Конституция

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 19:18, контрольная работа

Краткое описание

Целью работы является изучение Конституции, как основного Закона государства.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: изучить Конституцию Российской Федерации; рассмотреть понятие и социальную сущность Конституции РФ; вспомнить особенности подготовки и принятие Конституции РФ 1993 года, а так же референдум 12 декабря 1993г. Принятие Конституции РФ; узнать основные черты и юридические свойства Конституции РФ.

Оглавление

Введение …………………………………………………………………………..
Конституция Российской Федерации ………………………………
Понятие и социальная сущность Конституции РФ …………………….
Особенности подготовки и принятие Конституции РФ 1993 года …..
Референдум 12 декабря 1993 г. Принятие Конституции РФ …………
Основные черты и юридические свойства Конституции РФ ………….
Заключение ……………………………………………………………………
Список литературы ………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

3. правоведение.docx

— 35.88 Кб (Скачать)

Возникавшие разногласия практически не затрагивали  положений о поправках и свободах человека и гражданина, но приобретали  острый характер по ключевым вопросам разделения полномочий двух властей. Постепенно оппозиционное большинство Съезда и Верховного Совета, осознав свои политические интересы, тверда заняло позиции недопущения сильной исполнительной власти. Обстановку разразившегося экономического кризиса использовали левые силы, все решительнее противодействуя реформам и с этой целью стремясь любыми путями сохранить контроль законодательной власти за всеми действиями Президента. Со своей стороны, президент все решительнее ставил вопросы о необходимости укрепления исполнительной власти, подчас даже требуя пересмотра некоторых согласованных положений проекта. Работа Конституционной комиссии постепенно заходила в тупик.

Сложная расстановка  политических сил в России вызвала  неоднозначное отношение к официальному проекту Конституции. Это выразилось не только в широкой полемике вокруг него, но и в появлении альтернативных вариантов. В частности, проекты Конституции были предложены рабочей группой и группой экспертов Конституционной комиссии РСФСР.

7мая 1993г. за подписью заместителя Председателя Конституционной комиссии Р.И. Хасбулатова появляется постановление  "Об основных положениях проекта Конституции Российской Федерации", которым утверждался представленный рабочей группой проект положений проекта Основного Закона России. При этом в постановлении указывалось, что подготовка этого проекта осуществлялась в соответствии с Постановлением восьмого Съезда народных депутатов Российской Федерации от 12 марта 1993 г. "О мерах по осуществлению конституционной реформы в Российской Федерации (о постановлении седьмого Съезда народных депутатов Российской Федерации "О стабилизации конституционного строя Российской Федерации").

В мае проект Конституции, одобренный Верховным  Советом, был опубликован. Он существенно  исправлял многие положения старой Конституции, содержал демократические  положения о правах и свободах человека и гражданина. Однако в вопросах организации государственной власти доминировали прежние подходы. По существу, снова принцип разделения властей трактовался в сторону ущемления полномочий Президента, и сохранялась все та же советская форма правления.

Выдвигая  по политическим соображениям идею парламентаризма, но игнорируя отсутствие для него условий в современной России, авторы проекта упорно утверждали ведущую  роль парламента в системе высших органов государственной власти. Чтобы подчеркнуть это, глава  о Верховном Совете предшествовала главе о Президенте. Явно в нарушении  принципа разделения властей Верховный  Совет наделялся «контрольными  полномочиями», а также правом принимать  решения по основным направлениям внутренней и внешней политики России.

Проект  ставил Президента под контроль Верховного Совета, обязывая его предоставлять ежегодные доклады об осуществлении внутренней и внешней политики, выполнении федеральных программ. Подчинение Президенту Правительства также обязывалось ежегодно предоставлять отчет верховному Совету. Это и ряд других положений существенно ущемляли права президента и исполнительной власти, закладывая своеобразную «мину» под отношения двух властей.

Таким образом, процесс разработки проекта Конституции  Российской Федерации растянулся на три года. Бесконечные парламентские дебаты завели конституционную реформу в тупик. И хотя формально Президент Российской Федерации оставался Председателем Конституционной Комиссии, именно он выступил с инициативой созыва 5-16 июня 1993 г. в Москве Конституционного совещания, которому предложил новый (президентский) вариант проекта Конституции Российской Федерации. 

 

2.2. Референдум 12 декабря  1993 г. Принятие  Конституции РФ

После кровавых событий 3 - 4 октября и стабилизации внутри-политической обстановки в стране работа над проектом Основного закона вступает в завершающую стадию.

На Государственную  палату Конституционного совещания была возложена обязанность по выработке предложений по изменениям и дополнениям к проекту Конституции Российской Федерации и рассмотрение рекомендаций по политическим, социальным и экономическим вопросам. Общественная палата Конституционного совещания призвана была обеспечить участие общественных объединений в конституционном процессе. Являясь организационной формой их взаимодействия с федеральными органами власти Российской Федерации, в рамках которой осуществлялись "необходимые политические консультации по широкому кругу социально-политических вопросов", она также вырабатывала предложения по изменениям и дополнениям к проекту Конституции Российской Федерации и рассматривала рекомендации по политическим, социальным и экономическим проблемам.

На совместных заседаниях Государственной и Общественной палат, созывавшихся Президентом РФ, были согласованы окончательные  варианты разделов и глав Конституции  Российской Федерации, уточнены редакции соответствующих конституционных  положений. Как видим, разработка Конституции Российской Федерации носила весьма специфический характер и осуществлялась не на уровне законодательных органов государства, а по инициативе и при содействии Президента РФ.

