Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 19:26, курсовая работа
Примечательно следующее высказывание американских профессоров Д. Корри и Г. Эбрегэма: «Конституция — это рама или шасси, на котором установлен работающий двигатель правительства. В границах определенной терпимости тип и система двигателя могут быть модифицированы без изменения самой рамы. Конституция вообще должна приспосабливаться к известным изменениям работающих механизмов правительства»1.
Цель работы – дать характеристику Конституции Индии.
Введение 3
1. Предыстория создания конституции Индии 5
2. Основные черты Конституции Индии 10
2.1. Структура Конституции
2.2. Права и свободы
2.3. Структура органов государственной власти
2.4. Государственное устройство
Заключение 19
Список использованной литературы 22
Конституция 1950г. законодательно оформила уничтожение колониализма; она попыталась ликвидировать и его наследие, учесть особенности исторического, национального, лингвистического развития страны.
Конституция закрепила парламентскую форму правления с соответствующими отношениями центральных органов государственной власти и федеративную, весьма отличающуюся от форм в других странах форму территориального устройства.
Несколько особняком находится раздел об основных направлениях государственной политики. Эти направления - перечень целей, которых желает достичь индийское государство.
В Конституции Индии 1950 г. есть и преамбула, но она коротка и носит обобщающий характер. Больше того, в этой части акта закреплены положения, трудно обнаруживаемые в каком-либо другом зарубежном акте подобного уровня.
Среди них и желание учредить Индию как суверенную социалистическую светскую демократическую республику и обеспечить всем ее гражданам социальную, экономическую и политическую справедливость.
Основные направления государственной политики развивают преамбулу, хотя в ней находятся и статьи, которым скорее место в разделе о правах и свободах. Все основные направления могут быть разделены на четыре: 1) ведущие к благосостоянию (ст. 38, 42, 45, 47), 2) социальной справедливости (ст. 39, 41, 43, 46), 3) способствующие развитию демократии (ст. 40, 44, 50), и 4) направления иного характера (ст. 48, 49, 51). Само появление таких руководящих принципов, несомненно, является свидетельством демократического характера Конституции; эти руководящие направления выгодно отличаются от французской Декларации прав человека и гражданина 1789г., ирландских руководящих принципов социальной политики (Конституция 1937г.), от американской Декларации независимости 1776г. большим охватом рассматриваемых вопросов, более четкой проработкой. С другой стороны, нельзя не заметить, что предшествующие названные акты отражали реалии и желания другого времени, в иных исторических, национальных условиях и принадлежали иным народам4.
2.2. Права и свободы
Конституция 1950 г. содержит все составные элементы акта подобного рода. В частности, она содержит вполне достаточный объем материала о правовом положении лиц, находящихся на территории Индии. Права и свободы весьма многочисленны, но в то же время неоднозначны по своей юридической силе и значению; они расположены в разных местах Основного закона.
Так, содержащиеся
в руководящих принципах
Важнейшее значение имеет Часть III Конституции, озаглавленная «Основные права». В других частях Конституции также содержатся права и свободы, не относящиеся к основным; последние обладают более высоким уровнем защиты. Помимо основных закреплены и другие права, например право на производство коммерческих операций осуществляется свободно с соблюдением иных положений Конституции (ст. 301).
Хотя все
провозглашаемые права и
Кроме того, государство не должно издавать законов, которые отменяют или ограничивают права, предоставленные этой Частью, и любой закон, принятый в нарушение этого положения, недействителен в той части, в которой он нарушает его (ст. 13 Конституции).
Среди основных первым стоит право на равенство, имеющее важнейшее значение для населения Индии, отличающегося чрезвычайным национальным, религиозным, кастовым разнообразием. Государство не может проводить дискриминации в отношении граждан только по мотивам религиозной, расовой, кастовой принадлежности, пола, места рождения или по любому из этих мотивов.
В связи с
этим ни один гражданин не может
быть подвергнут ограничениям или поставлен
в особые условия в отношении
доступа в магазины, рестораны, гостиницы
и места общественного
Равенство включает и равные возможности при найме на работу или назначении на любую должность в государственном учреждении или предприятии (ст. 16).
Статья 17 содержит чрезвычайно важную норму об отмене неприкасаемости: «Неприкасаемость» упраздняется, и практика ее в любой форме запрещается. Применение каких-либо правоограничений по мотивам «неприкасаемости» является преступлением, наказуемым по закону».
