Конституция Индии

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 19:26, курсовая работа

Краткое описание

Примечательно следующее высказывание американских профессоров Д. Корри и Г. Эбрегэма: «Конституция — это рама или шасси, на котором установлен работающий двигатель правительства. В границах определенной терпимости тип и система двигателя могут быть модифицированы без изменения самой рамы. Конституция вообще должна приспосабливаться к известным изменениям работающих механизмов правительства»1.
Цель работы – дать характеристику Конституции Индии.

Оглавление

Введение 3
1. Предыстория создания конституции Индии 5
2. Основные черты Конституции Индии 10
2.1. Структура Конституции
2.2. Права и свободы
2.3. Структура органов государственной власти
2.4. Государственное устройство
Заключение 19
Список использованной литературы 22

Файлы: 1 файл

1821 Конституция Индии Машутинский СИП 2010.doc

— 144.00 Кб (Скачать)

Содержание

 

 

 

 

Введение

Термин «конституция» был известен еще в Древнем Риме: так называли акты императора, имевшие высшую юридическую силу; использовался он и в период феодализма в Европе, но уже для названия различных актов. Современное значение термин «конституция» приобрел в ходе буржуазных революций.

Нередко наука конституционного права и другие социальные науки  ограничиваются чисто формальным определением конституции. Они уходят от главного, коренного вопроса — вопроса о сущности конституции. В трудах многих ученых прошлого и нашего времени на разные лады истолковываются две основные идеи.

От обычных правовых норм конституционные нормы отличаются тем, что они закрепляют в широком  смысле слова методы и формы осуществления государственной власти. Предмет правового регулирования конституционных норм качественно отличается от предмета правового регулирования обычных законов своей высшей политической важностью и фундаментальностью, поскольку они касаются самых основных условий политического бытия всего общества.

Дата принятия конституции  в истории любого государства  представляет собой важнейшую веху, отмечающую переломный момент его развития. Обычно конституция не является актом  законодательного произвола, ее принятие, как правило, исторически обусловлено.

Анализ истории показывает, что конституции принимаются  в те моменты, когда устанавливается  принципиально новое соотношение  классовых или политических сил. Обратимся к историческим примерам...

Французская Конституция 1946 г. была принята в условиях подъема революционного движения. Демократические силы вынудили правящую элиту пойти на определенные уступки, хотя и не смогли добиться последовательной реализации своих программных требований. Конституция 1946 г. явилась, таким образом, выражением выгодного для демократических сил Франции соотношения политических сил.

В совершенно иных условиях была принята конституция 1958 года. Политическая неустойчивость IV Республики, правительственная чехарда, поражение в Индокитае, алжирский мятеж, шантаж угрозой гражданской войны - все это привело к резкому спаду демократического движения. В ходе конституционного референдума 28 сентября 1958 г. более 80% избирателей проголосовали за проект конституции, который заменил парламентаризм режимом личной власти. «Массовый антипарламентаризм, — пишет проф. Н.Н. Молчанов, — страх перед гражданской войной и вера в де Голля захватили даже тех избирателей, которые обычно поддерживали компартию. Около полутора миллионов среди них также проголосовали за конституцию».

Возможна общая демократизация политической жизни вследствие прихода  к власти демократических сил, вследствие чего происходит демократизация политической жизни и наполнение фиктивных  демократических положений конституции реальным содержанием.

Примечательно следующее  высказывание американских профессоров  Д. Корри и Г. Эбрегэма: «Конституция — это рама или шасси, на котором  установлен работающий двигатель правительства. В границах определенной терпимости тип и система двигателя могут быть модифицированы без изменения самой рамы. Конституция вообще должна приспосабливаться к известным изменениям работающих механизмов правительства»1.

Цель работы – дать характеристику Конституции Индии.

1. Предыстория создания конституции  Индии

Индия - одна из наиболее населенных и многонациональных  стран земного шара - колыбель древней  цивилизации, обогатившая человечество во многих областях культуры. Развитие страны было существенно задержано  английским колониальным господством, сохранявшимся на протяжении двух веков. Конституционное развитие Индии - яркий пример неустанной борьбы за национальную независимость.

Конституционная история  Индии насчитывает многие десятилетия  до даты провозглашения государственного суверенитета Индии в 1947 году. С середины XIX в. британское имперское правительство проводит в Индии политику формирования европейски образованной прослойки из индийцев для участия в управлении древней страной. Здесь была создана модель англизированного среднего образования. Были открыты несколько университетов и колледжей. Представители высших индусских каст включились в этот процесс. В 1885 году при поддержке колониальных властей группой англизированных адвокатов была создана светская партия Всеиндийский национальный конгресс. С этого момента в Британской Индии начинается эра буржуазного национально-освободительного движения.

