Контрольная работа по "Правоведению"

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2011 в 18:35, контрольная работа

Краткое описание

1. Дайте определение формы (источника) права. Какие виды источников (форм) права вы знаете?
2.Какие существуют виды толкования правовых норм?
3.Из каких элементов состоит структура правоотношений?
4.Что такое форма государственного устройства? Каких видов она бывает? Какова форма государственного устройства, закреплённая в Конституции РФ?

Файлы: 1 файл

Вопросы по праву.doc

— 247.50 Кб (Скачать)

     Субъективное  право и юридическая обязанность - системные элементы правоотношений, придающие конкретному общественному отношению особое качество. Гражданское правовое общество предполагает, что права одних членов общества удовлетворяются через обязанности других, причем права и обязанности выступают той мерой свободы, которая обеспечивает максимальную справедливость в общественной жизни.

     Субъективное  право - это предоставляемая и  охраняемая государством возможность (свобода) субъекта по своему усмотрению удовлетворять те интересы, которые предусмотрены объективным правом. Субъективное право реализуется в трех разновидностях: в возможности положительного поведения обладателя субъективного права в целях удовлетворения своих законных интересов; в возможности требовать определенного поведения от обязанных лиц в целях удовлетворения своих законных интересов; в возможности обратиться к компетентным государственным органам за защитой своих прав.

     Юридическая обязанность - предусмотренная законодательством  и охраняемая государством необходимость должного поведения участника правоотношения в интересах управомоченного субъекта. Юридическая обязанность осуществляется путем: необходимости совершать активные положительные действия в интересах других участников правоотношений (продавец обязан передать покупателю в собственность вещь); в необходимости воздерживаться от совершения действий, запрещенных нормами права (соблюдение уголовно-правовых норм).

4.Что  такое форма государственного  устройства? Каких  видов она бывает? Какова форма государственного устройства, закреплённая в Конституции РФ?

     Форма государственного устройства - это способ территориальной организации государства или государств, образующих союз. Оно представляет собой внутреннее деление государства на составные части — административно-территориальные единицы, автономные политические образования или суверенные государства. Она отражает также характер взаимоотношений государственного центра и отдельных его частей. Сегодня различают три основные формы государственного устройства: федеративное, унитарное и конфедеративное.

     Унитарное государство (от лат. «unitas» — единство) — единое государственное образование. К характерным признакам унитарного государства относится:

     • на территории унитарного государства административно-территориальные единицы, но в наиболее мелких государствах их нет (например, Мальта).

     • в государстве единственная система  органов власти, она осуществляет руководство местными органами. Больше на территории государства не имеет силу никакая другая система высших органов.

     • в унитарном государстве на всей территории силу имеет одна конституция и система законодательства.

     • в сфере международных отношений  координацию действий унитарного государства проводят центральные органы, они же осуществляют представительство страны на международной арене.

     • существует единое гражданство, действующее  на территории всего государства.

     Унитарные государства очень различны между  собой, их можно разделить на простые и сложные в зависимости от наличия в их составе автономий. В составе простых унитарных государств нет автономий. Сложные унитарные образования имеют в своем составе как минимум одну автономию. По определению, «автономия (от греч. „autonomia“ — самоуправление, независимость) в государственном смысле — это учет национальных (этнических), культурных, исторических, географических, бытовых и иных особенностей в государственном строительстве». При предоставлении территории нередко учитывается этнический признак, в этом случае автономия реализует право народа на самоопределение. Также унитарные государства делятся на централизованные, относительно децентрализованные, децентрализованные. Это деление основывается на зависимости административно-территориальных единиц от центральной власти. В централизованных государствах эта зависимость очень высока. Децентрализованные унитарные государства осуществляют во всех своих административно-территориальных единицах обеспечивают местное самоуправление. В относительно децентрализованных унитарных государствах устанавливается контроль над деятельностью органов местного самоуправления, который проводится с помощью чиновники, которые назначаются центральной властью.

