Особенности конституционного права РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 21:53, реферат

Краткое описание

В общей теории права принято различать понятия источника права в материальном и в формальном, юридическом смыслах. В первом значении под источником права понимаются те факторы, которые определяют само содержание права. К ним принято относить материальные условия жизни общества, свойственные ему экономические отношения.
В юридическом смысле в качестве источника права рассматриваются формы, посредством которых устанавливаются и получают обязательную силу правовые нормы. Формами, выполняющими такую функцию, выступают правовые акты.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….……...…3
1. ОСОБЕННОСТИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА РФ……………..6
2. ОБЗОР ИСТОЧНИКОВ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА………….9
3. ХАРАКТЕРИСТИКА ИСТОЧНИКОВ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА…………………………………………………………………………..13
3.1 КОНСТИТУЦИЯ РФ ОСНОВНОЙ ИСТОЧНИК КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА………………………………………….13
3.2. ФЕДЕРАЛЬНЫЕ КОНСТИТУЦИОННЫЕ ЗАКОНЫ КАК ИСТОЧНИКИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА……………………….16
3.3. ФЕДЕРАТИВНЫЙ ДОГОВОР КАК ИСТОЧНИК КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА………………………………………….18
3.4. ДОГОВОРЫ О РАЗГРАНИЧЕНИИ ИЛИ ВЗАИМНОМ
ДЕЛЕГИРОВАНИИ ПРЕДМЕТОВ ВЕДЕНИЯ И ПОЛНОМОЧИЙ МЕЖДУ ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЕЕ СУБЪЕКТОВ КАК ИСТОЧНИКИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА…………………………………………19
3.5. ПОСТАНОВЛЕНИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ КАК ИСТОЧНИКИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА……………………....24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………….29

Файлы: 1 файл

конституционное право.doc

— 150.50 Кб (Скачать)

 


 


                                           СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….……...…3

 

  1. ОСОБЕННОСТИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА РФ……………..6

 

  1. ОБЗОР ИСТОЧНИКОВ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА………….9

 

 

  1. ХАРАКТЕРИСТИКА ИСТОЧНИКОВ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА…………………………………………………………………………..13

 

3.1 КОНСТИТУЦИЯ РФ ОСНОВНОЙ ИСТОЧНИК КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА………………………………………….13

3.2. ФЕДЕРАЛЬНЫЕ КОНСТИТУЦИОННЫЕ ЗАКОНЫ КАК ИСТОЧНИКИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА……………………….16

3.3. ФЕДЕРАТИВНЫЙ ДОГОВОР КАК ИСТОЧНИК КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА………………………………………….18

3.4. ДОГОВОРЫ О РАЗГРАНИЧЕНИИ  ИЛИ ВЗАИМНОМ 

ДЕЛЕГИРОВАНИИ ПРЕДМЕТОВ ВЕДЕНИЯ И ПОЛНОМОЧИЙ МЕЖДУ ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЕЕ СУБЪЕКТОВ КАК ИСТОЧНИКИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА…………………………………………19

3.5. ПОСТАНОВЛЕНИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ КАК ИСТОЧНИКИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА……………………....24

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….28

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………….29

ВВЕДЕНИЕ

 

Конституционное право это совокупность правовых норм, охраняющих основные права и свободы человека и учреждающих в этих целях определенную систему государственной власти. 

Один из важнейших постулатов современной цивилизации гласит: государство существует для человека, чтобы охранять его свободу и содействовать благополучию. Но как обеспечить баланс свободы и власти? Ведь если свобода оказывается вне прочной государственности, она легко может выродиться в анархию и вседозволенность, а если государственность строится на отказе от свободы, человек попадает в оковы тоталитарного гнета.

Нахождение баланса власти и свободы составляет главнейший и деликатнейший смысл конституционного права. Но поскольку эта отрасль права регулирует столь важную и сложную сферу общественной жизни, она неизбежно приобретает ведущий характер в системе права. Собственно, с конституционного права начинается формирование всей системы национального права, всех отраслей, и в этом его системообразующая роль. Ни одна отрасль национального права той или иной страны не может развиваться, если она не находит опоры в конституционных принципах или нормах конституционного законодательства, а тем более противоречит им. 
Конституционное право юридическая основа демократии, ее закрепление и мера.

Демократия широкое понятие, включающее экономический, социальный и политический аспекты. Конституционное право призвано закреплять основы народовластия во всех этих аспектах, поскольку современная демократия это не стихийное, а упорядоченное состояние общества, полноправие, основанное на добровольном согласии людей на определенное ограничение своей свободы во имя ее сохранения.