Политические
и отчасти социально-
Так называемые судебные права также отнесены к числу основных. Они включают запрет обратной силы закона, запрет неоднократного привлечения к ответственности за одно и то же преступление; ни одно лицо, обвиненное в преступлении, не может быть принуждаемо быть свидетелем против самого себя. Лишение свободы или жизни может быть осуществлено только в порядке, установленном законом. В частности, лишение свободы или жизни может быть осуществлено только в порядке, установленном законом, и согласно ст. 22 Конституции ни одно лицо, подвергшееся аресту, не может содержаться в заключении, если ему не будут сообщены в возможно короткий срок основания такого ареста, и ему не может быть отказано в праве пользоваться консультацией и защитой адвоката по своему выбору.
К числу основных
отнесены также права под обобщающим
названием «Право
на защиту от эксплуатации«, включающим запрещение
торговли людьми и принудительного труда
и запрещение детского труда на фабриках
и шахтах, а также запрет принятия ребенка
на любую другую опасную работу.
Некоторой особенностью основных прав
и свобод является то обстоятельство,
что важнейшее право - право собственности
было исключено из их состава 44-й поправкой,
принятой в 1978г., и закреплено в статье
300А. Это право закреплено
в отрицательной форме: «Ни одно лицо не
может быть лишено своей собственности
иначе, как по уполномочию закона». Норма
о переносе действует с 20 июня 1979г. Право
собственности перестало оставаться «основным
правом», но не перестало быть конституционным5.
Особенностью правового положения личности
в Индии является четкое установление
ее обязанностей. Специальная статья
51А, введенная 42-й
поправкой в 1976г., назвала 10 обязанностей,
но только для собственных граждан.
В целом же права и свободы, закрепленные
в Конституции 1950г., представляются
как весьма важное завоевание индийского
народа сразу же после освобождения от
колониальной зависимости. В то же время
в течение полувека они не были существенно
дополнены некоторыми конкретными социально-экономическими
и личными правами. Например, в ней отсутствует
право на жизнь, право на отдых, право на
социальное обеспечение и некоторые другие.
2.3. Структура органов
Структура центральных органов Индии строится в соответствии с английской моделью.
Парламент состоит из двух палат – верхней Раджья Сабха, или Совета штатов, и нижней Лок Сабха, или Народной палаты.
Исполнительную власть осуществляют президент, вице-президент и правительство во главе с премьер-министром. Президент Индии включен в состав Парламента. Основание для этого - непременное участие этого должностного лица в законодательной деятельности. Президент избирается на пятилетний срок коллегией выборщиков, состоящей из членов обеих палат парламента и членов законодательных собраний штатов. Президент может быть переизбран на второй срок. Вице-президент выбирается коллегией выборщиков на пятилетний период членами обеих палат парламента. Вице-президент является также председателем Совета штатов (верхней палаты парламента). Премьер-министр назначается президентом, однако на этот пост выдвигается лидер партии или коалиции, располагающей большинством мандатов в нижней палате, которой и подотчетно правительство. Кандидатуры министров, которые также официально утверждаются президентом, предлагает премьер. Правительство образует Совет министров, на котором лежит ответственность за работу административной машины и определение государственной политики.
Судебную систему Индии возглавляет ее Верховный суд. Наиболее важными с точки зрения конституционного права являются полномочия этого суда как органа конституционного контроля. В этой области он является органом последней инстанции.
Верховный суд Индии как орган конституционного контроля совсем не похож на аналогичный орган в США.
Учредительное собрание создало Суд с ограниченными полномочиями в области конституционного контроля, не затрагивающими прав центрального представительного учреждения. Впрочем, известны неоднократные попытки Верховного суда поставить себя выше учредителей Конституции.
2.4. Государственное устройство
Конституция 1950 г. закрепила в Индии федеративную форму территориального устройства и соответствующую систему национальных и штатных органов государственной власти. В самой Конституции прямо не говорится, что Индия является федерацией. Она употребляет другое выражение - «Союз Штатов». В тексте также встречается термин «Федеральный суд».
Индийская федерация образовалась не вследствие объединения независимых государств в одно, а в результате преобразования провинций унитарного государства в субъекты федерации на основе того деления, которое было введено законом 1935г.
Индия состоит из 25 Штатов, шести Союзных территорий и одной национальной столичной территории (она также входит в перечень территорий, содержащийся в Первом приложении). Численность населения Штатов сильно варьируется от Штата к Штату: от чуть больше 406 тыс. в Штате Сикким до почти 140 миллионов в Штате Уттар-Прадеш. В десяти Штатах живет более чем по 40 млн. человек в каждом.
