Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 20:52, контрольная работа
Развитие теории права в нашей стране требует критического переосмысления ряда ее фундаментальных категорий, выхода на новый уровень исследований, призванный соединить достижения правовой науки и смежных отраслей знания. К числу категорий, требующих углубленной разработки, относится категория «источники права» и, более конкретно – «источники международного частного права». Это обуславливает актуальность темы работы и подразумевает глубокий уровень исследования.
Просьба
об оказании правовой помощи может
быть отклонена, если оказание такой
помощи может нанести ущерб
3.2 Правовые отношения по гражданским и семейным делам
В области регулирования правовых отношений по гражданским делам Конвенцией установлена договорная подсудность (ст. 21), т.е. суды могут рассматривать дела, если имеется письменное соглашение сторон о передаче спора этим судам; взаимосвязь судебных процессов (ст. 22).
Что качается личного статуса участника гражданского судопроизводства, то дееспособность физического лица определяется законодательством страны, гражданином которой является это лицо. Дееспособность лица без гражданства определяется по праву страны, в которой он имеет постоянное место жительства. Правоспособность юридического лица определяется законодательством государства, по законам которого оно было учреждено.
По делам о признании лица ограниченно дееспособным или недееспособным компетентен суд страны, гражданином которой является это лицо. В случае, если суду одной страны станут известны основания признания ограниченно дееспособным или недееспособным проживающего на ее территории лица, являющегося гражданином другой страны, он уведомит об этом суд страны, гражданином которой является данное лицо. Если суд страны, который был уведомлен об основаниях для признания ограниченно дееспособным или недееспособным, в течение трех месяцев не начнет дело или не сообщит свое мнение, дело о признании ограниченно дееспособным или недееспособным будет рассматривать суд той страны, на территории которой этот гражданин имеет место жительства.
Эти положения применяются соответственно и к восстановлению дееспособности.
В отношении признания безвестно отсутствующим и объявление умершим, а также установления факта смерти Конвенцией установлено, что по делам о признании лица безвестно отсутствующим или объявлении умершим и по делам об установлении факта смерти компетентны учреждения юстиции страны, гражданином которой лицо было в то время, когда оно по последним данным было в живых, а в отношении других лиц - учреждения юстиции по последнему месту жительства лица. При рассмотрении дел о признании безвестно отсутствующим или объявлении умершим и дел об установлении факта смерти учреждения юстиции стран СНГ применяют законодательство своего государства.
Конвенция регулирует семейные отношения граждан стран - участников СНГ.
Согласно ст. 26 Конвенции, условия заключения брака определяются для каждого из будущих супругов законодательством государства, гражданином которого он является, а для лиц без гражданства - законодательством страны, являющейся их постоянным местом жительства. Кроме того, в отношении препятствий к заключению брака должны быть соблюдены требования законодательства страны, на территории которой заключается брак.
Что касается правоотношений супругов, то личные и имущественные правоотношения супругов определяются по законодательству страны, на территории которой они имеют совместное местожительство. Если один из супругов проживает на территории одной страны, а второй - на территории другой и при этом оба супруга имеют одно и то же гражданство, то их личные и имущественные правоотношения определяются по законодательству той страны, гражданами которой они являются.
Правоотношения супругов, касающиеся их недвижимого имущества, определяются по законодательству страны, на территории которой находится это имущество.
По делам о расторжении брака применяется законодательство страны, гражданами которой являются супруги в момент подачи заявления. Если один из супругов является гражданином одной страны, а второй - другой, применяется законодательство государства, учреждение которого рассматривает дело о расторжении брака.
По
делам о признании брака
Конвенция регулирует отношения в области установления и оспаривания отцовства или материнства. Установление и оспаривание отцовства или материнства определяется по законодательству страны, гражданином которой ребенок является по рождению.
Правоотношения родителей и детей определяются по законодательству страны, на территории которой постоянно проживают дети. По делам о взыскании алиментов с совершеннолетних детей применяется законодательство страны, на территории которой имеет местожительство лицо, претендующее на получение алиментов.
В соответствии со ст. 33 установление или отмена опеки и попечительства производится по законодательству страны, гражданином которой является лицо, в отношении которого устанавливается или отменяется опека или попечительство.
По делам об установлении или отмене опеки и попечительства компетентны учреждения страны, гражданином которой является лицо, в отношении которого устанавливается или отменяется опека или попечительство, если иное не установлено Конвенцией.
Усыновление
или его отмена определяется по законодательству
страны, гражданином которой является
усыновитель в момент подачи заявления
об усыновлении или его отмене. Если ребенок
является гражданином другой страны, при
усыновлении или его отмене необходимо
получить согласие законного представителя
и компетентного государственного органа,
а также согласие ребенка, если это требуется
по законодательству страны, гражданином
которой он является.
3.3 Имущественные правоотношения и наследование
Право собственности на недвижимое имущество определяется по законодательству страны, на территории которой находится недвижимое имущество. Вопрос о том, какое имущество является недвижимым, решается в соответствии с законодательством страны, на территории которой находится это имущество. Возникновение и прекращение права собственности или иного вещного права на имущество определяется по законодательству страны, на территории которой имущество находилось в момент, когда имело место действие или иное обстоятельство, послужившее основанием возникновения или прекращения такого права. Возникновение и прекращение права собственности или иного вещного права на имущество, являющееся предметом сделки, определяется по законодательству места совершения сделки, если иное не предусмотрено соглашением сторон.
