Механизм правового регулирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 09:25, курсовая работа

Краткое описание

В своей курсовой работе я бы хотел разобраться и показать, что такое механизм правового регулирования, из чего он состоит и как он регулирует общественные отношения, ведь это не маловажно в сегодняшней жизни. Правовое регулирование, выступая как инструмент социального управления, призвано упорядочивать общественные отношения, обеспечивая реализацию позитивных интересов граждан. Механизм действия права изучают общая теория государства и права и отраслевые юридические науки.

Оглавление

Введение
Глава 1. Понятие правового регулирования
Глава 2. Предмет правового регулирования
Глава 3. Способы правового регулирования
Глава 4. Пределы правового регулирования
Глава 5. Понятие механизма правового регулирования
Механизм правового регулирования
Структура механизма правового регулирования
Эффективность механизма правового регулирования
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 52.90 Кб (Скачать)

Единый механизм правового  регулирования сообразно стадиям  правового регулирования  подразделяется на три компонента:

1.      механизм правотворчества

2.      механизм реализации норм права

3.      механизм государственного принуждения.

Каждый механизм действует  на своей стадии правового регулирования  – правотворчестве, правореализации  или применении юридической ответственности  – характеризуется специфическими, только ему присущими правовыми  средствами.

Механизм правотворчества  имеет своим объектом систему  общественных отношений, подлежащих правовому  регулированию. Субъектом выступает  прежде всего государство, его органы и должностные лица, хотя значительную роль в нем играют и граждане, политические партии и общественные объединения. В их постоянном взаимодействии и деятельности по совершенствованию  норм права формируется система  норм права, которая более или  менее адекватно отражает систему  общественных отношений и обеспечивает стабильный порядок в обществе.

Конечные результаты правотворчества  предстают в виде системы нормативно-правовых актов и системы права. Принимаемые  различными органами государства нормативно-правовые акты в своей совокупности образуют целостною и не противоречивую систему. В ней неукоснительно действует  принцип, согласно которому акты, принимаемые  правотворческим органом, не могут  противоречить Конституции и  актам вышестоящих органов. Система  нормативно-правовых актов содержит все действующие нормы права. Последние же находятся между  собой в тесной взаимосвязи и  образуют единое целое – систему  права, основными элементами которой  выступают гражданское, трудовое, административное, финансовое, уголовное, земельное и  другие отрасли права.

Итак, совокупность правовых средств, используемых в процессе правового  регулирования общественных отношений, понимается как механизм правового  регулирования[4]. 

Структура механизма правового регулирования

Потребность в различных  правовых средствах, действующих в  механизме правового регулирования, определяется разным характером движения интересов субъектов к ценностям, наличием многочисленных препятствий, стоящих на этом пути. Именно неоднозначность  проблемы удовлетворения интересов  как содержательного момента  предполагает и разнообразие их правового  оформления, обеспечения.

Можно выделить следующие  основные стадии и элементы процесса правового регулирования:

1.       норма права;

2.       юридический факт или фактический состав с таким решающим фактом, как организационно-исполнительный правоприменительный акт;

3.       правоотношение;

4.       акты реализации прав и обязанностей;

5.       охранительный правоприменительный акт (факультативный элемент).

На первой стадии формируется правило поведения, которое направлено на удовлетворение тех или иных интересов, находящихся в сфере права и требующих их справедливого упорядочивания. Здесь не только определяется круг интересов и соответственно правоотношений, в рамках которых их осуществление будет правомерным, но и прогнозируются препятствия этому процессу, а так же возможные правовые средства их преодоления.

На второй стадии происходит определение специальных условий, при наступлении которых «включается» действие общих программ и которые позволяют прейти от общих правил к более детальным. Элементом, обозначающим данную стадию, является юридический факт, который используется в качестве «спускового крючка» для движения конкретных интересов по юридическому «каналу».

Однако зачастую для этого  необходима целая система юридических  фактов (фактический состав), где  один из них должен быть обязательно  решающим. Отсутствие подобного решающего  юридического факта выступает в  роли препятствия, которое необходимо рассматривать с двух точек зрения: с содержательной (социальной, материальной) и с формальной (правовой). С точки  зрения содержания препятствием будут  выступать неудовлетворение собственных  интересов субъектом, а также  общественных интересов. В формально  же правовом смысле препятствие выражается в отсутствии решающего юридического факта. Причем преодолевается данное препятствие  только на уровне правоприменительной  деятельности в результате принятия соответствующего акта применения права.

