Конституционный Суд РФ: конституционно-правовой статус

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 17:28, курсовая работа

Краткое описание

Создание в 1991 году Конституционного Суда России - специального института судебного конституционного контроля - явилось одним из конкретных подтверждений приверженности новой России европейским правовым ценностям. При этом данный институт рождался непросто. В ожесточенных парламентских, научных и общественных дискуссиях о статусе органа конституционного контроля, его законодательном оформлении диапазон взглядов распространялся от придания этому институту статуса вспомогательного консультативного органа при парламенте до возложения конституционно-контрольной функции на суды общей юрисдикции, внедрения американской модели судебного конституционного контроля. В итоге, учитывая близость развивающейся правовой системы России к континентальной (романо-германской) правовой семье, была избрана европейская модель конституционной юрисдикции, конституционного судопроизводства.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Конституционный Суд РФ как институт судебного
конституционного контроля 4
1.1. Состав и порядок образования 4
1.2. Полномочия Конституционного Суда РФ 7
Глава 2. Организация процесса конституционного судопроизводства 15
2.1. Виды и порядок заседаний 15
2.2. Аппарат Конституционного Суда РФ 20
2.3. Виды, содержание, форма и юридическое значение решений 23
Заключение 28
Список использованных источников и литературы 30

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 154.50 Кб (Скачать)

              Иные решения, выносятся в большинстве случаев по вопросам, связанным с организацией работы в Конституционном Суде РФ или обеспечением успешного проведения его заседаний (пленарных или в составе палат). К числу таких вопросов можно отнести, например, вопросы об избрании Председателя Суда, его заместителя и судьи-секретаря, об утверждении в должности руководителей подразделений Секретариата Суда, об одобрении Регламента, о формировании палат Суда, о принятии к своему производству конкретных дел, о назначении судей-докладчиков, о приостановлении или прекращении полномочий судьи, о наложении штрафа на лиц, нарушающих установленный порядок.

              Решения по этим вопросам называются определениями Конституционного Суда РФ. Они, как правило, не оформляются в виде отдельных документов. Их излагают в протоколах пленарных заседаний или заседаний палат. Лишь по некоторым вопросам, разрешаемым определениями, требуется, чтобы такое определение было оформлено в виде отдельного письменного документа. Это требуется, к примеру, когда Суд дает толкование  своего ранее постановленного решения.[31]

              Важнейшее значение для результативной деятельности Конституционного Суда имеют последствия, которые наступают в случае невыполнения его решений. Закон 1994 г. закрепил ряд гарантий в данной стадии процесса в Конституционном Суде, в соответствии с его ст.81 "неисполнение, ненадлежащее исполнение, либо воспрепятствование исполнению решения Конституционного Суда РФ влечет ответственность установленную федеральным законом". Однако эти гарантии закреплены в достаточно общей форме. Необходима разработка правового акта в этой важной области Конституционного судопроизводства.[32]

Наибольший удельный вес в решениях Конституционного Суда занимают постановления и определения, касающиеся прав и свобод человека. Суд признал не соответствующим Конституции РФ целый ряд положений УПК и других законов Российской Федерации, сориентировав тем самым и законодательную власть, и судебные органы на более последовательную реализацию принципов и норм Конституции, направленных на защиту прав и свобод человека и гражданина.

Очень важно подчеркнуть также, что Конституционный Суд большинством своих решений не только обеспечивает соблюдение конституционной законности, но и содействует развитию и совершенствованию права, основных его отраслей на базе последовательной реализации основополагающих принципов и норм Конституции РФ. Тем самым он участвует в создании и укреплении юридического фундамента правового государства. [33]

 

 

 

 

Заключение

 

 

 

              Выступать хранителем Конституции государства, обеспечивать соответствие законов и иных нормативных актов Основному закону - основная задача Конституционного Суда.

Конституционный Суд - важный элемент политической системы. Он служит обеспечению политической стабильности, развитию политических процессов в установленных Конституцией рамках. При этом, однако, политическая функция Суда может и должна осуществляться только в форме судебного разбирательства. Именно в этом случае позиция Суда в качестве арбитра, посредника или миротворца имеет правовое значение и влечет юридические последствия, обязательные для сторон конституционного спора.

Главная особенность и важное отличие Конституционного Суда РФ от судов общей юрисдикции и арбитражных судов в том, что Конституционный Суд РФ - это не только судебный орган, но и такой конституционный орган, которому предоставлено право в установленных Конституцией и законом форме и пределах осуществлять контроль над органами законодательной и исполнительной власти, а в опосредованном виде - и над иными судебными органами, и в данном смысле он сам представляет высшую государственную власть. Этим качеством обусловлена интегрирующая роль Конституционного Суда как гаранта политического мира в обществе и государстве и хранителя долгосрочных конституционных ценностей.

