Классификация нормативных актов

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 17:43, контрольная работа

Краткое описание

Нормативные акты как форма (источники) права начинают издаваться с установлением централизованного государства, усиления его роли. Государство уже не удовлетворяется обычаями, так как обычай - вещь консервативная, трудно реагирует на изменяющуюся жизнь. Нормативные же акты могли более оперативно и адекватно отражать новые социальные условия. Нормативный акт - это юридический акт, содержащий в себе нормы права. С помощью нормативного акта устанавливаются, изменяются и прекращаются нормы права. К нормативным актам относятся Конституции, законы, кодексы и другие.

Файлы: 1 файл

классификация нормативных актов.docx

— 32.59 Кб (Скачать)

Традиционно первая часть в регулятивных нормах называется гипотезой, вторая - диспозицией. Диспозиция регулятивной нормы указывает на позитивные, положительные права и обязанности, не связанные с ответственностью, с принуждением.

В охранительных нормах уголовного и административного права, предусматривающих  конкретные виды юридической ответственности, первая часть называется диспозицией, вторая - санкцией.

В учебной и иной литературе часто  излагается взгляд, согласно которому норма права состоит из трех частей; гипотезы, диспозиции и санкции и  строится по схеме: «если (гипотеза), то должно быть (диспозиция), а иначе (санкция)». Норму такого рода называют обычно логической в отличие от реальных норм. Заметим, что двучленная структура  нормы, это также структура логическая. А трехчленная структура - это  структура нормы реально несуществующей, созданной путем искусственного соединения двух норм регулятивной и  охранительной. При таком искусственном  создании трехчленной нормы охранительная  норма превращается в санкцию  регулятивной нормы. С точки зрения сторонников трехчленной структуры  каждая норма обязательно должна иметь санкцию, содержащую указания на неблагоприятные последствия (принудительные меры) для нарушителя нормы. Конечно, при подходе к структурному строению нормы права необходимо учитывать  такое свойство норм права, как принудительность. И с этих позиций казалось бы, что каждая норма должна иметь  санкцию, указывающую на такие меры.

Однако следует иметь в виду, что между нормами права существует «разделение труда», разделение их юридических функций: позитивное регулирование (регулятивные нормы) и охранительное  действие (охранительные нормы) и  на этой основе связи между нормами, их взаимодействие. Нарушение регулятивной нормы включает действие нормы охранительной, предусматривающей принудительные меры штрафного (ответственность) или  восстановительного характера.

Например, за нарушение правил по технике  безопасности могут наступить в  зависимости от иных условий меры уголовной, или административной, или  дисциплинарной ответственности и  одновременно меры гражданской ответственности. Если встать на точку зрения трехчленной  структуры, то каждое правило по технике  безопасности имеет минимум четыре указанных санкции, содержащиеся в  нормах разных отраслей права. По сути дела самостоятельные нормы уголовного, административного, трудового, гражданского права при этом превращаются в  отдельные элементы регулятивной нормы.

Итак, подчеркнем, что нормы права  складываются из двух частей и регулируют общественные отношения не изолированно друг от друга, а во взаимосвязи, взаимодействии.

Структурные элементы нормы права  по своему составу могут быть простыми, сложными и альтернативными. Простая гипотеза (или диспозиция охранительной нормы) указывает на одно обстоятельство (факт), при наличии которого норма вступает в действие. Сложная - на два и более обстоятельств. Альтернативная указывает на два или более обстоятельств, однако для действия нормы достаточно наступления лишь одного из указанных обстоятельств.

Простая диспозиция (или санкция охранительной нормы) указывает на одно юридическое последствие; сложная - на два и более последствий, которые могут наступить одновременно, в совокупности; альтернативная - указывает на два и более последствий (которые перечисляются с использованием союза «или»), но наступить может лишь одно из указанных.

Санкции и диспозиции (в регулятивных нормах) с точки зрения их определенности могут быть абсолютно определенными и относительно определенными. В первом случае юридические последствия определены точно, однозначно (например, штраф в точно определенном размере), в другом случае эти последствия определены рамочно (например, лишение свободы от двух до трех лет) или соотносятся к размеру причиненного ущерба, убытка. Например, процент неустойки относительно причиненного убытка, возмещение вреда соответственно его размеру.

