Парламентская республика

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 21:21, реферат

Краткое описание

Данная тема является актуальной только потому, что большинство государств имеют именно эту форму правления. Уже только за это такое понятие как республика имеет право быть рассмотрено. Кроме того, ввиду того, что республика, является формой государственного правления, она обязана быть рассмотрена со всех сторон. Так же следует обратить внимание на тот факт, что республика (как форма правления) появилась (IV-III тыс. до н.э. в месопотамских городах-государствах), и самое главное то, что она появилась и в таком культурно - правово-развитом государстве как Рим.

Оглавление

Введение 3
1. Понятие и виды форм правления 4
2. Признаки парламентской формы правления 15
3. Особенности, достоинства и недостатки 17
4. Заключение 22
5. Нормативные акты и литература 23

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Парламентская республика.doc

— 109.50 Кб (Скачать)

            Главной функцией парламента  является законодательная деятельность  и контроль за исполнительной властью. Парламент обладает важными финансовыми полномочиями, поскольку он разрабатывает и принимает государственный бюджет, определяет перспективы развития социально-экономического развития страны, решает основные вопросы внешней, в том числе оборонной политики. Парламентарная форма республиканского правления представляет собой такую структуру  высших органов государственной власти, которая реально обеспечивает демократизм общественной жизни, свободу личности, создает справедливые условия человеческого общежития, основанное на началах правовой законности. К парламентарным республикам можно отнести ФРГ, Италию (по конституции 1947 годка), Австрию, Швейцарию, Исландию, Ирландию, Индию и др. 
 

     3. Особенности, достоинства и недостатки

     парламентской республики.

     Парла́ментская  респу́блика — разновидность  республики с перевесом полномочий в пользу парламента. В парламентской  республике правительство отвечает только перед парламентом, а не перед  президентом.

     При такой форме правления правительство  формируется из депутатов партий, обладающих большинством голосов в парламенте. Оно остаётся у власти до тех пор, пока располагает поддержкой парламентского большинства. В случае утраты доверия большинства парламента правительство либо уходит в отставку, либо добивается через главу государства роспуска парламента и назначения новых выборов. Такая форма правления существует в странах, отличающихся развитой, в значительной мере саморегулируемой экономикой (Италия, Турция, Германия, Греция, Израиль и др.). Выборы при такой системе демократии обычно проводятся по партийным спискам, то есть избиратели голосуют не за кандидата, а за партию.

     В полномочия парламента, помимо законодательства, входит контроль за правительством. Кроме  того, парламент обладает финансовой властью, поскольку он разрабатывает и принимает бюджет государства, определяет пути социально-экономического развития, курс внутренней, внешней, а также оборонной политики государства.

            Достоинства      Недостатки
     Парламентская республика      1. Высокая степень представительности правительства. Поскольку правительство формируется парламентом, в нем представлены различные политические силы      1. Частая смена правительства. Ослабление  подотчетности правительства, особенно  в тех случаях, когда оно  меняется незадолго до выборов
            2. Парламентская ответственность.  Политическая ответственность исполнительной  власти перед законодательной      2. Более низкий уровень идентифицируемости  по сравнению с президентскими  республиками. (Исключение составляют: Швеция, Норвегия, Ирландия, Канада)
 

     Парламент так же, как правило, отдален от текущих политических процессов и не осуществляет реального правления в стране. В отличие от ситуации в президентских республиках, он не является главой правительства, исполнительной власти. Вся исполнительная власть практически осуществляется правительством и его главой. Даже если за президентом такой республики формально закрепляются более или менее широкие полномочия, они осуществляются, как и в случае с монархом в парламентарной монархии, по инициативе правительства и с помощью контрассигнации. Так, и в парламентской республике формально президент обычно назначает и увольняет правительство. Но, в отличие от президентской республики, где президент делает это действительно самостоятельно, здесь он фактически не свободен в своем выборе и вынужден обычно назначать премьер-министром того, кто пользуется поддержкой парламентского большинства, а министрами тех, кого представляет премьер, получивший вотум доверия от большинства парламента. В таких республиках именно парламент, как пра­вило, его нижняя палата, фактически назначает и увольняет правительство и министров. 

     Акты, издаваемые президентом в парламентской  республике, как правило, получают юридическую  силу и подлежат исполнению только тогда, когда они скреплены подписью премьер-министра или соответствующего министра. При этом сами эти акты обычно издаются на основании решений, принятых парламентом, правительством или отдельными министрами. Президент в таких республиках обычно не обладает правом отлагательного вето по отношению к принятым парламентом законам, а если формально и обладает, то практически не использует его, как и монарх в парламентской монархии. Президент в парламентской республике назначает референдум, но на основе решения парламента и в соответствии с законом, принятым парламентом. Он же формально обладает правом назначения и отзыва послов, но фактически это зависит от решений главы правительства и министра иностранных дел. 

