Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 19:07, курсовая работа
Конституция, выполняя роль «главного регулятора», осуществляет обобщенную регламентацию наиболее массовых и социально значимых общественных отношений. Ее положения в значительной мере политизированы, ибо регулирование осуществляется на основе учета интересов носителей конкретных социально-политических ценностей, реальной социокультурной среды, международной обстановки и внешнеполитических приоритетов, реакции общественного мнения. Конституционные положения содержат концентрированное нормативное выражение принципов внутренней и внешней политики государства.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
Глава I. История развития конституции до 1993 года
1.1. Конституционные акты российской государственности до октября 1917 года…………………………………………………………………….5
1.2. Послеоктябрьское конституционное развитие………………………7
1.3. Конституции РСФСР………………………………………………….8
Глава II. История конституции Российской Федерации 1993 года
2.1. Принятие конституции……………………………………………...13
2.2. Юридические свойства Конституции Российской Федерации….16
2.3. Порядок пересмотра Конституции Российской Федерации и принятия конституционных поправок………………………………..…20
ЗАКЛЮЕНИЕ……………………………………………………………………27
Список литературы…………
ИСТОРИЯ
ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КОНСТИТУЦИИ
Содержание
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
Глава I. История развития конституции до 1993 года
1.1. Конституционные
акты российской государственности до
октября 1917 года……………………………………………………………………
1.2. Послеоктябрьское конституционное развитие………………………7
1.3. Конституции
РСФСР………………………………………………….8
Глава II. История конституции Российской Федерации 1993 года
2.1.
Принятие конституции……………………………………………..
2.2. Юридические свойства Конституции Российской Федерации….16
2.3. Порядок пересмотра Конституции Российской Федерации и принятия конституционных поправок………………………………..…20
ЗАКЛЮЕНИЕ………………………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Введение
В жизнедеятельности современного общества особое место принадлежит конституции. Ее содержание и сущностные черты определяются, прежде всего, тем, что она регулирует важнейшие общественные отношения между гражданином, обществом и государством, закрепляет основы общественного строя, принципы организации государственного аппарата. Она является фундаментом, на котором зиждется правовая и политическая система.
Вне
всякого сомнения, конституция –
явление демократического порядка,
поскольку устанавливает
Конституция, выполняя роль «главного регулятора», осуществляет обобщенную регламентацию наиболее массовых и социально значимых общественных отношений. Ее положения в значительной мере политизированы, ибо регулирование осуществляется на основе учета интересов носителей конкретных социально-политических ценностей, реальной социокультурной среды, международной обстановки и внешнеполитических приоритетов, реакции общественного мнения. Конституционные положения содержат концентрированное нормативное выражение принципов внутренней и внешней политики государства.
Термин «конституция» (от латинского «constituio» - установление) зародился в Древнем Риме и использовался для обозначения указов римских императоров.
В
современном понимании
В
самом общем виде конституцию
можно определить как основной закон
государства, выражающий волю и интересы
народа в целом либо отдельных
социальных слоев (групп) общества и
закрепляющий в их интересах важнейшие
начала общественного строя и
государственной организации
Основными целями представленной работы являются: дать общую характеристику конституции, а именно рассмотреть понятие, форму, структуру, содержание, функции и значение конституции; раскрыть проанализировать историю развития конституции РФ; отразить юридические свойства, особенности и правовую охрану Конституции РФ 1991 года. Сделать выводы, предусматривающие необходимость совершенствования конституции РФ 1993 года.
При
написании работы были использованы
нормативно-правовые акты по выбранной
проблематике и труды таких ученых,
как С.А.Авакьян, М.В. Баглай, И.П. Ильинский,
О.Е. Кутафин, Н.А. Михалева, Ю.М. Тихомиров,
В.Е. Чиркин, Б.С. Эбзеев и т.д.
I
глава. История
развития конституции
1.1. Конституционные акты российской государственности до октября 1917 года
На изменение конституции влияют многие факторы - интересы различных социальных групп, преобразование формы правления или государственного устройства, господствующие в обществе официальные взгляды и воззрения на государство, право, их общественную роль.
Потребность
в новой конституции в любой
стране возникает после каких-либо
масштабных событий общественно-
Каждая новая конституция обобщает конкретный опыт истории и обогащает его новым содержанием.
Предыстория конституции в России берёт свое начало в начале ХIХ века. Либеральные конституционные идеи пробивали себе дорогу в борьбе с доктриной самодержавия. Русская либерально-правовая мысль исходила из того, что конституция - это учредительный закон, устанавливающий основные начала государственного устройства страны. В лекциях и публикациях либеральных профессоров государственного права Московского и Санкт-Петербургского государственных университетов в конце 50-х - начале 60-х годов ХIХ (А.С Алексеева, М.М. Ковалевского, Ф.Ф. Кокошкина, С.А. Котляревского, Н.И. Лазаревского ти др.) стала проводиться идея конституционной монархии.
