Конституционный контроль

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 22:45, реферат

Краткое описание

Что представляют собой акты, принимаемые Конституционным Судом РФ? Все акты Конституционного Суда РФ именуются решениями. По всем процессуальным вопросам и действиям Конституционного Суда РФ также принимаются акты в форме решений. Статья 71 Федерального Конституционного закона «О Конституционном Суде РФ» установила виды решений, которые принимает Конституционный Суд РФ. Получается, что в конституционном судопроизводстве неуместно употреблять выражения «постановления Конституционного Суда РФ», как это имеет место в гражданском и арбитражном судопроизводстве, где все акты именуются постановлениями и лишь часть из них - решениями.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………………
Глава 1…………………………………………………………………………….
1.1
1.2 Природа решений Конституционного Суда Российской Федерации
Глава 2……………………………………………………………………………..
2.1 Виды решений Конституционного Суда Российской Федерации
2.2 Механизм принятия и юридическая сила решений Конституционного Суда России
Глава 3 ………………………………………………………………………………………
3.1 Проблемы исполнения решений Конституционного суда РФ…………………………
3.2
Заключение…………………………………………………………………………………..
Список использованной литературы и нпа……………………………………………

Файлы: 1 файл

диплом к просмотру.doc

— 132.50 Кб (Скачать)

С другой стороны, в новой редакции ст.80 Закона не учитывается то, что необходимость внесения изменений и дополнений в нормативный акт, являвшийся предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ, может возникнуть и тогда, когда его положения признаны конституционными, но в том их конституционно-правовом смысле, который выявлен Судом в принятом решении и является общеобязательным, исключающим иное их истолкование в правоприменительной практике и при принятии законодательных решений.

Новеллизация ст.79 Закона не внесла каких-либо изменений и дополнений в ее положение о том, что решения судов и иных органов, основанные на актах, признанных неконституционными, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены в установленных федеральным законом случаях, т.е. с использованием закрепленных другим законодательством материально-правовых оснований и процессуальных институтов. Однако эта норма получила дополнительное подкрепление в новом УПК РФ, ст.413 которого отнесла признание Конституционным Судом РФ закона, примененного судом в уголовном деле, неконституционным к новым обстоятельствам, являющимся основанием для пересмотра судебного решения, его отмены или изменения. Пересмотру же решений иных (кроме судов) правоприменительных органов служит, как известно, институт обжалования в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан[14].

В ст.80 в дополнение к бланкетной норме ст.81 Закона конкретизированы положения о конституционно-правовой ответственности за неисполнение решений Конституционного Суда РФ. В ст.80 установлено, что если законодательным органом субъекта Федерации по истечении 6 месяцев, а высшим должностным лицом субъекта Федерации по истечении 2 месяцев после опубликования решения Конституционного Суда РФ не будут приняты предусмотренные ст.80 меры в связи с решением Конституционного Суда РФ, то применяется механизм ответственности, предусмотренный федеральным законодательством. Имеется в виду, в частности, вынесение Президентом РФ на основании Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» предупреждения соответствующему органу власти (должностному лицу) субъекта Федерации и возможное последующее досрочное прекращение их полномочий. Неисполнение решения Конституционного Суда РФ может быть основанием и для применения мер уголовной ответственности за неисполнение судебного акта (ст.315 УК).

Статья 87 Закона, устанавливая обязанность отмены всех нормативных положений, аналогичных признанным неконституционными, в то же время предусматривает, что, если в течение 6 месяцев после опубликования решения Конституционного Суда РФ аналогичный признанному неконституционным нормативный акт не будет отменен или изменен, а действие договора, аналогичного признанному неконституционным, не будет прекращено полностью или частично, уполномоченные федеральным законом государственный орган или должностное лицо приносят протест либо обращаются в суд с требованием о признании такого нормативного акта либо договора недействующим. Правда, исходя из правовых позиций Конституционного Суда РФ, выраженных, в частности, в постановлении от 11 апреля 2000 г., правильнее было бы записать «о признании такого нормативного акта либо договора недействительным», т.е. о подтверждении утраты им юридической силы, руководствуясь решением Конституционного Суда РФ[15].

Вместе с тем признание решением суда общей юрисдикции, основанном на решении Конституционного Суда РФ, правовой нормы недействительной не исключает, как указано в определении Конституционного Суда РФ от 19 апреля 2001 г., права, в частности уполномоченных органов субъекта Федерации, при несогласии с решением суда общей юрисдикции в порядке ст.85 Закона о Конституционном Суде РФ обратиться с запросом в Конституционный Суд для подтверждения конституционности нормативного положения и, таким образом, отсутствия у них обязанности его отменять.

Что касается роли самого Конституционного Суда РФ в обеспечении исполнения своих решений, то, не имея для этого собственного принудительного механизма, что вообще не присуще такого рода органам, он может оказывать влияние на этот процесс главным образом силой и ясностью правовых аргументов и выводов, обосновываемых в решениях, высокой социальной и гуманистической значимостью защищаемых им общедемократических правовых принципов, ценностей и институтов.

 

 

 

 

 

 

 



[1]

[2] ч.1 ст.8 Закона о Конституционном Суде РФ 1991 г

[3] Ст.6 Закона

[4]

[5]

[6]

[7]

[8] Институт разъяснения решения Конституционного Суда (В. Лушников, «эж-ЮРИСТ», № 17. 2005 г.).

[9] О нормотворчестве Конституционного Суда Российской Федерации (С.А. Кажлаев, «Журнал российского права», № 9, сентябрь 2004 г.).

[10] О нормотворчестве Конституционного Суда Российской Федерации (С.А. Кажлаев, «Журнал российского права», № 9, сентябрь 2004 г.).

[11] Институт разъяснения решения Конституционного Суда (В. Лушников, «эж-ЮРИСТ», № 17. 2005 г.).

[12] Институт разъяснения решения Конституционного Суда (В. Лушников, «эж-ЮРИСТ», № 17. 2005 г.).

[13] О нормотворчестве Конституционного Суда Российской Федерации (С.А. Кажлаев, «Журнал российского права», № 9, сентябрь 2004 г.).

[14] Институт разъяснения решения Конституционного Суда (В. Лушников, «эж-ЮРИСТ», № 17. 2005 г.).

[15] О нормотворчестве Конституционного Суда Российской Федерации (С.А. Кажлаев, «Журнал российского права», № 9, сентябрь 2004 г.).


Информация о работе Конституционный контроль