Этические основы учения Канта о праве и государстве

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2015 в 17:17, контрольная работа

Краткое описание

Иммануил Кант 1724 - 1804 гг. - родоначальник классической немецкой философии и основоположник одного из крупнейших направлений в современной теории права.
Учение Канта сложилось в начале 70-х гг. XVIII в. в ходе предпринятого им критического пересмотра предшествующей философии.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………..... …….3
1 Этические основы учения Канта о праве и государстве………….…………..5
2 Учение Канта о праве……………………………………………….……….….9
3 Учение Канта о государстве……………………………………………..……13
Заключение……………………………………………………....…..…..….........20
Список использованных источников …………………………………………. 22

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 50.36 Кб (Скачать)

Государь, правитель наделяется только правами. Кант оспаривает право народа наказывать главу государства, если даже тот нарушает свой долг перед государством. Осуждается также право на восстание и допускается только легальное и в некотором смысле пассивное сопротивление существующей власти. Форма борьбы за право - неповиновение.

Все политически изменения Кант предлагает путем плавных реформ сверху, но не в коем случае не путем открытой вооруженной борьбы.

В отношении изменения форм государства Кант пишет: «Все же суверен (народ) должен иметь возможность изменять существующее государственное устройство, если оно не согласуется с идеей первоначального договора, и при этом сохранять форму, необходимую для того, чтобы народ составлял государство».

Таким образом, Кант является типичным ранним идеологом социального реформизма.

Кант против захватнической, грабительской войны, резко осуждает подготовку к войне. Он выдвигает проект установления "вечного мира" путем создания всеохватывающей федерации самостоятельных равноправных государств, построенных по республиканскому принципу. По его мнению, создание такого космополитического союза в будущем неминуемо. Предпосылкой тому должны явиться просвещение и воспитание народов, благоразумие и добрая воля правителя, коммерческие потребности наций.

Лучшей формой государства Кант считает республику (как правовой союз) с разделением властей, так как здесь сочетаются закон, свобода и принуждение. В анархии есть свобода, но нет закона и принуждения. В монархии есть закон и принуждение, но нет свободы. Однако формам государства Кант не придает особого значения. Главное, считает он, - это методы властвования, т.е. политический режим, а не форма правления. Говоря о политическом режиме, Кант уделяет внимание соотношению исполнительной и законодательной власти. Если они объединены в одном лице, то тогда наступит деспотия. Наилучшей формой государства (как формы правления) он считает конституционную монархию, т.е. монархию, опирающуюся на конституцию.

«Государственные формы, - отмечает Кант, - это всего лишь буква (littera) первоначального законодательства в гражданском состоянии, и они могут существовать до тех пор, пока они как принадлежность механизма государственного строя считаются по старой и длительной привычке (следовательно, лишь субъективно) необходимыми. Но дух первоначального договора (anima pacti originarii) налагает на устрояющую власть обязательство делать способ правления соответствующим идее первоначального договора и, если этого нельзя добиться сразу, постепенно и последовательно так изменять это правление, чтобы оно по своему действию согласовалось с единственно правомерным строем».

Таким образом, И. Кант в систематизированной форме обосновал политическую доктрину либерализма. Он считал либерализм учением, единственно соответствующим разуму, и подвел под него философско-этическую основу.

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В учении И. Канта о государстве и праве ярко отражается преломление идей Великой французской революции. Показательны взгляды Канта на всемирную историю, которая тесно связана с его учением о государстве и праве.

Учение Канта о праве стало основой для нормативизма, оно исходит из представления, что нормы права абсолютно независимы от законов развития общественной жизни и принципиально отличаются от них по своему характеру, так как представляют собой требования должного, в то время как законы природы и общественной жизни выражают необоснованность, в которой воля человека бессильна.

С учением Канта тесно связана теория правового государства, так как Кант считал, что цели государства являются обеспечением торжества права. Государство должно подчиняться требованиям конституции.

Характерным для учения Канта о праве является противопоставление легального и морального. Естественное право у Канта разделяется на частное и публичное. Частное - совокупность правовых отношений в так называемом естественном состоянии, где люди относятся друг к другу только как индивиды. Публичное - правовые отношения, существующие в государстве между гражданами.