Форма сделки определяется по законодательству места ее совершения.
Форма и срок действия доверенности определяются по законодательству страны, на территории которой выдана доверенность.
Права и обязанности сторон по сделке определяются по законодательству места ее совершения, если иное не предусмотрено соглашением сторон.
Обязательства о возмещении вреда, кроме вытекающих из договоров и других правомерных действий, определяются по законодательству страны, на территории которой имело место действие или иное обстоятельство, послужившее основанием для требования о возмещении вреда.
Вопросы
исковой давности разрешаются по
законодательству, которое применяется
для регулирования
В отношении наследования Конвенция следует принципу равенства, т.е. граждане каждой из стран могут наследовать на территориях других стран имущество или права по закону или по завещанию на равных условиях и в том же объеме, как и граждане данной страны.
Право наследования имущества определяется по законодательству страны, на территории которой наследователь имел последнее постоянное место жительства. Право наследования недвижимого имущества определяется по законодательству страны, на территории которой находится это имущество.
Способность лица к составлению и отмене завещания, а также форма завещания и его отмены определяются по праву той страны, где завещатель имел место жительства в момент составления акта. Однако завещание или его отмена не могут быть признаны недействительными вследствие несоблюдения формы, если последняя удовлетворяет требованиям права места его составления.
Учреждения
государств принимают в соответствии
со своим законодательством меры, необходимые
для обеспечения охраны наследства, оставленного
на их территориях гражданами других государств,
или для управления им.
3.4 Правовая помощь по уголовным делам
«Правовая помощь» по уголовным делам включает в себя только процессуальные действия, осуществляемые на основании просьб правоохранительных органов иностранных государств. Юридическим основанием правовой помощи являются поручения иностранных учреждений юстиции. Правовая помощь включает в себя целый комплекс элементов (порядок взаимодействия правоохранительных органов, реквизиты поручения, процедуру исполнения поручения и т.д.), регламентированных международными и внутригосударственными нормами. «Сотрудничество» охватывает оперативно-розыскные действия, а также те процессуальные действия, которые осуществляются без запроса, в связи с обнаружением лиц или признаков преступления, затрагивающих интересы другого государства. В частности, о сотрудничестве можно говорить в случае задержания лица, если имеются предусмотренные законодательством основания подозревать, что оно совершило на территории другой договаривающейся стороны преступление, влекущее выдачу (ст. 61 Конвенции СНГ 1993 г.).
В соответствии со ст. 56 Конвенции государства СНГ обязуются в соответствии с условиями, предусмотренными настоящей Конвенцией, по требованию выдавать друг другу лиц, находящихся на их территории, для привлечения к уголовной ответственности или для приведения приговора в исполнение.
Выдача не производится, если: а) лицо, выдача которого требуется, является гражданином запрашиваемой страны; б) на момент получения требования уголовное преследование согласно законодательству запрашиваемой страны не может быть возбуждено или приговор не может быть приведен в исполнение вследствие истечения срока давности либо по иному законному основанию; в) в отношении лица, выдача которого требуется, на территории запрашиваемой страны за то же преступление был вынесен приговор или постановление о прекращении производства по делу, вступившее в законную силу; г) преступление в соответствии с законодательством запрашивающей или запрашиваемой страны преследуется в порядке частного обвинения (по заявлению потерпевшего). В выдаче может быть отказано, если преступление, в связи с которым требуется выдача, совершено на территории запрашиваемой страны. В случае отказа в выдаче запрашивающая страна должна быть информирована об основаниях отказа.
В соответствии со ст. 58 требование о выдаче должно содержать: а) наименование запрашиваемого учреждения; б) описание фактических обстоятельств деяния и текст закона запрашивающей страны, на основании которого это деяние признается преступлением; в) фамилию, имя, отчество лица, которое подлежит выдаче, его гражданство, место жительства или пребывания, по возможности описание внешности и другие сведения о его личности; г) указание размера ущерба, причиненного преступлением.
По получении требования запрашиваемая страна немедленно принимает меры к взятию под стражу лица, выдача которого требуется, за исключением тех случаев, когда выдача не может быть произведена.
Лицо, выдача которого требуется, по ходатайству может быть взято под стражу и до получения требования о выдаче. Если лицо, выдача которого требуется, привлечено к уголовной ответственности или осуждено за другое преступление на территории запрашиваемой страны, его выдача может быть отсрочена до прекращения уголовного преследования, приведения приговора в исполнение или до освобождения от наказания.
Конвенцией установлены пределы уголовного преследования выданного лица. Без согласия запрашиваемой страны выданное лицо нельзя привлечь к уголовной ответственности или подвергнуть наказанию за совершенное до его выдачи преступление, за которое оно не было выдано. Без согласия запрашиваемой страны лицо не может быть выдано также третьему государству. Согласия запрашиваемой страны не требуется, если выданное лицо до истечения одного месяца после окончания уголовного производства, а в случае осуждения - до истечения одного месяца после отбытия наказания или освобождения от него не покинет территорию запрашивающей страны или если оно туда добровольно возвратится. В этот срок не засчитывается время, в течение которого выданное лицо не могло покинуть территорию запрашивающей страны не по своей вине.
Информация о работе Конвенция СНГ о правовой помощи и правовом сотрудничестве