Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2014 в 19:29, курсовая работа
В данной курсовой работе речь пойдёт о Конституционном Суде Республики Беларусь, о порядке формирования, структуре, компетенции и его месте в системе государственных органов.
Я выбрал данную тему своей курсовой работы, чтобы более подробно изучить состав и функции Конституционного Суда Республики Беларусь. Следует добавить, что по мере становления и развития правовой и судебной систем Республики Беларусь, гражданского общества роль Конституционного Суда в защите прав и свобод граждан, обеспечении конституционной законности будет только возрастать. А это предполагает особые требования к изучению студентами данной темы. К тому же ей уделяется большое внимание в курсе «Судоустройства».
Введение………………...…………………………………………………………...3
Глава 1. Роль Конституционного Суда в становлении правового демократического государства…………….........................………………………..5
Глава 2. Состав и порядок формирования Конституционного Суда…...………………………………………………………………………………7
Глава 3. Компетенция Конституционного Суда………………………………… ..9
Заключение…...……………………………………………………………………..17
Список использованных источников……………..……
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение………………...…………………………………
Глава 1. Роль Конституционного Суда в
становлении правового демократического
государства……………..............
Глава 2. Состав и порядок формирования Конституционного
Суда…...…………………………………………………………
Глава 3. Компетенция Конституционного Суда………………………………… ..9
Заключение…...…………………………………………
Список использованных источников……………..……………….………………
ВВЕДЕНИЕ
В данной курсовой работе речь пойдёт о Конституционном Суде Республики Беларусь, о порядке формирования, структуре, компетенции и его месте в системе государственных органов.
Я выбрал данную тему своей курсовой работы, чтобы более подробно изучить состав и функции Конституционного Суда Республики Беларусь. Следует добавить, что по мере становления и развития правовой и судебной систем Республики Беларусь, гражданского общества роль Конституционного Суда в защите прав и свобод граждан, обеспечении конституционной законности будет только возрастать. А это предполагает особые требования к изучению студентами данной темы. К тому же ей уделяется большое внимание в курсе «Судоустройства».
Судоустройство – это учебная дисциплина правоведения, которая изучает задачи, состав, порядок формирования и полномочия правоохранительных органов в Республике Беларусь.
Благодаря учебной дисциплине «Судоустройство» студенты получают специальные знания, без которых невозможно стать полноценным юристом, осмысленно и глубоко изучить процессуальные учебные курсы(гражданский, хозяйственный и уголовный процессы), прокурорский надзор, криминалистику. Эта учебная дисциплина является, таким образом, органическим звеном в подготовке будущих юристов к практической деятельности[7, c. 9].
Как и другие юридические курсы, судоустройство учит оперировать юридической терминологией, владеть юридическим языком, развивает правовое мышление и правовую культуру. Эта дисциплина призвана воспитывать у студентов высокие нравственные качества, понимание того, что юрист должен быть человеком долга, служить вечным началам – истине, справедливости, праву. Без этого немыслимо развитие цивилизации, человеческого общества, социального прогресса[7, с. 9].
Основными методами работы являются формально–юридический и сравнительно−правовой.
Кроме того, при написании работы использовались методы сравнения и описания.
Работа включает оглавление, введение, три главы, заключение, список использованных источников.
Работа написана на 19 страницах компьютерного текста.
ГЛАВА ПЕРВАЯ
РОЛЬ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА В СТАНОВЛЕНИИ ПРАВОВОГО ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО ГОСУДАРСТВА
Органы конституционного контроля являются важным элементом системы сдержек и противовесов, выступают в качестве обеспечителя стабильности конституционного строя, непосредственного действия и верховенства конституционных норм. Конституционный Суд Республики Беларусь выносит решения о конституционности нормативных актов, о наличии систематического или грубого нарушения Палатами Национального собрания требований законодательства.
