Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 14:48, реферат
Виды конституции
Писаные и неписаные конституции
Писаные конституции имеют конкретную юридическую форму.
Неписаная конституция - понятие условное, . Под ним принято понимать определённый набор законов, который регулирует самые важные отношения в жизни государства и общества.
Гибкие конституции
[править]
Источники права
Основное место конституционного права в системе отраслей права закрепляется его основным источником — Конституцией государства. С принятием на референдуме 12 декабря 1993 г. новой Конституции РФ она стала основным источником российского конституционного права.
Кроме Конституции
другими источниками
В России крупные исследования в области источниковедения производились Овсепян Ж., Кутафиным О.Е., Марченко Н., Колесниковым Е.В и др.
Отрасль права — элемент системы права, представляющий собой совокупность норм права, регулирующих качественно однородную группу общественных отношений. Отрасль характеризуется своеобразием предмета и метода правового регулирования.
В свою очередь
отрасль права подразделяется на
отдельные взаимосвязанные
Основаниями для деления права на отрасли считаются:
предмет правового регулирования — однородная и отделимая от других группа общественных отношений;
метод правового регулирования — совокупность приемов, способов воздействия на общественные отношения.
способность к взаимодействию с другими отраслями права как подсистемами одного и того же уровня. Это третий признак отрасли российского права.
В системе права выделяют отрасли материального и процессуального права. Отрасли материального права оказывают непосредственное воздействие на общественные отношения путем прямого, непосредственного правового регулирования. Объектом материального права выступают имущественные, трудовые, семейные и иные материальные отношения. Большинство отраслей права относится к категории материального:
конституционное (государственное) право;
административное право;
гражданское право;
военное право;
трудовое право;
финансовое право;
уголовное право;
экологическое право;
семейное право;
право социального обеспечения и др.
Процессуальное право регулирует порядок, процедуру осуществления прав и обязанностей сторон. Оно регулирует отношения, возникающие в таких процессах как: расследования преступлений, рассмотрения и разрешения уголовных, гражданских, арбитражных дел, а также дел об административных правонарушениях, и дел, рассматриваемых в порядке конституционного судопроизводства. Процессуальное право закрепляет процессуальные формы, необходимые для осуществления и защиты материального права.
К процессуальным отраслям права относятся:
гражданско-процессуальное право;
уголовное процессуальное право арбитражный процесс (особенность России)
Процессуальные
нормы существуют практически в
любой отрасли, но не все из них
выделяются в самостоятельную отрасль.
Ближе всего к выделению —
нормы административного
Наряду с основными
отраслями права в системе
российского права нередко
[править]
Список отраслей права
Гражданское право
Конституционное право
Муниципальное право
Административное право
Уголовное право
Гражданское процессуальное право
Уголовно-процессуальное право (в изъятие из классической концепции Й. фон Бюлова о процессуальном праве как отрасли, регулирующей отношений с участием суда, в уголовно-процессуальном праве содержатся нормы о досудебном уголовном преследовании)
Не всеми учёными признаются в качестве самостоятельных отраслей:
Семейное право
Трудовое право
Земельное право
Хозяйственное право (выделялось в качестве отрасли в советский период; сейчас почти не упоминается в научных работах)
Предпринимательское право
Коммерческое право
Таможенное право
Финансовое право
Бюджетное право
Налоговое право
Банковское право
Уголовно-исполнительное право
Арбитражное процессуальное право
Медицинское право
и проч.Международное
право можно рассматривать как
качественно иную правовую систему,
отличную по сравнению с
Норма права — это общеобязательное, формально определённое правило поведения, зафиксированное или закрепленное государством, обеспеченное его силой, закрепляющее права и обязанности участников общественных отношений и являющееся критерием оценки поведения, как правомерного, так и неправомерного.
Источник (форма) права - способ, с помощью которого закрепляются (находят внешнее выражение) нормы права. Некоторые учёные отождествляют источник и форму выражения права, другие проводят между ними разницу, определяя источник как явление, порождающее нормы права, а форму выражения — как некий «контейнер норм», не совпадающий по своей сути с источником.
Самым первым источником права следует считать правовой обычай.
Термин «источник права» также употребляется некоторыми учёными в значении «правовой памятник», а также для обозначения моральных истоков права.
