Контрольная работа по "Правоведению"

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2011 в 18:35, контрольная работа

Краткое описание

1. Дайте определение формы (источника) права. Какие виды источников (форм) права вы знаете?
2.Какие существуют виды толкования правовых норм?
3.Из каких элементов состоит структура правоотношений?
4.Что такое форма государственного устройства? Каких видов она бывает? Какова форма государственного устройства, закреплённая в Конституции РФ?

Файлы: 1 файл

Вопросы по праву.doc

— 247.50 Кб (Скачать)

6. Перечислить основные механизмы защиты прав и свобод человека и гражданина в РФ.

     В механизм государственной защиты прав и свобод человека и гражданина входят:

     1. Соответствующие нормы конституционного, административного, уголовного, гражданского, трудового, семейного, экологического и других отраслей права. При этом особое значение имеют, естественно, нормы главы 2 Конституции РФ, а также нормы конституционного (уставного) законодательства субъектов Федерации, устанавливающие основные права человека и гражданина. Что касается норм других отраслей права, то, во-первых, они вытекают из норм конституционного права, а во-вторых, сами нормы конституционного права, закрепляющие статус человека и гражданина, как правило, реализуются через нормы других правовых отраслей. Например, определяя конкретные трудовые права граждан, нормы трудового права тем самым способствуют реализации основного права на труд.

     2. Регулируемые нормами права общественные  отношения в сфере государственной защиты прав и свобод. Эти отношения существуют практически во всех сферах жизни общества. Они складываются между индивидом, общественными объединениями, национальными и прочими социальными структурами - с одной стороны, и государством - с другой.

     3. Гарантии прав человека и гражданина. При этом необходимо подчеркнуть их специальный характер, строго функциональную направленность. Между тем в литературе можно встретить и попытки разделить их на политические (демократический режим и его составляющие), социально-экономические (рыночная экономика, равенство форм собственности, свобода труда и т.д.), идеологические (плюрализм, свобода информации) и сугубо юридические (судебная защита, право жалобы и др.).

     К общим гарантиям можно отнести  такие, как, например, возможность обжалования  неправомерных действий и актов, право на международную защиту, на возмещение причиненного вреда, запрет на издание законов, отменяющих или умаляющих конституционные права и свободы. Гарантии же правосудия – это право на судебную защиту, на юридическую помощь, презумпция невиновности, гарантии должной подсудности, недействительность незаконно полученных доказательств, запрет обратной силы закона, устанавливающего либо отягчающего ответственность, и т.п.

     4. «Материальные» институты, непосредственно  обеспечивающие реализацию правовых норм и гарантий в конкретных правоотношениях, а именно:

  • судебный механизм, включающий функции, систему и деятельность судов общей, арбитражной и конституционной юрисдикции;
  • механизм прокурорского надзора (система органов прокуратуры и их деятельность);
  • механизм Парламентского уполномоченного по правам человека (функции, организационные структуры, деятельность);
  • механизм защиты прав человека и гражданина, заложенный в природу и компетенцию органов государственной власти, госуправления, конституционного надзора (в некоторых субъектах РФ) и местного самоуправления.

     Механизм  государственной защиты прав и свобод человека и гражданина строится на определенных принципах, которые, в свою очередь, установлены нормами Конституции[3]. Основными из них представляются: принцип единства прав/и обязанностей, поскольку он определяет, что любому субъективному праву сопутствует (точнее корреспондирует) обязанность остальных субъектов правоотношений соблюдать это право: принцип равенства прав и свобод, устанавливающий равенство возможностей перед законом.  
 

7. Раскройте содержание  принципа разделения  власти.

     Разделение властей - это политико-правовая теория, согласно которой государственная власть должна быть разделена на независимые друг от друга (но при необходимости контролирующие друг друга) ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Предложена Джоном Локком. Термин введён Монтескьё (фр. séparation des pouvoirs, лат. trias politica).

