Концепция разделения властей и ее реализация

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 16:55, курсовая работа

Краткое описание

В середине 80-х годов XX века Россия вступила в период реформ, которые, коснулись всех сфер жизни общества. На наших глазах меняются многие принципы жизни общества, появляются новые идеологические основы функционирования, устройства, развития государства. Все прочнее в нашу жизнь входят такие понятия, как гуманизм, демократия, правовое государство, гражданское общество и многие другие. Одной из базовых концепций построения нового государства стала теория разделения властей, которая была закреплена в качестве основы конституционного строя Российской Федерации в Конституции 1993 года.

Оглавление

Стр.
Введение
3
1. Суть и содержание теории разделения властей
4
2. Система разделения властей в современных государствах
9
3. Система разделения властей в России
15
Заключение
22
Список литературы

Файлы: 1 файл

Концепция разделения властей и ее реализация.doc

— 79.00 Кб (Скачать)

    Наряду  с существенными достоинствами  конституционная модель российского  правового государства имеет  и ряд недостатков. В их числе  несбалансированное разделение властей, отсутствие надлежащей эффективно действующей  системы сдержек и противовесов во взаимоотношениях различных властей, раздвоение исполнительной власти (Президент, Правительство) в сочетании с независимостью Правительства от парламента, отсутствие необходимой ясности в распределении полномочий между Федерацией в целом и ее субъектами, отсутствие четкой иерархии источников действующего в стране права, неопределенность статуса прокуратуры (она упомянута в главе о судебной власти, хотя должна быть отнесена к исполнительной власти), внутренняя противоречивость негосударственной концепции местного самоуправления с наделением его рядом государственно-правовых полномочий, чрезмерная жесткость принятия конституционных поправок и т.д.

    Стабильность  и долгосрочность конституционной модели российского правового государства (наряду с полнотой, завершенностью и внутренней согласованностью этой модели) являются необходимыми условиями ее успешной практической реализации. Поэтому принципиально важно, чтобы необходимые для утверждения конституционализма улучшения, изменения и корректировки исходной конституционной модели российской государственности осуществлялись на основе принципов, норм, механизмов нынешней Конституции – в рамках ее толкования, поправок и дополнения к ней.

    Ключевая  задача в этом плане состоит в  том, чтобы, оставаясь в целом  в рамках действующей Конституции и прочно блокируя опасный путь борьбы за принятие какой-то другой Конституции, доступными конституционными средствами (разумный компромисс различных властей во имя сохранения нынешней Конституции, развитие и укрепление системы и механизма сдержек и противовесов во взаимоотношениях различных властей, соответствующие толкования Конституционного Суда, необходимые поправки к Конституции и т.д.) ввести полномочия Президента в русло и границы исполнительной власти, усилить полномочия парламента как представительной и законодательной власти, создать и утвердить сильную правозащитную судебную власть и в результате всего этого добиться такого реального баланса трех самостоятельных ветвей власти, который необходим и достаточен для их согласованного действия и нормального функционирования.8

    Судьбы  российского конституционализма в  складывающихся условиях во многом будут  зависеть от успехов на пути к достижению и утверждению надлежащего жизнеспособного  баланса различных властей на базе и в общих рамках действующей Конституции Российской Федерации. 

     Среди ведущих демократических принципов  построения и осуществления власти, прямо направленных на предотвращение ее узурпации и использования  во вред народу находиться принцип  разделения властей, кажется, в сегодняшней России у него почти нет прямых противников. Но это только на первый взгляд. Ведь все те, кто сегодня выступают под лозунгом возвращения власти Советам, порой сами того не сознавая, решительно отвергают разделение властей. Точно так же, как и те, кто хотел бы видеть Россию монархической с восстановленной самодержавной властью. Принцип разделения властей становиться одним из эпицентров решения вопроса о демократическом обустройстве Российского государства. В этих условиях чрезвычайно важно знать, в чем значимость его для сегодняшней России, как он реализуется и почему его сохранение и реализация - одна из важнейших предпосылок продвижения России по пути демократии.

     Усиление  исполнительной власти при отсутствии адекватного контроля и механизма сдержек таит в себе угрозу резкого разрастания и усиления бюрократического административного аппарата. Численный рост чиновничества, элементарное попрание администрацией основных прав и свобод - все подобные пороки порождаются бесконтрольностью исполнительной власти и подчиненного ей аппарата управления.

     К сожалению, все еще традиционным слабым местом остается в России судебная власть. Самостоятельность и, особенно, роль суда в РФ все еще далеки от тех, которые присущи судам  в различных демократических  странах.

    Задача, следовательно, состоит в том, чтобы  преодолеть застарелый порок российской власти – тенденцию к ее монополизации  и бесконтрольности – теперь уже, в наше конституционное время, в  системе разделения властей. Опыт российской политической истории учит, что это очень трудно, но крайне необходимо. Нынешние постсоциалистические реалии свидетельствуют, что это, пока возможно, должны сделать сторонники действующей Конституции, не откладывая дело до прихода к власти ее противников.

Заключение

     Разделение властей - это теория, исходящая из того, что для обеспечения процесса нормального функционирования государства в нем должны существовать относительно независимые друг от друга власти. Это - законодательная, исполнительная и судебная власть. Законодательная власть должна принадлежать парламенту. Исполнительная -правительству. И судебная - суду. Суть этой теории в том, чтобы не допустить сосредоточения власти в руках одного лица или небольшой группы лиц. И тем самым предотвратить возможность ее использования одними  классами или группами людей во вред другим.

     Традиционная  концепция разделения властей применительно  к современным государствам должна пониматься не как дележ власти, а как создание системы сдержек  и противовесов, способствующих беспрепятственному осуществлению всеми ветвями власти своих функций. Законодательная власть (верховная), избранная всенародно, отражает суверенитет государства. Исполнительная власть, назначаемая представительным органом власти, занимается реализацией законов и оперативно-хозяйственной деятельностью. Судебная власть выступает гарантом восстановления нарушенных прав, справедливого наказания виновных.

     Принцип разделения властей в сегодняшней  России признан, конституционно закреплен и в той или иной мере применяется в построении и функционировании государственных институтов. Однако, необходимый для его полной реализации механизм сдержек и противовесов, позволяющий сбалансировать различные ветви власти и поставить эффективный заслон на пути к узурпации власти, еще находящейся в начальной стадии формирования. Его создание - одна из важных гарантий демократического развития России.

Список  литературы

 

1. Конституция  Российской Федерации (принята  всенародным голосованием 12 декабря  1993 г.) 

2. Азаркин  Н.М. Монтескье. Москва., Юридическая литература. 1988 

3. Нерсесянц  В.С. Судебная практика как  источник права. М., 1997 

4. Проблемы  общей теории права и государства.  Учебник для вузов. Под общ.  ред. члена-корр. РАН, дотора юрид. наук, проф. В.С.Нерсесянца. – М.: НОРМА-ИНФРА-М, 1999 

5. Румянцев О.Г. Основы конституционного строя России. Москва, Юрист. 1994 

6. Хропанюк  В.Н. Теория государства и права. 2-е изд., под ред. доктора юрид. наук, проф., заслуженного юриста  РФ Стрекоза В.Г., 2000

Информация о работе Концепция разделения властей и ее реализация