Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2010 в 12:43, реферат
онституцию Японии среди других послевоенных конституций выделяет ярко выраженный пацифизм, что прямо связано с условиями ее принятия.
Это- монархическая конституция, но права монарха значительно сокращены по сравнению с предшествующим конституционным актом; положения, относящиеся к статусу монарха и Короне, придают акту своеобразие.
Введение…..……………………………………………………………….3
1. Социальная структура, экономическая, политическая и партийная
системы общества……………………………………………………4-7
2. Японская модель разделения властей………………………………7-8
3. Конституционные полномочия и реальная политическая роль императора в осуществлении власти……………………………...9-10
4. Конституционно-правовые основы деятельности правительства11-16
5. Конституционные основы судебной власти………………………16-20
Заключение……….…………………………..………………………..21-22
Список литературы………………………………………….……………23
В случае выражения
Палатой представителей вотума не-доверия
иди отказа в доверии правительству
Премьер-министр принимает
Помимо политической
ответственности правительства
речь можно вести и об уголовной
ответственности отдельных его
членов. В частности, Конституция
предусматривает такую воз-
В последнее время, когда эра безраздельного господства одной партии подошла к концу и труднее стало скрывать не-которые темные стороны финансирования избирательных кам-паний, размещения выгодных правительственных заказов и т. п., участились скандальные уголовные процессы с некоторыми высокопоставленными лицами в японском правительстве.
Премьер- министр руководит работой Кабинета ми-нистров, координирует функции остальных членов правитель-ства и направляет их деятельность. Конституция предоставля-ет ему особые полномочия и отводит более половины содер-жания главы о правительстве.
Премьер-министр как глава Кабинета и в силу права на-значать и смещать министров имеет возможность поддержи-вать единство в Кабинете, направлять и контролировать его деятельность. Все законопроекты, бюджет и другие вопросы представляются через него от имени Кабинета в Парламент. Он также регулирует разногласия между членами Кабинета.
Кабинет осуществляет свои функции на основе обычая: процедура заседаний и принятие решений не регулируют писаными нормами права. Обсуждение вопросов и подготовка решений происходят в условиях секретности, решения принимаются консенсусом, а не голосованием Курицын В.М. Конституционный строй Японии.- М., 1998. С. 77
.
В сфере управления
государственным аппаратом, а так-же
исполнения положений Конституции,
законодательных актов и
Во главе каждого министерства находятся министр и два его заместителя -- парламентский (член Парламента, который уходит в отставку вместе с министром) и административный. Последний является представителем высшего чи-новничества и сохраняет свой пост, невзирая на частые смены министров (именно эти заместители министров сохраняют пре-емственность политики и руководства).
Внутренняя организация
министерств включает бюро (ди-ректораты),
подразделяемые на секции. При наиболее
важ-ных министерствах
Японские министры, как правило, не являются специали-стами и потому целиком зависят от компетентности своих под-чиненных. В соответствии с поправкой, принятой в 1974 г. к Закону о Кабинете министров, министр может возглавлять более одного министерства или иного ведомства, что делает ротацию министров более естественной. Реально аппаратом министерства руководит административный заместитель мини-стра -- профессиональный чиновник со специальным образо-ванием.
Министр -- прежде всего представитель правящей партии, который в своей деятельности руководствуется чаще всего партийными интересами, тесно связан с одной из парламент-ских фракций и вынужден большую часть времени уделять не делам министерства, а решению партийных вопросов. Средний срок пребывания на посту -- около года. Это, впрочем, не означает, что освобожденный от должности министр не воз-главит вскоре другое министерство, а возможно, и это же. Частая сменяемость не позволяет министрам вникнуть в дела министерства, а высшие чиновники по этой причине не спе-шат вводить их в курс дела. Деятельность министра может быть подвергнута проверке только со стороны Премьер-министра, но такое вмешательство -- отступление от общепринятых норм.
Будучи членом Парламента, министр не должен забывать своих избирателей. Насколько тесными бывают порой такие связи, может освидетельствовать пример бывшего премьер-министра К. Танаки, который, находясь под стражей по делу «Локхид», был переизбран в Парламент.
В Японии структура правительственного аппарата состоит из трех взаимосвязанных звеньев: карьерного чиновничества; полуправительствен-ных корпораций, выполняющих некоторые функции государственного управления и координации деятельности различных звеньев исполнительной власти, и персонала вспомогательных государственных органов.
