Нормы права: понятия,признаки,виды

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 17:03, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является глубокий анализ понятия, признаков и видов правовой нормы в российском праве.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….…........…..3
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О НОРМЕ ПРАВА……………….…….6
1.1. Понятие и признаки нормы права…………………………………….…..6
1.2. Социальное бытие правовых норм……………………………………….13
ГЛАВА 2. ВИДЫ ПРАВОВЫХ НОРМ………………………………………17
2.1. Общая классификация правовых норм………………………………….17
2.2. Характеристика отдельных видов правовых норм……………………..19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………….….….…….......…24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ….…27
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………….29

Файлы: 1 файл

Kursovaya_Norma_prava.doc

— 228.50 Кб (Скачать)

В.К. Бабаев считает, что норма права - это исходящее от государства и охраняемое общеобязательное, формально определенное правило поведения (непосредственно или в сочетании с другими нормами права), которое предоставляет участникам общественного отношения данного вида субъективные юридические права и налагает на них субъективные юридические обязанности4.

Законодатель под правовой нормой предложил понимать общеобязательное государственное предписание постоянного  или временного характера, рассчитанное на многократное применение5.

Таким образом, норма права  рассчитана не на какой-то конкретный случай или обстоятельство, а на тот или иной вид случаев, обстоятельств, определяемых каким-либо общим признаком, и тем самым норма права  рассчитана на определенную категорию, вид общественных отношений. Нормы права представляют собой общие, типичные варианты поведения и распространяют свое властно-волевое действие на следующий круг субъектов права: государственные органы, организации и учреждения; должностных лиц; всех граждан или некоторые категории, объединяемые общим родовым признаком (депутаты, военнослужащие, предприниматели, пенсионеры, работники конкретной отрасли экономики и т.д.); конкретный государственный орган, учреждение, организацию независимо от их персонального состава (определение общих полномочий); конкретное должностное лицо (в том числе Президента РФ, Председателя Правительства РФ, Генерального прокурора РФ и т.д.) независимо от занимаемой им должности.

По мнению А.В. Малько, юридическая норма - это общеобязательное веление, выраженное в виде государственно-властного предписания и регулирующее общественные отношения6.

А вот М.Н. Марченко считает, что норма права, это не всякое имеющее юридический характер предписание, а только такое предписание, которое представляет собой общее правило, рассчитанное на многократное его применение7.

А.С. Пиголкин правовую норму  определил как правило поведения, которое является требованием, велением, обращенным к субъектам права, согласовывать  свое поведение с указаниями нормы под угрозой невыгодных последствий при нарушении этих указаний. В норме формулируется правило поведения, через норму определенная идея превращается в общественные отношения. Процесс формирования и принятия нормы проходит через государство и его органы8.

Юридическая норма является элементом позитивного права. "Право, как считает А.В. Поляков, состоит из нормативных установок (которые являются элементом естественного права). Юридическая норма - это тоже нормативная установка, но определенным образом оформленная, то есть выраженная в законодательстве"9.

Далеко не все нормативные  установки являются юридическими нормами. Одновременно многие юридические нормы (организационные, организационно-технические  и многие процедурные) вообще не связаны либо мало связаны с естественным правом. Н.М. Коркунов, рассматривая право в общесоциальном и юридическом смыслах, предложил его деление на естественное и позитивное (положительное)10. Долгое время в советской юридической литературе позитивное право рассматривалось как "заблуждение умов", ведущее к нарушению правопорядка11. С этой точки зрения правом является лишь позитивное право, то есть только то, что выражено в законодательстве12.

Естественное право - это  право, которое принадлежит человеку от рождения (право на: жизнь; достойные условия жизни; безопасную экологию и так далее).

Позитивное право - это  та часть социальных норм, которая  выражена в официальных документах, исходящих от государства и гарантированных  государством. Позитивное право не отрицает естественного права с точки зрения современной науки. Наблюдается определенная взаимосвязь между ними.

1.2. Социальное бытие правовых норм

 

Названные признаки и понятие правовой нормы характеризуют ее юридические качества как государственного установления и имеют важное значение для отличия правовых норм от других социальных норм (морали, обычаев, религиозных).

Однако содержание правил поведения, выраженные в правовой норме, характеризуется также признаками социального бытия нормы права.

