Конституционные институты прямой демократии

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 14:27, реферат

Краткое описание

В демократическом государстве единственным источником власти и ее носителем является народ. Признанием народа в качестве верховного носителя всей власти является выражением народного суверенитета. Народный суверенитет означает, что народ, ни с кем не деля свою власть, осуществляет ее самостоятельно и независимо от каких бы то ни было социальных сил, использует исключительно в своих собственных интересах. Народный суверенитет неделим, имеет только одного субъекта - народ.

Оглавление

1. Народовластие и основные формы его осуществления в РФ. Единство представительной и прямой демократии .
2. Конституционное регулирование основных институтов прямого (непосредственного) народовластия в Российском государстве.
3. Конституционные гарантии прямого народовластия в РФ.

Файлы: 1 файл

Конституционные институты 1 реферат.doc

— 67.00 Кб (Скачать)

     Всеобщим  признается такое избирательное  право, при котором все взрослые граждане мужского и женского пола имеют право принимать участие в выборах.

     Равное  избирательное право трактуется в Федеральном законе как участие  граждан на выборах «на равных основаниях», то есть когда все избиратели имеют равные права и обязанности.

     Прямое  избирательное право означает, что  избиратели голосуют на выборах за или против кандидатов непосредственно.

     Тайное  голосование- обязательный атрибут  демократической системы выборов, абсолютная привилегия избирателей. Избиратель проявляет свою волю без всякого контроля за ним, давления или запугивания, а также с сохранением своего гарантированного права никому и никогда не сообщать о своем выборе того или иного кандидата.

     Демократизация  российской избирательной системы  привнесла существенный элемент — состязательность кандидатов на выборах. Этот принцип, получивший широкое мировое признание, наконец-то прочно вошел и в нашу российскую избирательную практику. Состязательность кандидатов есть свидетельство зарождения гражданского общества в России.

     Кроме таких форм непосредственной демократии как референдум и выборы еще существуют сходы, собрание граждан, митинги, демонстрации и всенародные обсуждения. Одни из них носят императивный характер и не нуждаются в санкции органов  государственной власти (референдум и выборы), другие носят консультативный характер.  Но, независимо от юридической природы различных институтов прямого волеизъявления, их влияние на механизм принятием государственных решений всегда огромно, ибо в них находит выражение воля масс. Конституционно-правовая регламентация институтов прямого волеизъявления народа различна. Конституция упоминает о каждом институте прямого волеизъявления.

     2. Конституционные  гарантии прямого  народовластия в  РФ.

     Процесс осуществления власти Российского народа необходимо требует гарантии его обеспечения.

     В науке различают объективные, то есть социально-политические гарантии и специальные правовые гарантии.

     К социально-политическим гарантиям  прямого народовластия в Российском государстве относится общественно-политический строй и роль Президента РФ (о чем говорит ч. 2 ст. 80 Конституции РФ) в реализации власти народа. Все дело в том, что социально-политические гарантии власти народа сами по себе не могут в должной мере обеспечить эффективное осуществление народовластия и требуют специальных гарантий. Последние выступают как дополняющие объективные гарантии, они расширяют рамки действия объективных гарантий. Природа, характер, социальная сущность специальных гарантий определяется объективными гарантиями, но специальные гарантии в свою очередь действуют более непосредственно.

     Под специальными гарантиями народовластия  понимаются особые правовые средства, обеспечивающие реальное осуществление  прямого народовластия в Российском государстве. Право само гарантирует фактическое осуществление этой власти.

     Правовым  средством выступают, прежде всего, правовые нормы, закрепляющие фактические институты народовластия. Когда говорится о гарантиях власти народа, то здесь необходимо иметь в виду то положение, что само непосредственное народовластие есть гарантия представительного народовластия. Но, выступая по отношению представительных органов народовластия конституционно-правовой гарантией, прямое народовластие само нуждается в правовых гарантиях.3

     По  Конституции РФ граждане РФ имеют следующие социально-политические права:

     - собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, шествия;

     - участвовать в управлении делами  государства как непосредственно, так  и через своих представителей;

     - избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления;

     - обращаться лично, а также направлять  индивидуальные и коллективные  обращения в государственные  органы и органы местного самоуправления;

     - получать информацию, если она  не является государственной тайной;

     - объединяться, создавать профессиональные  союзы для защиты своих интересов

     В  Федеральном законе от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) определяются основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в референдуме Российской Федерации, референдуме субъекта Российской Федерации, местном референдуме, а также права избирать и быть избранными в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, иные федеральные государственные органы и государственные органы субъектов Российской Федерации, предусмотренные Конституцией Российской Федерации, конституциями, уставами субъектов Российской Федерации и избираемые непосредственно гражданами, а также в органы местного самоуправления.

     Эти гарантии закон определяет как: "правовое, организационное, информационное и  иное обеспечение избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"

     Конституцией  права лишь декларируются.

     В советские времена было все немножко иначе. Прежде всего, нормы советских конституций, закрепляющие институты прямого народовластия, являлись конституционно-правовыми гарантиями власти народа.

     Проблема  правовых гарантий прямого властвования советского народа есть в сущности проблема правового контроля народа как суверена за его представителями. Правовыми средствами обеспечения  прямого народовластия в советском государстве являлись:

     1) обязанность отчетности депутата  и Совета перед избирателями;

     2) право запроса депутатов;

     3) конституционный контроль и конституционный  надзор

     Кроме того, к правовым гарантиям прямого  народовластия относился и демократический порядок отзыва депутатов Совета, детально регламентируемый законами о порядке отзыва депутатов, что в современном законодательстве отсутствует.

     На  сегодняшний день существует лишь конституционный  контроль и конституционный надзор, осуществляемый Конституционным судом РФ, о чем говорится в Конституции РФ и Федеральном Конституционном законе «О Конституционном суде РФ».

     Конституционный надзор представляет собой самостоятельную  форму правовой охраны Конституции. Как правило, конституционный надзор носит предварительный, консультативный характер.

     В заключении хотелось бы подчеркнуть, что  система правовой охраны Основного  Закона имеет важное значение в обеспечении  стабильного развития общества, цивилизованным урегулировании возникающих конфликтов, защите основных прав и свобод граждан. В конечном счете речь идет не просто о защите правовых норм, а об охране конституционного строя России. 
 
 
 
 
 

     Список  литературы

     1. Конституция РФ 1993 г.

          2. Федеральный Конституционный закон «О референдуме РФ» № 5 от  от 28 июня 2004 г.

         3. Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями)

     4. Кабышев В.Т. «Прямое народовластие в Советском государстве» Саратов 1974.

     5. Козлов Е.И. Кутафин О.Е. «Конституционное  право России» М. 1995

     6. Баглай М.В. «Конституционное  право России» М.1996

     7. «Конституционное право России: Лекции.» Саратов 1995.

     8. Конституция РФ. Комментарий. М 1994

     9. Козолв Е.И. Кутафин О.Е. «Конституционное право России», Изд-во Юристъ, М.,1995 с.85

     10. Баглай М.В. «Конституционное право РФ»  М.,1998 с. 92.

     11. Кабышев В.Т. "Прямое народовластие в Советском государстве", Саратов1974 с.140

Информация о работе Конституционные институты прямой демократии