Для того, чтобы в полной мере уяснить специфику и характер конституционно-правовых отношений, нужно обратиться к  источникам конституционного права.

Источниками конституционного права являются нормативные правовые акты, посредством которых устанавливаются и получают юридическую силу конституционные правовые нормы.

       Для источников  конституционного права существует  особый порядок не только их  принятия, но и их отмены, признания  утратившими силу, изменения. После  отмены акта он перестает считаться источником действующего конституционного права.

Тема курсовой работы звучит актуально и подразумевает глубокий уровень исследования т.к. источники конституционного права, на сегодняшний день относятся к числу категорий, требующих углубленной разработки.

Уровень научной разработки данной проблемы, и прежде всего общего понятия источника права, явно недостаточен, в связи с тем, что на протяжении нескольких десятилетий в отечественной юридической науке вопрос об источниках права изучался очень слабо. В период с 1946 по 1981 г. в СССР были опубликованы лишь две общетеоретические работы по данной проблеме и небольшое число исследований источников права в отдельных правовых системах и отраслях права.

Исследование проблем источников права велось, как правило, в рамках проблематики советского права. При этом, хотя применительно к остальному миру признавалась множественность источников права, сложившаяся в ходе исторического развития, однако в условиях советской правовой системы, по существу, единственным источником права признавался нормативный акт. Поэтому понятие "система источников права" обычно заменялось понятием "система законодательства". Проблема роли источников права в правовой системе вытеснялась вопросом о соотношении системы права и системы законодательства. Сама терминология "нормативный акт",  "законодательство в широком смысле"как бы стирала грань между законом и актами подзаконной силы. В условиях командно-административной системы такой подход вел к тому, что верховенство закона на практике превращалось в своеобразную ширму, призванную скрыть реальную подчиненность закона актам нормотворчества правящей партии и бюрократического аппарата.

Другая причина многозначность и нечеткость самого понятия источника права. Оно принадлежит к числу наиболее неясных в теории права. Не только нет общепризнанного определения этого понятия, но даже спорным является сам смысл, в котором употребляются слова “источник права”.

В общей теории права принято различать понятия источника права в материальном и в формальном, юридическом смыслах. В первом значении под источником права понимаются те факторы, которые определяют само содержание права. К ним принято относить материальные условия жизни общества, свойственные ему экономические отношения.

В юридическом смысле в качестве источника права рассматриваются формы, посредством которых устанавливаются и получают обязательную силу правовые нормы. Формами, выполняющими такую функцию, выступают правовые акты.

В связи с радикальной реформой Российского государства и права в постсоциалистический период актуальность исследования источников права возросла.

1. ОСОБЕННОСТИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА РФ

 

Несомненно, источники конституционного права того или иного государства зависят от особенностей его конституционного права. Поэтому, исследование источников конституционного права Российской Федерации необходимо начать с изучения особенностей ее конституционного права.

Конституционное право Российской Федерации как юридическая  
наука изучает общественные отношения, лежащие в основе конституционного устройства Российской Федерации, правового положения человека и гражданина, способа организации и деятельности государственных органов и местного самоуправления. Причем формой таких  
отношений являются волевые общественные отношения, с которыми  
связано осуществление государственной власти. И это понятно, ибо  
конституция, властные структуры государства, правовой статус человека и гражданина и т.д. все это относится к сфере государственно-правовой надстройки, возвышающейся над социально-экономическим базисом общества.   
  Важно также подчеркнуть, что наука конституционного права  
Российской Федерации не просто вскрывает характер общественных  
отношений, лежащих в основе государственного строя Российской Федерации, а призвана показать и доказать, как указанные отношения  
с естественной необходимостью находят соразмерное выражение и  
воплощение в конституционном устройстве государства. Иначе говоря, как наука она должна вывести из господствующих в обществе общественных отношений адекватную модель его конституционной организации. А это неизбежно предполагает абстрагирование от всего случайного, второстепенного, нехарактерного в способе организации  
и осуществления государственной власти. Тем самым наука конституционного права освещает путь практике. Она призвана показать и  
обосновать, каким должно быть устройство Российской Федерации при  
господствующих в обществе общественных отношениях. Поэтому наука  
конституционного права РФ имеет дело с осмыслением только таких  
государственно-правовых норм, которые адекватно выражают и закрепляют указанные отношения. Более того она должна предлагать  
властным структурам государства модель оптимальных норм права,  
стимулирующих поступательное конституционное развитие общества,  
государства. На основе таких норм должны возникать и функционировать государственно-правовые отношения. В систему конституционного права входят следующие знания:   
1. О конституционном праве РФ как ведущей отрасли права. Они   
включают в себя знания о его предмете и методологии исследования.    
2. О сущности Конституции Российской Федерации 1993 г., особенностях ее структуры и содержания.   
3. Об основах конституционного строя Российской Федерации и их соотношении с господствующими в обществе общественными отношениями.

