Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 19:17, курсовая работа
Советские люди живут в самом демократическом обществе. Их широкие права и свободы материально и юридически гарантированы. Привыкнув за десятилетия Советской власти быть хозяевами страны, мы давно перестали удивляться этому. Так здоровый человек не ощущает своего здоровья. Гражданин, честно выполняющий свои обязанности перед обществом и одновременно получающий от общества необходимые блага, не замечает, что его жизнь охраняется правовыми нормами, обеспечивающими материальное благосостояние, духовные интересы, жизнь и здоровье. Он принимает это как само собой разумеющееся. Между тем современная правовая система – это результат длительной, тяжелой борьбы и побед пролетариата над его врагами, результат героических десятилетий строительства социализма.1
Введение.......................................................................................................................3
1. Понятие конституционности государства............................................................6
2. Понятие и сущность конституции как основного Закона государства.................................................................................................................12
3. Порядок пересмотра и внесения поправок в Конституцию РФ......................16
4. Конституционное развитие после принятия Конституции..............................19
Заключение.................................................................................................................24
Список литераратуры................................................................................................27
Введение......................
1. Понятие конституционности
2. Понятие и сущность конституции
как основного Закона государства...................
3. Порядок пересмотра и внесения поправок в Конституцию РФ......................16
4. Конституционное развитие
Заключение....................
Список литераратуры...........
Советские люди живут в самом демократическом обществе. Их широкие права и свободы материально и юридически гарантированы. Привыкнув за десятилетия Советской власти быть хозяевами страны, мы давно перестали удивляться этому. Так здоровый человек не ощущает своего здоровья. Гражданин, честно выполняющий свои обязанности перед обществом и одновременно получающий от общества необходимые блага, не замечает, что его жизнь охраняется правовыми нормами, обеспечивающими материальное благосостояние, духовные интересы, жизнь и здоровье. Он принимает это как само собой разумеющееся. Между тем современная правовая система – это результат длительной, тяжелой борьбы и побед пролетариата над его врагами, результат героических десятилетий строительства социализма.1 Перед тем, как перейти к основной части моей работы, я хочу сразу сделать несколько оговорок. 1) Мне представляется, вести речь об Основном Законе государства лишь в общих чертах, поэтому вместе со всеми обобщающими определениями я все же буду базироваться на конкретном примере, а именно на Конституции РФ. 2) Так как цель моей работы – это не анализ всех государственно-правовых проблем, которые включает в себя Конституция РФ, а лишь доказательство тезиса “Конституция – это основной закон государства и общества”, я возьму только крохотную часть всех проблем, раскрываемых Конституцией РФ. Например, права и свободы человека. И мне кажется, что наличие этих проблем в Конституции доказывает то, что Конституция – это именно Основной Закон государства, если в нем присутствуют и разрабатываются столь важные и основополагающие проблемы, как права и свободы человека. Слово “Конституция” – латинского происхождения, от constitutio, – становление, устроение. Основной Закон – это фундамент законодательства, регулирующего взаимоотношения граждан между собой и с государством. Конституция нужна для того, чтобы законы не противоречили друг другу и не нарушали права и свободы граждан. Развитие Российского государства подтверждает общее правило нашего времени: каждая страна, считающая себя цивилизованной, имеет свою конституцию. И это закономерно. Конституция важна и необходима для современного государства, прежде всего, потому, что в ней закрепляются его исходные принципы и назначение, функции и основы организации, формы и методы деятельности. Конституция устанавливает пределы и характер государственного регулирования во всех основных сферах общественного развития, взаимоотношения государства с человеком и гражданином. 