Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 09:25, курсовая работа
В своей курсовой работе я бы хотел разобраться и показать, что такое механизм правового регулирования, из чего он состоит и как он регулирует общественные отношения, ведь это не маловажно в сегодняшней жизни. Правовое регулирование, выступая как инструмент социального управления, призвано упорядочивать общественные отношения, обеспечивая реализацию позитивных интересов граждан. Механизм действия права изучают общая теория государства и права и отраслевые юридические науки.
Введение
Глава 1. Понятие правового регулирования
Глава 2. Предмет правового регулирования
Глава 3. Способы правового регулирования
Глава 4. Пределы правового регулирования
Глава 5. Понятие механизма правового регулирования
Механизм правового регулирования
Структура механизма правового регулирования
Эффективность механизма правового регулирования
Заключение
Список использованной литературы
Механизм правового
В связи с тем, что механизм
правового регулирования –
Глава 2. Предмет правового регулирования
Под предметом понимается то, на что направлено какое-либо действие. Соответственно, предмет правового регулирования составляют социальные явления, на которые воздействует право и определенным образом меняет их.
На первый взгляд, предметом
правового регулирования
Тем не менее, поведение человека
не является предметом правового
регулирования, поскольку значительная
часть действий человека остается за
пределами права, не регулируется им.
В частности, правом не регулируется
мыслительная, психическая деятельность
человека, его личная жизнь, непосредственно
трудовая деятельность по созданию материальных
или духовных благ. Ибо во всех этих
случаях человек реализует
Основным средством
Система общественных отношений, регулируемых правом, в настоящее время весьма сложна и многообразна. Её можно подразделить на три большие сферы: экономическую, политическую и социальную.
Экономические отношения
характеризуют общественные связи,
в которые вступают граждане, государственные
органы и иные лица в процессе производства,
распределения, обмена и потребления,
материальных благ и услуг. В основе
этих отношений лежит право
Политические отношения охватывают всю сложную и многообразную систему отношений, в которую вступают граждане, государство, его органы в процессе управления делами общества и государства. Наиболее важное значение здесь имеют пять видов отношений:
1. Отношения между органами государства, в которые они вступают в процессе осуществления предоставленных им полномочий;
2. Отношения государства и его органов на международной арене;
3. Отношения, в которые вступает государство и его органы с гражданами и иными лицами в процессе реализации их политических прав и свобод;
4. Отношения между государством и его органами с общественными объединениями и политическими партиям;
5. Отношения между классами, иными слоями общества, возникающие в процессе их борьбы за лидирующее положение в обществе, возможность влиять на процесс подготовки и принятия законов и иных общеобязательных решений.
Сферу социально-культурных отношений составляют все те отношения, которые регулируются правом, но не входят в систему политических и экономических отношений. Это, в частности, общественные связи, существующие между гражданами и общеобразовательными учреждениями, государственными органами, образующиеся в процессе получения гражданами общего и профессионального образования, медицинской помощи, занятия спортом и т.д. В совокупность этих отношений входят и личные неимущественные отношения между гражданами, вытекающие из авторского и изобретательского права, защиты чести и достоинства граждан, а так же личные неимущественные отношения между супругами, их детьми и другими родственниками.
Предмет правового регулирования
носит объективный характер и, в
конечном итоге, определяется общественными
закономерностями, уровнем экономического
и культурного развития общества.
Однако каждое государство, его органы
в поисках оптимального варианта
правового регулирования
Глава 3. Способы правового регулирования
Чтобы побудить граждан к
активному использованию
Запрет понимается, как
возложенная на граждан обязанность
воздерживаться от запрещенной нормой
права действий. Для нормы, содержащей
запрет, любое поведение является
допустимыми и безразличными, если
лицо не совершает действий запрещенной
нормой права. Иначе лицо рискует
быть привлеченным к юридической
ответственности и понести
Дозволение выражается в предоставлении права лицам действовать определенным образом. Причем это право может быть реализовано только действиями самого управомоченного лица. Таково, в частности, авторское право, свобода слова, право на участие в митингах, шествиях и демонстрациях. Ибо автором литературного, музыкального произведения может стать только тот, кто его создал. Нельзя получить авторские права на произведение, подготовленное другим лицом. Равным образом полностью исключаются ситуации, когда бы можно было передать гражданину право свободы слова, участия в митингах, шествиях, демонстрациях. Этими правами может воспользоваться только тот, кто ими обладает, либо никто.
Дозволение как способ
правового регулирования
Правомочие представляет
собой такой способ правового
регулирования, когда норма права
наделяет гражданина возможностью требовать
определенного поведения от другого
лица. Дети имеют право на материальное
обеспечение и надлежащее воспитание
от своих родителей. Таким образом,
основное отличие правомочия от дозволения
состоит в том, что гражданин,
не может реализовать
Несовпадение в одном
лице управомоченной и обязанной
сторон объясняется, прежде всего, общественным
разделением труда. Как уже говорилось
ранее, большую часть своих
Правомочие, как дозволение,
является мерой возможного поведения.
Обладая каким либо правом, лицо
пользуется им по своему усмотрению и
желанию, и никакой государственный
орган, должностное лицо не могут
обязать его реализовать
Особым способом правового регулирования является позитивное обязывание, т.е. закрепленное нормами права предписание гражданам, совершать какие-либо действия в пользу другого, управомоченного лица. Это могут быть активные действия (обязанность служить в армии и т.д.) либо воздержание от конкретных действий (не чинить препятствий собственнику, пользоваться, владеть и распоряжаться имуществом и т.д.).
Применение позитивного
обязывания как способа правового
регулирования обуславливается
использованием в праве правомочий,
которое без соответствующих
действий другой обязанной стороны
не могут воплощаться в реальной
жизни, в конкретных правоотношениях.
По этому количество закрепленных в
праве позитивных обязанностей неизменно
соответствует числу
Позитивное обязывание - это мера должного поведения. Лицо обязанное совершить в пользу другого лица определенные действие, должно исполнить его в установленные сроки и надлежащим образом. Неисполнение позитивной обязанности является правонарушением и влечет за собой юридическую ответственность. Государство, его органы принимают необходимые меры к лицу, уклоняющемуся от исполнения юридической обязанности, и принуждает его надлежащим образом исполнить эту обязанность, а также применяют к нему дополнительные карательные меры в виде штрафа, конфискации, лишения свободы, обязанности возместить причиненные убытки и др.
Для того, чтобы побудить
гражданина пользоваться предоставленными
ему правами, а обязанное лицо
добровольно исполнять