Общие суды

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2015 в 21:13, контрольная работа

Краткое описание

Судебная система – закрепленная в законе совокупность взаимосвязанных между собой судов, организованных и действующих на общих конституционных принципах с учетом существующего административно-территориального устройства страны и возглавляемых Верховным Судом Республики Беларусь.

Оглавление

Общие суды в действующей судебной системе, их звенья и судебные инстанции ………………………………………………………………..3
Районный (городской) суд …………………………………………...…8
Областные и Минский городской суды.................................................10
Верховный суд…………………………………………….…………….12
Военные суды……………………………………………………………21
Список использованных источников……………………………………...23

Файлы: 1 файл

Общие суды в действующей судебной системе судоустройство.doc

— 155.50 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

2. Районный (городской) суд

 

Первым и основным звеном судебной системы, как и ранее, являются районные (городские) суды (прежде они назывались «народными» судами). Они образуются, как правило, в каждом административном районе или городе, не имеющем районного деления. Закон допускает, что в порядке исключения может быть образован один суд на район и город. Районный (городской) суд территориально наиболее приближен к населению, и поэтому именно в этот суд люди обращаются в первую очередь за судебной защитой своих нрав и законных интересов.

Являясь низшим звеном судебной системы и действуя только в качестве суда первой инстанции, этот суд рассматривает основную массу гражданских и уголовных дел, поступающих в судебные органы. Именно на него падает основная нагрузка в осуществлении задач правосудия и проведения среди населения общественно-массовой работы по предупреждению правонарушений и правовому воспитанию граждан, по оказанию правовой и методической помощи товарищеским судам и т.д. Понятно, что от успешного выполнения этими судами своих функций и задач во многом зависит постановка в целом всего дела правосудия в республике, эффективность борьбы с преступностью и правонарушениями, воспитание законопослушания, формирование правового сознания и правовой культуры населения.

Сеть районных (городских) судов и количество судей устанавливаются Президентом Республики Беларусь по представлению министра юстиции и Председателя Верховного Суда.

В нашей республике в одном районном (городском) суде работает от одного до шести судей. Примерно половина судов с одним судьей, или т.н. однокомплектные, другая половина судов - многокомплектные, где число судей более одного. Во втором случае закон предусматривает назначение не только председателя суда, но и его заместителя, что производится указами Президента Республики Беларусь.

В компетенцию районных (городских) судов входит рассмотрение практически всех уголовных дел, за исключением дел, отнесенных законом к ведению вышестоящих и военных судов. Так, районный (городской) суд не вправе рассматривать такие дела, как дела о государственных преступлениях, умышленных убийствах при отягчающих обстоятельствах, хищениях имущества в особо крупных размерах и некоторые другие. Ему же подсудны все категории гражданских дел, подведомственные судебным органам (ст. 112 ГПК РБ). К компетенции этих судов отнесено также рассмотрение дел об административных правонарушениях (дела о мелком хулиганстве, по жалобам на неправильности в списках избирателей, на действия административных органов в связи с наложением штрафа и др.).

Дела о малозначительных преступлениях и имущественных спорах на незначительные суммы районные (городские) суды при определенных обстоятельствах могут направлять на рассмотрение товарищеских судов.

Кодекс о судоустройстве предусматривает, как и было заложено в Концепции, возможность образования в районных (городских) судах (как и в судах более высокого уровня) специализированных составов для рассмотрения отдельных категорий дел (семейных, дел о несовершеннолетних и др.).

Важно отметить, что деятельность районных (городских) судов не ограничивается осуществлением правосудия, хотя это - главное в их работе. Суды проводят большую и разнообразную общественно-массовую работу среди населения. Это отчеты судей перед населением, трудовыми коллективами и на сессиях Советов, лекции, доклады и беседы на правовые темы, контроль за поведением лиц, переданных на поруки и условно осужденных, оказание правовой и методической помощи товарищеским судам и др.