К сожалению, эта сторона социальной характеристики правовой нормы почти не раскрывается в современной российской правовой науке. А она имеет весьма важное значение и особенно актуальна в современных условиях. С ее помощью раскрываются глубинные черты норм права, как бы скрытые за рамками от ее официального выражения в статьях закона (нормативного правового акта). Раскроем эти черты.

Во-первых, в истории развития права имели и имеют место  сейчас неписаные формы выражения права. Такие формы воплощаются не в специальных писаных формулах нормативного содержания, а в устной традиции, хранящейся в памяти поколений. Эта форма получила название правового обычая.

Уважение к  обычаю сохранялось многие века и  после того как возникло развитое писаное право. Об этом, в частности, ясно говорят Дигесты Юстиниана, многие памятники феодального права (Салическая правда, Русская правда и др.), которые по существу были записью сложившихся у народа обычаев.

И в современном  гражданском праве признаются обычаи делового оборота в качестве форм выражения права (ст. 5 ГК РФ13). А в государствах современной Азии и Африки обычное право составляет основную или значительную часть действующих норм.

Во-вторых, многие общие правила законов нуждаются в конкретизации или разъяснениях, прежде, чем они находят должное воплощение в жизни. Полное и точное свое значение они получают с помощью судебной практики толкования и разъяснения законов. А именно такая практика дает наиболее правильные ориентиры для понимания и применения норм права в правовом государстве. Судебная интерпретация правовых норм гораздо предпочтительнее ведомственных инструкций органов государственного управления, зачастую ставящих бюрократические препоны на пути реализации законных прав граждан.

Наличие складывающихся или сложившихся устных обычаев, а также постепенное раскрытие содержания правовых норм судебной практикой весьма убедительно раскрывают различия между текстом статей закона и нормой как волевым установлением государства, зачастую неполно выраженном в тексте статьи, а иногда вовсе в нем не оформленном, если статья закона лишь отсылает к сложившемуся в общественном сознании обычаю.

В-третьих, названные  исключения из писаного права, в свою очередь, как бы высвечивают и самую суть социального характера правовых норм.

Всякая социальная норма обретает свое действительное бытие, свою реальность, если она опирается на поддержку общества, реальных социальных сил, воля которых служит главной опорой ее воплощения в жизнь. А для этого норма должна получить поддержку населения государства, различных социальных групп, его составляющих. Поэтому и законы государства по своему социальному значению — не только веления органов государства (монарха, парламента, правительства), но и выражение согласия народа, либо его подчинения нормам, законодательным и иным обязательным решениям. По крайней мере, такие решения должны опираться на поддержку активных социальных сил народа, достаточных для реализации государством правовых норм, а в современном демократическом обществе — на поддержку большинства, при сохранении интересов меньшинства.


Понимание правовых норм как "результата взаимодействия различных социальных сил на конституционной  основе" занимает определенное место в зарубежных неопозитивистских теориях права14.

В правовой науке  советского и современного переходного периода подчеркивается только волевой, властный характер правовой нормы, как веления государства, охраняемого государственным принуждением15. Однако этим норма связывается только с волей государства и господствующего класса (или иных "правящих кругов"). Лишь в новейших изданиях получает робкое признание "значение массовидного воплощения" норм права в фактической жизнедеятельности16. Поддерживая эти начинания, следует прийти к выводу, что о реальном наличии и действии в обществе правовых норм нельзя судить только по записанному в законе тексту статей, пунктов или параграфов. Если предписания статьи закона не осуществляются в жизни, не воплотились в сознании и действиях людей, организаций, государственных органов, то и сама норма еще не приобрела законченного социального значения. Она скорее подобна призыву, зовущему к воплощению в жизнь правила поведения, провозглашенного государством в законе.

Отсюда следует, что нормы права являются общеобязательными предписаниями государства, воплощаемыми тем или иным способом (прямой угрозой принуждения или сочетанием его с удовлетворением интересов и нужд народа, демократическими или авторитарными методами руководства) в сознании и поведении большинства людей. Нормы права не только официально обязательны, но и социально обусловлены взаимодействием социальных, классовых сил для достижения нормального процесса производства труда, быта и управления в каждом данном обществе.