     Парламентская республика обладает своими достоинствами. По сравнению с президентскими республиками, она по своему характеру и принципам организации и функционирования серьезно суживает возможность возникновения противостояния исполнительной и законодательной ветвей власти, отдавая явный приоритет последней. Одержав победу на парламентских выборах, особенно в случае завоевания абсолютного большинства от общего числа мест в парламенте, та или иная партия или блок партий получает возможность из своих рядов и избирать президента, и сформировать однопартийное, одноблоковое, однородное правительство, которому гарантирована поддержка парламента, что не может не сказаться серьезно на стабильности власти. Но, с другой стороны, поскольку одной партии чаще всего не удается завоевать абсолютного большинства мест в парламенте, а межпартийные блоки далеко не всегда бывают надежными и прочными, поэтому в таких условиях приходится идти на создание коалиционных правительств, отражающих интересы различных парламентских фракции, то это в свою очередь может создавать возможность серьезной нестабильности в осуществлении исполнительной власти при данной форме государственного правления. В Италии, являющейся одной из классических парламентских стран, например, за полвека с небольшим послевоенного периода сменилось около полусотни правительств. 

     С целью сглаживания этого недостатка парламентской республики в ней за последнее время нередко вводятся определенные ограничения, преграды на пути слишком частого устранения парламентом правительства. Так, в ряде стран (Перу, Португалия, Молдова и др.) предложение о вотуме недоверия правительству может быть внесено только не менее чем четвертой или третьей частью депутатов парламента. Ясно, что это серьезно сужает возможности вынесения частых вотумов недоверия. Этим же целям служат и такие нормы, которые требуют для отставки правительства вынесения вотума недоверия правительству дважды, устанавливают невозможность внесения резолюции о таком недоверии в течение определенного срока (например, в течение года после выборов в парламент или после создания правительства, ряда месяцев после предыдущего голосования по такому вотуму и т.д.). В законодательстве ФРГ, Польши, Венгрии, Болгарии и некоторых других стран предусмотрена возможность вынесения так называемого конструктивного вотума недоверия, при котором недоверие выражается не всему правительству, а только его главе и при условии, если одновременно будет назван преемник действующего главы правительства.

     Достоинством  парламентской республики является единство высших эшелонов исполнительной власти, поскольку глава исполнительной власти (премьер-министр) и его кабинет назначаются и контролируются парламентом, точнее, парламентским большинством. До тех пор, пока правительство располагает поддержкой большинства законодателей, оно выполняет свои функции, не исключая и представления законопроектов. С потерей парламентского большинства правительство уходит в отставку.

     При всех существующих вариациях в парламентских  республиках президент играет незначительную роль; исполнительная власть является, по сути, продолжением законодательной, и тем самым возможный конфликт между двумя ветвями власти сводится к минимуму.

     Недостатки  парламентской республики:

     1. Крайняя фрагментарность партийной  системы, которая обрекает парламентскую  коалицию на аналогичную фрагментарность,  а правительство на неустойчивость. При неразвитости партийной системы даже экстремистские (малочисленные) партии могут оказаться частью парламентской коалиции большинства. Это может стать не менее пагубным, чем тупик во взаимоотношениях исполнительной и законодательных властей.

     2. Вполне реальной может оказаться  угроза тирании, которую в состоянии  создать простое парламентское  большинство, т. е. эффективность  и стабильность парламентских  форм правления зависят от  характера политических партий, соревнующихся за места в парламенте. Судьба же партий и структура партийной системы в немалой степени определяются способом избрания законодателей, т. е. мажоритарной или пропорциональной системами.

 

Заключение

     Из рассмотренного материала, возможны следующие заключения и выводы.

     Республиканская форма правления - самая распространенная в современном мире. Абсолютное большинство государств, представленных сегодня в такой универсальной международной организации, как ООН, являются республиками. Республика - форма правления, при которой высшие органы государственной власти избираются народом непосредственно либо иным способом на определенный срок полномочий.

     Можно выделить отличительные черты:

     существование единоличного и коллегиального главы  государства;

     выборность  на определенный срок главы государства и других верховных органов государственной власти;

     осуществление государственной власти не по своему велению, а по поручению народа;

     юридическая ответственность главы государства  в случаях, предусмотренных законом;

     обязательность  решений верховной государственной власти.

     Несомненно, форма правления оказывает огромное влияние на взаимоотношения между  органами власти. Но исторически сложилось  так, что вначале возникает форма  правления, а потом эта форма  правления составляет конституцию, в которой прежде всего выражает именно свои интересы и именно в конституции фиксируется характеристика формы правления со всеми вытекающими отсюда последствиями.

            В современном цивилизованном обществе принципиальных различий между формами не существует. Их сближают общие задачи и цели.

 

Нормативные акты и  литература

  1. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: В 4 т. Тома 1-2. часть общая: Учебник / Отв. ред. проф., Б.А. Страшун - 3-е изд., обновл. и дораб. - М.: Издательство БЕК, 2000.
  2. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник. - 10-е изд., испр. и доп. - М.: Юридический Дом "Юстицинформ"; 2003.
  3. Алексеев С.С. Государство и право. Начальный курс. М.; Юридическая литература, 1998г
  4. Ардашкин В.Д. К современной концепции государства. Правоведение. №2, 1992г
  5. Давид Р. Основные  правовые  системы  современности. М.; 1990г.
  6. Коваленко А.И.  Теория  государства и права (в вопросах и ответах). Учебник для юридических ВУЗов.  М.;  1994г.
  7. Королев А.И. Государственная  власть и нация. Сов. Государство  и право. №1,  1983г
  8. Малько А.В.  Теория  государства  и права. Учебник. М.; Юристь, 2004г
  9. Теория  государства и права:  Учебное  пособие. Выпуск 2. М.:1994г.

Информация о работе Парламентская республика