Акт применения права представляет собой основной элемент совокупности юридических фактов, без которого не может реализоваться конкретная норма права. Он всегда носит решающий характер, ибо требуется в самый «последний момент», когда уже есть в наличии другие элементы фактического состава. Так, для осуществления права на поступление в вуз акт применения (приказ ректора о зачисления в студенты) необходим тогда, когда абитуриент представил в приемную комиссию требуемые документы, сдал вступительные экзамены и прошел по конкурсу, т.е. когда уже имеются три других юридических факта. Акт применения скрепляет их в единый юридический состав, придает им достоверность и влечет возникновение субъективных персональных прав и обязанностей, преодолевая тем самым препятствия и создавая возможность для удовлетворения интересов граждан.

Это является лишь функцией специальных компетентных органов, субъектов управления, а не граждан, которые не обладают правомочиями применять  нормы права, не выступают правоприменителями, а следовательно, в данной ситуации не смогут собственными силами обеспечить удовлетворение своих интересов. Только правоприменительный орган сможет обеспечить выполнение правовой нормы, принять акт, который станет посредующим  звеном между нормой и результатом  её действия, составит фундамент для  нового ряда правовых и социальных последствий, а значит, для дальнейшего  развития общественного отношения, облеченного в правовую форму. Подобный вид правоприменения называют опреративно-исполнительным, ибо он основан на позитивном регулировании  и призван развивать социальные связи. Именно в нем в наибольшей мере воплощаются правостимулирующие факторы, что характерно для актов  о поощрении, присвоении персональных званий, об установлении выплат, пособий, о регистрации брака, об устройстве на работу и т.п.

Третья  стадия – установление конкретной юридической связи с весьма определенным разделением субъектов на управомоченных и обязанных. Иначе говоря, здесь выявляется, какая из сторон имеет интерес и соответствующее субъективное право призванное его удовлетворять, а какая – обязана либо не препятствовать этому удовлетворению (запрет), либо осуществлять известные активные действия в интересах именно управомоченного (обязанность). В любом случае речь идет о правоотношении, которое возникает на основе норм права и при наличии юридических фактов и где абстрактная программа трансформируется в конкретное правило поведения для соответствующих субъектов. Оно конкретизируется в той степени, в какой индивидуализируются интересы сторон, а точнее, основной интерес управомоченного лица, выступающий критерием распределения прав и обязанностей между противостоящими в правоотношении лицами.

Четвертая стадия – реализация субъективных прав и юридических обязанностей, при которой правовое регулирование достигает своих целей – позволяет интересу субъекта удовлетвориться. Акты реализации субъективных прав и обязанностей  - это основное средство, при помощи которого права и обязанности претворяются в жизнь – осуществляются в поведении конкретных субъектов. Эти акты могут выражаться в трех формах:

1.       соблюдении;

2.       исполнении;

3.       использовании.

При соблюдении субъект воздерживается от совершения действий, запрещенных  нормами права. Он не реализует при  этом  свои собственные интересы, отличные от интересов контрсубъектов, а так же от общественных интересов в охране и защите, и тем самым не ставит препятствий их удовлетворению.

При исполнении обязанностей лицо должно активными действиями удовлетворять  интересы конрсубъекта и общественные интересы в охране и защите и не ставит им препятствий в какой  либо форме (не выполнение, частичное  не выполнение обязанностей, удовлетворение своих интересов, противоречащих интересам  контрагента и т.п.

При использовании субъект  получает благо, ценность удовлетворяет  личные интересы. При этом он не должен препятствовать удовлетворению интересов  других лиц, а так же общественных интересов в охране и защите.

Анализ перечисленных  форм реализации позволяет выделить общую закономерность: во всех формах субъект не должен препятствовать удовлетворению интересов в охране и защите, составляющих основу правопорядка, а также интересов контрсубъектов.