3Самое главное – конституция придает высшую юридическую силу фундаментальным правам и свободам человека, защищает его честь и достоинство.2 Это продиктовано серьезными политическими и социальными переменами, происшедшими в названных странах и во всем мире, условиями нового времени. Принятие новой Конституции в России тоже является отражением серьезнейших общественных потребностей. Конституцию справедливо называют главным, основным законом государства. Если представить себе многочисленные правовые акты, действующие в стране, в виде определенного организованного и взаимосвязанного целого, некоей системы, то конституция – это основание, стержень и одновременно источник развития всего права. На базе конституции происходит становление различных отраслей права, как традиционных, существовавших еще в прошлом, так и новых, создаваемых с учетом перемен в экономике, социальном развитии, политике и культуре. Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г., – непросто первая в истории страны. До ее принятия действовала Российская Конституция 1978 года, которая имела своих предшественниц.3. 4Новая Конституция в нашей стране зафиксировала “десоветизацию” государственной власти. Были разделены законодательная, исполнительная и судебная ветви власти, что является важнейшим признаком подлинной демократии. Ведь еще французская Декларация прав человека и гражданина 1789 г. провозгласила: “Всякое общество, в котором не обеспечено пользование правами и не проведено разделение властей, не имеет Конституции”. И, наконец, государственный строй в Российской Федерации определен как конституционный, а не общественный.4 Новая Конституция занимает верховенствующие положение в правовой системе страны. 5Ее положение являются первичными. Все остальные правовые акты, принимаемые в рамках Российской Федерации, в том числе федеральные законы, конституции республик, уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов, должны соответствовать Конституции Российской Федерации. Это же относится к договорам о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации, ибо речь идет о конституционном, т.е. внутригосударственном, а не о международном праве.
Практически во всех современных государствах
(независимо формы государственного
устройства и господствующей политической
идеологии) существуют конституции. Но
наличие в государстве
В современном смысле конституционность
государства – это, прежде всего
его связанность правом, а конституция
– в первую очередь декларация
прав человека и гражданина, гарантированных
властью и ограничивающих ее осуществление.
Иначе говоря, конституция – надлежащая
форма основополагающего
Конституции
– важнейший институт демократии.
В современном значении они возникли
в конце XVIII в. Первая конституция, действующая
до настоящего Времени, появилась и
1787 г. в США. В 90-е гг. того же столетия
были приняты конституции во Франции
(1791 и 1793гт.) и Польше (1793 г.) В настоящее
Время во всех странах мира, а
их число приближается к 200, имеются
конституции. Конституции играют огромную
роль в жизни каждого государства,
что определяется их особым местом
в правовой системе страны. В самом
общем виде конституцию можно
определить как правовой акт (или
совокупность правовых актов), обладающий
высшей юридической силой и
Верховенство конституции в правовой системе обеспечивается эффективным механизмом ее реализации и охраны. Вопросами обеспечения конституционности законов и других нормативно-правовых актов занимаются органы конституционного контроля (надзора, суда). Им не редко принадлежит и право толкования конституционных положений. Верховенство конституции в правовой системе устанавливается ни каким-либо другим нормативным актом, а ее собственными нормами. Так, в соответствии со ст. 98 Конституции Японии 1946 г. она «является верховным законом страны, и не какие законы, указы, рескрипты или другие государственные акты, противоречащие в целом или в части ее положением, не имеют законной силы».5 Аналогичная норма и имеется в Конституции РФ 1993 г.: «Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действе и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации».6 Сущность конституции заключается не только в том, что она – основной закон государства и обладает высшей юридической силой, хотя это – ее первейшее и важнейшее назначение. Конституция является также политическим и идеологическим документом. Как политический документ она отражает определенное соотношение политических сил на момент ее разработки и принятия. Но такое соотношение политических сил не является неким выражением соотношения классовых интересов или «результатом классовой борьбы», что являлось не зыблемой методологической основой советской науки конституционного права. Конституция в демократическом государстве – результат политического согласия. Она является общественным компромиссом, в котором согласованы политические интересы, представленные различными политическими силами. Их интересы отражены в конституции в той мере, в Какой их удалось отстоять и согласовать с другими политическими силами. Разумеется, больше учтены интересы тех политических сил, чьё влияние в обществе оказалось более