Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 17:03, курсовая работа
Целью исследования является глубокий анализ понятия, признаков и видов правовой нормы в российском праве.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….…........…..3
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О НОРМЕ ПРАВА……………….…….6
1.1. Понятие и признаки нормы права…………………………………….…..6
1.2. Социальное бытие правовых норм……………………………………….13
ГЛАВА 2. ВИДЫ ПРАВОВЫХ НОРМ………………………………………17
2.1. Общая классификация правовых норм………………………………….17
2.2. Характеристика отдельных видов правовых норм……………………..19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………….….….…….......…24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ….…27
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………….29
Конституция РФ определяет также такие исходные понятия как суверенитет Российской Федерации и верховенство Конституции и законов РФ на всей ее территории (ст. 4), принципы федеративного устройства (ст. 5), принципы России как социального госу дарства (ст. 7) и признания свободы экономической деятельности и форм собственности (ст. 8) и т. п.
Общие принципы и положения закрепляются также в отраслевых кодексах и других законах применительно к каждой отрасли права. Например, гл. 1 ТК РФ определяет задачи и сферу действия законов о труде, устанавливающих уровень оплаты труда и всемерную охрану трудовых прав работников; основные трудовые права и обязанности работников, недействительность условий договоров о труде, ухудшающих положение работников по сравнению с трудовым законодательством.
Аналогично (применительно к своей сфере регулирования) определяются основные начала гражданского законодательства (гл. 1 ГК РФ), общие положения УК РФ и других отраслей права.
Нормы, устанавливающие исходные начала правового регулирования и учреждающие принципы, институты или структуру органов государства, носят название учредительных, или отправных, норм.
Нормы, устанавливающие легальные определения тех или иных правовых понятий носят название дефинитивных норм.
Как отправные (учредительные), так и дефинитивные нормы не формулируют деталей правового регулирования, но они подлежат обязательному учету при применении любых соответствующих им конкретных норм права в целом (например, нормы Конституции) либо — его отдельных отраслей. Так, ч. 2 ст. 16 Конституции РФ прямо устанавливает, что: "Никакие другие положения настоящей Конституции не могут противоречить основам конституционного строя Российской Федерации". Глава 1 УК РФ прямо закрепляет задачи и основные принципы уголовной ответственности (ст. 2-8 УК РФ). Статья 8 ГК РФ предусматривает, что гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом или иными правовыми актами, так и из тех действий, которые, хотя и не предусмотрены законом или иным актом, "но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности" (п. 1 ст. 8 ГК РФ).
Таким образом, в некоторых случаях общие начала, принципы права вытекают как бы из всей совокупности, общего смысла норм Конституции или Кодекса для отдельной отрасли права (см. например, п. 1 ст. 8 ГК РФ).
По степени категоричности предписаний различаются императивные и диспозитивные нормы.
Императивные нормы — это нормы категорические, не допускающие отступлений от правила, предписанного нормой. Они характерны, прежде всего, для норм публично-правового регулирования, т. е. для конституционного, административного, уголовного, судебно-процессуального права, финансового права, где стороны отношения находятся в неравном положении (отношения "власти и подчинения"). Например, законы о налогах, об управлении, о правилах дорожного движения и т. п.
Императивными могут быть и предписания норм гражданского или трудового права. Например: " Сторонами трудового договора являются работодатель и работник" (ст. 56 ТК РФ); "Юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации" (ч. 2 ст. 51 ГК РФ); нормы о признании мнимых, притворных или противоправных сделок ничтожными (§ 2 гл. 9 ГК РФ).
Диспозитивные нормы, характерные для частного (гражданского, трудового, семейного) права, допускают регулирование отношения по соглашению сторон и устанавливают правило лишь на случай отсутствия соглашения.
Таким нормам присуща формула, "если иное не установлено договором". Например: "Если срок аренды в договоре не определен, договор аренды считается заключенным на неопределенный срок" (ч. 2 ст. 610 ГК РФ). Такие нормы предоставляют широкую возможность сторонам договора самим определять условия обязательства20.
В теории и законодательстве различаются другие виды правовых норм.
Например, различаются нормы по форме выражения диспозиции.
Любая норма по своему содержанию устанавливает права одной стороны отношения и обязанности другой. Поэтому каждая норма носит предоставительно-обязывающий характер (предоставляет права и возлагает обязанности). Но по форме выражения норма о праве собственности, праве на отдых, на труд являются управомочивающими, чем подчеркивается их главное социальное назначение. Нормы об обязанности платить налоги, соблюдать законы и т. п. являются обязывающими, устанавливая обязанности совершать активные действия.
Нормы, устанавливающие запрещение действия, называются запретительными нормами. Ими являются нормы, устанавливающие уголовную, административную или дисциплинарную ответственность за правонарушения; запреты экологических, санитарных, ветеринарных, противопожарных и иных правил.
Наконец, по форме выражения можно выделить также поощрительные нормы, устанавливающие меры поощрения за успешный труд, награды за доблесть, героизм, примерное поведение и т. п.
