Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 14:18, курсовая работа
Понятие «механизм» государства традиционно рассматривается в отечественной науке теории государства и права. Ученые-правоведы обращали внимание на многообразие понимания механизма государства, анализировали его организацию и функционирование, структуру, принципы построения в России и зарубежных странах, однако проблема выработки единого определения данного института в отечественной юридической науке до настоящего времени не решена. Кроме того, в ходе проведения административной, судебной и др. реформ система и структура государственного механизма претерпевает изменения. Все это и предопределяет актуальность данной темы.
Введение………………………………………………………………….3
Механизма Российского государства………………………………4
Основные характерные признаки механизма государства...5
Элементы механизма государства……………………….…..7
Федеральные органы государства…………………………….……..9
Федеральное министертво…………………………………...11
Федеральная служба………………………………………….12
Федеральное агентство……………………………………….15
Заключение…………………………………………………………..16
Список литературы…………………………………………………17
Министерство образования РФ
НОУ ВПО Кисловодский институт экономики и права
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине «Теория государства и права»
По теме «Механизм Российского государства. Федеральные органы государства»
Выполнила:
Студентка 1 курса
Юридического факультета
Группы ЮСД
Пермь 2013
ПЛАН
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Понятие «механизм» государства традиционно рассматривается в отечественной науке теории государства и права. Ученые-правоведы обращали внимание на многообразие понимания механизма государства, анализировали его организацию и функционирование, структуру, принципы построения в России и зарубежных странах, однако проблема выработки единого определения данного института в отечественной юридической науке до настоящего времени не решена. Кроме того, в ходе проведения административной, судебной и др. реформ система и структура государственного механизма претерпевает изменения. Все это и предопределяет актуальность данной темы.
В качестве одного из важнейших факторов становления в Российской Федерации эффективной государственности выступает формирование и модернизация деятельности основных элементов государственного механизма. В последние годы усилилось внимание к анализу деятельности органов государственной власти современной России со стороны юристов, политологов, социологов и др.
Конституция РФ 1993 г. установила новую систему высших государственных органов, порядок их организации и деятельности, компетенцию, поэтому является справедливым, что по мере совершенствования общества усложняется и структура государственного механизма.
1.Механизм Российского государства.
Уже в древневосточных и античных европейских странах механизм государства имел довольно стройную систему. Он состоял из главы государства (монарха или коллегиального органа), центральных учреждений, должностных лиц, местных органов, чиновников, армии, суда, полиции и других государственных структур.
Дискуссия о точности формулировок понятия «механизм государства» в России берет свое начало в середине прошлого века. В современной юридической литературе понятие «механизм государства» не является однозначным. Одни ученые под механизмом понимают аппарат государства, т.е. систему его органов, с помощью которых осуществляется государственная власть. Сторонниками такого понимания механизма государства являются В.Д. Перевалов, В.М. Сырых, В.А. Четвернин, Р.В. Енгибарян и др. При этом механизм (аппарат) государства определяется как специально созданная постоянно действующая иерархическая система государственных органов, учреждений и должностных лиц, осуществляющих государственную власть, задачи и функции государства.
Другие включают в механизм государства органы государства и государственные организации. При этом различаются государственные организации. В трудах одних исследователей механизм рассматривается через органы государства и государственные организации, осуществляющие охранительную функцию государства (вооруженные силы, полиция, разведка, спецслужбы, пенитенциарные учреждения).
Более подробное определение по поводу сущности понятия «механизм государства» формулируется О.И. Маминой, полагающей, что на современном этапе механизм государства представляет собой систему государственных органов, функционирование которых основано на законодательно закрепленном принципе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, располагающих необходимыми «вещественными» (материальными) придатками, а также государственных учреждений и организаций, посредством деятельности которых осуществляются задачи и функции государства.
1.1.Основные характерные признаки механизма государства.
1. Создание и действие всех государственных органов, учреждений, должностных лиц, образующих механизм государства, на основе Конституции, законов и других нормативных правовых актов.
2. Наличие первичных структурных
частей (элементов) механизма государства,
которыми являются
3. Единство. Данный признак означает,
что каждый орган
4. Наличие системообразующих
Эти связи не являются связями физического, механического и тому подобного характера. Это связи информационные. Они объединяют все элементы государственного механизма. Наличие этих связей придает множеству элементов единство и целостность.
Системообразующие связи в государственном механизме имеют важное значение и подразделяются на вертикальные, горизонтальные и контрольные связи.
Вертикальные связи - это иерархические связи, в основе которых лежит подчинение одних органов другим. Этот вид связи обеспечивает прямое и обратное общение между вышестоящими и нижестоящими органами. Нарушение вертикальных связей ведет к разрушению механизма государства и в конечном счете - к угрозе существования самого государства.
Горизонтальные связи - это параллельные связи, в основе которых лежит координация действий для выполнения общих задач, например координация действий правоохранительных органов для осуществления контртеррористических действий.