Важным и ответственным участком работы районного (городского) суда является прием посетителей, рассмотрение жалоб и заявлений граждан.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Областные и Минский городской суды

 

Вторым, или средним, звеном в судебной системе Республики Беларусь выступают областные, Минский городской суд. Уступая районным судам по количеству рассматриваемых по первой инстанции дел, они принимают к своему производству дела о наиболее опасных преступлениях и сложных гражданско-правовых спорах. Но главное назначение этих судов состоит в осуществлении надзора за судебной деятельностью районных (городских) судов, исправление допускаемых ими ошибок, руководство судебной практикой.

Областной (Минский городской) суд изучает судебную практику и оказывает помощь районным, городским судам в правильном применении ими законодательства, координируя эту деятельность с отделом юстиции исполкома областного (Минского городского) Совета.

Областной (Минский городской) суд состоит из председателя, его заместителей, членов суда и действует в составе судебных коллегий и президиума. Количественный состав их устанавливается Президентом Республики Беларусь по совместному представлению министра юстиции и председателя Верховного Суда Республики Беларусь и зависит от объема выполняемой судебной работы. Наряду с коллегиями по уголовным, гражданским делам (традиционные структуры),  закон допускает образование составов судов, специализированных для рассмотрения отдельных категорий дел. Члены суда с учетом объема работы и квалификаций распределяются по коллегиям председателем суда и утверждаются президиумом.

По совместному представлению министра юстиции, Председателя Верховного Суда Республики Беларусь и председателей областных (Минского городского) судов Президент Республики Беларусь определяет количественный и персональный состав президиума областного (Минского городского) суда (председатель, его заместители, судьи). В заседании президиума, как гласит закон, вправе участвовать прокурор области (г. Минска).

Областной (Минский городской) суд является судом первой, второй (кассационной и надзорной) инстанций. В качестве суда первой инстанции он рассматривает отнесенные к его компетенции уголовные и гражданские дела. Областному суду подсудны уголовные дела повышенной общественной опасности. В отношении гражданских дел закон не устанавливает каких-либо ограничений. Поэтому он вправе изъять из районных, городских судов, находящихся на территории области, любое гражданское дело и, учитывая его сложность и общественное значение, принять к своему производству в качестве суда первой инстанции. Такое же право принадлежит областному суду и по уголовным делам, относящимся к компетенции районного (городского) суда. В случае вторичной отмены приговора или решения районного, городского суда областной суд также принимает дело к своему рассмотрению по первой инстанции.

Приговоры и решения, вынесенные областным судом, могут быть обжалованы в кассационном порядке в Верховный Суд Республики Беларусь.

Действуя в качестве суда второй (кассационной) инстанции, областной суд рассматривает жалобы и протесты на решения, приговоры, определения и постановления районных (городских) судов, не вступивших в законную силу, и выносит кассационные определения. Таким образом, областной (Минский городской) суд имеет возможность активно влиять на судебную практику районных, городских судов, обеспечивать правильное отправление правосудия.

Судебная коллегия областного суда действует как первая и вторая (кассационная) инстанция.

Президиум областного суда - это, прежде всего, надзорная инстанция, рассматривающая в порядке судебного надзора протесты Генерального Прокурора Республики Беларусь, Председателя Верховного Суда Республики Беларусь и их заместителей, прокурора области и председателя областного суда на вступившие в законную силу решения, приговоры, определения и постановления районных (городских) судов и на кассационные определения судебных коллегий данного суда. Кроме того, президиум направляет работу судебных коллегий и аппарата областного суда, обобщает материалы изучения судебной практики, оказывает помощь районным (городским) судам в правильном применении ими законодательства, координируя эту деятельность с отделом юстиции исполкома областного Совета депутатов.

Общее руководство работой осуществляет председатель суда, а также заместители, возглавляющие соответствующие коллегии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Верховный суд

 

 

Верховный Суд Республики Беларусь возглавляет систему общих судов и является высшим судебным органом, который осуществляет правосудие по гражданским, уголовным делам и делам об административных правонарушениях, осуществляет надзор за судебной деятельностью общих судов и реализует иные полномочия в соответствии с законодательными актами.

