Конституционное право Франции

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 02:37, реферат

Краткое описание

Конституция Франции 1958 года. Избирательное право. Местное самоуправление. Основы судебной системы.

Оглавление

Введение 2
1 Общая характеристика конституции Франции 1958 года, порядок 3
2 Избирательное право и референдум 6
3 Центральные органы государственной власти 12
4 Местное самоуправление 17
5 Основы судебной системы 24
Заключение 27
Список использованных источников 28

Файлы: 1 файл

Конституционное право Франции.doc

— 142.00 Кб (Скачать)

При выборах генеральных (департаментских) советов действует двухтуровая мажоритарная система. От каждого округа (кантона) избирается один советник. Эти советы избираются на 6 лет и обновляются наполовину каждые три года.

Муниципальные советы избираются по разным системам в зависимости от численности населения коммуны. В коммунах с населением до 3,5 тыс. человек система избрания похожа на систему, применяемую при выборах Национального собрания. В коммунах с числом жителей более 3,5 тыс. человек муниципальные советники избираются списком в два тура. Каждый список должен содержать столько кандидатов, сколько замещается мест. Каждая коммуна образует один избирательный округ.

Обжалование результатов выборов проводится в отношении парламентариев - в Конституционный совет, а в отношении других членов представительных учреждений - в органы административной юстиции.

Референдумы о пересмотре конституции на основе антиконституционного использования статьи 11, как уже говорилось, проводились генералом Ш.де Голлем. Референдум на основе этой статьи - вторая возможность, предоставленная избирателям принять участие в решении важнейших государственных дел. Эта статья ввела референдум как инструмент в руках президента республики. Голосование может проводиться по следующему кругу проблем:

1) организация государственных властей;

2) соглашения о Сообществе (этот пункт в связи с распадом Сообщества в настоящее время утратил силу);

3) уполномочие на ратификацию международного договора, который, не противореча конституции, отразился бы на функционировании государственных институтов. Применение статьи 11 очерчено тремя условиями:

1) голосование может проводиться по предложению правительства или по совместному предложению палат парламента, а не по собственному почину президента республики;

2) если референдум проводится по предложению правительства, то оно должно быть сделано во время сессии парламента; и

3) если проект принят на референдуме, то он должен быть промульгирован в 15-дневный срок.

Была расширена сфера применения референдурной процедуры (включен вопрос о реформах в экономической и социальной политике, которого раньше не было). Возможность передавать на голосование вопросы экономической и социальной политики ведет к изъятию из компетенции парламента (ст. 34 конституции) акты, принимавшиеся этим органом в порядке простого законодательства. Расширение полномочий главы государства было встречено оппозиционными выступлениями ряда депутатов и сенаторов, увидевших в таком расширении посягательства на права и свободы граждан. Вопрос об институтах, относящихся к публичным службам, может затрагивать право граждан на забастовку в государственных учреждениях, а также организацию государственных учреждений. Еще одним нововведением стало предоставление возможности для парламентариев предварительно обсуждать любой проект закона, передаваемый на референдум, но окончательное решение было оставлено за правительством. Парламентарии могут обсуждать проект, но не голосовать по нему. Такая новая формула взаимоотношений между законодательной и исполнительной властями вполне может повлечь конфликты и разногласия между ними, а затем между парламентом и избирательным корпусом.

Третий вид референдума, хотя этот термин не применяется в статье 53 конституции, - голосование по территориальным проблемам, поскольку никакая уступка, никакой обмен, никакое присоединение территории не является действительным без согласия заинтересованного населения. На основании этой статьи было проведено несколько референдумов.

 

 


3 Центральные органы государственной власти

 

Центральное место в системе государственных органов Франции принадлежит президенту. Он избирается на 7 лет путем всеобщих прямых выборов. Полномочия президента во всех сферах государственной жизни чрезвычайно обширны. Некоторые из них требуют министерской контрассигнации, однако наиболее важные права осуществляются президентом лично. Ст. 5 Конституции закрепила за ним обязанность обеспечивать "своим арбитражем нормальное функционирование государственных органов, а также преемственность государства". В этой же статье провозглашается, что президент является "гарантом национатъной независимости, территориальной целостности, соблюдения соглашений сообщество и договорам". Президент обладает широкими прерогативами в области законодательства. Он наделен правом законодательной инициативы. Все законы, принятые парламентом, должны быть в течении 15 дней подписаны и промульгированы прези­дентом. Если он не согласен с законом или какими-то его положениями, то может потребовать повторного обсуждения акта. Только после вторичного одобрения законопроекта президент обязан его подписать. По предложению правительства во время сессии парламента или по предложению палат президент может передать на референдум законо­проект, "касающийся организации государственной власти, содержащий одобрение какого-либо соглашения о Сообществе или имеющий целью разрешить ратификацию какого-либо договора" (ст.  11). В случае одобрения законопроекта президент обнародует его в 15-тиднсвный срок. Любой законопроект может быть передан президентом в Конститу­ционный совет для проверки соответствия его Конституции.