Различают источник права в материальном, идеальном и формальном (юридическом) смысле. Источник права в материальном смысле - это сами общественные отношения, то есть материальные условия жизни общества, система экономических отношений, существующие в обществе формы собственности и т.п. Источник права в идеальном смысле - это правосознание и правовая культура. При этом имеется ввиду, как правосознание законодателей, так и правосознание народа, которое оказывает влияние на Формирование права. Источник права в формальном (юридическом) смысле - это способ закрепления и существования норм права. В теории выделяются следующие источники права в формальном смысле[1]:
естественное право
нормативный правовой акт;
нормативный договор;
правовой прецедент (судебный или административный прецедент);
правовой обычай;
религиозные догмы;
правовая доктрина;
принцип права;
правосознание
Состав и система
источников права, существующих в той
или иной стране определяется историческими
особенностями и
Функции Конституции
Юридический словарь Распечатать
- важнейшие направления конституционного воздействия на регулируемые отношения Фк раскрывают сущность, социальное назначение и служебную роль конституции, отражают специфику конституционных норм и институтов Принято выделять юридическую, политическую и мировоззренческую (идеологическую) Фк Юридическая функция заключается в том, что конституция представляет собой главный источник национальной правовой системы, нормативно-юридический акт, нормы которого обладают высшей юридической силой и лежат в основе всей системы правового регулирования Эта функция характеризует собственно служебную роль конституции в национальной правовой системе Как правовой акт особого свойства конституция выполняет следующие юридические функции: а) учредительную, которая выражается в признании и юридическом оформлении важнейших институтов общества, их узаконивании и придании им государственно-правовой формы (например, ст 1-16 Конституции РФ); б) правонаделительную, связанную с закреплением в Основном законе конкретного перечня прав и обязанностей органов государственной власти и иных субъектов конституционного права (например, ст 83-89, 101, 102, 103, 112-114, 125 Конституции РФ); в) охранительную, характеризующую направленность конституционных норм на защиту основ конституционного строя, прав и свобод человека и гражданина (ст 2, 3, 4, 9, 13, 15, 69, 133 Конституции РФ); г) целеполагающую, или ценностно-ориентационную, которая заключается в закреплении Основным законом стратегических целей и задач развития общества и государства Конституция в этом смысле дает нормативный прогноз, отражает в своих нормах опережающее развитие общественных отношений Политическая, или социально-политическая, функция проявляется в том, что конституция есть политический документ (своего рода договор общественного согласия), оказывающий регулирующее воздействие на политический процесс и политические отношения Выполнение конституцией этой функции возможно лишь в том случае, если учреждаемая ею система власти функционирует в демократическом политическом режиме Политическая функция отражает роль конституции в закреплении и развитии основ государственной политики (идей, принципов, целей), в обеспечении взаимодействия политических институтов общества в процессе функционирования всей политической системы В этом смысле конституция выполняет роль генеральной политической директивы Мировоззренческая (идеологическая) функция заключается в том, что конституция является элементом философии организации государственной власти, выражает особое мировоззрение: она провозглашает и защищает важнейшие ценности - права и свободы человека и гражданина, политический плюрализм, многообразие и равноправие форм собственности, ограничение власти правом и иные общепризнанные демократические ценности Конституция в этом смысле представляет собой определенную идеологию - систему идей, воззрений на государственное и общественное устройство Абсолютная деидеологизация конституции невозможна В то же время ее чрезмерная идеологизация (как и всякого иного правового акта) ослабляет ее юридическую силу Кроме этих функций, конституция осуществляет также интеграционную функцию Все современные конституции призваны противодействовать крайним формам политического радикализма, разъединяющего общество на противоборствующие силы; обеспечивать единство и неделимость государства,
Федеративное государство - такая форма государственного устройства, в структуру которой помимо центральной власти входят государственные образования, обладающие политической самостоятельностью, включающей, в частности, собственное законодательство, судебную и налоговую системы.
Унитарное государство
- такая форма государственного устройства,
которая характеризуется следующими признаками:
единая конституция и единая правовая
система; единая система органов государственной
власти и управления; единое гражданство;
единство судебной системы и осуществление
правосудия на основе единых норм; деление
государства на административно-
Суверените́т (фр. souveraineté[1] — верховная власть, верховенство, господство[2]) —- свободное, независимое от каких-либо внешних сил верховенство[3]. Понятие суверенитета выражает общее свойство любого государства. Также в русской научной терминологии существуют понятия национального и народного суверенитета[4]. В современной политологии, кроме этого, используется такой термин как суверенитет личности или гражданина[5].
Респу́блика (лат. res publica, «дело народа») — форма государственного правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением (или государственными органами) на определённый срок. В настоящее время из 193 государств мира более 140 являются республиками.
Республике присущи следующие признаки:
Существование единоличного главы государства — президента, парламента и кабинета министров. Парламент представляет законодательную власть. Задача президента — возглавлять исполнительную власть, но это характерно не для всех типов республик.
Выборность на определённый срок главы государства, парламента и ряда других верховных органов государственной власти. Все выборные органы и должности должны избираться на определённый срок.
Юридическая ответственность главы государства. Например, согласно Конституции Российской Федерации, у парламента есть право отрешения от должности президента за тяжкие преступления против государства.
В случаях, предусмотренных конституцией, правом выступления от имени государства обладает президент.
Источником власти признается народ.
Высшая государственная власть основана на принципе разделения властей, четком разграничении полномочий (характерно не для всех республик[1]).