Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 16:19, контрольная работа
Понятие «государственно-правовой режим» более точно определяет, какая государственная атмосфера сложилась в обществе, каков в нём уровень демократии. Государство посредством своей правотворческой деятельности облекает этот режим в форму определенных институтов, принципов, взаимоотношений государства, общества и личности. Он обладает большой самостоятельностью по сравнению с другими элементами формы государства – формой правления и формой государственного устройства. Ему присущи также значительная гибкость, серьёзное влияние на реальную жизнь населения, на возможности личности осуществлять свои права и свободы. Через государственно – правовой режим правящие силы страны, не затрагивая формальных устоев правления и государственного устройства, способны модифицировать форму государства, приспособить её к политической обстановке в стране или подчинить собственным политическим интересам.
1. Политический (государственно-правовой) режим и характеристика его видов. 3
2. Республика и характеристика её видов. 8
3. Гражданское общество и его структурные элементы. 11
4. Характеристика романо–германской правовой семьи. 14
5. Право и его предназначение. 17
6. Определение понятия «закон», его виды. 19
Перечень источников литературы: 22
НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра государственно-правовых дисциплин
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по теории государства и права
Новосибирск – 2012
Оглавление
1. Политический (государственно-правовой) режим и характеристика его видов. 3
2. Республика и характеристика её видов. 8
3. Гражданское общество и его структурные элементы. 11
4. Характеристика романо–германской правовой семьи. 14
5. Право и его предназначение. 17
6. Определение понятия «закон», его виды. 19
Перечень источников литературы: 22
Режим – управление, совокупность средств и методов осуществления экономической и политической власти господствующего класса.
Политический режим - это совокупность приёмов, способов и методов, с помощью которых осуществляется государственная власть1.
Государственный режим - важнейшая составная часть политического режима, существующего в обществе. Политический режим - понятие более широкое, поскольку включает в себя не только методы государственного властвования, но и характерные способы деятельности негосударственных организаций (партий, движений, союзов)2.
Государственный режим – режим, выражающий особенности функционирования государственного механизма3.
Понятие «государственно-правовой режим» более точно определяет, какая государственная атмосфера сложилась в обществе, каков в нём уровень демократии. Государство посредством своей правотворческой деятельности облекает этот режим в форму определенных институтов, принципов, взаимоотношений государства, общества и личности.
Он обладает большой самостоятельностью по сравнению с другими элементами формы государства – формой правления и формой государственного устройства. Ему присущи также значительная гибкость, серьёзное влияние на реальную жизнь населения, на возможности личности осуществлять свои права и свободы. Через государственно – правовой режим правящие силы страны, не затрагивая формальных устоев правления и государственного устройства, способны модифицировать форму государства, приспособить её к политической обстановке в стране или подчинить собственным политическим интересам.
Политический режим каждой страны не только влияет на политическое развитие общества, на его социально – классовую ситуацию, но и сам определяется, прежде всего, социальной сущностью соответствующего государства.
Факторы, свидетельствующие
о характере политического
Известно несколько вариантов классификации политико – правовых режимов. Вот признаки каждого из них:
Признаки демократического режима: 1) признание народа единственным источником власти; 2) признание прав и свобод граждан, прежде всего политических, в равной мере за всеми гражданами государства; 3) обязательное участие в осуществлении государственной власти выборных представительных органов; 4) легальное существование и функционирование политических партий и движений, оппозиционных правительству; 5) правовой характер деятельности государственных органов и др. 6) существование оппозиции и её финансовой поддержки со стороны государственной власти; 7) формирование государственных органов путём проведения выборов, исход которых зависит не только от мнения народа, но и от финансовых возможностей тех или иных партий или отдельных кандидатов; 8) наличие децентрализации в государственном управлении и правовом регулировании.
Признаки либерального режима: 1) формальное равенство всех граждан, так как рыночные отношения могут существовать только между равными и самостоятельными субъектами; 2) провозглашение свободы слова. Плюрализм мнений выглядит чисто как вольнодумство и даже как попустительство; 3) невмешательство государства в экономическую деятельность людей.
Недемократический режим – это политико–правовой режим, основанный на попрании прав и свобод человека и установлении диктатуры одного человека или группы лиц. Недемократические режимы подразделяют на тоталитарные, авторитарные и военные.
Тоталитарный режим – это политико–правовой режим, претендующий на полный контроль над личностью со стороны государства.
Признаки тоталитарного
режима: 1) монизм (отсутствие плюрализма)
во всех сферах общественной и государственной
жизни; 2) тоталитарная политическая система,
основанная на монизме власти; 3) претензия
тоталитарной системы на монопольное
обладание истиной; 4) коллективистско-
Признаки авторитарного режима: 1) носителем власти является один человек или группа лиц, народ отчуждён от власти; 2) чрезмерность централизации власти и её не подконтрольность гражданам; 3) органы государственной власти не формируются и не контролируются народом, но формально представительные органы существуют; 4) наличие правящей элиты; 5) принятие государственной властью решений, которые не учитывают экономические, национальные, географические и другие особенности тех или иных групп населения; 6) широкая опора центральных органов государственной власти на полицейский и военный аппарат; 7) отказ от тотального контроля над обществом.