     Разделение  законодательной, исполнительной и судебной властей является одним из важнейших принципов организации государственной власти и функционирования правового государства.

     Принцип разделения властей означает, что  законотворческая деятельность осуществляется законодательным (представительным) органом, исполнительно-распорядительная деятельность — органами исполнительной власти, судебная власть — судами, при этом законодательная, исполнительная и судебная ветви власти самостоятельны и относительно независимы. Разделение властей основывается на естественном разделении таких функций, как законотворчество, государственное управление, правосудие, государственный контроль и т. п. Современное понимание принципа разделения властей дополнено также необходимостью разделения полномочий между высшими и местными органами власти и управления.

     Политическое  обоснование принципа разделения властей  состоит в том, чтобы распределить и сбалансировать властные полномочия между различными государственными органами, чтобы исключить сосредоточение всех полномочий либо большей их части в ведении единого органа государственной власти либо должностного лица и тем самым предотвратить произвол. Независимые ветви власти могут сдерживать, уравновешивать, а также контролировать друг друга, не допуская нарушения Конституции и законов, это так называемая «система сдержек и противовесов». Например, в СССР существовали Верховный Совет и Верховный Суд, но их нельзя было назвать отдельными ветвями власти, так как они не были частью системы «сдержек и противовесов».

     Характерно, что в государствах с тоталитарным и авторитарным режимом, как правило, не признаётся принцип разделения властей или же разделение властей в них закреплено формально.

8.Какие  полномочия закреплены  Конституцией РФ  за Президентом Российской Федерации?

     На  основании четвёртой главы Конституции  Президент России осуществляет следующие полномочия:

  • назначает с одобрения Государственной думы председателя Правительства Российской Федерации;
  • имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации;
  • принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации;
  • представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность председателя Центрального банка; а также ставит перед Государственной думой вопрос об освобождении председателя Центрального банка от занимаемой должности;
  • по предложению председателя Правительства Российской Федерации назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров;
  • представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного суда, Верховного суда, Высшего арбитражного суда, а также кандидатуру генерального прокурора; вносит в Совет федерации предложение об освобождении генерального прокурора от должности; назначает судей других федеральных судов;
  • формирует и возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации, статус которого определяется федеральным законом;
  • утверждает военную доктрину Российской Федерации;
  • формирует Администрацию Президента Российской Федерации;
  • назначает и освобождает полномочных представителей Президента Российской Федерации;
  • назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации;
  • назначает и отзывает дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях. В соответствие с требованием Конституции эти назначения могут быть произведены президентом после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального собрания;
  • назначает выборы Государственной думы в соответствии с Конституцией и федеральным законом;
  • распускает Государственную думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией;
  • назначает референдум в порядке, установленном федеральным конституционным законом;
  • вносит законопроекты в Государственную думу;
  • подписывает и обнародует федеральные законы в течение четырнадцати дней с момента получения. Если президент в течение четырнадцати дней с момента поступления федерального закона отклонит его, то Государственная дума и Совет федерации в установленном Конституцией порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной думы, он подлежит подписанию Президентом РФ в течение семи дней и обнародованию.;
  • обращается к Федеральному собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства.
  • Президент Российской Федерации может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также между органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В случае недостижения согласованного решения он может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда.
  • Президент Российской Федерации вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
  • осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации;
  • ведёт переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации;
  • подписывает ратификационные грамоты;
  • принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нём дипломатических представителей.
  • в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии президент Российской Федерации вводит на территории Российской Федерации или в отдельных её местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.
  • решает вопросы гражданства Российской Федерации и предоставления политического убежища;
  • награждает государственными наградами Российской Федерации, присваивает почётные звания Российской Федерации, высшие воинские и высшие специальные звания;
  • осуществляет помилование.

     В процессе осуществления своих полномочий Президент Российской Федерации издает указы[7] и распоряжения, являющиеся обязательными для исполнения на всей территории Российской Федерации. Указы и распоряжения Президента Российской Федерации не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

9. Что такое иск?  Какие требования  предъявляются законом  к форме искового  заявления?

