Конституционное развитие после принятия Конституции

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 19:17, курсовая работа

Краткое описание

Советские люди живут в самом демократическом обществе. Их широкие права и свободы материально и юридически гарантированы. Привыкнув за десятилетия Советской власти быть хозяевами страны, мы давно перестали удивляться этому. Так здоровый человек не ощущает своего здоровья. Гражданин, честно выполняющий свои обязанности перед обществом и одновременно получающий от общества необходимые блага, не замечает, что его жизнь охраняется правовыми нормами, обеспечивающими материальное благосостояние, духовные интересы, жизнь и здоровье. Он принимает это как само собой разумеющееся. Между тем современная правовая система – это результат длительной, тяжелой борьбы и побед пролетариата над его врагами, результат героических десятилетий строительства социализма.1

Оглавление

Введение.......................................................................................................................3
1. Понятие конституционности государства............................................................6
2. Понятие и сущность конституции как основного Закона государства.................................................................................................................12
3. Порядок пересмотра и внесения поправок в Конституцию РФ......................16
4. Конституционное развитие после принятия Конституции..............................19
Заключение.................................................................................................................24
Список литераратуры................................................................................................27

Файлы: 1 файл

финальная курсовая.docx

— 47.67 Кб (Скачать)

Однако условие для принятия новой Конституции РФ весьма жесткое. Референдум может быть признан результативным, если за новую Конституцию проголосует более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем приняло участие более половины избирателей. Таковы жесткие гарантии стабильности глав Конституции РФ, имеющих наибольшее значение для установления конституционного строя и защиты прав и свобод граждан. Иной, более облегченный порядок изменения Конституции касается федеративного устройства, механизма государственной власти и местного самоуправления. Конституция РФ (ст. 136) определяет, что поправки к гл. 3–8 Конституции РФ принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, и вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов РФ.

 
   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Конституционное развитие после принятия Конституции