сильным.7 Конституция декларирует важнейшие ценности – права человека, демократические институты, частную собственность, свободу экономической деятельности и другие, составляющие основу конституционного строя. Эти ценности, будучи стержнем, либерально-демократической идеологии, защищаются и охраняются. Каждая конституция выполняет определенные функции, которые раскрывают ее социальное назначение и характеризуют основные направления ее воздействия на общественные отношения. Исходя из сказанного выше, можно сделать вывод о трех важнейших функциях конституции: юридической, политической и идеологической. Юридическая функция заключается в том, что конституция, будучи основным законом, является важнейшим источником права, нормы которого обладают высшей юридической силой и лежат в основе всей системы правового регулирования. Политическая функция конституции заключается в том, что политический процесс, в котором участвуют так или иначе все политические силы, осуществляется на основе правил, установленных конституцией. Политический процесс охватывает различные формы, способы и направления политической деятельности; по существу – это порядок функционирования политической системы, ее институтов. С изменением норм конституции вносятся определенные изменения и в политический процесс. Идеологическая функция конституции заключается в том, что она выступает средством идеологического воздействия. Конституция играет большую воспитательную роль, устанавливая основы взаимоотношений государства и человека, государства и общества, основанные на их взаимной ответственности. Современные демократические конституции характеризуются еще одной важной чертой: они имеют прямое действие. Прямое действие конституции означает, во-первых, что нормы конституции обязательны для органов законодательной, исполнительной и судебной власти, а также для органов местного самоуправления путем конкретизации норм конституции в других нормативных актах. Такое понимание конституции ослабляло ее значение как основного закона, обладающего высшей юридической силой.
Конституция РФ различает термины "пересмотр" и "внесение поправок". Пересмотром являются изменения положений гл. 1, 2 и 9 Конституции РФ. Внесение поправок направлено на изменение гл. 3 – 8 Конституции РФ. Чисто внешне может показаться, что критерием различия этих терминов является формальное распределение глав Конституции по разным процедурам. Но на самом деле Конституция проводит здесь фундаментальное различие между главами, которые в силу их характера изменяться не должны или, во всяком случае, сделать это, должно быть, очень трудно, и главами, которые могут быть изменены сравнительно в облегченном порядке. Положения гл. 1 и 2 устанавливают основы конституционного строя и правовой статус личности, и естественно, что учредительная власть установила для них столь высокие гарантии. Еще в ст. 16 и 64 Конституции как бы предупредила законодателей, что положения, связанные с основами конституционного строя и правовым статусом личности, не могут быть изменены
Порядок пересмотра и внесения поправок отличается намеренной усложненностью, которая призвана отбить охоту у кого бы то ни было к изменению Конституции без серьезных оснований. С этой целью ограничен круг субъектов права на инициативу, права на пересмотр лишено Федеральное Собрание, строго определены возможности Конституционного Собрания, введена ратификация поправок субъектами РФ. Все это указывает на то, что пересмотр и поправки принимаются не обычным законом и не в обычной законодательной процедуре. Тем самым учредительная власть подчеркивает свое верховенство над законодательной. Субъекты права на внесение предложений о поправках и пересмотре положений Конституции РФ перечислены в ст. 134. Это:
Перечень этих органов государственной власти уже тех, которые согласно ст. 104 Конституции РФ обладают правом законодательной инициативы. Здесь нет высших судебных органов и индивидуального права на инициативу со стороны членов палат Федерального Собрания. В Конституции РФ не указывается, каким образом должны приниматься решения органов государственной власти, связанные с внесением предложений о пересмотре или поправке к Конституции. Следовательно, такие решения принимаются в соответствии с регламентом каждого, органа, т. е. требуют проведения голосования при наличии кворума и оформляются постановлением. Установление порядка, пересмотра положений гл. 1, 2 и 9 Конституции начинается (ст. 135) с ясного указания на то, что положения этих глав не могут быть пересмотрены Федеральным. Собранием. Такое выражение "недоверия" законодательному органу преследует цель не допустить положения, при котором этот орган сам принял решение о пересмотре и в том же вихре страстей сам осуществил этот пересмотр.
Информация о работе Конституционное развитие после принятия Конституции