Контрольные (контрольно-корректирующие) связи - это связи между контрольно-надзорными и поднадзорными органами, обусловленные надзором за соблюдением и исполнением законов и иных решений иерархически высших органов. Вышеназванные связи между элементами механизма государства носят информационно-правовой характер, поскольку они осуществляются в рамках права.
5. Иерархичность. Данный признак
подразумевает построение
Механизм государства - это единая иерархическая постоянно действующая система органов, учреждений и должностных лиц, построенная на принципах субординации (соподчиненности) и координации деятельности. Это деятельное, постоянно функционирующее выражение государства.
6. Осуществление государственной
власти, выполнение функций
Механизм современного государства отличается высокой степенью сложности, многообразием составляющих его частей, блоков, подсистем. Под структурой механизма государства понимают его внутреннее строение, порядок расположения его звеньев, элементов, их соподчиненность, соотношение и взаимосвязь.
1.2. Элементы механизма государства:
1) Государственные органы(
2) Государственные организации – это такие подразделения механизма государства (его «материальные придатки»), которые призваны осуществлять охранительную деятельность данного государства (вооруженные силы, службы безопасности, полиция, налоговая полиция и т.п.).
3) Государственные учреждения - это такие подразделения механизма государства, которые властными полномочиями (за исключением их администраций) не обладают, а осуществляют непосредственную практическую деятельность по выполнению функций государства в социальной, культурной, воспитательно-образовательной, научной сферах (библиотеки, поликлиники, больницы, почта, телеграф, научно-исследовательские институты, вузы, школы, театры и т.д.).
4) Государственные предприятия - это такие подразделения механизма государства, которые также не обладают властными полномочиями (за исключением их администраций), а осуществляют хозяйственно-экономическую деятельность, производят продукцию либо обеспечивают производство, выполняют различные работы и оказывают многочисленные услуги для удовлетворения потребностей общества, извлечения прибыли;
5) Лица, замещающие государственные должности и государственные служащие.
Таким образом, анализ признаков, структуры государственного механизма и множества научных подходов к его определению позволяет сделать следующий вывод.
Механизм государства – это система государственных органов, организаций, учреждений, предприятий, лиц, замещающих государственные должности и государственных служащих, посредством деятельности которых осуществляются государственная власть, задачи и функции государства.
Основным структурным элементом государственного аппарата является государственный орган. «Орган» происходит от греческого «organon», что значит «орудие, инструмент».
Категория «государственный орган» является крайне значимой для понятийного аппарата, как теории государства и права так и большинства отраслей права, причем не только публичной (в особенности конституционного права, административного права), но и частной (гражданского права, гражданского процессуального права, арбитражного процессуального права) направленностей, а равно для иных наук и отраслей знаний, изучающих вопросы государственного управления. В юридической литературе представлены различные определения понятия государственного органа (органа государства), во многом отражающие многоаспектность рассматриваемой сущности.
Государственный орган – это относительно самостоятельное, структурно обособленное звено государственного аппарата, создаваемое государством в целях осуществления определенного вида государственной деятельности, наделенное для этого соответствующей компетенцией и опирающееся в процессе реализации своих полномочий на организационную, материальную и принудительную силу государства.
2. Федеральные органы государства.
Согласно Конституции РФ государственную
власть в Российской Федерации осуществляют
Президент, Федеральное Собрание (парламент),
Правительство, суды Российской Федерации.
Государственная власть реализуется на
основе принципа разделения властей. Органы
законодательной, исполнительной и судебной
власти самостоятельны.
Законодательная власть в РФ представлена высшим законодательным органом: Федеральным собранием, состоящий из двух палат: Государственной думы и Совета Федерации. Властные полномочия осуществляет путём принятия законов, обязательных для всех на территории РФ.
Президент РФ является главой государства,
гарантом Конституции РФ. В системе федеральных
органов поставлен на первое место и не
отнесён непосредственно ни к одной из
основных ветвей власти. В России пост
Президента был введен 17 марта 1991 г., на
основании референдума. Первый Президент
РФ был избран 12 июня 1991 г. В соответствии
с Конституцией и федеральными законами
он определяет основные направления внутренней
и внешней политики государства, обеспечивает
согласованное функционирование и взаимодействие
органов государственной власти, представляет
Российскую Федерацию внутри страны и
в международных отношениях.
Судебная власть представлена системой
судов: Конституционный Суд РФ, Верховный
Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ и другие
федеральные суды. Судьи независимы и
подчиняются только Конституции и закону.
Они несменяемы, неприкосновенны.
Исполнительная власть в РФ представлена системой федеральных органов исполнительной власти. Властные полномочия осуществляют путём принятия решений, постановлений, и других подзаконных нормативных актов.
Информация о работе Механизм Российского государства. Федеральные органы государств