Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 19:07, курсовая работа
Конституция, выполняя роль «главного регулятора», осуществляет обобщенную регламентацию наиболее массовых и социально значимых общественных отношений. Ее положения в значительной мере политизированы, ибо регулирование осуществляется на основе учета интересов носителей конкретных социально-политических ценностей, реальной социокультурной среды, международной обстановки и внешнеполитических приоритетов, реакции общественного мнения. Конституционные положения содержат концентрированное нормативное выражение принципов внутренней и внешней политики государства.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
Глава I. История развития конституции до 1993 года
1.1. Конституционные акты российской государственности до октября 1917 года…………………………………………………………………….5
1.2. Послеоктябрьское конституционное развитие………………………7
1.3. Конституции РСФСР………………………………………………….8
Глава II. История конституции Российской Федерации 1993 года
2.1. Принятие конституции……………………………………………...13
2.2. Юридические свойства Конституции Российской Федерации….16
2.3. Порядок пересмотра Конституции Российской Федерации и принятия конституционных поправок………………………………..…20
ЗАКЛЮЕНИЕ……………………………………………………………………27
Список литературы…………
Конституцию РФ, принятую всенародным голосование 12 декабря 1993 г. можно назвать легитимной «с определенной долей условности». Ее одобрили 58,4% избирателей, принявших участие в голосовании, что составляет 31% всех зарегистрированных избирателей.
Верховенство
Конституции РФ означает ее приоритетное
положение в системе
Верховенство
Конституции РФ проявляется не только
по отношению к законодательству,
которое будет принято в
Верховенство Конституции РФ приобретает дополнительное значение в условиях федеративного государственного устройства России, когда субъекты Федерации имеют свою конституцию и свое законодательство. Республиканские конституции и принимаемые субъектами другие нормативно-правовые акты не должны противоречить федеральной Конституции (ч. 1 ст. 15 Конституции РФ).
Верховенство Конституции РФ обеспечивается особым порядком ее принятия и изменения; приданием конституционным нормам высшей юридической силы; повышенной правовой защитой конституционных предписаний.
Стабильность Конституции - важнейшее условие режима законности, устойчивости всей правовой системы и организации государственной власти, определенности отношений между личностью и государством. * Стабильность Конституции зависит от многих факторов (например, от расклада социально-политических сил, действующих на политической арене страны, от уровня политической и правовой культуры граждан, от совершенства положений самой Конституции и др.). Гарантией стабильности Конституции РФ служит жесткий порядок ее пересмотра и внесения конституционных поправок.[16; 112]
Конституция РФ имеет прямое действие (ч. 2 ст. 15 Конституции РФ). Это означает, что нормы Конституции РФ являются непосредственно действующими, то есть для их осуществления не требуется в качестве обязательного условия принятия дополнительных, конкретизирующих отраслевых правовых норм. Вместе с тем многие нормы Конституции РФ, в силу высокого уровня обобщенности правового регулирования, нуждаются в дополнительной регламентации путем принятия актов текущего законодательства.
Проблема
обеспечения прямого действия Конституции
РФ при осуществлении правосудия
получила разрешение в Постановлении
Пленума Верховного Суда Российской
Федерации от 31 октября 1995 г. «О некоторых
вопросах применения судами Конституции
Российской Федерации при осуществлении
правосудия», где говорится о
том, что суд, разрешая дело, применяет
непосредственно Конституцию
а) когда закрепленные нормой Конституции РФ положения, исходя из ее смысла, не требуют дополнительной регламентации и не содержат указания на возможность ее применения при условии принятия федерального закона, регулирующего права, свободы, обязанности человека и гражданина и другие положения;
б) когда суд придет к выводу, что федеральный закон, действовавший на территории Российской Федерации до вступления в силу Конституции РФ, противоречит ей;
в) когда суд придет к убеждению, что федеральный закон, принятый после вступления в силу Конституции РФ, находится в противоречии с соответствующими положениями Конституции РФ;
г) когда
закон либо иной нормативный правовой
акт, принятый субъектом Российской
Федерации по предметам совместного
ведения Российской Федерации и
субъектов Российской Федерации, противоречит
Конституции РФ, а федеральный
закон, который должен регулировать
рассматриваемые судом
Реальность Конституции означает соответствие конституционных предписаний (юридической конституции) складывающимся в действительности общественным отношениям (конституции фактической). Другими словами, конституция должна отражать достигнутую ступень развития общественных отношений в политической, экономической, социальной сферах, в противном случае она будет фиктивной.[17; 45]
О реальности конституции свидетельствует исполнимость и гарантированность ее предписаний. Например, возможность граждан, руководствуясь Конституцией, ссылаясь на нее, обращаться за судебной защитой своих прав и свобод является показателем реальности конституционных норм, посвященных правовому статусу личности.
Конституция является юридической базой текущего законодательства. Данное свойство Конституции проявляется в том, что конституционные нормы служат отправной точкой для всех отраслей российского права. Так, на базе конституционных положений, закрепляющих свободу экономической деятельности, равенство всех форм собственности развивается гражданское право России.