Что касается отношений президента с парламентом, то здесь прежде всего необходимо отметить такое важное его полномочие, как право роспуска нижней палаты парламента. Однако это решение он может принять только после консультации с премьер-министром и предста­вителями палат парламента (ст. 12). В двух случаях — в течении года с момента выборов и в период осуществления президентом чрезвычайных полномочий — роспуск Национального собрания невозможен.

Достаточно широкие прерогативы президента и в сфере управления. Он председательствует на заседаниях Совета министров, подписывает обсуждавшиеся на них декреты и постановления, назначает премьер-министра и по его предложению — других членов правительства, принимает отставку премьер-министра и министров, в соответствии со ст. 13, "производит назначения на гражданские и военные должности". Вобласти внешней политики президент предстаапяет Францию в отно­шениях между государствами, заключает договоры, назначает послов Франции в другие страны, принимает иностранных послов. Он является главнокомандующим вооруженными силами. Наконец, президент -''гарант независимости судебной власти". Он осуществляет процесс помилования. Кроме перечисленных выше обширных прав, осущест­вляемых президентом в нормальных условиях, ст. 16 Конституции предусматривает за ним чрезвычайные полномочия "случае возникновения для Республики непосредственной угрозы". Решение о введении в действие чрезвычайных полномочий президент принимает после консультаций с премьер-министром и информирования об этом населения страны. В течение всего срока действия полномочий в руках президента сосредоточена вся полнота власти.

Законодательный орган Республики — парламент — с установлением Пятой республики играет относительно небольшую роль в политической жизни страны. Парламент состоит двух палат — Национального собрания и Сената. Национальное собрание, в состав которого входят 577 депутатов, избирается сроком на 5 лет. По закону 1985г. выборы в Национальное собрание проводятся на основе пропорциональной избирательной системы. В Сенат входят представители департаментов, "заморской Франции" и французов проживающих за границей. В составе Сената — 304 человека, избираемых путем косвенных выборов на 9 лет. Каждые 3 года Сенат обновляется на треть. Парламент собирается на очередные сессии 1 раза в год. Каждая палата создает по шесть постоянных комиссий.

Основные функции парламента - принятие законов - значительно ограничены Конституцией 1958г. Прежде всего, ст. 34 точно определяется круг вопросов, по которому парламент имеет право издавать законы. Решение вопросов, не включенных в этот список, отнесено к ведению правительства. Если парламент превысит свои полномочия, правительство в праве потребовать у Конституционного совета принять решение о разграничении компетенции. О сужении прав законодательной власти свидетельствует также ограничение депутатов в осуществлении законодательной инициативы (ст. 40) и приоритет рассмотрения правительственных законопроектов на заседаниях палат (ст. 42). Права парламента ограничены и в финансовой сфере. Ст. 47 устанавливает определенный срок принятия парламентом финансовых законопроектов. В случае нарушения этого срока положения законопроекта могут быть введены в действие путем издания правительством соответствующего акта.

Парламент обладает правом контроля за деятельностью правительства; ст. 49 предоставляет возможность выразить правительству недоверие, приняв резолюцию парламента. С целью производства парламентских расследований палаты могут образовывать комиссии, проверяющие те или иные факты и дающие по ним свои заключения.

Правительство Франции - Совет министров, согласно ст. 20 Конституции, "определяет и ведет политику нации". В состав прави­тельства входят премьер-министр - глава правительства, министры, возглавляющие министерства и государственные секретари, руководящие подразделениями отдельных министерств. Функции правительства определены в Конституции в самой сжатой форме. Так как ст. 37 закрепила положение, устанавливающее, что все вопросы не включенные в область законодательства, решаются в административном порядке, т.е. в той сфере, которая выходит за пределы действия закона, акт правительства заменяет закон. Кроме того, согласно ст. 38 правительство с разрешения парламента может принимать ордонансы (акты, имеющие силу закона) и в сфере действия закона. Ордонансы могут быть утверждены специально изданным законом до истечения срока предыдущего закона разрешившего их издание. Стремясь ускорить осуществление своей программы, кабинет может действовать с помощью ордонансов, которые не обсуждаются Национальным собранием. Если президент отказывается подписать его, тогда кабинет, переделав ордонанс в законопроект, представляет его на рассмотрение парламента. Однако обсуждение может не состоятся, если премьер-министр прибегает к процедуре, которая связывает принятие закона с вопросом о доверии правительству. Располагая большинством, премьер-министр и депутаты правящих партий в состоянии отменить резолюцию недоверия, внесенную оппозицией, после чего закон считается автоматически принятым. Правительство может прибегнуть к такой процедуре, которая позволяет избежать дебатов по тому или иному вопросу и лишает парламентариев вносить поправки в принимаемые документы. Правительство ответственно перед Национальным собранием. В случае принятия резолюции порицания абсолютным большинством Национального собрания правительство должно подать в отставку.