Верховный Суд Республики Беларусь состоит из судей Верховного Суда Республики Беларусь, в том числе Председателя Верховного Суда Республики Беларусь, первого заместителя и заместителей Председателя Верховного Суда Республики Беларусь. Количество заместителей Председателя Верховного Суда Республики Беларусь определяется Президентом Республики Беларусь по представлению Председателя Верховного Суда Республики Беларусь.

Верховный Суд Республики Беларусь действует в составе:

Пленума Верховного Суда Республики Беларусь;

Президиума Верховного Суда Республики Беларусь;

судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Беларусь;

судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Республики Беларусь;

судебной коллегии по делам интеллектуальной собственности Верховного Суда Республики Беларусь;

Военной коллегии Верховного Суда Республики Беларусь.

При необходимости Президентом Республики Беларусь по представлению Председателя Верховного Суда Республики Беларусь в Верховном Суде Республики Беларусь могут образовываться кассационная судебная коллегия, апелляционная судебная коллегия и иные судебные коллегии для специализированного рассмотрения дел.

Количественный состав судей Верховного Суда Республики Беларусь устанавливается Президентом Республики Беларусь по представлению Председателя Верховного Суда Республики Беларусь.

Верховный Суд Республики Беларусь:

рассматривает в пределах своей компетенции в качестве суда первой инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам гражданские и уголовные дела, а также в порядке надзора дела об административных правонарушениях;

может рассматривать в соответствии с законодательными актами в пределах своей компетенции гражданские и уголовные дела в апелляционном порядке, в кассационном порядке;

вносит в Конституционный Суд Республики Беларусь предложения о даче заключений в соответствии с частью второй статьи 112 и частью четвертой статьи 116 Конституции Республики Беларусь;

изучает и обобщает судебную практику, анализирует судебную статистику общих судов и дает разъяснения по вопросам применения законодательства;

осуществляет контроль за исполнением судами Республики Беларусь постановлений Пленума Верховного Суда Республики Беларусь;

оказывает помощь судьям общих судов по применению законодательства;

разрабатывает предложения по совершенствованию законодательства;

изучает деятельность общих судов, заслушивает информацию председателей, заместителей председателей и судей общих судов о деятельности соответствующих судов;

решает в пределах своей компетенции вопросы, вытекающие из международных договоров Республики Беларусь, а также вопросы сотрудничества с судами иностранных государств, иностранными и международными организациями;

осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательными актами.

Председатель Верховного Суда Республики Беларусь назначается Президентом Республики Беларусь с согласия Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь из числа судей Верховного Суда Республики Беларусь сроком на пять лет.

Председатель Верховного Суда Республики Беларусь:

организует деятельность Верховного Суда Республики Беларусь и иных общих судов;

утверждает персональный состав экзаменационной комиссии по приему квалификационных экзаменов у кандидатов на должности судей общих судов и порядок подготовки и проведения квалификационных экзаменов;

созывает Пленум Верховного Суда Республики Беларусь, организует работу Президиума Верховного Суда Республики Беларусь и председательствует на их заседаниях, а также выносит на рассмотрение Пленума и Президиума Верховного Суда Республики Беларусь вопросы, отнесенные к их ведению;

вносит представления Президенту Республики Беларусь по вопросам, отнесенным к его компетенции настоящим Кодексом;

вносит на утверждение Пленума Верховного Суда Республики Беларусь представления по составу судебных коллегий Верховного Суда Республики Беларусь;

руководит работой по изучению и обобщению судебной практики, анализу судебной статистики;

организует работу по осуществлению контроля за исполнением постановлений Пленума Верховного Суда Республики Беларусь;

формирует судебные составы для рассмотрения дел;

Информация о работе Общие суды