Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 12:55, реферат
Конституционно-правовой статус Президента Российской Федерации - это закрепляемая нормами Конституции РФ и иных актов устойчивая и вместе с тем динамичная система элементов, выражающих правовую личность Президента, его положение в государстве, обществе относительно других субъектов права.
Институт президента (от лат. praesidens – «сидящий впереди») учрежден более чем в 150 государствах. В России этот пост впервые был учрежден в 1991 г.: приняты соответствующие законы и внесены изменения в Конституцию 1978 г. Однако с принятием Конституции РФ 1993 г. статус Президента РФ во многом принципиально изменился.
Порядок избрания Президента РФ и прекращения его полномочий
Компетенция Президента РФ
представительская функция:
будучи главой суверенного государства,
Президент без каких-либо дополнительных
полномочий представляет Российскую Федерацию
как в международных
функция гаранта Конституции
РФ, прав и свобод человека и гражданина,
суверенитета, независимости и
обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти различных ветвей и уровней;
определение основных направлений внутренней и внешней политики государства в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами.
Для реализации указанных функций Конституция РФ, федеральные конституционные законы и федеральные законы наделяют Президента РФ достаточно широкими полномочиями, которые могут быть объединены в несколько групп:
1. Полномочия, связанные
с формированием других
назначение с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ; назначение по представлению Председателя Правительства РФ членов Правительства;
принятие решения об отставке Правительства РФ;
назначение судей федеральных судов (за исключением судей высших судебных инстанций – Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ);
представление в Государственную Думу кандидатуры для назначения на должность Председателя Центрального банка РФ;
представление в Совет Федерации кандидатур для назначения на должности судей высших судебных инстанций и Генерального прокурора РФ;
внесение предложений (соответственно в Государственную Думу и в Совет Федерации) об освобождении от должности Председателя Центрального банка РФ и Генерального прокурора РФ;
представление в Государственную Думу кандидатуры для назначения на должность Председателя Счетной палаты РФ;
назначение пяти членов Центральной избирательной комиссии РФ;
2. Полномочия по взаимодействию
с Федеральным Собранием,
назначение выборов депутатов Государственной Думы;
право роспуска Государственной Думы в предусмотренных Конституцией РФ случаях;
назначение федерального (а в определенных ситуациях и регионального) референдума;
обладание правом законодательной инициативы;
промульгация (подписание и
обнародование) федеральных конституционных
законов, федеральных законов и
законов о поправках к
обращение к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства (в современной российской практике имели место также специальные бюджетные послания Президента РФ к Федеральному Собранию);
право председательствовать на заседаниях Правительства РФ;
использование согласительных
процедур для преодоления разногласий
между федеральными и региональными
органами государственной власти, а
также между региональными
отмена актов Правительства
РФ в случае их противоречия Конституции
РФ, федеральным законам и указам
Президента РФ и приостановление
действия актов органов исполнительной
власти субъектов РФ в случае их
противоречия Конституции РФ, федеральным
законам, международным обязательствам
РФ или нарушения прав и свобод
человека и гражданина (до решения
вопроса соответствующим судом)
3. Полномочия в области внешней политики:
осуществление руководства внешней политикой Российской Федерации;
издание актов о признании иностранных государств, установлении дипломатических отношений;
ведение переговоров и подписание международных договоров РФ;
подписание ратификационных грамот;
принятие верительных и отзывных грамот дипломатических представителей, которые аккредитуются при главе государства;
назначение и отзыв
дипломатических представителей Российской
Федерации в иностранных
4. Полномочия в области обороны и безопасности:
утверждение военной доктрины;
назначение и освобождение высшего командования Вооруженных Сил РФ;
формирование Совета Безопасности
РФ и руководство его
выполнение полномочий Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами РФ (постоянно: и в мирное, и в военное время);
введение на всей территории РФ или в отдельных местностях специальных правовых режимов военного положения (в соответствии с Федеральным конституционным законом от 30.01.2002 № 1-ФКЗ «О военном положении») или чрезвычайного положения (в соответствии с Федеральным конституционным законом от 30.05.2001 № 3-ФЗ «О чрезвычайном положении». Указы Президента РФ о введении военного или чрезвычайного положения подлежат утверждению Советом Федерации;
направление предложения Совету Федерации об использовании Вооруженных Сил РФ за пределами территории России.
5. Полномочия в сфере
правового регулирования
решение вопросов гражданства и предоставления политического убежища;
учреждение государственных наград, награждение государственными наградами, дача согласия на получение государственных наград иностранных государств государственными служащими РФ, присвоение почетных званий, высших воинских и высших специальных званий;
осуществление помилования
(с 2002 г. порядок осуществления
Реализацию своих полномочий
Президент РФ осуществляет посредством
издания актов в двух формах: указ
и распоряжение. Если указы Президента,
как правило, являются нормативными
правовыми актами (хотя они могут
носить и индивидуальный характер,
например, указы о предоставлении
гражданства, о награждении государственными
наградами, о назначении на должности
и т. п.), то распоряжения – это
акты организационного, индивидуального
характера. Акты Президента РФ не должны
противоречить Конституции РФ, федеральным
конституционным законам и
Определяя место правовых
актов Президента РФ в системе
источников национального права, следует
подчеркнуть, что они (акты Президента)
не должны противоречить принятым,
имеющимся федеральным
Поскольку Президент РФ –
не только должностное лицо, но и
орган государственной власти, для
реализации своих полномочий он имеет
достаточно обширный аппарат, включающий
как предусмотренные
Информация о работе Конституционно-правовой статус президента РФ