Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 15:47, контрольная работа
В октябре 1991 года в нашей стране был впервые избран Конституционный суд Российской Федерации, который вынес своё первое решение в январе 1992 года. Поскольку Конституционный суд начал свою деятельность еще в условиях существования СССР, его роль и место в структуре власти и в системе правовых органов менялась. Первоначально он выполнял лишь роль вспомогательного органа при Верховном Совете СССР. Затем, после внесения в ранее действовавшую Конституцию ст.165-1, он, несмотря на запрещение закона, получил право исследовать факты и в определенной мере участвовать в процессе “правотворчества”.
1. Конституционный контроль, его понятие и значение……………3 стр.
2. Министерство юстиции РФ и система его органов………………6 стр.
3. Приложение 1…………....................................................................10 стр.
4. Приложение 2……………………………………………………...11 стр.
5. Список использованной литературы……………………………..12 стр.
РОСТОВСКИЙ ФИЛИАЛ
Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения
высшего профессионального образования
КАФЕДРА Уголовного права
наименование кафедры
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Правоохранительные органы».
наименование дисциплины
Вариант № 7
Проверил:
Дата представления работы
« » марта 2013г.
Ростов-на-Дону
2013 г.
Содержание:
В октябре 1991 года в нашей стране был впервые избран Конституционный суд Российской Федерации, который вынес своё первое решение в январе 1992 года. Поскольку Конституционный суд начал свою деятельность еще в условиях существования СССР, его роль и место в структуре власти и в системе правовых органов менялась. Первоначально он выполнял лишь роль вспомогательного органа при Верховном Совете СССР. Затем, после внесения в ранее действовавшую Конституцию ст.165-1, он, несмотря на запрещение закона, получил право исследовать факты и в определенной мере участвовать в процессе “правотворчества”.
Сегодня, в соответствии с новой Конституцией и Законом о Конституционном суде РФ, Суд является судебным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства.1
Конституционный контроль является
необходимым атрибутом
Конституционный контроль относится к одному из средств обеспечения верховенства конституционных предписаний, которое принято расценивать в качестве признака демократичности государства. Основным назначением конституционного контроля в широком смысле этих слов признается прежде всего выявление правовых актов и действий государственных органов или должностных лиц, противоречащих конституционным предписаниям, а также принятие мер по устранению выявленных отклонений. Практически конституционный контроль возник там и тогда, где и когда начали появляться законы, именуемые конституциями. Как и другие законы, конституции нуждались в гарантиях их реального исполнения всеми в условиях конкретных государств. На первых порах предполагалось, что эту функцию в состоянии успешно выполнять органы законодательной власти, поскольку они принимают конституции и играют решающую роль в законотворчестве. Предполагалось также, что в данной сфере могут быть эффективными и усилия исполнительных органов. К примеру, в некоторых государствах их главам было предоставлено право (и это право сохраняется во многих случаях и в наши дни) отказываться от подписи принимаемых парламентами законов (налагать вето), если, по их мнению, представленный на подпись закон не соответствует конституционным предписаниям.
Можно выделить три основных вида систем конституционного контроля: парламентскую, парламента и общих судов, парламента и специализированного органа конституционного контроля, каковым в России является Конституционный суд.
Роль и компетенции
органов конституционного контроля
в разных государствах различны, но
у всех есть одна общая сфера деятельности
- проверка конституционности нормативных
актов. В этом заключается основная
функция и российского
В Российской Федерации главнейшим
органом конституционного контроля
является Конституционный суд Российской
Федерации. В Федеральном законе
о Конституционном суде РФ 1994 г. было
снято определение
Одной из самых важных задач Конституционного контроля в современных условиях, как подчеркивают отечественные юристы, является нейтрализация влияния во многом двойственного и несовершенного характера российской Конституции, отразившего переходное состояние нашего общества, на общественную и государственную жизнь России.2
Cвое начало министерство юстиции России берет с Манифеста «Об учреждении министерств», который был издан Александром I 8 сентября 1802 года.
