Классификация нормативных актов

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 17:43, контрольная работа

Краткое описание

Нормативные акты как форма (источники) права начинают издаваться с установлением централизованного государства, усиления его роли. Государство уже не удовлетворяется обычаями, так как обычай - вещь консервативная, трудно реагирует на изменяющуюся жизнь. Нормативные же акты могли более оперативно и адекватно отражать новые социальные условия. Нормативный акт - это юридический акт, содержащий в себе нормы права. С помощью нормативного акта устанавливаются, изменяются и прекращаются нормы права. К нормативным актам относятся Конституции, законы, кодексы и другие.

Файлы: 1 файл

классификация нормативных актов.docx

— 32.59 Кб (Скачать)

Нормативные акты как форма (источники) права начинают издаваться с установлением централизованного государства, усиления его   роли. Государство уже не удовлетворяется обычаями, так как обычай - вещь консервативная, трудно реагирует на изменяющуюся жизнь. Нормативные же акты могли более оперативно  и адекватно отражать новые социальные условия. Нормативный акт - это юридический акт, содержащий  в себе нормы права. С помощью нормативного акта устанавливаются, изменяются и прекращаются нормы права. К нормативным актам относятся Конституции, законы, кодексы и другие.

Все источники  права могут быть классифицированы на 2 группы: 1) нормативно-правовые акты  (законы, указы, постановления, инструкции, договоры и т.д.) и  2)  иные источники  права  не нормативного характера (правовые обычаи, судебные прецеденты,   решения  органов власти и т.д.). В данном случае критерием разграничения  источников права выступает нормативность, подразумевающей, что юридические  документы содержат нормы права, общие правила поведения, установленные  и охраняемые от нарушения государством.

Нормативный договор как источник права –  это соглашение двух или более  субъектов, в котором содержатся юридические нормы, определяющие права  и обязанности сторон (межгосударственные договоры, федеративный договор и  др.).1 В условиях рыночной экономики широкое распространение получили гражданско-правовые договоры. Согласно статье 422 ГК РФ договор должен соответствовать закону, а если закон принят после заключения договора и в нем установлены иные обязательные правила для сторон, чем те, которые действовали до заключения договора, то условия договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.

Нормативный акт  – это официальный документ, созданный  компетентными государственными органами и содержащий общеобязательные юридические  нормы (правила поведения). Он является наиболее важным и распространенным источником права.

Отличительные признаки  нормативно-правового  акта: во-первых,  он издается уполномоченным государственным органом; во-вторых, обладает определенной юридической  силой; в-третьих, регулирует отношения, имеющие постоянный и типичный характер; в-четвертых,   имеет конкретную  сферу применения; в-пятых, охраняется от нарушений правоохранительными  органами государства; в-шестых,  обладает реквизитами, придающими документу  индивидуально-правовую характеристику.

Нормативно-правовой акт имеет ряд положительных  свойств, выгодно отличающих его  от иных источников права:

        а) нормативный акт   точно фиксирует содержание правовых норм, что позволяет государству проводить единую политику, не допускать произвольного толкования и применения норм;

         б) нормативный акт занимает строго определенное место  в иерархической  системе источников права. Это способствует эффективной реализации права в единстве с другими нормативными регуляторами;

         в) нормативный акт может быть издан оперативно, в любой своей  части изменен.  Это позволяет  быстро реагировать на социальные процессы и потребности общества;

Нормативно-правовой акт всегда обладает четкой внутренней структурой. Текст, в целях удобства пользования им,  может  иметь  преамбулу2,  деление на разделы, главы, статьи, параграфы, пункты, подпункты, части, абзацы, примечания и т. п. Такое строение нормативно-правового акта - результат длительного развития теории и практики нормотворчества.

В любом современном  государстве источники права (прежде всего, законы, статуты парламента, акты правительства)  упорядочены, но вместе с этим,  они не составляют строгую систему, особенно акты подзаконного правотворчества, и, тем более,  правовые обычаи и прецеденты. Однако важно  отметить, что в целом вся  совокупность нормативных и иных  юридических  актов государства в конечном итоге устанавливает определенный правовой режим государства.

 

Норма права - это волевое, общеобязательное, формально-определенное правило поведения, регулирующее общественные отношения путем предоставления прав и возложения обязанностей, соблюдение которого обеспечено возможностью государственного принуждения.