Конституционный Суд Республики Беларусь, основываясь на собственном опыте, практике работы Европейского Суда по правам человека, органов конституционного контроля других стран, используя достижения науки (тем более что доктрина у нас пока не рассматривается в качестве источника права), рождает надпозитивное право, т.е. принципы и правовые идеи, которые должны становиться основополагающими в нашей правовой системе и развивать ее дальше. Конституционный Суд Республики Беларусь в силу своего статуса и стоящих перед ним задач формирует новую философию права, новое правовое мировоззрение, утверждает справедливость и равноправие.
Наличие Конституционного Суда и его деятельность по обеспечению верховенства права свидетельствуют о демократическом характере нашего государства, стремлении развивать такой конституционный строй, который по своему содержанию отвечает международным стандартам, среди которых найболее важным является признание прав и свобод высшей ценностью. При этом отметим, что потребность в конституционном контроле будет существовать до той поры, пока создавать и исполнять законы будет человек. А человек со своими положительными свойствами и недостатками. Работы для органов конституционного контроля всегда хватит, по крайней мере до той поры, пока Конституция будет оставаться стержнем всей правовой системы. При этом и конституционные нормы будут постоянно развиваться, обогащаясь новым, более современным содержанием. Даже в государствах с устойчивыми демократическими традициями деятельность по конституционному контролю является весьма интенсивной. Например, Конституционный Суд Германии ежегодно выносит более трёх тысяч решений, при этом, правда, только около половины процента решений влечёт признание проверенного акта неконституционным. Несколько в ином ритме работают конституционные суды стран Восточной Европы и СНГ. Конституционный Суд Республики Беларусь, если оценивать его работу по количественным показателям, находится среди них в числе крепких «середняков».[6, с. 39]
ГЛАВА ВТОРАЯ
СОСТАВ И ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА
Согласно части второй ст. 116 Конституции Конституционный Суд Республики Беларусь формируется в количестве 12 судей из высококвалифицированных специалистов в области права, имеющих, как правило, ученую степень. Судьями Конституционного Суда Республики Беларусь являются Председатель, заместитель Председателя и десять судей Конституционного Суда Республики Беларусь.
В части третьей вышеназванной статьи Конституции определён порядок формирования Конституционного Суда, а именно:
шесть судей назначаются Президентом Республики Беларусь;
шесть судей избираются Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь.
Председатель Конституционного Суда назначается Президентом с согласия Совета Республики. Срок полномочий членов Конституционного Суда−11 лет. Предельный возраст членов Конституционного Суда−70 лет.
Конституционный Суд Республики Беларусь приступает к работе и правомочен принимать решения, когда в его состав назначено (избрано) не менее восьми судей Конституционного Суда Республики Беларусь.
В части четвертой ст. 20 Кодекса Республики о судоустройстве и статусе судей установлено, что в случае досрочного выбытия из состава Конституционного Суда Республики Беларусь назначенного (избранного) судьи назначение (избрание) другого судьи производится в порядке, установленном Конституцией Республики Беларусь и Кодексом Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей.
В ст. 39 Конституции Республики Беларусь определено, что судьями Конституционного Суда Республики Беларусь могут быть только граждане Республики Беларусь.
Согласно ст. 17 Закона о Конституционном Суде член Конституционного Суда вправе принимать участие в его работе только после принесения присяги. К присяге членов Конституционного Суда, как назначенных Президентом Республики Беларусь, так и избранных Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь, приводит Президент Республики Беларусь в присутствии Председателя Палаты представителей и Председателя Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь. Каждый член Конституционного Суда принимает присягу следующего содержания:
"Я (фамилия, имя, отчество) беру
на себя обязательство перед
народом Республики Беларусь
честно, добросовестно и
Судьи Конституционного Суда не могут осуществлять предпринимательскую деятельность, выполнять иную оплачиваемую работу, кроме преподавательской и научно-исследовательской. Они не могут быть членами Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, депутатами, а также членами политических партий и других общественных объединений, преследующих политические цели.
ГЛАВА ТРЕТЬЯ
КОМПЕТЕНЦИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА
В части первой ст. 116 Конституции обязанность по контролю за конституционностью нормативных актов в государстве возлагается на Конституционный Суд Республики Беларусь. Конституционный Суд Республики Беларусь рассматривает вопросы о конституционности нормативных правовых актов как в целом, так и их отдельных положений.
