Конституционное право Японии

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2010 в 12:43, реферат

Краткое описание

онституцию Японии среди других послевоенных конституций выделяет ярко выраженный пацифизм, что прямо связано с условиями ее принятия.
Это- монархическая конституция, но права монарха значительно сокращены по сравнению с предшествующим конституционным актом; положения, относящиеся к статусу монарха и Короне, придают акту своеобразие.

Оглавление

Введение…..……………………………………………………………….3
1. Социальная структура, экономическая, политическая и партийная
системы общества……………………………………………………4-7
2. Японская модель разделения властей………………………………7-8
3. Конституционные полномочия и реальная политическая роль императора в осуществлении власти……………………………...9-10
4. Конституционно-правовые основы деятельности правительства11-16
5. Конституционные основы судебной власти………………………16-20
Заключение……….…………………………..………………………..21-22
Список литературы………………………………………….……………23

Файлы: 1 файл

Конституционное право Японии.doc

— 142.00 Кб (Скачать)

В случае выражения  Палатой представителей вотума не-доверия  иди отказа в доверии правительству  Премьер-министр принимает решение  об отставке правительства, если в тече-ние 10 дней Палата представителей не будет  распущена ука-зом Императора (в подавляющем большинстве случаев дела-лось второе).

Помимо политической ответственности правительства  речь можно вести и об уголовной  ответственности отдельных его  членов. В частности, Конституция  предусматривает такую воз-можность в отдельных случаях. Государственные министры в период занятия ими своих должностей, указано в ст. 75, не могут привлекаться к судебной ответственности без согласия на то Премьер-министра. Однако этим не затрагивается пра-во привлечения к судебной ответственности. Столь гибкая нор-ма Конституции в отношении уголовной ответственности чле-нов правительства позволяет последним чувствовать себя уве-ренно в плане выполнения профессиональных обязанностей. Но не настолько, чтобы появились самоуверенность и чувство полной безответственности и безнаказанности. Указанная нор-ма не мешает правоохранительным органам проводить рассле-дование правонарушений, совершенных высокопоставленны-ми государственными чиновниками.

В последнее время, когда эра безраздельного господства одной партии подошла к концу и труднее стало скрывать не-которые темные стороны финансирования избирательных кам-паний, размещения выгодных правительственных заказов и т. п., участились скандальные уголовные процессы с некоторыми высокопоставленными лицами в японском правительстве.

Премьер- министр  руководит работой Кабинета ми-нистров, координирует функции остальных членов правитель-ства и направляет их деятельность. Конституция предоставля-ет ему особые полномочия и отводит более половины содер-жания главы о правительстве.

Премьер-министр  как глава Кабинета и в силу права на-значать и смещать министров имеет возможность поддержи-вать единство в Кабинете, направлять и контролировать его деятельность. Все законопроекты, бюджет и другие вопросы представляются через него от имени Кабинета в Парламент. Он также регулирует разногласия между членами Кабинета.

Кабинет осуществляет свои функции на основе обычая: процедура  заседаний и принятие решений  не регулируют писаными нормами права. Обсуждение вопросов и подготовка решений  происходят в условиях секретности, решения принимаются консенсусом, а не голосованием Курицын В.М. Конституционный строй Японии.- М., 1998. С. 77

.

В сфере управления государственным аппаратом, а так-же исполнения положений Конституции, законодательных актов и собственных  решений у японского правительства име-ется достаточно много нерешенных проблем. Прежде всего это проблемы исполнительской дисциплины и эффективности управления. Не случайно поэтому последние избирательные кампании проходили под лозунгом административной рефор-мы и сокращения административных структур. Готовится пе-ресмотр Закона о Кабинете министров с целью расширения полномочий Премьер-министра, в том числе установления права Премьер-министра на личную инициативу в определе-нии принципиального политического курса и внедрения прин-ципа принятия решений Кабинета министров большинством голосов его членов, а не консенсусом. Предлагается расши-рить и укрепить аппарат помощников Премьер-министра, чтобы фактически образовать его собственный «мозговой центр», а также преобразовать канцелярию Премьер-министра в канце-лярию Кабинета министров, оставив ее в подчинении Премьер-министра. В канцелярию Кабинета министров предлагается включить государственный комитет общественной безопаснос-ти (общее руководство полицией, морской охраной, нарколо-гическим надзором), управление финансового надзора, управ-ление императорского двора, а также управление обороны. Для обеспечения успешной работы Кабинета министров в це-лом, возможно сохранение в составе Канцелярии кабинета ми-нистров секретариата.