По разной степени определенности, различаются также абсолютно-определенные, относительно-определенные (альтернативные) и бланкетные нормы права. Названный признак может относиться к различным структурным элементам нормы: гипотезе, диспозиции или санкции. Поэтому по существу следует различать, например, — нормы с абсолютно-определенной диспозицией ("пенсии не подлежат обложению налогами"); нормы с относительно-определенной гипотезой ("условия договора поставки могут устанавливаться сторонами в пределах настоящих правил") либо альтернативной санкцией ("...наказывается лишением свободы до 3-х лет, или ограничением свободы на тот же срок).
Бланкетными, т. е. прямо не содержащими конкретного правила поведения, могут быть только диспозиции (например, — нормы об уголовной, административной или дисциплинарной ответственности "за нарушение правил торговли", "за нарушение правил техники безопасности"). Такие нормы по существу не устанавливают содержания правила, а предусматривают наличие других норм, часто содержащихся в иных нормативных правовых актах. Практика бланкетных норм всегда чревата возможностью неопределенности и произвола в правовом регулировании.
Таким образом, пониманию правовой нормы, полному представлению о ее назначении и регулятивных возможностях служит уяснение принадлежности той или другой нормы к определенной разновидности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Правовая норма — первичная ячейка права, в которой заложена самостоятельная программа воздействия на регулируемые отношения и сознание их участников.
Субъекты права имеют дело прежде всего с отдельными нормами права, непосредственно на них основывают свои права, свободы и обязанности. Представляя собой простейший элемент права, норма права обладает всеми признаками права в целом.
Нормы права регулируют наиболее важные общественные отношения, устанавливая границы возможною, дозволенного поведения субъектов права, выступая мерой свободы человека в обществе. Но правовые нормы могут предписывать индивиду и вполне определенный вариант поведения, обеспечивая реализацию законных прав и интересов других лиц.
Признаками норм права являются: всеобщность, общеобязательность, формальная определенность, установленность или санкционированность компетентными органами государства, способность регулировать общественные отношения благодаря заключенной в них правовой информации, особой структуре и государственной гарантированности, обеспеченность принудительной силой государства и сознательностью членов общества, неоднократность действия.
Правовые нормы различают:
- по отраслевой принадлежности: нормы конституционного, уголовного, гражданского, трудового и других отраслей права;
- по выполняемой функции в правовом регулировании: регулятивные (рассчитаны на правомерное поведение, устанавливают юридические права и обязанности участников регулируемых общественных отношений), правоохранительные (рассчитаны на неправомерное поведение и всегда содержат санкции, применяемые к правонарушителям);
- по уровню правового регулирования: нормы материального права (прямо, непосредственно регулируют общественные отношения , определяя юридические права и обязанности их участников), нормы процессуального права (определяют порядок, процедуру реализации норм материального права);
- по характеру диспозиции: управомочивающие (указывают на возможность совершать определенные действия), обязывающие (указывают на необходимость совершать определенные действия), запрещающие (указывают на необходимость воздерживаться от совершения определенных действий);
- по способу установления диспозиции: императивные (правило поведения устанавливается государством), диспозитивные (установленное государством правило поведения действует лишь тогда, когда участники регулируемого общественного отношения сами не установили для себя иного правила);
- по предназначению в правотворчестве: первичные, производные (детализирующие, конкретизирующие первичные);
- по действию в пространстве: общие (общегосударственные), местные, региональные, локальные;
- по действию во времени: постоянные, временные;
- по действию по кругу лиц: общие (распространяются на все население страны), специальные (распространяются на определенный круг лиц), исключительные (делают изъятия из общих и специальных);
- по юридической силе: нормы законов, нормы подзаконных актов.
Социальное значение правовых норм, а, следовательно, и их ценность определяют их регулирующей ролью. Они должны закреплять необходимые и желательные для общества и государства отношения. Придают стабильность этим отношениям и способствуют их развитию. Охраняют от нарушений и воздействуют на нежелательные для общества и власти отношения в целях их ограничения, вытеснения и ликвидации.
В социально-юридическом (государственном) аспекте правовая норма выступает в виде: а) формально-определенного обязательного правила поведения, закрепленного и опубликованного в официальных документах (нормативно-правовых актах) и обеспеченного государством; б) социально-классового регулятора общественных отношений в тех политических системах, где законодательно закреплена власть социального класса или слоя.
Таким образом,
правовая норма имеет естественно-
Список использованных источников и литературы
1. Нормативно-правовые акты
2. Специальная, научная и учебная литература
3. Электронные ресурсы
Приложение
1 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // РГ, - 1993, - 25 декабря, - № 237.
2 Конституция США 1787 г. // www.hist.msu.ru/ER/Etext/
3 Алексеев, С.С. Проблемы теории права/ С.С. Алексеев. - М., 1980. Том 1. С. 211.
4 Бабаев, В.К. Теория государства и права. Учебник. 5-е изд. / В.К. Бабаев - М.: Юристъ, 2011. С. 267.
5 Об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации: Постановление ГД ФС РФ от 11.11.1996 N 781-II ГД // РГ. - 1996. - № 42.
6 Комаров, С.А., Малько, А.В. Теория государства и права. Учебник. 5-е изд. / С.А. Комаров, А.В. Малько. - М.: Норма-Инфра-М, 2011. С. 311.
7 Марченко, М.Н. Общая теория государства и права. Академический курс в 2 т. Том 2. Теория права. 5-е изд. / М.Н. Марченко. - М.: Зерцало, 2010. С. 278.