Местное самоуправление в Российской Федерации и основные тенденции его развития: конституционные нормы и практика

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 08:48, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы состоит в исследовании тенденций развития, становления и реализации современной модели организации местного самоуправления, показать практику правового регулирования и потребности муниципального развития.

Оглавление

Введение ………………………………………………………………3
1. Конституционно-правовые основы и практика местного самоуправления 7
1.1 Понятие и принципы местного самоуправления ……………………7
1.2 Основные конституционные положения и практика местного самоуправления ……………………………………………………….12
2. Местное самоуправление в контексте социально-экономических и общественно-политических трендов ……………………………………...14
2.1. Тенденции развития системы расселения и трансформация местного самоуправления ………………………………………...14
2.2. Местное самоуправление в контексте централизации и децентрализации …………………………………………………..18
2.3. Практика правового регулирования и потребности муниципального развития ………………………………………...24
3. Современное состояние и актуальные проблемы местного самоуправления в РФ …………………………………………………………...30
Заключение ………………………………………………………………...33
Список литературы ………………………………………………………..36

Файлы: 1 файл

Местное самоуправление в РФ.doc

— 193.50 Кб (Скачать)

       Губернаторы, обретающие мандат не на всенародных выборах а через процедуру «наделения полномочиями», вынуждены искать новые источники публичной легитимности. Весьма часто главы субъектов РФ вставали во главе списков политических партий на выборах и в Государственную думу, и в законодательные собрания субъектов. Этим губернатор как бы подтверждал свой мандат, а также обретал контроль над большинством в законодательном собрании; наконец, он обеспечивал победу «партии власти». В целях максимизации результата многие губернаторы стремились установить более жесткий контроль над местным уровнем власти.

        В итоге федеральный центр, обеспечив себе более плотный контроль за региональным уровнем власти, фактически передал контроль над местным уровнем в руки региональных элит. Создание институтов федерального присутствия в регионах не означает зависимости региональных структур от федеральных: региональная элита контролирует собственность и доступ к ресурсам и потому обладает большим политическим весом, чем «федералы».

        2. Политический вопрос тесно связан с экономическим. Чтобы контролировать муниципальный уровень, нужно контролировать его ресурсы и его финансы. Это позволяет обеспечить необходимую лояльность, а кроме того, реализовывать экономические интересы региональных элит, обративших внимание на объекты собственности, оставшиеся неприватизированными в 90-е годы.

        3. Региональная централизация связана с недостатками системы управления и искаженными механизмами контроля и ответственности. Излишняя централизация регулирующих и контрольных полномочий на уровне федерального центра (что выражается в обилии не связанных в систему контролирующих органов) приводит к перегрузу центра, неспособности вникать в суть деталей12. Это приводит де-факто к перекладыванию соответствующих функций и ответственности на региональные администрации. Стоит отметить, что по своей сути этот подход лишен обратных механизмов ответственности центра за принимаемые решения.

        Столь примитивный административный механизм сам по себе провоцирует регион на выстраивание вертикали на своем уровне, хотя бы для обеспечения бюрократической отчетности о выполнении задач.

         4. Стереотипы мышления многих региональных лидеров сохранили многие черты «советской номенклатурности». Управляемость понимается ими прежде всего как уравнительное администрирование, иерархизация управленческих звеньев, неприятие внесистемной инициативы (что уже отмечалось выше).

        Рассмотрим более подробно позиции экспертов, опрошенных в ходе полевого  исследования, по вопросу о пределах возможной децентрализации.

        Как отмечалось ранее, большинство экспертов соглашаются с необходимостью четкого разграничения компетенций и обеспечения передаваемых полномочий адекватными финансовыми ресурсами.

        По вопросу о вертикали эксперты – представители муниципалитетов полагают, что она должна заканчиваться на уровне муниципального района, воспринимаемого всеми экспертами как де-факто уровень государственной власти субъекта РФ, а поселения не должны быть частью вертикали. Отношения между муниципальным районом и поселением – координация, методическая помощь, всякого рода содействие, контроль в строгих правовых рамках.

        Представители региональных правительств, как правило, отмечают, что вертикаль должна охватывать все этажи власти, включая поселения, однако под вертикалью они понимают не жесткое соподчинение региона, районов и поселений, прежде всего – выстроенную систему управления государственными вопросами: ЖКХ, образование, культура, здравоохранение, социальная защита. В настоящее время декларированная самостоятельность муниципалитетов, особенно поселений (но также и районов), нарушает логику решения указанных вопросов, например, ставит под сомнение возможности своевременного получения полной информации по вопросам управления, принятия и исполнения решений.

         Эксперты отмечают, что федеральный центр, продекларировав самостоятельность, независимость и ответственность органов местного самоуправление за состояние подведомственных им территорий, не создал системы управления, распределения власти и собственности, позволяющей указанным органам выполнять свои функции. В этих условиях на муниципалитеты перекладывается ответственность за все проблемы, которые не решаются Федерацией и регионами.

        Сегодня централизация управления в ущерб местному самоуправлению и выстраивание региональных вертикалей власти чреваты серьезными рисками в масштабах всей страны. К числу возможных рисков стоит отнести:

  • избыточное сосредоточение властных ресурсов у региональных администраций, которые, не имея противовесов, подминают и работающих на местах представителей федеральных органов, и экономических субъектов;
  • переадресация политической ответственности центральной власти в случае массового недовольства жителей в ходе возможных социальных катаклизмов, вызванных действиями региональных и местных властей.
  • перераспределение собственности, вывод имущества с муниципального уровня на региональный (через районы) с последующей приватизацией/передачей под контроль финансово-промышленным группам, иным участникам экономического процесса, непосредственно региональным политическим элитам;
  • ограниченность социальной базы реформы местного самоуправления и, как следствие, пробуксовка проводимых преобразований (как в части муниципальной реформы, так и других значимых изменений).
  • ослабление стимулов к низовой самоорганизации, веры в спос<span class="dash041e_0431_044b_0447_043d_044b_0439__Char" style="

Информация о работе Местное самоуправление в Российской Федерации и основные тенденции его развития: конституционные нормы и практика