Во главе каждого министерства находятся министр и два его заместителя -- парламентский (член Парламента, который уходит в отставку вместе с министром) и административный. Последний является представителем высшего чи-новничества и сохраняет свой пост, невзирая на частые смены министров (именно эти заместители министров сохраняют пре-емственность политики и руководства).

Внутренняя организация  министерств включает бюро (ди-ректораты), подразделяемые на секции. При наиболее важ-ных министерствах создаются  административные комиссии (по типу американских административных комиссий и управлений), а также консультативные комиссии для изучения, разработ-ки назревающих проблем и информирования правительства. Они играют важную роль в ограничении всевластия чиновничьего аппарата.

Японские министры, как правило, не являются специали-стами  и потому целиком зависят от компетентности своих под-чиненных. В соответствии с поправкой, принятой в 1974 г. к Закону о Кабинете министров, министр может  возглавлять более одного министерства или иного ведомства, что делает ротацию министров более естественной. Реально аппаратом министерства руководит административный заместитель мини-стра -- профессиональный чиновник со специальным образо-ванием.

Министр -- прежде всего  представитель правящей партии, который в своей деятельности руководствуется чаще всего партийными интересами, тесно связан с одной из парламент-ских фракций и вынужден большую часть времени уделять не делам министерства, а решению партийных вопросов. Средний срок пребывания на посту -- около года. Это, впрочем, не означает, что освобожденный от должности министр не воз-главит вскоре другое министерство, а возможно, и это же. Частая сменяемость не позволяет министрам вникнуть в дела министерства, а высшие чиновники по этой причине не спе-шат вводить их в курс дела. Деятельность министра может быть подвергнута проверке только со стороны Премьер-министра, но такое вмешательство -- отступление от общепринятых норм.

Будучи членом Парламента, министр не должен забывать своих  избирателей. Насколько тесными бывают порой такие связи, может освидетельствовать пример бывшего премьер-министра К. Танаки, который, находясь под стражей по делу «Локхид», был переизбран в Парламент.

В Японии структура  правительственного аппарата состоит  из трех взаимосвязанных звеньев: карьерного чиновничества; полуправительствен-ных корпораций, выполняющих некоторые функции государственного управления и координации деятельности различных звеньев исполнительной власти, и персонала вспомогательных государственных органов.

Отличительные особенности  японской публичной службы состоят  в том, что:

1) в категорию  государственных служащих здесь  принято включать не только  работников государственного аппарата, но также и лиц, работающих  на предприятиях, принадлежа-щих  государству (служащих государственных железных до-рог, работников телевидения, муниципальных школ);

2) по численности  государственных служащих Япония  ус-тупает странам Западной Европы  или США;

3) система пожизненного  найма государственных служащих  практически исключает межведомственную мобильность и рота-цию кадров и позволяет иметь незначительный по численнос-ти персонал государственных служащих всех трех категорий.

В послевоенный период в Японии начала создаваться широкая  сеть консультативных органов, которые в своей работе опираются на помощь пред-принимательских, академических, профсоюзных кругов; кон-сультируются с представителями Парламента и служащими государственного аппарата. При помощи этих органов правитель-ство имеет возможность получать дополнительную информацию помимо официальных каналов, проверять объективность инфор-мации, поступающей по официальным каналам, проводить не-зависимые экспертизы, исследования и в конечном итоге полу-чать лучшую возможность контроля бюрократического аппарата.

Вспомогательные органы при правительстве Японии раз-виваются быстрыми темпами. В целом же система вспомогательных органов имеет доста-точно отлаженную структуру. Органы, создаваемые при мини-стерствах и ведомствах, позволяют координировать и контро-лировать работу различных департаментов и отделов внутри ведомства, готовить согласованные и сбалансированные про-екты документов, поддерживать тесные контакты с другими заинтересованными ведомствами и соответствующими комис-сиями парламента.

Во многом сходные  задачи, только на более высоком уров-не, приходится решать органам, создаваемым при правитель-стве. Например, координировать работу министерств и ве-домств, а не департаментов и отделов министерства. При Ка-бинете министров действуют секретариат, законодательное бюро, совет по делам персонала, совет национальной оборо-ны, а также канцелярия Премьер-министра, по правам при-равненная к министерству. Они занимаются подготовкой важ-нейших вопросов государственной деятельности Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. Учебник.- М.: Юристъ, 2000. С. 318.