Конституционный Суд Республики Беларусь включен в главу "Суд" Конституции Республики Беларусь, тем самым подчеркивается принадлежность Конституционного Суда к судебной власти - самостоятельной ветви государственной власти. Можно спорить по данному поводу и утверждать, что предпочтительнее было бы относить его к особой совокупности государственных структур - контрольно-надзорным органам. Одно несомненно, что Конституционный Суд Республики Беларусь, как впрочем и специализированные органы конституционного контроля других стран, - это особый судебный орган, осуществляющий функции правосудия (конституционного правосудия) и одновременно выступающий в роли одного из высших органов государственной власти, обладающий полномочиями по проверке конституционности нормативных актов всех государственных органов[9, с. 416].
Мнения о том, должен ли Конституционный Суд Республики Беларусь относиться к судебной системе или нет, разделились. А.А.Головко полагает: « Считаю, что необходимо четко определить место Конституционного Суда в системе органов государства. Очевидно, что не место Конституционного Суда в главе 6 («Суд») Конституции. Конституционный Суд отличается по своему назначению, задачам и функциям от других судов. Это отдельный государственный орган надзора. Раньше в Конституции правильно содержался раздел «Органы надзора и контроля», куда входили Конституционный Суд, Прокуратура и Комитет государственного контроля. Это отражало важность этих органов, а теперь Конституционный Суд как будто смешался с другими судами. Конституционный Суд должен по важности занять в Конституции совершенно иное место»[8, с. 82].
Конституционный Суд - единственный орган судебной власти, чьи основные положения, порядок формирования и некоторые другие вопросы прямо оговорены в Конституции. Относительно организации и деятельности иных судов (общих, хозяйственных) в Конституции сформулированы лишь принципы и указана их основная функция - осуществление правосудия. При этом компетенция Конституционного Суда, как отмечено в части седьмой ст. 116 Конституции, определяется специальным законом Законом "О Конституционном Суде Республики Беларусь". В этой связи следует сделать несколько выводов:
1) конституционные положения
2) недопустимы "размывание" Закона о Конституционном Суде, попытки закрепить нормы о статусе судей Конституционного Суда в других законодательных актах без их непосредственного закрепления в законе о Конституционном Суде. Именно в Законе о Конституционном Суде, как того требует Конституция, могут развиваться и конкретизироваться ее принципы и нормы, касающиеся деятельности Конституционного Суда;
3) Законом о Конституционном Суде предусмотрено, что порядок конституционного судопроизводства, правила процедуры и этикета регулируются принимаемым Конституционным Судом Регламентом, который должен быть основан на положениях названного закона. Конституционный Суд - единственный судебный орган, который самостоятельно определяет порядок конституционного судопроизводства. Конечно, процессуальные аспекты деятельности нельзя смешивать с чисто статутными[9, с. 417].
Деятельность Конституционного Суда Республики Беларусь регулируется Конституцией Республики Беларусь, гл. 2 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, Законом Республики Беларусь от 30 марта 1994 г. № 2914 – XII «О Конституционном Суде Республики Беларусь», с изм. и доп. на 15 июня 2009г. №26 – 3.
В ст. 116 Конституции определено, что Конституционный Суд Республики Беларусь по предложениям Президента Республики Беларусь, Палаты представителей, Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, Верховного Суда Республики Беларусь, Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь дает заключения:
о соответствии законов, декретов и указов Президента Республики Беларусь, международных договорных и иных обязательств Республики Беларусь Конституции Республики Беларусь и международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь;
о соответствии актов межгосударственных образований, в которые входит Республика Беларусь, указов Президента Республики Беларусь, изданных во исполнение законов, Конституции Республики Беларусь, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам и декретам Президента Республики Беларусь;
о соответствии постановлений Совета Министров Республики Беларусь, актов Верховного Суда Республики Беларусь, Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, Генерального прокурора Республики Беларусь Конституции Республики Беларусь, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам, декретам и указам Президента Республики Беларусь;