Механизм государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 17:38, курсовая работа

Краткое описание

Основная цель курсовой работы заключается в том, чтобы рассмотреть понятие механизма государства, его признаки, структуру, принципы организации и деятельности государственного аппарата.

Оглавление

Введение 3
Глава I. Понятие, признаки и структура механизма государства. 6
1.1. Понятие и признаки механизма государства 6
1.2.Структура механизма государства 10
Глава II. Государственный орган: понятие, признаки и классификация. 15
2.1. Понятие и признаки государственного органа 15
2.2. Классификация государственных органов 19
Глава III. Основные принципы организации и деятельности механизма современного российского государства, их развитие в современных условиях. 23
Заключение 28
Список литературы 30

Файлы: 1 файл

Механизм государства..docx

— 63.26 Кб (Скачать)

Рассмотренные признаки в  своей совокупности и органической взаимосвязи раскрывают понятие  органа государства, позволяют сформулировать его определение. Орган государства  – это юридически оформленная, организационно и хозяйственно обособленная часть  государственного механизма, состоящая  из государственных служащих, наделенная государственно-властными полномочиями и необходимыми материальными средствами для осуществления в пределах своей компетенции определенных задач и функций государства.

2.2. Классификация государственных органов

 

     Органы государства разнообразны и могут классифицироваться по различным основаниям.

     По источнику формирования органы государственной власти делятся на первичные и производные.

     Первичные — это, как правило, избираемые народом органы государственной власти. Первичные органы государства никакими другими органами не создаются. Они могут быть образованны двумя способами: либо в порядке наследования (наследственная монархия), либо путем избрания в установленном порядке, при этом получая властные полномочия от избирателей (представительные органы). К ним относятся представительные (законодательные) органы государственной власти Российской Федерации и субъектов в составе Российской Федерации, глава государства — Президент Российской Федерации, главы субъектов Российской Федерации.

     Производные — это формируемые другими органами государственной власти (например, Правительство Российской Федерации формируется Президентом Российской Федерации при утверждении Председателя Правительства Государственной Думой; Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации формируются Советом Федерации Российской Федерации и т. д.).

     По территориальному признаку органы государственной власти подразделяются на:

а) федеральные органы государственной  власти;

б) органы государственной  власти субъектов Российской Федерации.

     Федеральные органы государственной власти осуществляют свою деятельность на всей территории Российской Федерации. К ним относятся: Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Российской Федерации, Генеральная Прокуратура Российской Федерации, Счетная палата Российской Федерации, федеральные министерства и т.д.

     Органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют свою деятельность на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (глава субъекта Российской Федерации, представительный (законодательный) орган субъекта Российской Федерации, правительство субъекта Российской Федерации и т. д.).

    По характеру компетенции выделяют:

а) органы государственной  власти общей компетенции;

б) органы государственной  власти специальной компетенции.

     Органы государственной власти общей компетенции имеют широкий круг полномочий (Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации и др.).

     Органы государственной власти специальной компетенции имеют ограниченный круг полномочий в своей деятельности (например, Министерство иностранных дел, Министерство здравоохранения, Министерство образования и т. д.) 17

     В зависимости от порядка формирования различаются:

а) органы, представляющие собой  наследственную должность или состоящие  из таких должностей (монарх);

 б) органы, избираемые  гражданами (представительные органы) или формируемые другими государственными  органами (Конституционный суд Российской  Федерации).

     В последнем случае порядок формирования может быть простым и сложным. Простой означает избрание или назначение должностных лиц одного органа другим государственным органом (Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации назначается Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации).

     Сложным способом формируются коллегиальные органы, в состав которых «по должности» входят представители других государственных органов (верхняя палата парламента ФРГ – Бундесрат – состоит из членов правительств земель).

     По структуре организации государственные органы можно поделить на:

а) простые, не имеющие внутреннего подразделения (нотариат);

б) сложные, обладающие соответствующей  структурой организации (министерства).

     По порядку реализации полномочий органы государственной власти осуществляют свою деятельность:

а) коллегиально (Федеральное Собрание Российской Федерации, представительные (законодательные) органы субъектов Российской Федерации);

б) единолично (Президент Российской Федерации, глава субъекта Российской Федерации и др.).

     По формам осуществления государственно-властных полномочий органы государства делятся на:

а) правотворческие (издание  норм права и результат данной деятельности, выражающийся в виде юридического документа, закона и пр.);

б) правоисполнительные (форма властной деятельности органов государства по реализации норм права);

в) правоохранительные (осуществление  деятельности по охране правопорядка и законности, защите прав и свобод человека).18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава III. Основные принципы организации и деятельности механизма современного российского  государства, их развитие в современных условиях.

     Принципы  организации и деятельности механизма современного российского государства — это законодательные отправные начала, идеи и требования, лежащие в основе формирования, организации и функционирования механизма (аппарата) государства.

      Принципы организации и деятельности механизма государства подразделяются на общие принципы, относящиеся к механизму государства в целом, и частные принципы, действие которых распространяется лишь на некоторые звенья государственного механизма, отдельные органы или группы органов.