Отличительные особенности японской публичной службы состоят в том, что:
1) в категорию
государственных служащих
2) по численности
государственных служащих
3) система пожизненного
найма государственных
В послевоенный период в Японии начала создаваться широкая сеть консультативных органов, которые в своей работе опираются на помощь пред-принимательских, академических, профсоюзных кругов; кон-сультируются с представителями Парламента и служащими государственного аппарата. При помощи этих органов правитель-ство имеет возможность получать дополнительную информацию помимо официальных каналов, проверять объективность инфор-мации, поступающей по официальным каналам, проводить не-зависимые экспертизы, исследования и в конечном итоге полу-чать лучшую возможность контроля бюрократического аппарата.
Вспомогательные органы при правительстве Японии раз-виваются быстрыми темпами. В целом же система вспомогательных органов имеет доста-точно отлаженную структуру. Органы, создаваемые при мини-стерствах и ведомствах, позволяют координировать и контро-лировать работу различных департаментов и отделов внутри ведомства, готовить согласованные и сбалансированные про-екты документов, поддерживать тесные контакты с другими заинтересованными ведомствами и соответствующими комис-сиями парламента.
Во многом сходные задачи, только на более высоком уров-не, приходится решать органам, создаваемым при правитель-стве. Например, координировать работу министерств и ве-домств, а не департаментов и отделов министерства. При Ка-бинете министров действуют секретариат, законодательное бюро, совет по делам персонала, совет национальной оборо-ны, а также канцелярия Премьер-министра, по правам при-равненная к министерству. Они занимаются подготовкой важ-нейших вопросов государственной деятельности Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. Учебник.- М.: Юристъ, 2000. С. 318.
Среди органов, подчиненных Кабинету, важнейшие -- административные советы (всего 9) и специализированные комитеты (всего 23). Административные советы действуют главным образом в таких сферах управления, где требуется высокая степень подготовки или где необходимо согласовывать противоречивые интересы (например, совет по соблюдению пра-вил деловой жизни, совет по урегулированию вопросов земле-пользования). Специализированные комитеты занимаются вопросами, разрешение которых имеет более широкий характер и выходит за пределы компетенции какого-то одного министерства. Все вышеуказанные органы подчиняются Премьер--министру.
Помимо вспомогательных органов, создаваемых при органах исполнительной власти, в Японии также существует развет-вленная сеть так называемых «персональных консультативных органов», которые подчинены непосредственно руководителям, прежде всего министрам и Премьер-министру. Юридически эти органы отличаются тем, что учреждаются не Парламентом, а Кабинетом министров. Они ориентированы на интересы конк-ретного политика.
Независимые органы.
Это органы, которые неза-висимы
от правительства. К их числу относятся
прежде всего Ревизионный совет
и Совет государственных
Ревизионный совет призван контролировать государствен-ный бюджет и государственные расходы. Согласно ст. 90 Кон-ституции заключительный отчет о государственных доходах и расходах ежегодно проверяется Ревизионным советом, кото-рый представляет свой доклад вместе с докладом Кабинета министров в течение финансового года, следующего за отчет-ным.
Совет государственных
учреждений ведает вопросами службы
государственных чиновников и следит
за тем, чтобы при занятии
5. Конституционные основы судебной власти
Все судьи независимы и связаны только Конституцией и законами; они действуют, следуя голосу своей совести (часть третья ст. 76). Данный принцип служит дополнительной гаран-тией объективности судей при выполнении служебных обязан-ностей. Равно как и принцип несменяемости, получивший выражение в ст. 78, согласно которой судьи не могут быть освобождены от должности без публичного разбирательства в порядке импичмента, за исключением тех случаев, когда су-дья в судебном порядке объявлен умственно или физически неспособным исполнять свои обязанности. Административные органы не могут применять к судьям дисциплинарные взыска-ния. К числу конституционных гарантий независимости отно-сится принцип, согласно которому размер вознаграждения судей не может быть уменьшен в период их пребывания в должности (часть шестая ст. 79, часть вторая ст. 80).
Заседатели в японском судопроизводстве не участвуют.
Конституция также
гарантирует публичность
В конце 1990 г. был отмечен 100-летний юбилей рождения современной юстиции в Японии. Как уже упоминалось, воз-главляет судебную систему Японии Верховный суд, кото-рый состоит из главного судьи и 14 судей, назначаемых Каби-нетом министров. Это суд высшей инстанции, который полно-мочен решать вопрос о конституционности любого закона, приказа, предписания или другого официального акта. Глав-ный судья Верховного суда назначается Императором по пред-ставлению Кабинета. Выше мы уже обращали внимание на такую особенность статуса членов Верховного суда Японии, как пересмотр назначения их народом при проведении первых после данного назначения всеобщих выборов в Палату представителей и повторный пересмотр -- при проведении первых выборов в Палату представителей по прошествии 10 лет; эта процедура повторяется в дальнейшем в таком же порядке. Если большинство избирателей выскажется за смещение какого-либо судьи, то он смещается немедленно (ст. 79, 81 Конституции).