Итак норма права - это, прежде всего, правило поведения, которое:

а) является социально-волевым правилом поведения. В нем выражено веление, воля государства. Оно обращено к  сознанию, воле адресатов, субъектов  права. Прежде чем реализоваться, это  правило должно пройти через сознание и волю ее адресатов, то есть должно быть осознано, воспринято адресатом  нормы и оказать влияние на его волю, склонить адресата к поведению  согласно требованию нормы.

б) Норма права - это общеобязательное правило поведения. Это значит, что  норма права носит общий характер относится не к конкретному субъекту, а ко всем гражданам государства  или определенному их кругу. Это  значит, во-вторых, что норма права  является обязательной для всех, к  кому она адресована. Субъективное отношение к норме права их адресатов не лишает ее общеобязательности. Адресаты нормы могут оценивать  ее отрицательно, считать ее несправедливой, не эффективной и т.д. Однако такая  оценка не колеблет общеобязательности нормы права, она и при таком  отношении должна соблюдаться.

в) Норма права - это регулятор  общественных отношений, которые проявляются  в поведении, действиях людей. Нормы  права регулируют отношения путем  предоставления ее адресатам, субъектам  права юридических прав и возложения на них юридических обязанностей.

г) Нормы права - формально-определенные правила поведения. Формальная определенность норм состоит в том, что они  точно, четко, определенно описывают  обстоятельства, на которые они распространяются, четко и определенно фиксируют  юридические последствия, то есть права  и обязанности адресатов, которые  наступают при обстоятельствах  указанных в норме. Определенности содержания норм права способствует их четкое формулирование в строго определенных источниках - нормативных  актах, прецедентах и др.

Формальная определенность норм права  способствует определенности, ясности  правового положения субъектов  права, определенности, устойчивости их отношений, в конечном счете, четкой урегулированности всей системы отношений, складывающихся в обществе.

д) Принудительность норм права - наиболее специфическое их свойство (признак), отличающее эти нормы от иных социальных норм. Оно состоит в том, что соблюдение норм права обеспечивается возможностью государственного принуждения, при чем не любого принуждения со стороны государства, а принуждения правового, то есть такого, которое предусмотрено в самих нормах права, порядок применения которого регламентируется самим правом (процессуальными нормами права). Принуждение в нормах права выступает как возможное, потенциальное, рассчитанное на случаи неисполнения, нарушения норм права. Свою реальность оно обретает только в конкретных ситуациях их нарушения. Подавляющее большинство норм права, в подавляющих случаях соблюдаются, исполняются добровольно, с осознанием необходимости их соблюдения в силу их целесообразности, справедливости. Однако принуждение в виде его возможности всегда стоит, «маячит за спиной» норм права.

 

2. Классификация (виды) норм  права

 

Классификация норм права, то есть подразделение  на виды способствует более глубокому  их познанию, выявлению у них каких-то специфических, особенных признаков, отличающих их друг от друга. Классификация  норм права может быть осуществлена по разным признакам, основаниям:

а) по предмету правового регулирования, то есть в зависимости от регулируемых отношений нормы права подразделяются на отрасли: нормы конституционного, гражданского, уголовного, административного, семейного и т.п. права.

б) по специфически юридическим функциям или по их роли в правовом регулировании  нормы права подразделяются на регулятивные, охранительные и специализированные (или нормы специального действия).

Регулятивные нормы рассчитаны на регулирование нормальных, желательных или допускаемых в данном обществе отношений, составляющих основную массу отношений. Они регулируют действия правомерные, устанавливают позитивные, положительные права и обязанности, вытекающие из характера самих отношений.

Регулятивные нормы подразделяются на управомачивающие, обязывающие и запрещающие.

Охранительные (или правоохранительные) нормы рассчитаны на отклоняющиеся от нормы поведения, не правомерные, правонарушающие действия. Они охраняют от нарушений общепризнанные, существующие в обществе ценности, нормальные отношения, охраняют, следовательно, и регулятивные нормы.

Охранительные нормы предусматривают  меры реагирования на нарушения субъективных прав и обязанностей, устанавливают  меры принуждения, юридической ответственности  за правонарушения, меры защиты нарушенных прав.

Например, если регулятивные нормы  гражданского кодекса (главы 13-19) определяют формы и объекты собственности, права и обязанности собственников, порядок приобретения права собственности, отчуждение собственности и т.д., то охранительные нормы главы 20 ГК РФ предусматривают способы защиты прав собственника, а охранительные  нормы УК РФ предусматривают меры наказания за посягательства на права  собственности.