4. О правах и свободах человека и гражданина.  

5. О национально-государственном  и административно  территориальном устройстве Российской Федерации.  

6. О системе органов Российской  Федерации, местном самоуправлении.

Конституционное право РФ это выраженная в системе государственно-правовых норм общеобязательная воля многонационального  
народа Российской Федерации, обеспеченная государством.

В этом определении схватывается сущность конституционного  
права РФ в виде общеобязательной или государственной воли народа  
и способ ее выражения, воплощения в лице системы государственно-правовых норм.   
Предметом конституционного права РФ является изучение сущности государственно-правовых реалий, с которыми связаны властеотношения и которые адекватно отражают господствующие в обществе  
общественные отношения.   
  Это определение позволяет понять, что не вся государственно-правовая надстройка является предметом изучения конституционною права России, а только та ее часть в которой представлены,  
"овеществлены" властеотношения. Причем она должна быть соразмерной господствующим в обществе общественным отношениям. Или говоря  
словами Гегеля, указанные стороны должны быть доведены до полной  
адекватности друг другу, т.е. государственно-правовые явления призваны выступать исключительно как воплощение основополагающих общественных отношений.  
  Следовательно конституционное право России охватывает государственно-правовые нормы, закрепляющие основы конституционною  
строя РФ, определяемые социально-экономическим базисом многонационального общества, права и свободы человека и гражданина, правовой статус властных структур государства и содержание их деятельности, местное самоуправление. И все эти институты пронизаны од 
ним смыслом, одним содержанием волей многонациональном народа  
Российской Федерации, который является носителем суверенитета и  
единственным источником власти в государстве.

2 ОБЗОР ОСНОВНЫХ ИСТОЧНИКОВ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА

Общее представление о системе источников рассматриваемой отрасли права дает схема (см. схему 1), некоторые пояснения к которой я хочу вам предложить.

Система нормативных правовых актов, являющихся источниками конституционного права, многообразна и включает в себя несколько их видов.

Источниками конституционного права РФ служат правовые нормативные акты, т.е. такие акты, которые содержат хотя бы одну норму конституционного права. К ним относятся:

    • правовые акты, действующие на всей территории Российской Федерации,
    • акты, имеющие сферу действия только на территории конкретного субъекта Федерации или территории, в пределах которой осуществляется местное самоуправление.

     В первой  группе особое место занимает  Конституция Российской Федерации.

     К числу  источников конституционного права, устанавливающих нормы общефедерального  значения, относятся и федеральные  законы. В Конституции предусматривается принятие федеральных конституционных законов и федеральных законов, которые различаются:

  • по юридической силе;
  • по порядку принятия;
  • по предметам ведения;
  • по возможности применения в отношении них отлагательного вето Президентом РФ.

     К источникам  конституционного права относятся:

  • "Федеральный конституционный закон о референдуме Российской Федерации",
  • "Федеральный конституционный закон о Конституционном Суде",

такие законы РФ, как:

  • "Закон о гражданстве РФ",
  • "Закон о статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" и многие другие.

     Источниками  конституционного права являются  и содержащие конституционно-правовые  нормы правовые акты, принимаемые  Президентом РФ, Советом Федерации, Государственной Думой, Правительством РФ. Это:

  • указы и другие нормативные акты Президента,
  • постановления палат Федерального Собрания,
  • постановления Правительства.

  Источники отрасли:

  • Регламенты палат Федерального Собрания,
  • Положения о различных вспомогательных органах, образуемых органами законодательной и исполнительной власти.

Характеризуя виды источников права, следует выделить такой специфичный вид, обусловленный федеративным устройством, как договоры о разграничении или взаимном делегировании предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, заключаемые на основании упомянутой части 3 статьи II Конституции Российской Федерации. Примерами таких договоров могут служить договор "О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан (от 15.02.1994 г.), почти аналогичный договор с Республикой Башкортостан (июль 1994 г.). Всего на март 1996 г. было заключено 12 подобных договоров.

Информация о работе Особенности конституционного права РФ