Таково социальное бытие норм права в государственно организованном обществе. Для демократического государства добровольное признание правовых норм большинством должно быть обязательным условием нормального правового регулирования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. виды правовых норм

 

2.1. Общая классификация правовых норм

 

Многообразие  общественных отношений обусловливает  тот факт, что правовые нормы достаточно разнообразны. Чтобы определить общие  и отличительные черты этих норм, их место и функциональную роль, необходимо их правильно классифицировать.

Научно обоснованная классификация правовых норм позволяет:

во-первых, четко  определить место каждого вида норм в системе действующего в государстве  права;

во-вторых, лучше  осознать функции правовых норм и  их роли в механизме правового  регулирования;

в-третьих, определить пути повышения эффективности правовых норм;

в-четвертых, усовершенствовать  правотворческую и правоприменительную  деятельность государственных органов17.

Научная и практическая ценность классификации правовых норм зависит от обоснованного выбора ее критериев.

Основания классификации  могут быть разными.

Правовые нормы  различают по:

1. Отраслевой  принадлежности: нормы конституционного, уголовного, гражданского, трудового и других отраслей права.

2. Выполняемой функции в правовом регулировании:

а) регулятивные;

б) правоохранительные;

3. Уровню правового  регулирования:

а) нормы материального  права;

б) нормы процессуального  права;

4. Характеру  диспозиции:

а) управомочивающие;

б) обязывающие,

в) запрещающие;

5. Способу установления  диспозиции:

а) императивные;

б) диспозитивные;

6. Предназначению  в правотворчестве:

а) первичные;

б) производные,

7. Действию в  пространстве:

а) общие (общегосударственные);

б) местные;

в) региональные;

г) локальные;

8. Действию во  времени:

а) постоянные;

б) временные;

9. Действию по кругу лиц:

а) общие;

б) специальные;

в) исключительные;

10. Юридической  силе:

а) нормы законов;

б) нормы подзаконных  актов.

Таким образом, в нашей науке отсутствует единая система классификации правовых норм, включающая все их виды в их реальном сочетании.

 

2.2. Характеристика  отдельных видов правовых норм

 

Нормы права  различаются прежде всего по тем видам общественных отношений, которые они регулируют. Такое деление видов правовых норм чрезвычайно важно для практики законотворчества и применения права. Оно совпадает с построением системы права.

По роли (функциям) норм в механизме правового регулирования различаются, во-первых, нормы общего и конкретного (видового и родового) содержания.

Нормы конкретного  содержания — это большинство правовых норм, непосредственно устанавливающих права и обязанности сторон, условия их реализации и т. п., содержание отдельных видов правил поведения: права и обязанности участников обязательства купли-продажи, имущественного подряда, виды землепользования; порядок предоставления отпусков работникам предприятий и учреждений; виды преступлений или административных проступков и соответствующие им меры наказания, или взыскания (преступления против собственности, против личности и наказания за них; виды нарушений правил дорожного движения и взысканий за них). Такие нормы охватывают отдельные виды, регулируемые правом.

Особое значение имеют так называемые специальные нормы (jus singulare), предусматривающие определенные законом исключения (изъятия) из общего правила для особых случаев. Примером могут служить особые условия поставки товаров для государственных нужд, к которым применяются специальные правила, предусмотренные § 4 гл. 30 ГК РФ; льготы для инвалидов и участников войны; льготы для работников в условиях Крайнего Севера и т. п.

Более общие (родовые), но, тем не менее, конкретные правила для данного рода отношений имеют, например, нормы, определяющие понятия и основания возникновения отдельных институтов права: понятие и стороны обязательств в гражданском праве (ст. 307, 308 ГК РФ), понятие трудового договора и его содержания в трудовом праве (ст. 56 ТК РФ18); виды наказаний в общей части УК РФ19 в уголовном праве (ст. 21 УК РФ).

От конкретных норм отличаются нормы всеобщего  содержания. Наиболее общее содержание имеют нормы, устанавливающие исходные начала (принципы) или общие определения для "национального" права в целом или для отрасли права. К общеправовым нормам-принципам относятся, прежде всего нормы гл. 1 Конституции РФ "Основы конституционного строя", определяющие понятие и наименование Российской Федерации как демократического федеративного, правового государства с республиканской формой правления (ч. 1 ст. 1); о признании человека, его прав и свобод высшей ценностью и обязанностях государства по отношению к ним (ст. 2); о народовластии и формах его выражения (ст. 3); о разделении властей (ст. 10) и др.

Информация о работе Нормы права: понятия,признаки,виды