Военный режим - это политико-правовой режим, при котором во главе государства стоит военная группировка (хунта), получившая свою власть в результате государственного переворота.
Признаки военного режима: 1) переход власти в результате военного переворота к хунте; 2) отмена конституции и замена её актами военных властей; 3) роспуск политических партий, парламента, местных органов власти и замена их военными; 4) ограничение действия политических прав и свобод человека; 5) создание при хунте консультативных органов из технократов.
Говоря о предпочтительности того или иного режима, следует иметь ввиду, что демократическое государство не всегда можно отнести к наиболее предпочтительным. Как указывают некоторые учёные, в нынешних условиях при демократическом режиме не обеспечивается выдвижение лучших на государственные должности. Избиратели часто не участвуют в выборах, не доверяют политикам, реально власть находится в руках правящей элиты. Нередко происходит манипулирование общественным мнением при помощи средств массовой информации.
Республика – это форма правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами и лицами, избираемыми на определённый срок. В республиках государственная власть не переходит по наследству, она «вручается» избирателями, осуществляется с учётом их взглядов и интересов.4
Республика (лат.res publica, «общее дело») – форма государственного правления, при которой все высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются общенациональными учреждениями, а граждане обладают личными и политическими правами. Главное отличие в управлении республиканского государства от других типов государств – наличие закона (кодекс, конституция и т.п.), которому обязаны подчиняться все жители страны, невзирая на социальное положение.5
Особенности современной республики (признаки):
Республика не является синонимом демократии. Во многих государствах – монархиях демократические институты широко распространены. Однако в республиках больше возможностей для развития демократии.
В XIX – XX вв. укоренились две разновидности республик – парламентские и президентские.
В парламентской республике ведущая роль в осуществлении государственной власти принадлежит парламенту, наделённому широкими законодательными и контрольными функциями. Правительство формируется парламентским путем из числа депутатов от партий, которые располагают большинством голосов в парламенте. Оно осуществляет исполнительную власть, несет ответственность перед парламентом, нуждается в его доверии и в случае утраты такого доверия либо уходит в отставку, либо через главу государства добивается роспуска парламента и назначения досрочных парламентских выборов. При этой разновидности республики глава государства избирается парламентом или образуемой им специальной коллегией.
Президентская республика, в отличие от парламентской, позволяет сосредоточить в руках президента более широкие полномочия. В ней президент избирается внепарламентским путем (населением, коллегией выборщиков). Он либо является одновременно главой государства и главой правительства (например, в США), либо, будучи главой государства, по своему усмотрению или с согласия парламента назначает главу правительства и непосредственно участвует в формировании всего кабинета министров (Россия, Франция и др.). В любом случае он подписывает законы, принимаемые парламентом, вправе председательствовать на заседаниях правительства, контролирует его деятельность, считается главнокомандующим вооруженными силами и осуществляет ряд иных важных полномочий. Президент ответственен перед населением страны, однако парламентом может быть отрешен от должности, если для этого есть достаточное конституционное основание.
В последние десятилетия парламентская республика, президентская республика и конституционная монархия, ставшие классическими формами правления, кое-где вытесняются смешанными формами правления. Ныне можно столкнуться с «республиканской монархией» или же с «монархической республикой». В смешанных формах по-разному сочетаются признаки парламентаризма, президентуры и конституционной монархии. Некоторые республики провозглашают себя парламентско - президентскими или президентско-парламентскими в зависимости от того, в чьих руках больше сосредоточены властные полномочия. Соответственно этому, наряду с доктринами «зрелого», «монистического» и «дуалистического» парламентаризма появилась и научная концепция, объясняющая данные формы правления, - концепция «рационализированного» парламентаризма.
Термин «гражданское общество» принадлежит Аристотелю, который в своей работе «Политика» писал о гражданском обществе, которое, по его мнению, возможно лишь в правильном государстве, где лица признаваемые гражданами, принимают «равное участие во всех выгодах общественной жизни» и действуют «в интересах общей пользы».
Есть множество определений «гражданского общества», разные авторы определяют его по-разному, вот некоторые из них:
Гражданское общество – это совокупность внегосударственных и внеполитических отношений (экономических, социальных, культурных и т.д.), имеющих относительную самостоятельность, автономность, «застрахованность» от произвольного вмешательства государства.6
Гражданское общество – это совокупность общественных отношений, главным образом, имущественных, товаро-рыночных, семейных и иных, относительно независимых от государства.7
Гражданское общество – это сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций, независимая от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны государственной власти.8
Я считаю, что «гражданское общество» - это сфера общественных отношений, независимая от прямого вмешательства со стороны государственной власти и наделённая определёнными признаками.
Признаки гражданского общества:
Информация о работе Политический режим и характеристика его видов