 

4. Норма права и статья  закона

 

Следует различать норму права  и статью закона (или иного нормативного акта). Статья закона - это часть законодательного текста. Норма права - правило поведения. Статья закона может члениться на части, пункты, параграфы.

Соотношение статьи закона и нормы - есть соотношение формы и

содержания. Оно может быть различным:

в статье может содержаться одна норма;

в статье может содержаться несколько  норм. Тогда статьи подразделяются на части, пункты и параграфы.

Наконец норма права полностью  излагается в двух статьях. Это имеет  в случаях отсылок одной статьи к другой.

С точки зрения способов формулирования частей нормы права и их комплектности  нормы права подразделяются на простые, отсылочные и бланкетные.

В простой (комплектной) норме все содержание (обе части) изложено полностью. В отсылочной норме (а точнее статье) полностью излагается какая-то одна часть, вторая формулируется в виде отсылке к конкретным статьям конкретного закона (например, ст.ст. 175, 176 ГК РФ).

В бланкетной норме первая часть формулируется в виде отсылки не к конкретной статье конкретного нормативного акта, а к целому роду или виду каких-то правил (например, в уголовном кодексе «нарушение правил по технике безопасности» и т.п.). Такая норма называется бланкетной, потому что выступает как бы чистым бланком, который заполняется в конкретной ситуации конкретными правилами специального характера. Эти правила могут быть многочисленными, например, применительно к разным отраслям производства существуют различные правила по технике безопасности, которые могут изменяться, в то время, как бланкетная норма, предусматривающая ответственность за их нарушение, остается неизменной. А может быть и наоборот.

Ниже приведены статьи из отдельных  нормативных актов. Читателю предлагается самому их проанализировать и ответить на вопросы: к какому виду относится  та или иная норма, содержащаяся в  приведенных статьях? Какие виды элементов имеют эти нормы?

Ст. 48 ГК РФ: Юридическим лицом признается организация, которая имеет в  собственности, хозяйственном ведении  или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим  обязательствам этим имуществом, может  от своего имени приобретать и  осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный  баланс или смету.

Ст. 3 п. 5 ГК РФ: В случае противоречия Указа Президента Российской Федерации  или постановления Правительства  Российской Федерации настоящему Кодексу  или иному закону применяется  настоящий Кодекс или соответствующий  закон.

Ст. 253 ГК РСФСР: Участники совместной собственности, если иное не предусмотрено  соглашением между ними, сообща владеют  и пользуются общим имуществом.

Ст. 203 ГК РФ: Течение срока исковой  давности прерывается предъявлением  иска в установленном порядке, а  также совершением обязанным  лицом действий, свидетельствующих  о признании долга.

Ст. 302 п. 1 ГК РФ. Если имущество возмездно приобретено у лица, которое не имело права его отчуждать, о чем приобретатель не знал и не мог знать (добросовестный приобретатель), то собственник вправе истребовать это имущество от приобретателя в случае, когда имущество утеряно собственником или лицом, которому имущество было передано собственником во владение, либо похищено у того или другого, либо выбыло из их владения иным путем помимо их воли.

Ст. 503 п. 1 ГК РФ: Покупатель, которому продан товар ненадлежащего качества, если его недостатки не были оговорены  продавцом, вправе по своему выбору потребовать:

замены недоброкачественного товара товаром надлежащего качества;

соразмерного уменьшения покупной цены;

незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара;

возмещения расходов на устранение недостатков товара.

Ст. 216 п. 1 УК РФ: Нарушение правил безопасности при ведении горных, строительных или иных работ, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого  или средней тяжести вреда  здоровью человека - наказывается штрафом  в размере от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до двух месяцев, либо ограничения свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

 

Нормативный акт - это акт правотворчества, содержащий нормы права. Он называется нормативным потому, что содержит нормы права. С помощью его устанавливаются, изменяются или отменяются нормы права.