Специализированные нормы или нормы специального действия - это нормы о нормах. Они регулируют не психофизическое поведение субъектов, а отношение к другим нормам. Они предписывают как следует понимать другие нормы, термины в них содержащиеся и какие нормы следует применять в тех или иных случаях. К их числу относятся дефинитивные, коллизионные и оперативные нормы.

Дефинитивные нормы содержат легальные определения (дефиницию) терминов, встречающихся в других нормах. Они, следовательно, предписывают, как следует понимать соответствующие термины.

Коллизионные нормы рассчитаны на случаи коллизий, столкновений норм права, на случаи, когда две или более нормы несовпадающего содержания претендуют на то, чтобы быть примененными к одному и тому же случаю. Коллизионная норма предписывает, какую из двух конкурирующих норм следует применять в том или ином случае.

Оперативные нормы отменяют действие других норм, продляют их действие или  распространяют действие на более широкий  круг субъектов или отношений.

в) По характеру обязательности нормы  подразделяются на императивные и диспозитивные.

Императивные нормы носят категорический характер, их требование не может быть изменено, например, соглашением сторон. Они не допускают никакого отклонения от своих требований.

Диспозитивные нормы представляют участникам отношений право самим путем соглашения определять круг и объем прав и обязанностей. И только в случае, если стороны сами не определили соглашением объем своих прав и обязанностей, в действие вступает предписание диспозитивной нормы. Диспозитивная норма, как видим, восполняет пробелы в соглашении сторон. При их формулировании обычно используются обороты типа: «если иное не установлено договором, то должно быть то-то и то-то».

г) По объему действия нормы права подразделяются на общие, специальные и исключительные. Общие нормы регулируют определенный род отношений. Специальные - вид отношений данного рода. Исключительные также регулируют разновидность отношений внутри рода, но особым, даже противоположным, способом нежели общие нормы. Например, ст. 197 ГК РФ предусматривает общий срок исковой давности в три года. Ст. 262 ГК РФ по искам о недостатках поставляемой продукции предусматривает шестимесячный срок давности (специальная норма). А ст. 208 ГК РФ перечисляет требования (о защите личных неимущественных прав, вкладчиков к банку о выдаче вкладов, о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью граждан и др.), на которые исковая давность не распространяется  (исключительная норма). Специальные и исключительные нормы ограничивают сферу действия общих норм.

С точки зрения содержания нормы могут быть различными: политического, экономического, организационного и т.п. характера. Подобное деление  характеризует именно содержание норм, а не их юридические признаки.

В этом ряду следует выделить технико-юридические нормы, нормы технического содержания. По форме это юридические нормы, по содержанию - технические правила (санитарные, ветеринарные, техники безопасности, государственные стандарты, технические условия и т.п.), нарушение которых влечет за собой различные юридические последствия (ответственность, возмещение вреда).

Необходимо отметить, что в ряде источников можно встретить несколько  иную классификацию норм. Например, в одном ряду регулятивных, охранительных  и норм специального действия указываются  учредительные и декларативные  нормы, в ряду норм императивных и  диспозитивных указываются рекомендательные нормы и т.д.

Что касается учредительных норм, то это обычные регулятивные нормы. Точнее можно было бы говорить об учредительных  актах, содержащих регулятивные нормы. Декларации - это не нормы, а провозглашение каких-то целей, задач на будущее  или объявление о своих доходах.

Рекомендательные нормы - это обычные  управомачивающие нормы, но выраженные в форме рекомендаций, ибо то, что рекомендуется - разрешается, дает право.

Иногда указываются поощрительные  нормы. Но и это обычные регулятивные нормы, дающие право соответствующим  должностным лицам поощрять подчиненных (управомачивающие нормы).

 

3. Структура норм права

 

Структура нормы - это ее внутреннее строение, складывающееся из элементов, между собой связанных. Норма права регулирует общественные отношения, указывая на должное или дозволенное поведение участников отношений в определенных ситуациях. Отсюда вытекает, что норма права складывается из двух взаимосвязанных частей. Первая часть описывает в обобщенном плане ситуацию, условия, факты, на которые распространяется ее действие. Вторая часть указывает на юридические последствия, то есть на права и обязанности (на дозволенное и должное поведение), наступающие при наличии условий, указанных в первой части. Заметим, что указанная связь между ситуациями (условиями) и юридическими последствиями не является причинно-следственной связью (связь причины и следствия), а основывается на велении государства (связь тетическая).

Информация о работе Классификация нормативных актов