конституция государство демократический поправк

С принятием новой Конституции  и формированием Федерального Собрания закончился период президентского правления. Начался сложный и трудный  процесс создания нового конституционного права, претворения в жизнь конституционного механизма власти. Конституция, несомненно, в известной мере упорядочила  политические отношения и ослабила остроту противоречий между реформаторским курсом Президента и оппозицией. Парламентская  оппозиция, сформированная в Государственной  Думе, стала действовать в основном с соблюдением конституционного разделения властей, в рамках своей  компетенции. Это не значит, что она  отказалась от использования конституционных  способов политической борьбы с исполнительной властью, более того, периодически эта  борьба порождала конституционные  разногласия. Серьезные расхождения  между Думой и Президентом  возникли при принятии Федерального закона о статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 8 мая 1994 г. Этим Законом установлены  основные правовые гарантии депутатов  обеих палат при осуществлении  ими депутатской деятельности. Однако Президент, подписав Закон, обратился  к депутатам с письмом, в котором  предложил приостановить действие тех норм, которые вступают в противоречие с Конституцией. Он, в частности, отметил, что депутат не должен рассматриваться  как самостоятельное должностное  лицо государства, гарант прав и свобод избирателей, а в связи с этим – иметь право беспрепятственно посещать все органы государственной  власти, органы местного самоуправления, присутствовать на заседаниях их коллегиальных  органов, посещать предприятия, учреждения и организации, воинские части, общественные объединения (ч. 2 ст. 5 Закона). По мнению Президента, противоречат Конституции  введенное в Закон право депутатского запроса и ряд других положений. Как видим, разногласия снова возникли на почве неодинакового понимания принципа разделения властей. В развитие Конституции Федеральное Собрание приняло Федеральный конституционный закон о Конституционном Суде Российской Федерации, который создал правовые условия для доукомплектования этого органа и возобновления его деятельности. Федеральное Собрание стало планомерно принимать законы, осуществлять другие полномочия, отнесенные Конституцией к его компетенции. Для укрепления новых конституционных основ российского федерализма большое значение имело подписание 15 февраля 1994 г. Договора Российской Федерации и Республики Татарстан о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан. Договор внес определенную ясность в понимание конституционно-правового положения субъектов Российской Федерации, соотношения федеральной и республиканской конституций. Позже аналогичные договоры были заключены с рядом других республик. В соответствии с Конституцией Указами Президента решен ряд важных вопросов конституционно-правового значения. Среди них Указ о порядке опубликования и вступления в силу федеральных законов, Положение о федеральной государственной_службе,_Указ_о_структуре федеральных органов исполнительной власти, Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, Указ о мерах по укреплению единой системы исполнительной власти в Российской Федерации и др. Но если законодательная и исполнительная власти начали в целом успешно функционировать на основе новой Конституции, то судебная власть в этом отношении серьезно отставала. Несмотря на ясное указание Конституции сразу не был принят закон о судебной реформе, не начал свою работу в определенный срок Конституционный Суд. Не получили законодательного и иного нормативного развития многие другие положения Конституции РФ. Становление нового конституционного строя происходило в условиях нарастания политической напряженности, порождавшейся углублением экономического кризиса и действиями оппозиции. Практически сразу же после принятия Конституции ряд политических и других общественных объединений, в том числе и представленных в Государственной Думе, выступили с требованием смены Конституции, отставки Президента, досрочных выборов и др. Внепарламентская оппозиция открыто ставила цели свержения конституционного строя. Это вело к расколу и конфронтации в обществе. В этих условиях Президент выступил с инициативой достижения гражданского согласия, использования всеми политическими силами только мирных, только конституционных методов. В открытом 28 апреля 1994 г. для подписания Договоре об общественном согласии отмечалось, что политическая жизнь общества должна развиваться в рамках Конституции Российской Федерации: "Участники Договора считают, что в Конституцию должны вноситься только такие изменения, которые будут способствовать стабилизации обстановки в обществе. Участники Договора считают основными направлениями изменения Конституции: усиление гарантий прав человека, совершенствование системы разделения властей, местное самоуправление, развитие федерализма". Договор был подписан высшими руководителями государства, представителями ведущих общественных объединений. Он не имел, естественно, правовой силы, но стал некоторой морально-политической гарантией соблюдения Конституции и сохранения гражданского мира. Несмотря на создание законодательной базы, весьма сложно проходила подготовка к выборам в Государственную Думу, которые были назначены на 17 декабря 1995 г. Острая борьба сопровождала процесс формирования Совета Федерации. Жизненность и демократизм новой Конституции ясно проявились в ходе выборов в Государственную Думу, состоявшихся 17 декабря 1995 г. Это были первые демократические парламентские выборы, основанные на прочной законодательной базе. Они позволили конституционным путем передать законодательную власть от прежнего состава представительного органа новому. Своих кандидатов в депутаты выдвинули 43 избирательных объединения и блока, большинство из которых составляли те, кто находится в оппозиции правительству. В результате установленный законом 5-процентный барьер (федеральный избирательный округ) смогли преодолеть только самые крупные партии и объединения. С учетом результатов голосования по одномандатным избирательным округам крупнейшие фракции в Думе составили избранные депутаты от Коммунистической партии РФ, Либерально-демократической партии России, движения "Наш дом – Россия", объединения "ЯБЛоко" и ряда других партий и объединений. В выборах приняло участие 60 % зарегистрированных избирателей, что само по себе подтвердило доверие народа к Конституции и созданному на ее основе избирательному праву. Реальное значение Конституции нашло свое выражение также в проведении 16 июня 1996 г. всеобщих выборов Президента Российской Федерации. В соответствии с законом на этот пост сначала претендовали 79 кандидатов, но в бюллетень для голосования были включены 11 кандидатов (среди них и такие кандидаты, которые ранее оспаривали легитимность самой Конституции). Выборы, прошедшие в атмосфере острой напряженности, завершились избранием на второй срок Б. Н. Ельцина. Конституционный строй снова подтвердил соответствие воле народа. Новый конституционный строй России только складывается, и притом в очень трудных условиях политической нестабильности. Конституция призвана сделать незыблемыми права и свободы человека, а также стать базой создания социального правового государства, способствовать становлению гражданского общества. На этом пути все ее институты ожидают серьезные испытания на прочность, но только конституционная законность способна обеспечить проведение демократических реформ, решение социальных и экономических проблем общества. Все это и другие аспекты наболевших проблем общества в руках нашего президента – В.В. Путина

 

                                             ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Конституция является основным источником любой отрасли национального  права, и в первую очередь конституционного. Специфика Конституции как основного  источника конституционного права  выражается в следующем:

1) Конституция принимается  народом или от имени народа, она является высшей формой  воплощения государственной воли  народа. Российская Конституция  1993 года была принята на референдуме,  который является высшим непосредственным  выражением власти народа;

2) конституционные нормы  имеют учредительный характер, устанавливая  основные принципы существования  государства (основы конституционного  строя), основы организации государственной  власти, устанавливают порядок создания  иных правовых норм. Конституционные  нормы первичны, нет другого правового  акта, которому Конституция должна  бы была соответствовать;

3) Конституция определяет  некоторые виды иных источников  права;

4) Конституция РФ обладает  высшей юридической силой и  непосредственным действием на  всей территории Российской Федерации.  Законы и иные нормативно-правовые  акты не должны противоречить  Конституции РФ;

5) Конституция РФ имеет  не только правовое, но и большое  общественно-политическое и идеологическое  значение, закрепляя статус российской государственности, а также идеалы, к которым стремится общество индивидов, объединенных совместным существованием в рамках Российской Федерации. Конституция РФ выступает одним из фундаментальных, основополагающих факторов существования российского общества.