Нормативно-правовой акт - это официальный  документ. Как и любой документ, он носитель информации, а именно информацию о нормах права. Как правовой акт  обладает юридической силой, он обязателен для всех лиц, к которым адресован. Это акт правотворчества, результат  деятельности компетентных государственных  органов, а потому акт властный. С  помощью нормативных актов веления  государства становятся общеобязательными.

Нормативный акт - это разновидность  юридических актов. Его следует  отличать от актов применения права, имеющих конкретный, индивидуальный характер, с помощью которых разрешаются  конкретные дела (например, решение  суда). В отличие от них нормативный  акт носит общий характер. Его  следует отличать и от актов толкования, в которых дается разъяснение  норм права.

Нормативные акты составляют единую иерархическую  систему. Она отражает иерархическую  систему государственных органов. Нормативные акты органов иерархически высших обладают и высшей юридической  силой по отношению к актам  нижестоящих органов. Актами высшей юридической силы являются законы.

Все вместе взятые нормативные акты составляют систему законодательства в широком  смысле этого слова. В узком смысле под законодательством понимается только система законов.

Нормативные акты принимаются только в пределах компетенции

соответствующих органов и согласно законодательной процедуре. Нормативные  акты принятые вне компетенции или  в нарушение установленной процедуры (порядка) не являются легитимными, не обладают юридической силой, то есть не обязательны для их адресатов.

Нормативные акты подразделяются на две основных группы: законы и подзаконные акты.

 

Цель толкования состоит  в том, чтобы выявить точный смысл  юридических правил, правовых предписаний, содержащихся в нормативно-правовых актах. Толкование - это деятельность по установлению содержания нормативно-правовых предписаний для их практической реализации.

 

Установлению подлежит государственная воля, которая нашла  объективное выражение и закрепление  в тексте нормативно-правового акта. Объектами толкования, таким образом, выступают юридические нормативные  акты как письменные акты-документы, содержащие нормы права, и здесь тебуется как бы проникнуть через форму объекта к его содержанию и сути.

 

Стратегическая задача толкования - эффективная реализация правовых предписаний в режиме строгой  законности, то есть в конечном счете  оно служит практическому осуществлению  правовых норм. Особое значение толкование нормативно-правовых актов имеет  для такой формы реализации права, как правоприменение. В то же время толкование имеет значение и для деятельности государственных органов по изданию и систематизации нормативно-правовых актов.

 

В любом случае процесс  толкования не должен никаким образом  изменять действующие юридические  нормы или создавать новые.

 

Толкование как интеллектуально-мыслительный процесс, направленный на познание юридической  нормы, называется уяснением. Уяснение - это толкование "для себя". В том случае, когда субъект  толкования в той или иной форме  выражает результаты уяснения для других лиц, имеет место разъяснение. Толкование может ограничиваться одним уяснением, однако в тех случаях, когда осуществляется и разъяснение, процесс уяснения выступает как первая стадия общего процесса толкования нормативно-правового  акта.

 

Необходимость толкования нормативно-правовых актов обусловлена  рядом моментов. Существует как бы целый ряд препятствий на пути к уяснению точного смысла юридических  норм, которые преодолеваются с помощью  специальных приемов - способов толкования (уяснения).

 

Основными способами толкования-уяснения являются следующие:

 

1) грамматический - совокупность  специальных приемов, направленных  на уяснение текста на основе  данных филологии, правил языка.  Выясняется значение слов, терминов, знаков препинания, исследуются  структуры предложений и т.  д.;

2) логический - совокупность  специальных приемов, основанных  на непосредственном использовании  законов и правил формальной  логики;

3) специально-юридический  - совокупность специальных приемов,  основанных на юридическом знании (юридических понятий, терминов, юридических конструкций, закономерностей  правового регулирования, правил  юридической техники и др.);

4) систематический - совокупность  специальных приемов, обусловленных  системностью права и законодательства  и направленных на анализ связей  толкуемого нормативного положения  с другими элементами системы  права и системы законодательства;

5) историко-политический - совокупность специальных приемов,  направленных на уяснение цели  издания нормативно-правового акта, анализ исторической обстановки, социально-экономических и политических  факторов, обусловивших его издание  и оказавших влияние на волю  законодателя.

Информация о работе Классификация нормативных актов