Другой  особенностью Конституции Российской Федерации является порядок ее принятия. По ее проекту было проведено всенародное голосование. Причем решение о его проведении было оформлено Указом Президента от 15 октября 1993 г. И это понятно, ибо законодательные органы были распущены, а новые еще не сформированы. да и создавать их было преждевременно, ибо не была еще принята Конституция, которая предусматривала образование совершенно нового представительного и законодательного органа Российской Федерации - Федерального Собрания.

В соответствии с Указом Президента от 12 декабря 1993 г. было проведено всенародное голосование по проекту Конституции Российской Федерации. Голосование проводилось на основе Положения о всенародном голосовании, содержащего принципы, порядок проведения референдума, методику подсчета голосов и определения результатов всенародного голосования.

Во всенародном  голосовании по проекту новой  Конституции приняли участие 58 млн. 187 тыс. 755 зарегистрированных избирателей, или 54,8 %. За принятие Конституции проголосовало 32 млн. 937 тыс. 630 избирателей или 58,4 % избирателей, принявших участие в голосовании. Это означало, что Конституция принята. 

 

3. Основные черты  и юридические  свойства Конституции  РФ

Каждая конституция как самостоятельное явление социальной и правовой действительности характеризуется совокупностью основных черт и юридических свойств. Это такие сущностные проявления конституции, которые выражают индивидуальность, качественное своеобразие высшего закона государства. В них раскрывается правовая природа конституции.

Основные  черты и юридические свойства конституции отражают её особое место  в системе права, специфику механизма  конституционного регулирования общественных отношений. К числу этих характеристик  можно отнести:

- Верховенство

- Итоговый  характер предписаний

- Преемственность

- Реальность

- Легитимность

- Стабильность

- Фундамент  системы права.

Одним из юридических свойств конституции  является её верховенство в правовой системе. Верховенство конституции  служит проявлением доктрины господства права и означает её приоритетное положение в системе законодательства. Верховенство Конституции обеспечивается:

1. Особым порядком её принятия и изменения;

2. Приданием конституционным предписаниям высшей юридической силы;

3. Созданием специального органа охраны конституционной законности (конституционным судопроизводством).

Верховенство  российской Конституции означает также, что с ее принципами, нормами, заложенными  в ней концепциями должна сообразовываться деятельность всех государственных, общественных структур, граждан во всех сферах жизни. Конституция выступает как бы доминантой всего общественного развития.

За соблюдение конституционных предписаний и обеспечение соответствия Конституции РФ федеральных конституционных законов, законодательных актов  субъектов РФ отвечают федеральные органы Президент и Конституционный Суд РФ (ст.125 Конституции).

Конституции присущ итоговый характер предписаний. Как итоговый документ конституция закрепляет достигнутый уровень  развития общественных отношений, сложившихся  к моменту её принятия. Каждая новая конституция выступает юридическим отражением хода исторического развития общества и государства. Содержание конституции обусловлено социально-экономическими и общественно-политическими процессами, она является правовой формой закрепления общественного прогресса, социальных завоеваний народа, революционного или эволюционного развития общества. Но к сожалению, если объективно оценивать содержание нашей Конституции, то мы увидим, что итоговый характер ее предписаний, не соответствовал уровню развития общественных отношений на момент ее принятия. Будущее коренится в прошлом и настоящем.

Закрепляя итоги пройденного  пути, конституция вместе с тем  содержит программные положения, определяет тенденции, основные направления и, цели социального прогресса. Вот почему ей присущ прогностический характер, такая черта как перспективность. Программные положения включаются как правило в преамбулу, а цели и задачи, определяющие направления и развития в области экономики, политике, социального прогресса, национальных отношений, культуру и других, получают выражение в главе об основах конституционного строя. Конституция призвана обеспечить опережающее воздействие на общественные процессы, стимулировать социальную активность и правомерное поведение субъектов права. Важной  чертой является преемственность. Она  обусловлена непрерывностью исторического  развития государственности.

Каждая  новая конституция связана с предшествующими. В обществе складываются определенные правовые традиции, которые получают конституционное закрепление. Конституционная преемственность требует сохранять всё ценное, что создано опытом предшествующего развития государства: национальную историко-культурную окраску государственности; идею самоопределения наций и равноправия народов; государственное устройство. Идея преемственности новой конституции содержится в её преамбуле, где выражена воля народа к сохранению исторического сложившегося государственного единства, незыблемости демократического строя, уважение к памяти предков, передавших нам любовь к Отечеству, веру в добро и справедливость, осознание ответственности за свою Родину перед нынешним и будущим поколениями. Ядро преемственности новой конституции - российский народ, суверенная государственная власть, государственное единство России; уважение к правам народов , соединенных общей судьбою на земле России; признание Российской Федерации полноправным субъектом мирового сообщества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Потенциал Конституции, ее опорная роль в утверждении  правового государства будут  раскрыты при условии, что в ее реализации, ее защите примут самое  активное участие не только государство  в виде системы органов, но и все  общество, миллионы и миллионы людей. Действенность Конституции во многом зависит от того, насколько она  усвоена, признана и поддерживается самыми широкими слоями многонационального российского народа, не только властными  структурами, но и рядовыми гражданами.

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации.
  2. Боголюбов С.А. Правоведение. М., 1999.
  3. Баглай М.В., Забричидзе Б.Н. Конституционное право РФ. М., 1996.
  4. Коваленко А.И. «Конституционное право Российской Федерации». - М., 1995.

Информация о работе Конституция