Конституционность в  любой цивилизованной стране – верхний  этаж законности. Без соблюдения Конституции  нет и в принципе не может быть законности как таковой. Все это  – аксиомы для любого политика или юриста, неизбежные постулаты, прямо  вытекающие из понятия Конституция  – основной закон государства. Основной – следовательно, обязательный для  всех, исполняемый неукоснительно. Из текста Конституции фактически выпала, например, глава об избирательной системе, без которой Основной Закон страны выглядит явно недоработанным. И возникающие на этой почве коллизии на деле ведут к прямым нарушениям прописанных в Конституции же прав избирателей. Амбициозность отдельных политиков вкупе с недоработками самой Конституции образуют на практике порочный круг пренебрежения к Основному Закону. Добавить к этому следует и безответственность, которая всегда была, есть и остается злейшим врагом конституционности. И в итоге нетрудно убедиться, что политико-правовой КПД нашей Конституции до обидного низок. Что же нужно сделать, что поднять Основной Закон на должную высоту, как это и надлежит в подлинно правовом государстве? Во-первых, необходимо привести Конституцию в соответствие с реальным правом. И главное при этом, чтобы провозглашенная Основным Законом полнота прав и свобод человека и гражданина наполнилась бы адекватным содержанием. Во-вторых, необходимо резко повысить качество принимаемых законов. Конечная цель такова: исключить их противоречие праву, и прежде всего, естественно, конституционному. Законы, отличаясь точностью, не должны также нуждаться ни в каких министерских инструкциях о порядке своего применения. В-третьих. Каждому факту нарушения Конституции должна даваться неотвратимая правовая оценка. Конституционный Суд не имеет права уклоняться от рассмотрения подобных дел, безмолствовать по поводу противоречащих Основному Закону действий и актов. Конкретные же виды реальной ответственности за нарушения Конституции следует установить невзирая на лица. Если удастся реализовать хотя бы этот политико-правовой минимум, то наша российская конституционность может приблизиться к эталонному уровню. Практически во всех цивилизованных странах конституции возведены в ранг государственных святынь. По-иному, очевидно, и быть может, если руководители государств, ведущие политики делают все, чтобы граждане искренне уважали конституцию своей страны, гордились ею. Если мы в открытую провозгласили, что Россия стремится к построению правового государства, то и нам следует действовать в том же ключе. Ведь без движения и доверия к Основному Закону, без неукоснительного соблюдения каждой буквы Конституции невозможно добиться успеха реформ, достичь подлинной общественной стабильности.

 

 

           СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Конституционное право Росии  Суперека С.В.  2009 год 

 

2. «Правоведение» / Под. ред. проф. М.Б. Смоленского, Серия «Высшее образование», 3-е изд. перераб. и доп., Ростов н/Д: Феникс, 2004г.,

3. «Правоведение», учеб. / Под. общ ред. проф. М.Б. Смоленского,, 2-е изд. исправ. и доп., М.: ИТК «Дашков », 2007г

4. А.И. Яковлев, «Основы правоведения» учеб для учащихся нач. проф. учеб. заведений, 5-е изд., стер. – М.: Академия, 2007г.

5. Авакьян С.А. Конституционное право России: Учебный курс.- В.2 т. Т.2. – М.:Юристъ, 2007.

6. Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации. — М., 2007.

7. Жуйков В. И. Права человека и власть закона. — М., 2006.

8. Козлова Е. И., Кутафин О. Е.  Конституционное право России :  учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности "Юриспруденция" . -  Москва: Проспект, 2009..

9. Конституционное право России. Козлолва Е.И. – М.: Юристъ, 2002.

10. Конституционное право России. Курс лекций: Е. И. Колюшин — Санкт-Петербург, Городец, 2006 г.

11. Конституционное право Российской Федерации. Баглай М.В. Учебник для вузов. 3-е изд., изм. и доп. – М.: НОРМА, 2001.

12. Конституционное право России: учебник для студентов вузов/ Под ред.А.С.Прудникова, В.И.Авсеенко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.Баглай М.В. 13.Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов. 5-е изд., изм. и доп. 2005.

14.Конституционные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации: Учебник для вузов / Под ред. д.ю.н., проф. О.И.Тиунова. 2005.

15.Выдрин И.В. Избирательное право  Российской Федерации. 2004.

16.Конституционный судебный процесс:  Учебник для вузов / отв. ред.  д.ю.н., проф. М.С. Саликов. 2004.

17. Курс лекций по констиционному  праву, Битюкова Андрея Генадьевича 2011-2012 г.

 

1 Конституционное право Росии  Суперека С.В.  2009 год                            

3«Правоведение», учеб. / Под. общ ред. проф. М.Б. Смоленского,, 2-е изд. исправ. и доп., М.: ИТК «Дашков », 2007г

4 А.И. Яковлев, «Основы правоведения» учеб для учащихся нач. проф. учеб. заведений, 5-е изд., стер. –             М.: Академия, 2007г.

5 Авакьян С.А. Конституционное право России: Учебный курс.- В.2 т. Т.2. – М.:Юристъ, 2007.

 

5Козлова Е. И., Кутафин О. Е.  Конституционное право России :  учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности "Юриспруденция" . -  Москва: Проспект, 2009.

6Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации. — М., 2007.


Информация о работе Конституционное развитие после принятия Конституции