Закончить исследование по данной теме хотелось бы мнением одного американского юриста: «В России пока нет многих других элементов демократической системы, которые имеют важное значение. Тем не менее среди непременных условий функционирования демократической системы впервые появился механизм, обеспечивающий эффективную защиту конституционных прав и свобод, в то время как замороженная в течение 70 лет авторитарность Советской власти препятствовала развитию институтов, способных выполнять подобную задачу. Российский Конституционный суд является истинно юрисдикционным органом, способным выносить окончательные и не подлежащие оспариванию решения. Если в первые годы деятельность суда была чересчур осторожной, то сейчас налицо ряд положительных итогов. Суд показал, что он в состоянии и защищать индивидуальные права, и ограничивать превышение власти на государственном уровне, что уже само по себе является существенным достижением». [34]

Можно определенно сказать, что созданием в России Конституционного Суда было положено начало эффективному конституционному контролю, призванному обеспечить действие Конституции РФ на всей территории государства, защиту конституционного строя, прав и свобод граждан.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников и литературы

 

 

1. Нормативно-правовые акты

 

 

1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. М.: Проспект, 1997. 48 с.

2. О Конституционном Суде Российской Федерации: Федеральный конституционный закон № 1-ФКЗ от 21 июля 1994 года (в ред. федерального конституционного закона от 05.02.2007 №2-ФКЗ)  // Собрание законодательства РФ. 2007. № 7. Ст. 829.

3. О Референдуме РФ: Федеральный конституционный закон № 5-ФКЗ от 28 июня 2004 года (в редакции федерального конституционного закона от 30.12.2006 № 7-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2007. № 1. Ст. 2.

4. О Прокуратуре РФ: Федеральный закон № 2202-1 от 17.01.1992 года (в редакции федерального закона от 24.07.2007 № 214-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 2007. № 24. Ст. 2830.

 

 

2. Литература

 

 

5. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов. – 5-е изд., изм. и доп. М.: Норма, 2005. 784 с.

6. Барри Д. Конституционный Суд глазами американского юриста// Государство и право. 1993. N 10. С.76.

7. Быков А.А. Основы государственно-правового статуса Конституционного Суда РФ // Закон и армия. 2005. № 1. С. 4.

8. Габричидзе Б.Н., Елисеев Б.П., Чернявский А.Г. Конституционное право современной России: Учебник для вузов. М.: Дело и Сервис, 2001. 416 с.

9. Гуценко К.Ф. Ковалев М.А. Правоохранительные органы: Учебник для юридических вузов и факультетов. М.: Зерцало-М, 2006. 440 с.

10. Зорькин В.Д. Конституционный Суд России в Европейском правовом поле// Журнал Российского права. 2005. № 3. С. 3.

11. Зыкова Н. Структура Конституционного Суда РФ: актуальные проблемы // Конституционное и муниципальное право. 2006. № 4. С.40-44.

12. Интервью Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, доктора юридических наук В.А.Туманова журналу "Государство и право"// Государство и право. 1995 N 10. С.3-7.

13. Козлова Е.И. Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. 2-е изд. пререраб. и доп. М.: Юристъ, 2004. 346 с.

14. Конституционное право России: Учебник/ Отв. ред. А.Н. Кокотов и М.И. Кукушкин. 2-е изд. перераб. и доп. М.: Норма, 2007. 544 с.

15. Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под общ. ред. В.Д. Карповича. 2-е изд. доп. и перераб. М.: Юрайт-М : Новая правовая культура, 2002. 959 с.

16. Кряжков В.А. Шульженко Ю.А. Конституционный контроль в России// Государство и право. 1995. № 10. С.157-158.

17. Курбатов А.Я. Компетенция Конституционного Суда Российской Федерации// Закон. 2004. № 6. С. 75.

18. Митюков М.А. Конституция РФ 1993 года и развитие полномочий Конституционного суда России // Государственная власть и местное самоуправление. 2004. № 6. С. 36-41.

19. Шульженко Ю.А. Закон о Конституционном Суде Российской Федерации 1994г.// Государство и право. 1995. N 7. С.5-10.

 



[1] Зорькин В.Д. Конституционный Суд России в Европейском правовом поле// Журнал Российского права. 2005. № 3. С. 3.

[2] Кряжков В.А. Шульженко Ю.Л. Конституционный контроль в России// Государство и право. 1995. № 10. С.157.

 

[3] О Конституционном Суде Российской Федерации: Федеральный конституционный закон № 1-ФКЗ от 21 июля 1994 года (в ред. федерального конституционного закона от 05.02.2007 №2-ФКЗ)  // Собрание законодательства РФ. 2007. № 7.  Ст. 4.

 

[4]  О Конституционном Суде Российской Федерации: Федеральный конституционный закон № 1-ФКЗ от 21 июля 1994 года (в ред. федерального конституционного закона от 05.02.2007 №2-ФКЗ)  // Собрание законодательства РФ. 2007. № 7.  Ст. 9.

[5]  Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под общ. Редакцией В.Д.Карповича. М., 2002. С. 869.

[6] Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов. – 5-е изд., изм. и доп. М., 2005. С. 663.