     ИСК - в процессуальном смысле – это обращение истца (предполагаемого носителя субъективного материального права) к суду с просьбой о рассмотрении и разрешении материально-правового спора с ответчиком (предполагаемым носителем субъективной обязанности) и о защите нарушенного субъективного права или охраняемого законом интереса. И. - средство защиты через суд (третейский суд, арбитражный суд) нарушенного или оспариваемого права или охраняемого законом интереса. В материальном смысле - материально-правовое требование истца к ответчику, составляющее предмет иска (Большой юридический словарь. 3-е изд., доп. и перераб. / Под ред. проф. А. Я. Сухарева. - М.: ИНФРА-М, 2007. - VI, 858 с.).

     ПРЕДМЕТ ИСКА - материально-правовой спор, о  рассмотрении и разрешении которого истец просит у суда. Поскольку спор всегда связан с притязанием истца к ответчику, закон требует, чтобы в исковом заявлении истец указал суть своего требования (ст. 126-128 ГПК РФ).

     Итак, составляем исковое заявление. Статья 131 Гражданского процессуального кодекса гласит:

     1. Исковое заявление подается в  суд в письменной форме.

     2. В исковом заявлении должны  быть указаны:

     1) наименование суда, в который  подается заявление;

     2) наименование истца, его место  жительства или, если истцом  является организация, ее место нахождения, а также наименование представителя и его адрес, если заявление подается представителем;

     3) наименование ответчика, его место  жительства или, если ответчиком  является организация, ее место нахождения;

     4) в чем заключается нарушение  либо угроза нарушения прав, свобод  или законных интересов истца и его требования;

     5) обстоятельства, на которых истец  основывает свои требования, и  доказательства, подтверждающие эти обстоятельства;

     6) цена иска, если он подлежит  оценке, а также расчет взыскиваемых  или оспариваемых денежных сумм;

     7) сведения о соблюдении досудебного порядка обращения к ответчику, если это установлено федеральным законом или предусмотрено договором сторон;

     8) перечень прилагаемых к заявлению  документов.

     В заявлении могут быть указаны  номера телефонов, факсов, адреса электронной  почты истца, его представителя, ответчика, иные сведения, имеющие значение для рассмотрения и разрешения дела, а также изложены ходатайства истца.

     3. В исковом заявлении, предъявляемом  прокурором в защиту интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, должно быть указано, в чем конкретно заключаются их интересы, какое право нарушено, а также должна содержаться ссылка на закон или иной нормативный правовой акт, предусматривающие способы защиты этих интересов.

     В случае обращения прокурора в  защиту законных интересов гражданина в заявлении должно содержаться обоснование невозможности предъявления иска самим гражданином.

     4. Исковое заявление подписывается истцом или его представителем при наличии у него полномочий на подписание заявления и предъявление его в суд.

     Содержание  искового заявления должно быть изложено с предельной точностью, ясностью и простотой. Никакие абсурдные, парадоксальные и «размытые» выражения здесь неуместны. Для того чтобы облегчить работу судье, желательно в тексте искового заявления указать конкретные нормы законодательства, на которые вы ссылаетесь. Хорошо бы в заседании суда предъявить составу суда нормативные акты или выписки из них. Это может убыстрить и облегчить процесс.

     Статья 132 ГПК РФ перечисляет наименования документов, которые прилагаются  к исковому заявлению:

     - копии искового заявления в  соответствии с количеством ответчиков  и третьих лиц;

     - документ, подтверждающий уплату государственной пошлины;

     - доверенность или иной документ, удостоверяющие полномочия представителя истца;

     - документы, подтверждающие обстоятельства, на которых истец основывает свои требования, копии этих     документов для ответчиков и третьих лиц, если копии у них отсутствуют;

Информация о работе Контрольная работа по "Правоведению"