В Восьмом приложении специально перечисляются языки, признаваемых Правительством Индии для употребления в законодательстве Штатов, что говорит о языковом, национальном и культурном многообразии страны.
Индийская федерация имеет как традиционные признаки для зарубежных государств подобного рода, так и некоторые особенности, указывающие на ее значительную централизацию. Прежде всего, ни одна из статей Конституции 1950 г. не указывает на какую-либо возможность выхода Штатов или союзных территорий из состава федерации. Штаты не обладают суверенитетом, но пользуются значительной автономией. Конституция распределяет компетенцию между Союзом и Штатами.
В перечне I к компетенции Союза отнесено 97 пунктов, включая вопросы национального значения: оборона, военно-морские, сухопутные и военно-воздушные силы и др. Перечень II из 47 пунктов называет сферу компетенции Штатов; в ней содержатся разноплановые области, начиная с уголовного права и процесса, брака, воспитания детей, банкротства и несостоятельности, гражданского процесса и кончая регулированием бродяжничества, фауны и диких птиц. Перечень III из 66 пунктов содержит вопросы, отнесенные к конкурирующей компетенции Союза и Штатов, т.е. Конституцией были восприняты идеи вертикального кооперативного федерализма.
Целый ряд признаков указывает на централизованный характер индийской федерации. Прежде всего, изменение границ Штатов Парламентом Союза не требует согласия этих Штатов; последние, как уже говорилось, должны давать лишь свои заключения на этот счет. Штаты не имеют равного представительства в верхней Палате Парламента; представительство Штатов и союзных территорий варьируется от 1 до 34. К 233 членам Совета Штатов добавляется еще 12 назначаемых Президентом Республики членов.
О централизации говорит и то, что административные отношения между Центром и Штатами также строятся на превосходстве федеральной власти. Согласно ст. 256 Основного закона исполнительная власть в каждом Штате должна осуществляться таким образом, чтобы обеспечить соблюдение законов, изданных Парламентом, и любых существующих законов, которые применяются в этом Штате, а исполнительная власть Союза обладает также правом давать такие распоряжения Штатам, которые Правительство Индии может найти необходимыми в этих целях. В принципе Индия является федерацией, поскольку это можно вывести из норм ее Конституции6.
Конституция Индии закрепляет комбинированную систему принятия поправок, позволяющих довольно оперативно изменять положения основного закона страны.
По способу
изменения Конституция Индии 1950г. является
«смешанной». Процедуре изменения посвящена Часть
ХХ Конституции, включающая
только одну ст. 368. Причем в п. 5 этой статьи подчеркивается,
что «для устранения сомнений настоящим
объявляется, что не будет каких-либо ограничений
для учредительной власти Парламента
вносить поправки путем добавления, изменения
или отмены положений настоящей Конституции на основании настоящей статьи. Инициатива пересмотра Конституции может исходить
от одной из Палат Парламента, и законопроект
должен быть одобрен большинством голосов
общего числа членов каждой Палаты и большинством
не менее чем в две трети голосов присутствующих
и участвующих в голосовании ее членов.
После этого поправка представляется
Президенту Республики, который дает свою
санкцию. Президент не может отказать
в такой санкции. После этой процедуры Конституция считается измененной7.
Для изменения некоторых точно указанных
в Конституции статей требуется
соблюдение дополнительной, более сложной
процедуры. Речь идет об изменении наиболее
важных норм Основного
закона. К ним относятся ст. 54 - выборы Президента, ст. 55 - способ его избрания, ст. 73 - исполнительная
власть Союза, ст. 162 - исполнительная
власть Штатов, ст. 241 - высший суд в союзных
территориях, Глава
IV Части V - судебная власть
Союза, Глава
V Части VI - высшие суды в
Штатах, Глава
I Части XI - отношения в сфере
законодательства между Союзом и Штатами, Приложение
седьмое - компетенция
Союза, Штатов и конкурирующая компетенция,
нормы о представительстве Штатов в Парламенте
и положения самой ст. 368 о порядке изменения Конституции. Законопроект,
помимо уже рассмотренной процедуры, должен
быть представлен на одобрение Штатов,
прежде чем быть отосланным Президенту
Республики. Требуется одобрение Легислатур
более половины Штатов.