Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2014 в 19:29, курсовая работа
В данной курсовой работе речь пойдёт о Конституционном Суде Республики Беларусь, о порядке формирования, структуре, компетенции и его месте в системе государственных органов.
Я выбрал данную тему своей курсовой работы, чтобы более подробно изучить состав и функции Конституционного Суда Республики Беларусь. Следует добавить, что по мере становления и развития правовой и судебной систем Республики Беларусь, гражданского общества роль Конституционного Суда в защите прав и свобод граждан, обеспечении конституционной законности будет только возрастать. А это предполагает особые требования к изучению студентами данной темы. К тому же ей уделяется большое внимание в курсе «Судоустройства».
Введение………………...…………………………………………………………...3
Глава 1. Роль Конституционного Суда в становлении правового демократического государства…………….........................………………………..5
Глава 2. Состав и порядок формирования Конституционного Суда…...………………………………………………………………………………7
Глава 3. Компетенция Конституционного Суда………………………………… ..9
Заключение…...……………………………………………………………………..17
Список использованных источников……………..……
о соответствии актов любого другого государственного органа Конституции Республики Беларусь, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам, декретам и указам Президента Республики Беларусь.
Государственные органы, организации, общественные объединения, а также граждане могут обратиться с инициативой о проверке конституционности акта к органам и лицам, определённым в ст. 116 Конституции Республики Беларусь.
В случаях, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь, Конституционный Суд Республики Беларусь по предложению Президента Республики Беларусь дает заключение о наличии фактов систематического или грубого нарушения палатами Национального собрания Республики Беларусь Конституции Республики Беларусь.
Также по предложению Президиума Совета Республики Национального собрания прнимает решение о наличии фактов систематического или грубого местным Советом депутатов требований законодательства.
Конституционный Суд Республики Беларусь вправе вносить Президенту Республики Беларусь, в палаты Национального собрания Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь, другие государственные органы предложения о внесении изменений и дополнений в акты законодательства. правовых актов.
Обращения граждан, кторые напрвляются непосредственно в Конституционный Суд Республики Беларусь, рассматриваются им в порядке, установленном Законом Республики Беларусь от 6 июня 1996 года «Об обращениях граждан».
Конституционный Суд Республики Беларусь ежегодно направляет Президенту Республики Беларусь и палатам Национального собрания Республики Беларусь послание о состоянии конституционной законности в республике.
После издания Президентом Республики Беларусь декрета от 26 июня 2008г. №14 “О некоторых мерах по совершенствованию деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь” на Конституционный Суд была возложена обязанность проводить предварительный контроль конституционности всех законов, принятых Палатой Представителей и одобренных Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь либо принятых Палатой представителей по требованию Президента Республики Беларусь или по поручению Правительства-до подписания данных законов Президентом Республики Беларусь.
По предложению Президента Республики Беларусь Конституционный Суд излагает позицию о конституционности международных договоров – до подписания Президентом нормативных правовых актов о выражении согласия Республики Беларусь на обязательность для нее этих международных договоров[7, с. 93].
По поручению Президента Республики Беларусь Конституционный Суд дает официальное толкование декретов и указов Президента, касающихся конституционных прав, свобод и обязанностей граждан[7, с.93].
По предложению Президента Республики Беларусь, Палаты представителей и Совета Республики Национального собрания, Совета Министров Конституционный Суд излагает свою позицию о документах, принимаемых (издаваемых) иностранными государствами, международными организациями и (или) их органами и затрагивающих интересы Республики Беларусь, в части соответствия этих документов общепризнанным принципам и нормам международного права, причем излагается это в решении, оформленном протокольно[7, с.93].
Полномочия Конституционного Суда реализуются посредством принятия им своих решений. Согласно ст. 36 Закона "О Конституционном Суде Республики Беларусь" решением Конституционного Суда является любой акт, принимаемый в его заседании. Таким образом, можно сделать вывод о том, что любые акты, которые исходят от Конституционного Суда, должны приниматься на совместных заседаниях судей.
Термин "решения Конституционного Суда" - собирательный. Он включает различные по своей форме правовые акты, посредством которых Конституционный Суд реализует свою волю. Решения Конституционного Суда могут приниматься по вопросам, относящимся к его компетенции.