Сторонниками
конституционного правления были представители
наиболее прогрессивной дворянской
аристократии. Они предлагали посредством
конституционных реформ осуществить
переход к конституционной
К
числу первых конституционных проектов
в России можно отнести “План
государственного преобразования”
графа М.М. Сперанского (1809) и “Государственную
уставную грамоту Российской империи”
Н.Н. Новосильцева (1818). Сперанский в
своем проекте выдвигал идею конституционной
монархии, ограниченной парламентом, и
постепенной отмены крепостного
права. Под конституцией он понимал
государственный закон “
Интерес представляют конституционные воззрения декабристов, выраженные в “Русской правде” П.И. Пестеля и конституционном проекте Н.М. Муравьёва, а также “Манифесте к русскому народу” Северного общества (Х1Х). Согласно конституционному проекту Н.М. Муравьева, формой государства признавалась конституционная монархия. Законодательная власть передавалась Народному вече, исполнительная - наследственному монарху; судебная - Верховному судилищу. Россия становилась федерацией, Закреплялось равенство всех перед законом, свобода слова, печати, собраний, союзов, вероисповедания, отмена сословных различий.
Однако прогрессивные идеи конституционных преобразований в России того времени остались нереализованными, так как не имели ни социально-экономических, ни политических предпосылок. Законы Российской империи выражали идею самодержавия, а конституция повлекла бы ограничение царской власти.
Конституции, которую подготовил царь-реформатор Александр 11, даровавший в 1861 году крестьянам волю, не суждено было появиться на свет из-за его убийства.
Первым
шагом на пути перехода от монархии
к республике в России стало оформление
конституционной монархии путем
принятия Манифеста от 6 августа 1905
года, который учредил
Конституционное
значение имели “Учреждение
Известный
русский государствовед Н.И. Лазаревский
отмечал, что в силу актов 1905-1906 г.г. в России
учреждался конституционный строй, который
ограничивал основы самодержавия парламентом.
Однако конституционный процесс, начавшийся
в дооктябрьской России, был прерван Октябрьской
революцией 1917 года.
1.2. Послеоктябрьское конституционное развитие
Послеоктябрьское конституционное развитие характеризовалось ломкой имперской государственной системы и формированием основ новой государственности. В этот период принимаются декреты 11 и 111 Всероссийских Съездов Советов: “Рабочим, солдатам и крестьянам!”(Обращение 11 Всероссийского Съезда Советов от 7 ноября (25 октября) 1917 года; “О мире”, “О земле”, “О полноте власти Советов”, “Об учреждении Совета Народных Комиссаров”, датированное 8 ноября 1917 г., Декларация прав народов России от 15 ноября (2)1917 г,. Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа от 25(12) января 1918 г., Резолюция 3-его Всероссийского Съезда Советов “О федеральных учреждениях Российской Республики от 28(15) января 1918 г. и др. Этими актами провозглашалась диктатура пролетариата и закреплялось полновластие Советов.
Декреты первых лет послереволюционного периода отражали ликвидацию капиталистической системы хозяйства, национализацию крупной собственности, помещичьих земель, отмену частной собственности; слом старого государственного аппарата - администрации, суда, армии, полиции, земства.[9; 36]
Конституционные
акты послеоктябрьского периода
в России базировались на утопических
представлениях о тенденциях мирового
революционного процесса, ожидании близкой
победы социализма во всех странах
и установление коммунизма. В этих
актах воплощена
Начиная
от первых декретов Октября конституционное
законодательство России прошло довольно
длительную эволюцию: от конституций 1918,
1925, 1937,1978 годов до Конституции Российской
Федерации 1993 года.
1.3.
Первая Конституция
РСФСР 1918 г
Первая
Конституция РСФСР была принята
V Всероссийским съездом Советов
10 июля 1918 г. Это был Основной закон
государства переходного
Признавались
равные права граждан независимо
от их расовой и национальной принадлежности.
Объявлялись незаконными какие-
Конституция РСФСР от 1918 года закрепила федеративное устройство России. Предусматривалось, что Советы областей, отличающихся особым бытом и национальным составом, могли объединяться в автономные областные союзы, входившие на началах федерации в РСФСР (ст.11). Устанавливалась единая взаимосвязанная система центральных и местных органов государственной власти.
Информация о работе История конституции Российской Федерации 1993 года