Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 15:48, курсовая работа
Актуальность данной тематики обусловлена тем, что важнейшей характеристикой политической системы является политический режим. Целью работы является: исследование политических режимов, что представляет собой большой интерес и имеет немаловажное значение для теории государства и права, проанализировать различные типы политических режимов.
Задачей данной работы является: рассмотреть определение термина «политический режим», его связь с другими элементами формы государства, а именно с формой правления и формой государственного устройства, рассмотреть типы политического режима выявить признаки отличия (критерии) одних типов политических режимов от других.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………....
ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ПОЛИТИЧЕСКОГО РЕЖИМА
Понятие и элементы политического режима…
Демократический политический режим……
Недемократический политический режим
СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ВИДЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕЖИМОВ
Бонапартизм…………………….…………..
Теократический режим ……………………………..…..…....
Диктатура………………………………………..…….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ .……………...
1. Общеобязательная
официальная идеология,
2. Монополия
на власть единой массовой
партии, строящейся по олигархическому
признаку и возглавляемой
3. Система
террористического
4. Партийный контроль над СМИ.
5. Всеобъемлющий
идейно-политический контроль
6. Централизованная
система регулирования
Позднее
Бжезинский сформулировал и более
емкое определение: «Тоталитаризм -
это система, при которой самые
совершенные инструменты
Тоталитарные режимы традиционно разделяют на "левые" и "правые" формы. Они различаются характером идеологий, т.ч. целями и задачами, которые ставят перед массами партии-гегемоны: "народный капитализм" и завоевание мирового господства (фашистская Италия и Германия); построение коммунистического общества и мировая революция (коммунистические режимы в СССР, странах Восточной Европы и Азии, на Кубе). Есть и другое отличие: левый тоталитаризм был более "достроен" т.е. партия обладала монополией не только на политическую, но и на экономическую власть (государственная собственность, планирование в экономике). В фашистских режимах существовала свобода предпринимательства, что не исключало прямого государственного вмешательства в экономическую сферу, подчинения ее задачам военного производства.
И так, тоталитарная государственно-политическая система, формировавшаяся под эгидой нацистской или коммунистической идеологии, имела существенную специфику. В отличие от фашистских режимов принцип этатизма не имел здесь самодовлеющего характера. Если фашисты рассматривали государство как тотальное сосредоточение народного духа, то нацисты и коммунисты видели в нем, лишь формальную структуру. «Раса и личность - вот главные факторы нашего мировоззрения. Оно принципиально видит в государстве только средство к цели», - утверждал Гитлер в «Майн кампф». Этой целью являлось создание нового социального и мирового порядка: для национал-социалистов - расового, основанного на господстве арийского Рейха, для коммунистов - диктатуры мирового пролетариата. Залогом решения этой задачи являлось не столько государственное строительство, сколько воспитание новой личности, активное идеологическое преобразование общества.5
5См.:Бутенко А.П., Миронов А.В. Тоталитаризм и посттоталитарное общество // Социально-политический журнал. 2008.
2. СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ВИДЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕЖИМОВ.
2.1 Бонапартизм
Бонапартизм - это некая надстроечная конструкция определенных методов властвования, проводимых при принципиально активном участии характерной личности и в соответствующей исторической конъюнктуре. В зависимости от конкретики (время, регион с его историческими традициями) бывает автохтонным (Франция), базовым (режим Наполеона I, в отличии от Наполеона III) и "авантюрно-подражательным", основанным на кредите доверия к достижениям прошлого (Вторая империя во Франции), традиционным и "новым" (XX - XXI вв. когда база уже есть, а личность уже не так важна при современном уровне развития государственного аппарата и политических технологий), который лишь отдаленно напоминает некоторые черты наиболее яркого примера, никогда не отвечая его сути и историческому значению (пример: современная Россия). Без соответствующих пазов (менталитет, правовое и гражданское сознание, тип и развитие экономики) конструкция не "встанет". Поэтому сравнение Франции и России не плодотворно в принципе. На макроуровне является западной разновидностью теории дикторизма периода нового времени. Принципиально противоречит "деспотизму" (Петр I, Сталин, Пиночет и др.) по методам достижения целей. Бонапартизм - явление не идентичное "режиму", ибо особенности управления Наполеона в период ста дней отличаются от консульства, и первого периода империи (схожие процессы происходили и в период Второй империи).
