).

Социальные корпоративные нормы, так же как и несоциальные, могут быть разноплановыми:

— корпоративные обычаи (например, обычай удостаивать каждого тысячного покупателя (клиента) небольшим подарком);

— корпоративные традиции (например, публичное поздравление именинников);

— этические нормы (например, встречать каждого клиента фирмы приветствием и минимальной информацией о фирме);

— эстетические нормы (например, украшение интерьера помещений фирмы цветами, ношение ее работниками радующей глаз форменной одежды и т.п.);

— деловые обыкновения (например, выдача работникам письменных заданий на день или проведение «планерок», «разборов», «пятиминуток» и т.п.);

— правовые нормы (например, выплата дивидендов в конце каждого полугодия).

Корпоративные правовые нормы регулируют наиболее важные отношения, складывающиеся на предприятии, и поэтому среди других социальных корпоративных норм они являются самыми значимыми. О них и пойдет речь в дальнейшем. Для краткости будем называть их просто «корпоративные нормы».

 

Вопрос 9 Признаки корпоративно правовых норм

Различают два вида корпоративных норм:

а) несоциальные корпоративные нормы, которые регулируют отношения членов корпорации к каким-либо материальным объектам, используемым в их деятельности. Среди них можно выделить:

— нормы технические (например, правила работы с компьютером, правила эксплуатации «х»-агрегата, машины и т.п.);

— санитарно-гигиенические (например, правила уборки помещений после окончания работы);

— физиологические (например, инструкция о порядке ношения летней и зимней форменной одежды);

— биологические (например, о порядке использования респиратора в период массовой эпидемии гриппа) и другие.

б) социальные корпоративные нормы – правила поведения, изданные на предприятии и регулирующие отношения между людьми (между работниками, между сотрудниками корпорации и кредиторами, между работниками корпорации и клиентами и т.п.).

Социальные корпоративные нормы, так же как и несоциальные, могут быть разноплановыми:

— корпоративные обычаи (например, обычай удостаивать каждого тысячного покупателя (клиента) небольшим подарком);

— корпоративные традиции (например, публичное поздравление именинников);

— этические нормы (например, встречать каждого клиента фирмы приветствием и минимальной информацией о фирме);

— эстетические нормы (например, украшение интерьера помещений фирмы цветами, ношение ее работниками радующей глаз форменной одежды и т.п.);

— деловые обыкновения (например, выдача работникам письменных заданий на день или проведение «планерок», «разборов», «пятиминуток» и т.п.);

— правовые нормы (например, выплата дивидендов в конце каждого полугодия).

Корпоративные правовые нормы регулируют наиболее важные отношения, складывающиеся на предприятии, и поэтому среди других социальных корпоративных норм они являются самыми значимыми. О них и пойдет речь в дальнейшем. Для краткости будем называть их просто «корпоративные нормы».

Информация о работе Понятие и предмет корпоративного права