Кант определяет государство как соединение большего (меньшего) числа лиц под действием права. Таким образом, Кант изображает государство как правовую организацию. Цели государства, по Канту, - не счастье граждан, а торжество идеи права.

В основу классификации форм правления Кант положил два признака: число законодательных лиц; наличие (отсутствие) разделения власти. По первому признаку формы правления делятся на автократические, аристократические, демократические. По второму признаку: республиканские, деспотические. Автократия - одна из лучших форм. Демократия - худшая, так как наиболее сложная форма правления.

Кант много работал над темой «народ и власть».

Народ не имеет прав сопротивляться высшей законодательной власти. Государственная власть не может иметь частную собственность, так как иначе она могла бы забрать всю собственность и уничтожить ее.

Кант утверждает, что правомерны только оборонительные войны, так как народы в них отстаивают свою независимость. Он отрицает, что во время войны все дозволено и считает необходимым запретить коварные средства: шпионаж, тайные убийства. Война не может быть сама по себе целью, но может быть только средством для восстановления мира народов.

Цель человечества - стремление к миру.

Кант предлагал организовать федерацию государств, в которых государственный строй каждого государства должен быть таким, в котором осуществлено разделение власти.

Либеральные традиции кантовского учения о правах и свободах человека и гражданина, идеи Канта о правовом государстве и правовом законе играли и продолжают играть огромную роль в философии права и в практике государственно-правовой организации общества. В конституциях большинства стран нашли отражение такие основные принципы правовой государственности, как верховенство права, неотчуждаемость естественных прав и свобод, разделение властей, взаимная ответственность личности и государства. Особое значение имеют эти ценности для государства (тем более и для России), выбравшего демократический правовой путь развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

1  Асмус, В. Ф. Иммануил  Кант / В. Ф. Асмус. – М. : Высшая школа, 2005. – 168 с.

2  Гулыга, А. В.  Немецкая  классическая философия / А. В. Гулыга.  - М. : Рольф, 2001. – 199 с.

3 История политических  и  правовых учений. XIX в.: учебник / под. ред. Л. С. Мамут. – М.: Юрист, 1993. – 205с.

4  История политических  и правовых учений. XVII –XVIII вв.: учебник / под ред. В.Г. Графского. – М.: Наука, 1989. – 336с.

5  История политических  и правовых учений.XX век: учебник  / под ред. В. П. Малахова. – М.: Академ. Проект, 2000. – 10с.

6 История политических  и правовых учений: учебник / под  ред. В. С. Нерсесянца. – М.: Инфра, М-Кодекс, 1995. – 258с.

7 История политических и правовых учений: учебник / под ред. О. Э. Лейста. - М.: Зерцало, 2006. – С. 49-61.

8 Кант, И. Метафизика нравов  / И. Кант // Сочинения: в 6 т. / И. Кант - М. : - 1965. - Т. 4 - 4. 2. - С.107 - 304.

9  Кант, И. Основы метафизики нравственности  / И. Кант// Сочинения: в 2 т. /  И. Кант - СПб., 1995. – Т. 2. – 306 с.

10 Кузнецов, В. Н. Немецкая  классическая философия / В. Н. Кузнецов.  - М. : Высшая школа,  2001. – 147с.

11 Мамут, Л.С. Политические  и правовые учения в Германии  в конце XVIII - начале XIX в. / - М. - 1995. – 159с.

12  Новгородцев, П.И. Кант  и Гегель в их учениях о  праве и государстве. / П. И. Новгородцев.  – СПб.:  Алетейя, 2000. – 357с.

13 Суслова, Л. А. Философия  И. Канта. / Л. А. Суслова.  - М. Высшая  школа, 1988. – 326с.

14 Четвернин,  В. Современные  концепции естественного права / - М. : Наука, 1998. – 241с.

15 Шульц, И. Разъясняющее изложение "Критики практического разума" / - М. : Книжный дом «Либроком", 2010. – 36с.

 

 

 

 


Информация о работе Этические основы учения Канта о праве и государстве