В конституции специально обозначены полномочия премьер-министра. На него возложена ответственность за национальную оборону, он должен обеспечивать исполнение законов, осуществление нормотворческой деятельности и назначать на некоторые военные и гражданские должности. Премьер-министр обладает существенными правами в отношении парламента: ему принадлежит право законодательной инициативы, он может требовать созыва парламента, может в любое время выступать в палате парламента, наконец, может требовать, на основании ст. 38, передачи правительству законодательных полномочии.

Конституционный совет - особый орган, контролирует соблюдение Конституции. В его составе 9 человек. Три члена совета назначает президент, три назначаются председателем Сената и три председателем Национального собрания. Все законы до промульгации их президентом и регламенты палат до их принятия должны поступить на рассмотрение Конституционного совета, который дает заключения о том, соответствуют ли они Конституции. Если Конституционный совет решает, что тот или иной акт противоречит Конституции, он в праве отменить его. Кроме функций конституционного надзора в полномочия Конституционного совета входит наблюдение за ходом президентских выборов, провидение общенациональных референдумов и рассмотрение споров о правильности избрания депутатов парламента. Решение Конститу­ционного совета окончательны и не подлежат обжалованию. Они обязательны для всех государственных органов.

Экономический и социальный совет - консультационный орган при правительстве. Он дает заключение на законопроекты, относящиеся к сфере его компетенции (в основном это законопроекты экономического и социального характера). Совет в праве и сам участвовать в разработке этих проектов. Он, кроме того, может высказывать свое мнение о выполнении экономических планов. Члены совета могут выступать перед депутатами парламента с изложением своих суждений по основным вопросам экономической и социальной политики. Поскольку экономический и социальный совет - консультационный орган, его законы не носят обязательный характер.

 


4 Местное самоуправление

 

Франция - страна централизованная, не имеющая в своем составе автономных образований. При этом, однако, она обладает развитой системой местного самоуправления, опирающейся на вековые традиции.

В административном отношении Франция разделена на 22 региона, 99 департаментов и 36 700 коммун (из них 5 300 городских коммун, которые занимают всего 16% территории метрополии, но проживают в них 74% населения). Кроме того, существуют 4 заморских округа с особым статусом.

В начале 80-х гг. во Франции были приняты законы о самоуправлении, в основу которых положены принципы децентрализации (т.е. передачи значительных полномочий на места) и деконцентрации (т.е. распределения полномочий между различными ветвями власти).

1) Регион (округ)

Регионы (округа) были образованы в 1972 г., а с 1982 г. превращены в самоуправляемые административно-территориальные единицы. Границы и названия регионов имеют историческое происхождение.

Во главе региона стоит региональный совет, избираемый на 6 лет прямым всеобщим голосованием в один тур. Голосование проводится по департаментским партийным спискам. Каждый список содержит число кандидатов, равное числу мест в совете, поэтому избиратели не имеют права изменять их. Распределение мест производится по пропорциональному принципу. Списки, собравшие менее 5 % голосов, не получают ни одного места. Если место в региональном совете оказывается свободным, оно заполняется следующим кандидатом из того списка, по которому был избран выбывший советник. Минимальный возраст для избрания в региональный совет - 21 год.

Региональный совет избирает из своего состава тайным голосованием по мажоритарной системе в три тура председателя сроком на 6 лет. Избираются также его заместители и постоянная комиссия. Председатель регионального совета является главой исполнительной власти региона, руководит региональными административными службами и служащими региональной администрации. Полицейской властью он не обладает.

Основная задача совета - решение социально-экономических проблем региона, в том числе разработка регионального плана, бюджета, оказание помощи предприятиям, обеспечение благоустройства территории, строительных работ и пр. Совет занимается вопросами образования, включая строительство лицеев, управлением средними учебными заведениями, вопросами культуры, жилищного строительства, защиты окружающей среды.

Консультативную помощь региональному совету оказывает региональный социально-экономический совет. Он дает заключения по плану и бюджету, оказывает помощь в разработке других решений совета, дает их предварительную оценку и оценку исполнения их председателем. Закон предписывает следующий состав совета: 35% - представители предприятий и лиц, работающих не по найму; 35% - представители профсоюзов лиц наемного труда; 25% - представители общественных организаций региона; 5% - эксперты, видные специалисты и общественные деятели (их назначает премьер-министр).

Представителем государства в регионе является префект региона (он же - префект департамента, где расположена столица региона). Он участвует в подготовке решений центральных государственных органов по данному региону, осуществляет административный контроль за законностью решений регионального совета и его председателя, руководит деятельностью местных служб центральных государственных административных органов.

Информация о работе Конституционное право Франции