     В качестве примера частного принципа можно сослаться на предусмотренный Конституцией РФ и федеральными процессуальными законами принцип осуществления судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон, на закрепленный в Федеральном законе «О прокуратуре Российской Федерации» (новая редакция; ст. 4, п. 2) принцип организации и деятельности прокуратуры РФ, согласно которому органы прокуратуры осуществляют полномочия в строгом соответствии с действующими на территории России законами, независимо от федеральных органов государственной власти, органов власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений. Обращает на себя внимание то положение, что частные принципы в конечном счете проистекают из общих, конкретизируя их применительно к особенностям отдельных частей государственного механизма.

     Общие принципы, в свою очередь, принято делить на две группы.

К первой относятся принципы, закрепленные в Конституции Российской Федерации, ко второй — принципы, сформулированные в Федеральном законе «Об основах  государственной службы Российской Федерации» и иных федеральных законах («О Конституционном Суде Российской Федерации», «О прокуратуре Российской Федерации» и др.).

     Первая группа охватывает конституционно закрепленные принципы организации и деятельности механизма государства: народовластие, гуманизм, федерализм, разделение властей, законность.

     Принцип народовластия проявляется в демократической организации государства, республиканской форме правления, при которых носитель суверенитета и единственный источник власти в Российской Федерации — многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть по разным каналам, в том числе и непосредственно (например, выборы президента и представительных органов государственной власти) или через органы местного самоуправления. Однако главное место в ряду средств осуществления власти народа Российской Федерации занимает механизм государства в лице объединяемых им органов.

     Принцип гуманизма в формировании и деятельности механизма Российского государства зиждется на том понимании, что оно — социальное государство, политика которого направлена на удовлетворение духовных и материальных потребностей личности, обеспечение благосостояния человека и общества.

Конституция Российской Федерации  в статье 2 впервые в основах  конституционного строя провозгласила: «Человек, его права и свободы  являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность  государства». Это конституционное  требование обращено ко всем без исключения органам государства, к каждому  государственному служащему. Данное положение  знаменует принципиальный поворот  во взаимоотношениях гражданина и государства. Конечно же, изменения не могут  произойти в одночасье, но важно, что Конституция гарантирует  новый магистральный путь развития России.

     Принцип разделения властей, согласно которому государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, предусматривает самостоятельность органов, относящихся к различным ветвям власти (ст. 10 Конституции РФ), их способность обеспечить механизм сдержек и противовесов1 в отношении друг друга с тем, чтобы предотвратить чрезмерное усиление и возвышение над другими какой-либо одной ветви власти, не допустить захвата кем-либо власти или присвоения властных полномочий, установления диктатуры. Данный принцип представляет собой, как отмечалось, системоообразующий фактор механизма современного Российского государства.

     Принцип федерализма в формировании и деятельности государственного механизма определяется тем, что Российская Федерация состоит из равноправных субъектов, каковыми являются республики, края, области, города федерального значения, автономные области, автономные округа. Во взаимоотношениях с федеральными органами власти субъекты Российской Федерации равноправны между собой.

     Согласно статье 11 (п. 3) Конституции России, разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов осуществляется настоящей Конституцией, федеративными и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

     Соответственно, как записано в статье 77 (п. 2) Конституции, в пределах ведения Российской Федерации и ее полномочий по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов, федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.

     Принцип законности заключается во всеобщности требования соблюдать и исполнять законы. Согласно статье 15 (п. 2) Конституции РФ органы государственной власти и должностные лица, равно как и органы местного самоуправления, граждане и их объединения, обязаны соблюдать Конституцию и законы России.

     Применительно к организации и деятельности механизма Российского государства данный принцип содержит такие требования, как: верховенство закона и непосредственное действие конституционно закрепленных прав и свобод человека и гражданина; осуществление всех государственных властных функций исключительно на основе законов и соответствующих им подзаконных нормативных актов; особая ответственность органов государства и государственных служащих за обеспечение законности, прав и свобод граждан, гарантий от необоснованного привлечения их к ответственности или незаконного лишения тех или иных благ; решительное пресечение любых нарушений закона, от кого бы они ни исходили, неотвратимость ответственности за совершенные преступления и иные правонарушения.

     Рассмотренные общие конституционные принципы организации и деятельности механизма государства получают свое подкрепление, развитие и конкретизацию во второй группе принципов, закрепляемых в федеральных законах. Комплексное выражение эта группа получила в Федеральном законе «Об основах государственной службы Российской Федерации».

     Наряду с подтверждением конституционного принципа разделения законодательной, исполнительной и судебной власти, в этом нормативно-правовом акте сформулированы следующие принципы:

— верховенство Конституции  Российской Федерации и федеральных  законов над иными нормативно-правовыми  актами, должностными инструкциями при  исполнении государственными служащими  должностных обязанностей и обеспечении  их

— приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие; обязанность государственных  служащих признавать, соблюдать и  защищать права и свободы человека и гражданина;

— равный доступ граждан к государственной службе в соответствии со способностями и профессиональной подготовкой;

— обязательность для государственных служащих решений, принятых вышестоящими государственными органами и руководителями в пределах их полномочий и на основе законодательства Российской Федерации;

— профессионализм и компетентность госслужащих;

— гласность в осуществлении государственной службы;

— ответственность служащих за принимаемые решения, неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей;

Информация о работе Механизм государства