     Федерация — это устойчивый союз государств, самостоятельных в пределах распределения между ними и центром компетенций, имеющих собственные законодательные, исполнительные и судебные органы и, как правило, конституцию, а часто и двойное гражданство. Такое устройство объясняется различием в этническом составе населения государства, историческими процессами и географическим положением. По своему устройству федерации очень различны, но существует ряд характерных признаков для большинства федераций. Федерация — это единое союзное государство, состоящее как минимум из двух единиц, в некоторых случаях за ними признается статус относительно самостоятельных государств. Эти составные государственные образования называются субъектами федерации. Ими могут являться штаты, республики, кантоны, земли, провинции и др. Субъекты федерации частично обладают государственным суверенитетом, частично делегируют его центральным органам федерации, в их границах существует свое административно-территориальное разделение. Также, субъекты федерации могут включать в свой состав территориальные и экстерриториальные автономии.

     • Территория государства состоит из территории всех его субъектов. Исключения возможны лишь в случае, если в состав входят не только субъекты, но и такие территориальные образования, как федеральные округа, владения, территории и т. д. В федеративном государстве на ряду с общефедеральными нормативно-правовыми актами имеют силу нормативно-правовые акты субъектов федерации. Но существует условие, при котором акты местных органов не могут противоречить общегосударственным законам. Как правило, в федеративном государстве существует двухпалатный парламент. В верхнюю палату которого входят представители субъектов и на федеральном уровне отстаивают интересы своего региона. Иногда, наравне с общефедеральным гражданством, на территории субъекта существует гражданство субъекта. Существуют следующие виды федераций:

     1) В зависимости от основы, на  которой была создана федерации,  можно выделить союзные, то есть основанные на союзе, и автономные федерации (основаны на автономии). В случае, если федерация основана на союзе, субъекты сохраняют свой суверенитет, хотя и не в полном объеме, и имеют право выхода из состава государства. Примером таких федераций могут являться я СССР, Эфиопия и так далее. В автономных федерациях суверенитет субъектов значительно ограничен и у них нет возможности выйти из состава государства. Такими федерациями являются США, Швейцария. Федерации такого типа во многом схожи с унитарными государствами, где административно-территориальным единицам представляется политическая автономия.

     2) Федерации строятся на разных принципах, в связи с этим существуют национальные, территориальные и национально-территориальные федерации. Национальные федерации строятся по этническому принципу, население субъектов национальной федерации отличается культурой, обычаями, традициями. Часто этот тип федерации возникает как право нации на самоопределение. Сегодня такими федерациями являются Бельгия и Эфиопия, в прошлом к ним относились СССР, Югославия, Чехословакия. В основе территориальных федераций находится разделение территории на субъекты. Население государства в этом случае этнически однородно, появление таких федераций обусловлено с децентрализацией управления, контроля общества. Сегодня примером таких федераций могут являться США, ФРГ. В национально-территориальных федерациях одни субъекты построены по территориальному, другие по национальному принципу. Примером такой федерации является Российская Федерация.

     3) Сегодня все чаще федерации  разделяют на симметричные и  ассиметричные. При данной классификации учитывается правовое положение субъектов, однородности административно-территориальных единиц. Симметричные государства включают в себя только однородные, равноправные субъекты. Примером таких федераций являются Бразилия, Мексика, Аргентина. Ассиметричные федерации включают в свой состав неравноправные субъекты. В свою очередь они еще подразделяются на три группы: -помимо субъектов федерации, существуют еще и другие территориальные образования, ими могут федеральные округа или территории, владения. Такими федерациями являются США, Австралия, Индия. - федерация состоит из субъектов, но они не являются однородными. Прекрасным примером в данном случае может служить РФ, которая состоит из республик, краев, автономных округов и областей, областей, городов федерального значения. -в третью группу входят федерации, которые состоят из однородных субъектов, но у них разное правовое положение в составе федерации. Иногда асимметрию такого рода называют «скрытой асимметрией». Примером такой федерации может являться Германия.