Среди органов, подчиненных  Кабинету, важнейшие -- административные советы (всего 9) и специализированные комитеты (всего 23). Административные советы действуют главным образом в  таких сферах управления, где требуется высокая степень подготовки или где необходимо согласовывать противоречивые интересы (например, совет по соблюдению пра-вил деловой жизни, совет по урегулированию вопросов земле-пользования). Специализированные комитеты занимаются вопросами, разрешение которых имеет более широкий характер и выходит за пределы компетенции какого-то одного министерства. Все вышеуказанные органы подчиняются Премьер--министру.

Помимо вспомогательных  органов, создаваемых при органах  исполнительной власти, в Японии также  существует развет-вленная сеть так называемых «персональных консультативных органов», которые подчинены непосредственно руководителям, прежде всего министрам и Премьер-министру. Юридически эти органы отличаются тем, что учреждаются не Парламентом, а Кабинетом министров. Они ориентированы на интересы конк-ретного политика.

Независимые органы. Это органы, которые неза-висимы от правительства. К их числу относятся  прежде всего Ревизионный совет  и Совет государственных учреждений.

Ревизионный совет  призван контролировать государствен-ный бюджет и государственные расходы. Согласно ст. 90 Кон-ституции заключительный отчет о государственных доходах и расходах ежегодно проверяется Ревизионным советом, кото-рый представляет свой доклад вместе с докладом Кабинета министров в течение финансового года, следующего за отчет-ным.

Совет государственных  учреждений ведает вопросами службы государственных чиновников и следит за тем, чтобы при занятии государственных  должностей не получала пре-имущества  ни одна из партий, а назначения производились исключительно на основании профессиональной квалификации и опыта претендентов.

5. Конституционные  основы судебной  власти

Все судьи независимы и связаны только Конституцией и  законами; они действуют, следуя голосу своей совести (часть третья ст. 76). Данный принцип служит дополнительной гаран-тией объективности судей при выполнении служебных обязан-ностей. Равно как и принцип несменяемости, получивший выражение в ст. 78, согласно которой судьи не могут быть освобождены от должности без публичного разбирательства в порядке импичмента, за исключением тех случаев, когда су-дья в судебном порядке объявлен умственно или физически неспособным исполнять свои обязанности. Административные органы не могут применять к судьям дисциплинарные взыска-ния. К числу конституционных гарантий независимости отно-сится принцип, согласно которому размер вознаграждения судей не может быть уменьшен в период их пребывания в должности (часть шестая ст. 79, часть вторая ст. 80).

Заседатели в японском судопроизводстве не участвуют.

Конституция также  гарантирует публичность судебных действий: разбирательство дел в  судах и объявление решений производится в открытых заседаниях. Однако если суд едино-гласно решает, что гласность  представляет опасность для пуб-личного  порядка или морали, разбирательство может вестись при закрытых дверях. Таким образом, для проведения закры-того судебного законодательства необходимо обязательное сочетание двух обстоятельств: установление наличия опасно-сти публичного судебного разбирательства для публичного порядка или морали и единогласного голосования по этому вопросу всех судей. При этом дела о политических преступле-ниях, о преступлениях, связанных с печатью, или дела, в которых затрагиваются права граждан, гарантированные гла-вой III Конституции, ни при каких обстоятельствах не могут рассматриваться при закрытых дверях. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник: В 4 т. Т. 4.Часть Особенная: страны Америки и Азии / Отв. ред. проф. Б. А. Страшун.- М.: Издатель-ство НОРМА (Издательская группа НОРМА--ИНФРА* М), 2001. С. 258.

В конце 1990 г. был  отмечен 100-летний юбилей рождения современной  юстиции в Японии. Как уже упоминалось, воз-главляет судебную систему Японии Верховный суд, кото-рый состоит  из главного судьи и 14 судей, назначаемых Каби-нетом министров. Это суд высшей инстанции, который полно-мочен решать вопрос о конституционности любого закона, приказа, предписания или другого официального акта. Глав-ный судья Верховного суда назначается Императором по пред-ставлению Кабинета. Выше мы уже обращали внимание на такую особенность статуса членов Верховного суда Японии, как пересмотр назначения их народом при проведении первых после данного назначения всеобщих выборов в Палату представителей и повторный пересмотр -- при проведении первых выборов в Палату представителей по прошествии 10 лет; эта процедура повторяется в дальнейшем в таком же порядке. Если большинство избирателей выскажется за смещение какого-либо судьи, то он смещается немедленно (ст. 79, 81 Конституции).

Информация о работе Конституционное право Японии