Блистательный
дипломат наполеоновской эпохи, К.Меттерних,
оставил весьма верное суждение - наставление
для исследователей прошлого: «Было
сделано много бесполезных
6 См.:Гроза двенадцатого года. М.: Мол. Гвардия, 1991.,с.600
2.2 Теократический режим
Теокра́тия (от др.-греч. θεός — Бог и κράτος — управлять)-
Ныне существующие страны с элементами теократии это Исламские государства. Исламским государством является государство, которое приняло исключительно ислам, в частности шариат как основу своих политических институтов или законов. Хотя существует много споров о том, какие государства или группы действуют в строгом соответствии с исламским правом, Саудовская Аравия и Иран поддерживают религиозные суды по всем аспектам права и религиозной полиции для поддержания социальных требований. Большинство мусульманских стран Ближнего Востока имеют правовые системы, в различной степени находящиеся под влиянием шариата; в то же время Турция, Индонезия, Бангладеш, Пакистан и Мавритания используют в основном светские конституции и правовые системы (последние называют себя «Исламская республика»).
2.3 Диктатура
Диктатура
- неограниченная власть в государстве
лица, группы лиц, общественного слоя,
в противоположность
Диктатура
с точки зрения политологии
- Форма осуществления власти, при
которой власть, независимо от
формы власти, независимо от формы
отношения к власти, осуществляет
свое правление прямым, директивным
путем. Независимость этой
Вывод: в современном мире можно говорить о наличии 140-160 режимов, которые незначительно отличаются друг от друга. «О характере режима, существующего в той или иной стране, могут свидетельствовать разнообразные факторы. Однако, наиболее важны из них следующие:
7См.:Шмидт К. Диктатура. СПб., Наука, 2005г.с.264
8 См.:Марченко Н.М. «Теория государства и права», М., изд. «Зерцало-М», 2002г. с.309
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате написания данной курсовой работы по теме «Политические режимы», могу сделать следующие выводы:
Несмотря
на то, что в юридической литературе
отсутствует единый подход к пониманию
термина «политический режим»
и нет единого мнения относительно
классификаций политических режимов,
ввиду сложности данного
Для характеристики формы государства, политический режим имеет большое значение, как в узком смысле этого понятия, то есть совокупность приемов и способов государственного руководства; так и в более широком:
Рассматривая
политические режимы при более широкой
трактовке через соотношения
ряда компонентов, возможно, выявить
отличие одних типов
Такими признаками для выделения разных типов политических режимов можно обозначить следующие критерии:
Основной вывод заключается в том, что ввиду динамичности развития современного мира, само понятие и классификация политических режимов будет требовать дальнейшее исследования в соответствии с современными реалиями.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.
1. Учебная и научная литература:
1. Атаманчук Г.В. «Теория государственного управления»/ Атаманчук Г.В.- Kvpc лекций — М.: Юрид. лит., 1997. - 400 с.
2. Белякович Н.Н. /Политология: Практич. Пособие/– Мн.: «Молодежное научное общество», 2001 с. 248.
3. Бутенко А.П., Миронов А.В. Тоталитаризм и посттоталитарное общество // Социально-политический журнал. 2008.-
4. Гроза двенадцатого года. М.: Мол. Гвардия, 1991.,с.600
5. Денисюк Н.П., Соловей Т.Г./Политология: Курс лекций/ Старовойтова Л.Г. и др. , 2-е изд. испр. и доп. – Мн.: «ТетраСистемс» 1997 – 384.
6. Марченко Н.М. «Теория государства и права», М., изд. «Зерцало-М», 2002г. с.309