Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2011 в 18:35, контрольная работа
1. Дайте определение формы (источника) права. Какие виды источников (форм) права вы знаете?
2.Какие существуют виды толкования правовых норм?
3.Из каких элементов состоит структура правоотношений?
4.Что такое форма государственного устройства? Каких видов она бывает? Какова форма государственного устройства, закреплённая в Конституции РФ?
Субъективное
право и юридическая
Субъективное право - это предоставляемая и охраняемая государством возможность (свобода) субъекта по своему усмотрению удовлетворять те интересы, которые предусмотрены объективным правом. Субъективное право реализуется в трех разновидностях: в возможности положительного поведения обладателя субъективного права в целях удовлетворения своих законных интересов; в возможности требовать определенного поведения от обязанных лиц в целях удовлетворения своих законных интересов; в возможности обратиться к компетентным государственным органам за защитой своих прав.
Юридическая
обязанность - предусмотренная
Форма
государственного устройства - это способ
территориальной организации государства
или государств, образующих союз. Оно представляет
собой внутреннее деление государства на составные части —
административно-
Унитарное государство (от лат. «unitas» — единство) — единое государственное образование. К характерным признакам унитарного государства относится:
•
на территории унитарного государства
административно-
• в государстве единственная система органов власти, она осуществляет руководство местными органами. Больше на территории государства не имеет силу никакая другая система высших органов.
• в унитарном государстве на всей территории силу имеет одна конституция и система законодательства.
•
в сфере международных
• существует единое гражданство, действующее на территории всего государства.
Унитарные
государства очень различны между
собой, их можно разделить на простые
и сложные в зависимости от наличия в их
составе автономий. В составе простых
унитарных государств нет автономий. Сложные
унитарные образования имеют в своем составе
как минимум одну автономию. По определению,
«автономия (от греч. „autonomia“ — самоуправление,
независимость) в государственном смысле —
это учет национальных (этнических), культурных,
исторических, географических, бытовых
и иных особенностей в государственном
строительстве». При предоставлении территории
нередко учитывается этнический признак,
в этом случае автономия реализует право
народа на самоопределение. Также унитарные
государства делятся на централизованные,
относительно децентрализованные, децентрализованные.
Это деление основывается на зависимости
административно-
Федерация — это
устойчивый союз государств, самостоятельных
в пределах распределения между ними и
центром компетенций, имеющих собственные
законодательные, исполнительные и судебные
органы и, как правило, конституцию, а часто
и двойное гражданство. Такое устройство
объясняется различием в этническом составе
населения государства, историческими
процессами и географическим положением.
По своему устройству федерации очень
различны, но существует ряд характерных
признаков для большинства федераций.
Федерация — это единое союзное государство,
состоящее как минимум из двух единиц,
в некоторых случаях за ними признается
статус относительно самостоятельных
государств. Эти составные государственные
образования называются субъектами федерации.
Ими могут являться штаты, республики,
кантоны, земли, провинции и др. Субъекты
федерации частично обладают государственным
суверенитетом, частично делегируют его
центральным органам федерации, в их границах
существует свое административно-
• Территория государства состоит из территории всех его субъектов. Исключения возможны лишь в случае, если в состав входят не только субъекты, но и такие территориальные образования, как федеральные округа, владения, территории и т. д. В федеративном государстве на ряду с общефедеральными нормативно-правовыми актами имеют силу нормативно-правовые акты субъектов федерации. Но существует условие, при котором акты местных органов не могут противоречить общегосударственным законам. Как правило, в федеративном государстве существует двухпалатный парламент. В верхнюю палату которого входят представители субъектов и на федеральном уровне отстаивают интересы своего региона. Иногда, наравне с общефедеральным гражданством, на территории субъекта существует гражданство субъекта. Существуют следующие виды федераций:
1)
В зависимости от основы, на
которой была создана
2) Федерации строятся на разных принципах, в связи с этим существуют национальные, территориальные и национально-территориальные федерации. Национальные федерации строятся по этническому принципу, население субъектов национальной федерации отличается культурой, обычаями, традициями. Часто этот тип федерации возникает как право нации на самоопределение. Сегодня такими федерациями являются Бельгия и Эфиопия, в прошлом к ним относились СССР, Югославия, Чехословакия. В основе территориальных федераций находится разделение территории на субъекты. Население государства в этом случае этнически однородно, появление таких федераций обусловлено с децентрализацией управления, контроля общества. Сегодня примером таких федераций могут являться США, ФРГ. В национально-территориальных федерациях одни субъекты построены по территориальному, другие по национальному принципу. Примером такой федерации является Российская Федерация.
3)
Сегодня все чаще федерации
разделяют на симметричные и
ассиметричные. При данной классификации
учитывается правовое положение субъектов,
однородности административно-
Конфедерация — форма объединения государств, при котором образующие этот союз государства полностью сохраняют свою независимость, имеют собственные высшие и местные органы власти, управления и правосудия. Этот союз создается для обеспечения общих интересов или достижения какой-либо цели. В свое время конфедерациями были США (1776—1789), Германия (1815—1867), Швейцария (1815—1848). На современной политической карте конфедераций не существует.
Отношения между членами конфедерации симметричны, то есть, в соответствии с законом они равны. Кроме того, государства, объединившиеся в конфедерацию, сохраняют не ограниченное право отделения в тот момент, когда они сочтут это нужным. Однако, как в случае с США и Швейцарией, конфедерация может стать переходным этапом на пути к образованию федерации - единого государства[7].
Права и свободы человека и гражданина могут разделяться на базовые (неотчуждаемые), основные (конституционные) и общепризнанные (закреплённые в международно-правовых актах). В правовой доктрине по основной сфере проявления в общественных отношениях права человека обычно делятся на личные, политические, социально-экономические и культурные, однако, в значительной степени и такое деление символично. Для ряда из них существенно лишь различие между правами человека и правами гражданина.
Личные
Личные права являются правами каждого, и хотя часто именуются гражданскими, не связаны напрямую с принадлежностью к гражданству государства, не вытекают из него. Считаются прирождёнными и неотъемлемыми для каждого человека независимо от его гражданства, пола, возраста, расы, этнической или религиозной принадлежности. Необходимы для охраны жизни, достоинства и свободы человека
К личным правам обычно относят:
Политические
Политические права и свободы отличаются от личных, социальных, экономических и других прав, тем, что как правило, тесно связаны с принадлежностью к гражданству данного государства. Являются одной из групп основных конституционных прав и свобод граждан, так как определяют их участие в общественной и политической жизни страны.
К политическим правам, как правило, причисляются:
Социально-экономические и культурные
К
социально-экономическим и