[7]  О Конституционном Суде Российской Федерации: Федеральный конституционный закон № 1-ФКЗ от 21 июля 1994 года ( в ред. федерального конституционного закона от 05.02.2007  №2-ФКЗ)  // Собрание законодательства РФ. 2007. № 7. Ст. 19.

[8]  Зыкова Н. Структура Конституционного Суда РФ: актуальные проблемы // Конституционное и муниципальное право. 2006. № 4. С.40-41.

[9]  Зорькин В.Д. Конституционный Суд России в Европейском правовом поле// Журнал Российского права. 2005. № 3. С. 3.

[10]  Конституционное право России: Учебник/ Отв. ред. А.Н. Кокотов и М.И. Кукушкин. 2-е изд. перераб. и доп. М., 2007. С. 432.

 

[11]  Габричидзе Б.Н., Елисеев Б.П., Чернявский А.Г. Конституционное право современной России: Учебник для вузов. М., 2001. С. 343.

[12]  О Конституционном Суде Российской Федерации: Федеральный конституционный закон № 1-ФКЗ от 21 июля 1994 года (в ред. федерального конституционного закона от 05.02.2007  №2-ФКЗ)  // Собрание законодательства РФ. 2007. № 7. Ст. 3,4.

[13]  Курбатов А.Я. Компетенция Конституционного Суда Российской Федерации// Закон. 2004. № 6. С. 75.

[14]  О Референдуме РФ: Федеральный конституционный закон № 5-ФКЗ от 28 июня 2004 года (в редакции федерального конституционного закона от 30.12.2006  № 7-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2007. № 1. Ст. 12.

[15]  Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. М., 1997. С. 38.

[16]  О Прокуратуре РФ: Федеральный закон № 2202-1 от 17.01.1992 года (в редакции федерального закона от 24.07.2007  № 214-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 2007. № 24.  Ст. 35.

[17] Митюков М.А. Конституция РФ 1993 года и развитие полномочий Конституционного суда России // Государственная власть и местное самоуправление. 2004. № 6. С. 36-41.

 

[18]  О Конституционном Суде Российской Федерации: Федеральный конституционный закон № 1-ФКЗ от 21 июля 1994 года ( в ред. федерального конституционного закона от 05.02.2007  №2-ФКЗ)  // Собрание законодательства РФ. 2007. № 7. Ст. 20.

 

[19] Козлова Е.И. Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. М., 2004. С.320-321.

 

[20] Гуценко К.Ф. Ковалев М.А. Правоохранительные органы. М., 2006. С. 212-214.

[21]  О Конституционном Суде Российской Федерации: Федеральный конституционный закон № 1-ФКЗ от 21 июля 1994 года ( в ред. федерального конституционного закона от 05.02.2007  №2-ФКЗ)  // Собрание законодательства РФ. 2007. № 7. Ст. 24.

[22]  Там же. Ст. 25.

[23]  О Конституционном Суде Российской Федерации: Федеральный конституционный закон № 1-ФКЗ от 21 июля 1994 года ( в ред. федерального конституционного закона от 05.02.2007  №2-ФКЗ)  // Собрание законодательства РФ. 2007. № 7. Ст. 27.

[24] Гуценко К.Ф. Ковалев М.А. Правоохранительные органы. М., 2006. С. 216.

[25] Интервью Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, доктора юридических наук В.А.Туманова журналу "Государство и право"// Государство и право. 1995. N 10. С. 5.

 

[26]  Гуценко К.Ф. Ковалев М.А. Правоохранительные органы. М., 2006. С. 217 -218.

[27]  Быков А.А. Основы государственно-правового статуса Конституционного Суда РФ // Закон и армия. 2005. № 1. С. 4.

[28]  О Конституционном Суде Российской Федерации: Федеральный конституционный закон № 1-ФКЗ от 21 июля 1994 года ( в ред. федерального конституционного закона от 05.02.2007  №2-ФКЗ)  // Собрание законодательства РФ. 2007. № 7.Ст. 71.

 

[29] Гуценко К.Ф. Ковалев М.А. Правоохранительные органы. М., 2006. С. 219 -220.

[30]  О Конституционном Суде Российской Федерации: Федеральный конституционный закон № 1-ФКЗ от 21 июля 1994 года (в ред. федерального конституционного закона от 05.02.2007  №2-ФКЗ)  // Собрание законодательства РФ. 2007. № 7. Ст. 79.

 

[31] Гуценко К.Ф. Ковалев М.А. Правоохранительные органы. М., 2006. С. 221-222.

[32] Шульженко Ю.А. Закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» 1994 г. // Государство и право. 1995. N 7. С. 10.

[33] Баглай М.В. Конституционное правосудие в России состоялось// Российская юстиция. 2001. №10. С.2-4.

 

[34] Барри Д. Конституционный Суд России глазами американского юриста// Государство и право. 1993. N 10. С.85-86


Информация о работе Конституционный Суд РФ: конституционно-правовой статус