Пятая стадия – является факультативной. Она вступает в действие тогда, когда беспрепятственная форма реализации права не удается и когда на помощь неудовлетворенному интересу должна прийти соответствующая правоприменительная деятельность. Возникновение правоприменения в этом случае уже связывается с обстоятельствами негативного характера, выражающимися в наличии либо реальной опасности, правонарушения либо прямого правонарушения. 

 

Эффективность механизма правового регулирования  

Эффективность  правового регулирования – это соотношение между результатом правового регулирования и стоящей перед ним целью. Пути повышения эффективности правового регулирования в современных условиях следующие.

Совершенствование правотворчества нужно создавать с помощью соответствующих юридических и информационно-психологических средств такое положение, когда соблюдение закона будет выгоднее его нарушения. Кроме того, важно усилить юридическую гарантированность правовых средств, действующих в механизме правового регулирования.

Совершенствование правоприменения «дополняет» действенность нормативного регулирования, а значит и в целом механизм правового регулирования.

Акты правоприменения  – наиболее гарантирующий элемент, который в нужный момент, подключаясь  к нормативному регулированию, содействует  своими силами процессу удовлетворению интересов. Соединение нормативного регулирования  и правоприменения необходимо.

Если нормативная регламентация  призвана обеспечить стабильность и  необходимое единообразие в регулировании  общественных отношений, ввести их в  твердые рамки законности то, правоприменение  – учет конкретной обстановки, своеобразия  каждой юридической ситуации.

Оптимальное сочетание разных управленческих подходов в одном  механизме придает ему гибкость и универсальность, минимизирует сбои и остановки в его работе. «От  правильного выбора правовых средств зависит, в конечном счете, достижение целей правового регулирования, а значит эффективность права в целом. Недооценка, неверный выбор юридических средств, приемов заложенных в нормативной основе правового регулирования, приводит к сбоям в реализации права и снижении правового эффекта»[5].

Повышение уровня правовой культуры субъектов права, безусловно, повлияет на качество всего механизма правового регулирования, на управление законности и правопорядка.  

 

Заключение

В заключении хотелось бы отметить, что тема механизма правового  регулирования является важной и  довольно дискуссионной в правовой науке. Как я смог убедиться каждый из известных правоведов имеет собственную  точку зрения, отличную от других, что  делает этот вопрос еще более интересным. Интересы человека – вот главный  ориентир для развития и совершенствования  элементов механизма правового  регулирования, повышения их эффективности. Выступая своего рода юридической технологией  удовлетворения данных интересов, механизм правового регулирования должен быть постоянно ценным по своему характеру, должен создавать режим благоприятствования, осуществлению законных стремлений личности, упорядочению её правового  статуса.  

 

Список использованной литературы

1.      Конституция Российской Федерации 1993.г

2.      Алексеев С.С. Теория права. - 2-е изд,стер. Харьков: БЕК, 1994. – 223с.

3.      Малько А.В. Теория государства и права в вопросах и ответах: Учеб. – методическое пособие. - 2-е изд., переработанное и дополненное. –М.: Юристъ,1997. –197с.

4.      Теория государства и права: курс лекций; под редакцией Н.И. Матузова, А.В. Малько. – М.:Юристъ,1997г. – 672с.

5.      Исаев И.А. История государства и права России: полный курс лекций. М.: Юристъ.

6.       Основы государства и права под редакцией Андреева И.А. – М.:Юристъ, 1994г. – 295с.

7.      Комаров С.А. Общая теория государства и права: Курс лекций. – Саранск: Издательство Мордовского университета, 1994. – 304с.

8.       Чинчиков А.А. Теория и история государства и права: Учебное пособие для вузов. – М.,1994. –110с.

9.      Сырых В.М. Теория государства и права: учебник для вузов.- Былина.,1998. - 512с. 

 

 

[1] Препятствием можно считать такой фактор, который ставит преграду процессу упорядочивания социальных связей и действует в противоречии с правовыми целями и принципами. Препятствия – это естественные и искусственные трудности, препоны, барьеры, тормозящие по тем или иным причинам управленческий процесс и мешают удовлетворению правомерных интересов граждан и организаций.

Информация о работе Механизм правового регулирования