Лидером и духовным вождем выступает Махатма Ганди, который  основой борьбы за независимость  ставит массовое ненасильственное сопротивление (сатьяграха) и бойкот английских товаров. При поддержке крупной индийской национальной буржуазии Ганди возглавил массовую общеиндийскую сатьяграху под лозунгом достижения «свараджа» (самоуправление). События 1919 -1922 гг. сделали Ганди признанным духовном вождем индийского народа.

После вынужденного отступления  сатьяграхи усилилась парламентско-конституционная  фракция свараджистов, которая в  дальнейшем приобрела права партии внутри Конгресса. Руководителями и  идеологами СП выступили М.Неру (отец будущего первого премьер-министра свободной Индии) и бенгальский адвокат Ч.Р. Дас. В ноябре 1923 г. прошли выборы в законосовещательные органы Британской Индии. Свараджисты получили 45 мест из 145 в Центральной законодательной палате и большинство мандатов в советах провинций.

С января 1924 г. начинается парламентская история Индии. Оппозицию в Центральной законодательной ассамблее возглавил М.Неру.

В это время в самой  Индии поднималась волна стихийного антиколониального движения. Все  это заставляло британские правительственные  круги реагировать на требования индийской оппозиции.

В конце 1927 г. был сделан широкий жест. Британская палата общин  назначила парламентскую комиссию во главе с видным английским юристом  Дж.Саймоном для изучения ситуации в Индии и подготовки проекта  нового Закона об управлении Индией. Однако ни одному индийцу, представителю легальной оппозиции не нашлось места в составе Королевской комиссии.

Все это вызвало законное возмущение индийских политических партий. По инициативе ИНК был объявлен бойкот Комиссии. С момента прибытия в Индию в феврале 1928 г. Комиссии Саймона ни одна из индийских политических партий не сотрудничала с британской парламентской миссией. По всей стране развернулось организованное движение протеста. Индийские конституционно-парламентские круги ответили разработкой проекта альтернативной конституции Индии. Во главе с видным адвокатом и правоведом М.Неру был сформирован Всепартийный комитет для решения этого вопроса. В Комитет вошли представители 20 легальных оппозиционных партий в том числе Мусульманская лига (МЛ), Всеиндийская либеральная федерация (ЛФ), Движение неприкасаемых и др. (10) На протяжении 1927 - 1928 гг. Комитет выполнил возложенные на него задачи. В конце августа 1928г. прошла пленарная сессия Комитета в форме открытой Конференции в г. Лакнау. Центральным пунктом обсуждения была схема альтернативной конституции, подготовленная М. Неру. Предполагался следующий статус для Индии: «Индия приобретет тот же самый конституционный статус в сообществе наций известном как Британская империя, как Канадский доминион, Австралийский Союз, Доминион Новая Зеландия, Южно-Африканский Союз, Ирландское свободное государство, с Парламентом, имеющим власть принимать законы для установления мира, порядка, ответственности исполнительной власти перед Парламентом и называться это государство будет «Индийский Союз».

Однако британская сторона  категорически отказывалась изменить международный статус Индии. За основу индийской политики признавались выводы Комиссии Саймона.

Британское правительство  торопилось предложить свое политическое решение индийской политической оппозиции. В августе 1935г. был обнародован и утвержден новый Закон об управлении Индией, который многие историки и правоведы называют «конституцией.

С 1 апреля 1937 г. Конституция 1935г. вступила в действие. 
Конституция Индии определялась и контролировалась британским парламентом и правительством и сохранила положение в качестве колонии Британской империи.

Однако нельзя отрицать и того, что индийское общество вступило в период реальной конституционно-парламентской демократии. Право голоса получило от 30 - до 35 млн. индийцев, или 12% взрослого населения. Этим событием был определен конституционно-парламентский путь легальной борьбы за государственный суверенитет древней страны при поддержке массового движения индийского народа.

Предоставлению независимости  предшествовало объявление весной 1946г. Индии доминионом в условиях послевоенного  демократического подъема и обострения отношений с метрополией. Индия  была разделена на два государства - на собственно Индию и Пакистан. На основе Акта о независимости Индии от 18 июля 1947 г. были образованы два доминиона и предоставлены возможности формирования в них учредительных собраний с правом выработки собственных конституций.