На Министерство юстиции возлагались функции подготовки актов законодательного характера, кодификации и систематизации действующего законодательства. Минюст принимал участие в разработке и обсуждении законопроектов, составлял отзывы на проекты законов, подготовленные в других ведомствах. Но основной задачей Министерства юстиции было осуществление надзора за судебной деятельностью.
Сегодня же Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст России) является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в сфере юстиции, а также координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.
Правовое положение Минюста России определяется Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации» от 17 декабря 1997 г., Положением о Министерстве юстиции РФ, утвержденным Указом Президента РФ от 2 августа 1999 г. № 954, и некоторыми другими нормативными правовыми актами.
В соответствии с рекомендациями Организации Объединенных Наций в последние годы Минюсту России, наряду с другими несудебными государственными учреждениями (институт Уполномоченного по правам человека в РФ, Комиссия по правам человека при Президенте РФ и др.), призванными защищать права человека, уделяется повышенное внимание как на международном, так и национальном уровне.
Руководство деятельностью Минюста России осуществляет Президент РФ. Правительство РФ координирует деятельность Минюста России.
Структурно Минюст РФ включает управления, отделы, другие структурные подразделения3, руководство которыми осуществляют начальники, назначаемые министрами, а наиболее крупные - заместители Министра юстиции, назначаемые на должность и освобождаемые от должности Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ. Легко обнаруживается, что структурное построение центрального аппарата Минюста России обусловлено задачами и функциями, возложенными на него на современном этапе.
Возглавляет его Министр
юстиции РФ, назначаемый на должность
и освобождаемый от должности
Президентом РФ по представлению
Председателя Правительства РФ. Наделенный
значительными полномочиями, он на
основе единоначалия осуществляет общее
руководство деятельностью
Министр имеет заместителей,
в качестве совещательного органа при
нем действует коллегия, куда помимо
Министра входят и его заместители,
руководящие работники системы
Минюста России, а также иные специалисты
в сфере юстиции. Ее персональный
состав, кроме лиц, входящих в нее
по должности, утверждается Правительством
РФ по представлению Министра. Коллегия
рассматривает наиболее важные вопросы
деятельности Минюста России, которые
реализуются приказами и
Минюст России, его территориальные органы, иные органы и учреждения юстиции, а также организации, обеспечивающие их деятельность, образуют систему министерства4. В субъектах РФ действуют министерства республик, управления (отделы) юстиции краев, областей и других субъектов РФ, возглавляемые соответственно министрами и начальниками управлений. По вопросам, относящимся к ведению РФ, органы юстиции подчиняются Минюсту России, по вопросам совместного ведения РФ и ее субъектов — Минюсту России и органам исполнительной власти субъектов РФ. Деятельность этих органов носит в основном организационно-управленческий характер. Органы юстиции субъектов РФ обеспечивают нормотворческую деятельность законодательных органов субъектов Федерации. В соответствии с Федеральным законом «О мировых судьях в Российской Федерации» от 17 декабря 1998 г. материально-техническое обеспечение их деятельности осуществляют органы юстиции либо органы исполнительной власти (частью которых они являются) соответствующего субъекта РФ в порядке, установленном законом соответствующего субъекта РФ.
В систему Министерства юстиции входят учреждения и организации, в отношении которых органы юстиции осуществляют некоторые управленческие функции — нотариат, загсы, лаборатории судебных экспертиз.
При Минюсте России функционирует
Российская правовая академия, Российский
федеральный центр судебной экспертизы,
Научный центр правовой информации
(НЦПИ), в которых работают более
150 докторов и кандидатов наук, редакции
некоторых юридических
В настоящее время в органах юстиции сосредоточена такая правоохранительная функция, как обеспечение установленного порядка деятельности судов, а также исполнения уголовных наказаний, актов судебных и других органов.
рис.1 Приложение 1
рис.2 Приложение 2
Список использованной литературы:
Нормативные правовые акты:
1 Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М., 1995.
2 Кудрявцев Ю.В. Конституционный суд России: опыт и проблемы (Международный научный семинар)//Государство и право. 1994. N 1.
3 См. рис.1 Приложение 1
4 См. рис.2 Приложение 2