Конституционно-правовой статус президента РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 12:55, реферат

Краткое описание

Конституционно-правовой статус Президента Российской Федерации - это закрепляемая нормами Конституции РФ и иных актов устойчивая и вместе с тем динамичная система элементов, выражающих правовую личность Президента, его положение в государстве, обществе относительно других субъектов права.
Институт президента (от лат. praesidens – «сидящий впереди») учрежден более чем в 150 государствах. В России этот пост впервые был учрежден в 1991 г.: приняты соответствующие законы и внесены изменения в Конституцию 1978 г. Однако с принятием Конституции РФ 1993 г. статус Президента РФ во многом принципиально изменился.

Оглавление

Порядок избрания Президента РФ и прекращения его полномочий
Компетенция Президента РФ

Файлы: 1 файл

ДЕНЬ КОНСТИТУЦИИ.docx

— 26.17 Кб (Скачать)

представительская функция: будучи главой суверенного государства, Президент без каких-либо дополнительных полномочий представляет Российскую Федерацию  как в международных отношениях, так и внутри страны – в отношениях с субъектами РФ, муниципальными образованиями, различными институтами гражданского общества (политическими партиями и общественными объединениями, конфессиями, объединениями предпринимателей, науки, образования, культуры, спорта, молодежными, ветеранскими организациями, различными диаспорами и т. п.);

функция гаранта Конституции  РФ, прав и свобод человека и гражданина, суверенитета, независимости и государственной  целостности Российской Федерации;

обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти различных ветвей и уровней;

определение основных направлений  внутренней и внешней политики государства  в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами.

Для реализации указанных  функций Конституция РФ, федеральные  конституционные законы и федеральные  законы наделяют Президента РФ достаточно широкими полномочиями, которые могут  быть объединены в несколько групп:

1. Полномочия, связанные  с формированием других государственных  органов и назначением должностных  лиц: 

назначение с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ; назначение по представлению  Председателя Правительства РФ членов Правительства;

принятие решения об отставке Правительства РФ;

назначение судей федеральных  судов (за исключением судей высших судебных инстанций – Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего  Арбитражного Суда РФ);

представление в Государственную  Думу кандидатуры для назначения на должность Председателя Центрального банка РФ;

представление в Совет  Федерации кандидатур для назначения на должности судей высших судебных инстанций и Генерального прокурора  РФ;

внесение предложений (соответственно в Государственную Думу и в  Совет Федерации) об освобождении от должности Председателя Центрального банка РФ и Генерального прокурора  РФ;

представление в Государственную  Думу кандидатуры для назначения на должность Председателя Счетной  палаты РФ;

назначение пяти членов Центральной  избирательной комиссии РФ;

 

2. Полномочия по взаимодействию  с Федеральным Собранием, участию  в законодательном (нормотворческом)  процессе, обеспечению согласованного  функционирования органов государственной  власти:

назначение выборов депутатов  Государственной Думы;

право роспуска Государственной  Думы в предусмотренных Конституцией РФ случаях;

назначение федерального (а в определенных ситуациях и  регионального) референдума;

обладание правом законодательной  инициативы;

промульгация (подписание и  обнародование) федеральных конституционных  законов, федеральных законов и  законов о поправках к Конституции  РФ;

обращение к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о  положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней  политики государства (в современной  российской практике имели место  также специальные бюджетные  послания Президента РФ к Федеральному Собранию);

право председательствовать на заседаниях Правительства РФ;

использование согласительных процедур для преодоления разногласий  между федеральными и региональными  органами государственной власти, а  также между региональными органами государственной власти (включая  обращение в суд для разрешения спора);

отмена актов Правительства  РФ в случае их противоречия Конституции  РФ, федеральным законам и указам Президента РФ и приостановление  действия актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным  законам, международным обязательствам РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина (до решения  вопроса соответствующим судом).

3. Полномочия в области  внешней политики:

осуществление руководства  внешней политикой Российской Федерации;

издание актов о признании  иностранных государств, установлении дипломатических отношений;

ведение переговоров и  подписание международных договоров  РФ;

подписание ратификационных  грамот;

принятие верительных  и отзывных грамот дипломатических  представителей, которые аккредитуются  при главе государства;

назначение и отзыв  дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях (после  консультаций с соответствующими комитетами и комиссиями палат Федерального Собрания).

4. Полномочия в области  обороны и безопасности:

утверждение военной доктрины;

назначение и освобождение высшего командования Вооруженных  Сил РФ;

формирование Совета Безопасности РФ и руководство его деятельностью;

выполнение полномочий Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами РФ (постоянно: и в мирное, и в  военное время);

введение на всей территории РФ или в отдельных местностях специальных правовых режимов военного положения (в соответствии с Федеральным  конституционным законом от 30.01.2002 № 1-ФКЗ «О военном положении») или  чрезвычайного положения (в соответствии с Федеральным конституционным  законом от 30.05.2001 № 3-ФЗ «О чрезвычайном положении». Указы Президента РФ о  введении военного или чрезвычайного  положения подлежат утверждению  Советом Федерации;

направление предложения  Совету Федерации об использовании  Вооруженных Сил РФ за пределами  территории России.

5. Полномочия в сфере  правового регулирования статуса  личности:

решение вопросов гражданства  и предоставления политического  убежища;

учреждение государственных  наград, награждение государственными наградами, дача согласия на получение  государственных наград иностранных  государств государственными служащими РФ, присвоение почетных званий, высших воинских и высших специальных званий;

осуществление помилования (с 2002 г. порядок осуществления помилования  изменен в соответствии с Указом Президента РФ от 28.12.01 № 1500 «О комиссиях  по вопросам помилования на территориях  субъектов Российской Федерации»).

Реализацию своих полномочий Президент РФ осуществляет посредством  издания актов в двух формах: указ и распоряжение. Если указы Президента, как правило, являются нормативными правовыми актами (хотя они могут  носить и индивидуальный характер, например, указы о предоставлении гражданства, о награждении государственными наградами, о назначении на должности  и т. п.), то распоряжения – это  акты организационного, индивидуального  характера. Акты Президента РФ не должны противоречить Конституции РФ, федеральным  конституционным законам и федеральным  законам, они обладают большей юридической  силой по отношению к актам  Правительства РФ, ведомственным  актам, актам региональных органов  государственной власти (изданных по предметам ведения РФ и предметам  совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов).

Определяя место правовых актов Президента РФ в системе  источников национального права, следует  подчеркнуть, что они (акты Президента) не должны противоречить принятым, имеющимся федеральным конституционным  законам и федеральным законам; осуществляя регламентарную власть, Президент РФ может издавать свои акты и в отсутствие закона (который  пока не принят, или не должен быть принят в принципе, исходя из концепции  разделения власти).

Поскольку Президент РФ –  не только должностное лицо, но и  орган государственной власти, для  реализации своих полномочий он имеет  достаточно обширный аппарат, включающий как предусмотренные Конституцией РФ государственные органы и должностных  лиц – Совет Безопасности РФ, Администрацию Президента РФ, полномочных  представителей Президента, так и  не предусмотренные Конституцией РФ, которые, тем не менее, не являются неконституционными, поскольку сформированы Президентом  РФ в рамках своих конституционных  полномочий, – Государственный Совет, Совет по борьбе с коррупцией, Совет  по содействию развития институтов гражданского общества и правам человека и другие.


Информация о работе Конституционно-правовой статус президента РФ