Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 21:21, реферат
Данная тема является актуальной только потому, что большинство государств имеют именно эту форму правления. Уже только за это такое понятие как республика имеет право быть рассмотрено. Кроме того, ввиду того, что республика, является формой государственного правления, она обязана быть рассмотрена со всех сторон. Так же следует обратить внимание на тот факт, что республика (как форма правления) появилась (IV-III тыс. до н.э. в месопотамских городах-государствах), и самое главное то, что она появилась и в таком культурно - правово-развитом государстве как Рим.
Введение 3
1. Понятие и виды форм правления 4
2. Признаки парламентской формы правления 15
3. Особенности, достоинства и недостатки 17
4. Заключение 22
5. Нормативные акты и литература 23
Главной функцией парламента
является законодательная
3. Особенности, достоинства и недостатки
парламентской республики.
Парла́ментская респу́блика — разновидность республики с перевесом полномочий в пользу парламента. В парламентской республике правительство отвечает только перед парламентом, а не перед президентом.
При
такой форме правления
В полномочия парламента, помимо законодательства, входит контроль за правительством. Кроме того, парламент обладает финансовой властью, поскольку он разрабатывает и принимает бюджет государства, определяет пути социально-экономического развития, курс внутренней, внешней, а также оборонной политики государства.
Достоинства | Недостатки | |
Парламентская республика | 1.
Высокая степень |
1.
Частая смена правительства. |
2.
Парламентская ответственность. |
2.
Более низкий уровень |
Парламент
так же, как правило, отдален от текущих
политических процессов и не осуществляет
реального правления в стране. В отличие
от ситуации в президентских республиках,
он не является главой правительства,
исполнительной власти. Вся исполнительная
власть практически осуществляется правительством
и его главой. Даже если за президентом
такой республики формально закрепляются
более или менее широкие полномочия, они
осуществляются, как и в случае с монархом
в парламентарной монархии, по инициативе
правительства и с помощью контрассигнации.
Так, и в парламентской республике формально
президент обычно назначает и увольняет
правительство. Но, в отличие от президентской
республики, где президент делает это
действительно самостоятельно, здесь
он фактически не свободен в своем выборе
и вынужден обычно назначать премьер-министром
того, кто пользуется поддержкой парламентского
большинства, а министрами тех, кого представляет
премьер, получивший вотум доверия от
большинства парламента. В таких республиках
именно парламент, как правило, его нижняя
палата, фактически назначает и увольняет
правительство и министров.
Акты,
издаваемые президентом в парламентской
республике, как правило, получают юридическую
силу и подлежат исполнению только
тогда, когда они скреплены подписью
премьер-министра или соответствующего
министра. При этом сами эти акты обычно
издаются на основании решений, принятых
парламентом, правительством или отдельными
министрами. Президент в таких республиках
обычно не обладает правом отлагательного
вето по отношению к принятым парламентом
законам, а если формально и обладает,
то практически не использует его, как
и монарх в парламентской монархии. Президент
в парламентской республике назначает
референдум, но на основе решения парламента
и в соответствии с законом, принятым парламентом.
Он же формально обладает правом назначения
и отзыва послов, но фактически это зависит
от решений главы правительства и министра
иностранных дел.
Парламентская
республика обладает своими достоинствами.
По сравнению с президентскими республиками,
она по своему характеру и принципам организации
и функционирования серьезно суживает
возможность возникновения противостояния
исполнительной и законодательной ветвей
власти, отдавая явный приоритет последней.
Одержав победу на парламентских выборах,
особенно в случае завоевания абсолютного
большинства от общего числа мест в парламенте,
та или иная партия или блок партий получает
возможность из своих рядов и избирать
президента, и сформировать однопартийное,
одноблоковое, однородное правительство,
которому гарантирована поддержка парламента,
что не может не сказаться серьезно на
стабильности власти. Но, с другой стороны,
поскольку одной партии чаще всего не
удается завоевать абсолютного большинства
мест в парламенте, а межпартийные блоки
далеко не всегда бывают надежными и прочными,
поэтому в таких условиях приходится идти
на создание коалиционных правительств,
отражающих интересы различных парламентских
фракции, то это в свою очередь может создавать
возможность серьезной нестабильности
в осуществлении исполнительной власти
при данной форме государственного правления.
В Италии, являющейся одной из классических
парламентских стран, например, за полвека
с небольшим послевоенного периода сменилось
около полусотни правительств.
С целью сглаживания этого недостатка парламентской республики в ней за последнее время нередко вводятся определенные ограничения, преграды на пути слишком частого устранения парламентом правительства. Так, в ряде стран (Перу, Португалия, Молдова и др.) предложение о вотуме недоверия правительству может быть внесено только не менее чем четвертой или третьей частью депутатов парламента. Ясно, что это серьезно сужает возможности вынесения частых вотумов недоверия. Этим же целям служат и такие нормы, которые требуют для отставки правительства вынесения вотума недоверия правительству дважды, устанавливают невозможность внесения резолюции о таком недоверии в течение определенного срока (например, в течение года после выборов в парламент или после создания правительства, ряда месяцев после предыдущего голосования по такому вотуму и т.д.). В законодательстве ФРГ, Польши, Венгрии, Болгарии и некоторых других стран предусмотрена возможность вынесения так называемого конструктивного вотума недоверия, при котором недоверие выражается не всему правительству, а только его главе и при условии, если одновременно будет назван преемник действующего главы правительства.
Достоинством парламентской республики является единство высших эшелонов исполнительной власти, поскольку глава исполнительной власти (премьер-министр) и его кабинет назначаются и контролируются парламентом, точнее, парламентским большинством. До тех пор, пока правительство располагает поддержкой большинства законодателей, оно выполняет свои функции, не исключая и представления законопроектов. С потерей парламентского большинства правительство уходит в отставку.
При всех существующих вариациях в парламентских республиках президент играет незначительную роль; исполнительная власть является, по сути, продолжением законодательной, и тем самым возможный конфликт между двумя ветвями власти сводится к минимуму.
Недостатки парламентской республики:
1.
Крайняя фрагментарность
2.
Вполне реальной может
Из рассмотренного материала, возможны следующие заключения и выводы.
Республиканская форма правления - самая распространенная в современном мире. Абсолютное большинство государств, представленных сегодня в такой универсальной международной организации, как ООН, являются республиками. Республика - форма правления, при которой высшие органы государственной власти избираются народом непосредственно либо иным способом на определенный срок полномочий.
Можно выделить отличительные черты:
существование единоличного и коллегиального главы государства;
выборность на определенный срок главы государства и других верховных органов государственной власти;
осуществление государственной власти не по своему велению, а по поручению народа;
юридическая
ответственность главы
обязательность
решений верховной
Несомненно,
форма правления оказывает
В современном цивилизованном обществе принципиальных различий между формами не существует. Их сближают общие задачи и цели.