     Конфедерация — форма объединения государств, при котором образующие этот союз государства полностью сохраняют свою независимость, имеют собственные высшие и местные органы власти, управления и правосудия. Этот союз создается для обеспечения общих интересов или достижения какой-либо цели. В свое время конфедерациями были США (1776—1789), Германия (1815—1867), Швейцария (1815—1848). На современной политической карте конфедераций не существует.

     Отношения между членами конфедерации симметричны, то есть, в соответствии с законом они равны. Кроме того, государства, объединившиеся в конфедерацию, сохраняют не ограниченное право отделения в тот момент, когда они сочтут это нужным. Однако, как в случае с США и Швейцарией, конфедерация может стать переходным этапом на пути к образованию федерации - единого государства[7].

5.Какие  виды прав человека  вам известны?

     Права и свободы человека и гражданина могут разделяться на базовые (неотчуждаемые), основные (конституционные) и общепризнанные (закреплённые в международно-правовых актах). В правовой доктрине по основной сфере проявления в общественных отношениях права человека обычно делятся на личные, политические, социально-экономические и культурные, однако, в значительной степени и такое деление символично. Для ряда из них существенно лишь различие между правами человека и правами гражданина.

     Личные

     Личные  права являются правами каждого, и хотя часто именуются гражданскими, не связаны напрямую с принадлежностью  к гражданству государства, не вытекают из него. Считаются прирождёнными и неотъемлемыми для каждого человека независимо от его гражданства, пола, возраста, расы, этнической или религиозной принадлежности. Необходимы для охраны жизни, достоинства и свободы человека

     К личным правам обычно относят:

  • Право на жизнь
  • Право на свободу и личную неприкосновенность
  • Право на достоинство личности
  • Право на неприкосновенность частной жизни
  • Право на неприкосновенность жилища
  • Право на национальную и культурную самоидентификацию
  • Свобода совести и свобода мысли
  • Свобода передвижения и выбора местожительства;
  • Cвобода выбора национальности и языка общения
  • Право на судебную защиту
  • Свобода вероисповедания (каждый человек может придерживаться любой религии, или создать свою собственную)
  • Право собственности (некоторыми правоведами относится к экономическим; во Франции признано одним из основных личных прав со времён Великой французской революции[6])

     Политические

     Политические  права и свободы отличаются от личных, социальных, экономических и других прав, тем, что как правило, тесно связаны с принадлежностью к гражданству данного государства. Являются одной из групп основных конституционных прав и свобод граждан, так как определяют их участие в общественной и политической жизни страны.

     К политическим правам, как правило, причисляются:

  • Свобода слова (свобода информации)
  • Право на гражданство
  • Право на объединение (свобода союзов)
  • Свобода собраний (право собираться мирно и без оружия, проводить митинги, демонстрации, шествия)
  • Право на участие в управлении делами государства и на равный доступ к государственной службе
  • Право на участие в отправлении правосудия
  • Право обращений или петиций (то есть обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления)
  • Свобода средств массовой информации
  • Избирательные права (активное и пассивное субъективное избирательное право: избирать и быть избранным)

     Социально-экономические  и культурные

     К социально-экономическим и культурным правам относятся:

  • Свобода предпринимательства (право на предпринимательскую и иную не запрещенную законом экономическую деятельность)
  • Трудовые права (право на труд и свободу труда)
  • Право на охрану семьи, материнства, отцовства и детства
  • Право на социальное обеспечение
  • Право на жилище
  • Право на охрану здоровья и медицинскую помощь
  • Право на благоприятную окружающую среду
  • Право на образование
  • Свобода творчества (свобода литературного, научного и других видов творчества и преподавания)
  • Право на участие в культурной жизни
  • Академические свободы

Информация о работе Контрольная работа по "Правоведению"