Программность Конституции проявляется в том, что сформулированные в ней нормы-принципы, нормы-цели определяют основные направления, цели и задачи дальнейшего развития общества и государства.[18; 48]
Так,
характеристика Российского государства
в качестве правового, содержащаяся
в ч. 1 ст. 1 Конституции РФ, не может служить
основанием для признания его таковым,
но это идеал, к которому Российская Федерация
должна стремиться.
2.3. Порядок пересмотра Конституции Российской Федерации
Конституция - акт долговременного действия. Ее важнейшим свойством является стабильность. Юридической гарантией стабильности российской Конституции служит особый (жесткий) порядок ее пересмотра и принятия конституционных поправок, предусмотренный гл. 9 Конституции РФ.
Предложения
о поправках и пересмотре положений
Конституции РФ, согласно ст. 134 Конституции
РФ, могут вносить Президент РФ,
Совет Федерации, Государственная
Дума, Правительство РФ, законодательные
(представительные) органы субъектов
Федерации, группа численностью не менее
одной пятой членов Совета Федерации
или депутатов Государственной
Думы. Таким образом, круг субъектов,
наделенных правом выступать с инициативой
внесения изменений в действующую
Конституцию или принятия новой
Конституции, предусмотренный ст. 134
Конституции РФ, не совпадает (ограничен)
с кругом субъектов права
В Конституции РФ установлен различный порядок пересмотра гл. 1, 2, 9 и 3-8.
Положения
гл. 1 «Основы конституционного строя»,
гл. 2 «Права и свободы человека и
гражданина», гл. 9 «Конституционные поправки
и пересмотр Конституции» не могут
быть пересмотрены Федеральным Собранием.
Если предложение о пересмотре этих
глав будет поддержано тремя пятыми
голосов от общего числа членов Совета
Федерации и депутатов
Конституционное
Собрание либо подтверждает неизменность
Конституции РФ, либо разрабатывает
проект новой Конституции РФ, который
принимается Конституционным
Поправки к гл. 3-8 Конституции РФ принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, и вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации.
Федеральный закон от 4 марта 1998 г. «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации»[19; 1146] детально урегулировал вопросы, касающиеся порядка и условий внесения, принятия, одобрения и вступления в силу поправок к гл. 3-8 Конституции РФ.
Под поправкой к Конституции РФ в Федеральном законе понимается любое изменение текста гл. 3-8 Конституции РФ: исключение, дополнение, новая редакция какого-либо из положений указанных глав Конституции РФ.
Изменения в ст. 65 Конституции РФ, определяющую состав Российской Федерации, вносятся на основании федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта Российской Федерации, об изменении конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации.
В случае изменения наименования республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа новое наименование субъекта Российской Федерации подлежит включению в ст. 65 Конституции РФ. Согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 28 ноября 1995 г. по делу о толковании ч. 2 ст. 137 Конституции РФ решение субъекта Федерации об изменении своего наименования включается в ст. 65 Конституции РФ в упрощенном порядке - указом Президента РФ.
Не
является изменением наименования субъекта
Российской Федерации в смысле ч.
2 ст. 137 Конституции РФ и, следовательно,
не может быть произведено в указанном
порядке такое переименование, которое
затрагивает основы конституционного
строя, права и свободы человека
и гражданина, интересы других субъектов
Российской Федерации, Российской Федерации
в целом либо интересы других государств,
а также предполагающее изменение
состава Российской Федерации или
конституционно-правового
В силу самой природы конституции ей присуще качество стабильности. Принятие новой конституции всегда вызывается весьма существенными переменами в жизни общества. Изменения в ней тоже должны требовать серьезного обоснования.
Поэтому в большинстве стран мира действует усложненный порядок изменения конституции.
Учтя
предшествующий отечественный опыт,
нормативные установления конституций
зарубежных демократических государств
и укрепляя конституционную стабильность,
действующая Конституция внесла
в рассматриваемый процесс
Прежде всего, Конституция 1993 г. применяет новую терминологию - вводятся понятия "пересмотр" Конституции и "поправки" к ней. Посвященная этому гл. 9 носит название "Конституционные поправки и пересмотр Конституции". Она содержит четыре статьи - 134 - 137.
В ст. 134 впервые в конституционном акте введена новая норма, устанавливающая перечень субъектов, которые могут инициировать процесс пересмотра Конституции и внесения в нее поправок. В прежней Конституции вопрос о таких субъектах не регламентировался.
Теперь предложение о поправках и пересмотре положений Конституции могут вносить Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, а также группа численностью не менее 1/5 членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.
Пересмотр
означает принятие новой Конституции.
Его условия определены в ст. 135
Конституции. Пересмотр связан с
изменением положений глав 1, 2 и 9: "Основы
конституционного строя", "Права
и свободы человека и гражданина",
"Конституционные поправки и пересмотр
Конституции". Положения этих глав
не могут быть пересмотрены Федеральным
Собранием. В этих главах содержатся
положения, выражающие концептуальную
сущность Конституции, а также обеспечивающие
ее стабильность. Отсутствие у Федерального
Собрания - представительного и
Конституционное
Собрание в соответствии с Конституцией
наделено учредительными полномочиями.
Оно может подтвердить
Информация о работе История конституции Российской Федерации 1993 года