По времени Учредительное  собрание было образовано еще до провозглашения независимости. Оно было избрано косвенными выборами, а именно законодательными собраниями провинций (всего 292 члена), которые, в свою очередь, формировались ограниченными выборами и представляли всего от 20 до 24 процентов взрослого населения. Еще 93 места было выделено княжествам, и эти места были заполнены путем назначения соответствующими князьями. После того как в Пакистане было сформировано свое Учредительное собрание и ряд провинций и округов отошли ко вновь образованному государству, их члены выбыли из Собрания и окончательное число его членов стало 299; большинство последних принадлежало к Индийскому национальному конгрессу - движению, возглавлявшему борьбу за независимость страны.

Учредительное собрание сразу же конституировалось как суверенное и демократическое представительство, которое в резолюции, предложенной Дж.Неру (1889-1964), определило основные принципы будущей Конституции:

1) Индия должна быть независимой, суверенной республикой;

2) она должна быть  демократическим союзом с равным  уровнем самоуправления во всех  составляющих союз частях;

3) вся власть и органы  власти Союза и управление  составляющих его частей должны  иметь в качестве источника власти народ;

4) Конституция должна содержать положения для получения и гарантирования народу справедливости, основанной на социальном, экономическом и политическом равенстве, равенстве возможностей и равенстве перед законом;

5) провозглашение свободы  мысли, выражения, вероисповедания,  слова, культа, объединений и других  прав и свобод;

6) Конституция должна предусматривать равенство для национальных меньшинств, отсталых народов и племен с тем, чтобы они обладали равными возможностями для участия в социальной, экономической и политической жизни;

7) Конституция должна предоставить Индии достойное место в международном сообществе наций.

Эти идеалы нашли свое отражение в преамбуле Конституции 1950г. Основные положения последней были сформулированы различными комиссиями, сформированными Учредительным собранием. После пленарных обсуждений проект Основного закона был опубликован в феврале 1948г. В ноябре того же года Собрание начало постатейное обсуждение, и после двух чтений Конституция была принята.

О тщательности ее разработки, а также о том, что этот процесс был совсем не гладким, говорит следующее: во втором чтении было внесено 7635 поправок, из которых были обсуждены 2473. Многие разделы вступили в силу немедленно (о выборах, о гражданстве и др.), а остальные положения стали действовать с 26 января 1950г. Акт поэтому признано датировать 1950 г2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Основные черты Конституции  Индии

2.1. Структура Конституции

По объему Конституция 1950 г. одна из самых объемных и детализированных из действующих в современном мире. Общее число статей в Конституции Индии достигает почти четырехсот. Размер акта объясняется не только подробным характером изложения, но также и тем, что субъекты федерации Индии (Штаты, за исключением Штата Джамму и Кашмир) не имеют своих конституций и государственное устройство этих единиц отнесено к ведению федеральной Конституции.

Конституция 1950 г. содержит значительное число приложений; из числа десяти таких приложений можно отметить первое, содержащее перечень Штатов с указанием их территориальных границ и перечень союзных территорий; четвертое - о распределении мест в Совете Штатов среди Штатов; пятое (весьма объемное) - об управлении и контроле над территориями, включенными в списки, и племенами, включенными в списки; очень важное по существу седьмое приложение с тремя перечнями вопросов, отнесенных к компетенции Союза, к компетенции Штатов и к конкурирующей компетенции Союза и Штатов; восьмое - с перечнем языков, признанных для употребления в законодательстве Штатов Индии.

Конституция была выработана в соответствии с западными демократическими традициями, и особенно заметно влияние конституционного опыта Великобритании; это влияние чувствуется как в содержании, так и в форме подачи материала. Скрупулезность описания норм, их систематичность и соподчиненность, всегда присутствующие в законодательных актах британского парламента, характерны и для Конституции Индии. Кроме того, этот акт вобрал конституционный опыт не только Великобритании, но и других стран3.

Индийская Конституция не может рассматриваться как совершенно оригинальный акт. На него оказали влияние предшествующие юридические акты (например, из Акта 1935 г. текстуально заимствовано довольно значительное число положений, как и из ряда иностранных конституционных актов). Например, руководящие принципы государственной политики навеяны соответствующими положениями о руководящих принципах социальной политики Конституции Ирландии 1937 г. (ст. 45); некоторые принципы федеративной формы территориального устройства перекликаются с аналогичными положениями Конституций США, Австралии и Канады.

Информация о работе Конституция Индии