В Законе о Конституционном Суде и Регламенте Конституционного Суда содержится перечень видов его решений. Центральное место занимают заключения Конституционного Суда. Именно в форме заключений решается вопрос о конституционности нормативных актов, о толковании ранее принятых заключений, об их пересмотре. О начале производства по делу Конституционным Судом принимается решение. Послание Конституционного Суда о состоянии конституционной законности принимается также путем решения. Наряду с ними, особым видом решений являются запросы и требования к государственным органам, должностным лицам, которые принимаются и направляются Конституционным Судом для обеспечения ведения дела и разрешения иных вопросов, входящих в его компетенцию, а судьей Конституционного Суда - при подготовке конкретного дела.
Все иные действия Конституционного Суда, например, о вызове свидетелей, внесении предложения о необходимости корректировки актов действующего законодательства, принятии новых нормативных актов, о наложении штрафов на должностных лиц и граждан, проявивших неуважение к Конституционному Суду, и другие, облекаются в форму решения.
К решениям Конституционного Суда не следует относить выступления отдельных его представителей, в том числе их заявления, особые мнения судей и т.п.[9, с. 420].
Следует добавить, что вопрос правовой природы решений Конституционного Суда является открытым. Некоторые утверждают, что акты органа конституционного контроля являются судебными прецедентами ( Н.М.Витрук, Г.А.Василевич), Т.Г.Морщакова считает, что – правовыми констатациями.
Конституционный Суд обладает особым статусом среди органов судебной власти. Конституционный Суд проводит проверку конституционности актов Верховного Суда и Высшего Хозяйственного Суда. Принимая решение Конституционный Суд, признает, что акт, который не соответсвует Конституции и законам, не имеет юридической силы.
Решения КонституционнгоСуда имеют всеобщий характер и касаются всех аналогичных случаев судебной практики. Они не подлежат обжалованию, действуют непосредственно, не требуют какого-либо подтверждения со стороны каких-либо органов или должностных лиц. Постановления Конституционного Суда имеют фактически прецедентный характер, поскольку они распространяют своё действие не только на рассмотренный Судом конкретный случай. Этот орган власти формирует “модели подхода” к решению аналогичных вопросов в будущем.[5,с. 175]
Разработчики текста Конституции, к которым принадлежит и автор настоящего издания, ставили цель добитьмя прямого действия конституционных норм. Для этого в ч.2 ст.112 Конституции было закреплено следующее правило: если при рассмотрении конкретного дела суд придёт к выводу о несоответствии нормативного акта Конституции, он принимает решение в соответствии с Конституцией и ставит в установленном порядке вопрос о признании данного нормативного акта неконституционным. Предполагалось, что суды будут активно применять конституционные положения, ссылаясь на них в своих постановлениях, а при выявлении противоречий между Конституцией и подконституционным актом, обращаться в Конституционный Суд. Причём имелись в виде непосредственно запросы судов в Конституционный Суд без обращения в какую-то промежуточную инстанцию(Верховный Суд или Высший Хозяйственный Суд). Однако в законодательстве был предусмотрен иной порядок–нижестоящие суды обязаны обращаться в свои высшие инстанции, которые решают, обращаться в Конституционный Суд или нет. Полагаем, что такой подход следует изменить, предусмотрев право суда обращаться с запросом в Конституционный Суд, если это вытекает из существа рассматриваемого дела.[5, с. 177]
В рамках данной главы можно сделать вывод, что Конституционный Суд Республики Беларусь осуществляет свои функции в соответствии с Конституцией Республики Беларусь и законом, использует все формы обеспечения конституционной законности в стране. Деятельность Конституционного Суда способствует становлению Республики Беларуь как правового демократического государства.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной курсовой работе я изучил состав, порядок формирования, компетенцию Конституционного Суда Республики Беларусь, рассмотрел проблему места Конституционного Суда в системе органов государства, взаимоотношения Конституционного Суда с иными органами судебной власти, роль в развитии правовой системы государства и формировании гражданского общества.
В рамках проведенной работы можно сделать вывод, что Конституционный Суд Республики Беларусь обеспечивает прямое действие Конституции Республики Беларусь, охраняет принцип верховенства права, обладает большой компетенцией среди органов государства, занимает особое место в судебной системе, играет важную роль в системе сдержек и противовесов, способствует обеспечению законности в деятельности иных органов государства, стоит на защите прав, свобод граждан, законных интересов общества и государства.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