Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 11:51, реферат
В течении долгих десятилетий в нашей стране действовала однопартийная система, которая исключала возможность создания и функционирования легальных оппозиционных партий. Официальной, государственной идеологией являлся марксизм-ленинизм. Современное демократическое правовое государство предполагает развитое гражданское общество, в котором взаимодействуют различные общественные организации, политические партии, в котором никакая идеология не может устанавливаться в качестве официальной государственной идеологии. Политическая жизнь в правовом государстве строится на основе идеологического, политического многообразия (плюрализма), многопартийности.
1. Введение.
2. Идеи правового государства в древности.
3. Идеи правового государства в эпоху феодализма.
4. Идеи правового государства в период ранних буржуазных революций.
5. Развитие концепций правового государства в дореволюционной России.
6. Взгляды современных исследователей государства и права на проблему правового государства.
7. Основы и основные признаки правового государства.
8. Практика становления правового государства в России.
9. Заключение.
10. Список используемой литературы.
Маркс рассматривал государство и
право исходя из открытой или классовой
теории общественного развития. Согласно
данной теории государство и право исчезнут
вместе с исчезновением классов в результате
установления диктатуры пролетариата
в процессе перехода к обществу без классов.
Примечательным является утверждение
Маркса, в котором он выразил идею правового
государства "Свобода состоит, чтобы
превратить государство, стоящее над обществом,
в орган, всецело этому обществу подчиненный."
Прогрессивная
политико-правовая мысль Западной Европы
в лице
Исринга, Паунда, Спекира и других оттачивали
элементы теории правового государства
с позиции своего времени и опыта прошлого.
большинство авторов сходилось во мнении,
что правовым можно считать лишь такое
государство, где законодатель так же
подзаконен, как и гражданин. В концепции
Еллинека государство определяется как
представитель общих интересов своего
народа, удовлетворяющий индивидуальным
и общечеловеческим солидарным интересам
в направлении прогрессивного развития
общества.
5. Развитие концепций правового государства в дореволюционной России.
Идеи
правового государства были отражены
и в трудах русских мыслителей,
таких как Писарев, Герцен, Чернышевский,
Радищев, Муравьев и др., где они
подвергали критике беззаконие феодализма.
Правоведы и философы предоктябрьского
периода: Котляровский, Новгородцев, Чичерин,
Бердяев и др. в своих произведениях теоретически
завершили русскую концепцию правового
государства.
Рассмотрим основные идеи и принципы правового государства с точки зрения Г.Ф. Шершевича. Он отмечает следующие пути формирования и основные параметры правового государства:
1) Для устранения произвола
2) Если личная инициатива
3) Чтобы новый порядок не
С философским обоснованием теории
правового государства выступил
И.
Кант. Центральное место в ней занимает
человек, личность. Важнейшим принципом
публичного права философ считал прерогативу
народа требовать своего участия в установлении
правопорядка путем принятия конституции,
выражающей его волю. Верховенство народа
обуславливает свободу, равенство и независимость
всех граждан в государстве, которое выступает
как
"объединение множества людей, подчиненных
правовым законам". Там, где государство
действует на основе конституционного
права, отвечает общей воле народа, там
государство правовое, там не может быть
ограничения прав граждан в области личной
свободы, совести, мысли, хозяйственной
деятельности. В правовом государстве
гражданин должен обладать той же возможностью
принуждения властвующих к точному исполнению
закона, какой обладает властвующий в
его отношении к гражданину. Правовую
организацию
Кант, так же как и Ш.Монтескье, связывает
с разделением властей на законодательную,
принадлежащую парламенту, исполнительную
- правительству, и судебную, осуществляемую
судом присяжных, избранных народом. Философская
концепция Канта оказала значительное
влияние на дальнейшее развитие политико-правовой
мысли и практику государственно-правового
строительства цивилизованного общества.
Государство, согласно Гегелю, это
тоже право, а именно конкретное право,
так как оно включает в себя признание
"всех остальных прав личности, семьи
и общества" Возводя государство в абсолют,
стоящий над личностью и обществом, Гегель
доказывает, что такие государства предшествуют
развитию гражданского общества. В этом
утверждении Маркс видел главный порок
гегелевской концепции государства, поскольку
в реальной жизни общество возникает раньше
государства, а последнее является его
продуктом и результатом развития общества.
"Государство, по
Гегелю, это наиболее совершенная организация
общественной жизни, в которой все строится
на правовой основе, представляющей царство
реальной жизни."
Ценность гегелевских
Маркс и Энгельс поддержали и на материалистической основе развили дальше идею Гегеля о разграничении гражданского общества и государства( у философов 17-18 веков гражданское общество и государство нередко выступали как нечто единое). Маркс и Энгельс показали, что именно гражданское общество составляет первооснову здания человеческого общежития, а жизнедеятельность гражданского общества есть главная движущая сила исторического прогресса, или дословно "истинный очаг и арена всей истории".
Маркс рассматривал государство
и право исходя из открытой или классовой
теории общественного развития. Согласно
данной теории государство и право исчезнут
вместе с исчезновением классов в результате
установления диктатуры пролетариата
в процессе перехода к обществу без классов.
Примечательным является утверждение
Маркса, в котором он выразил идею правового
государства "Свобода состоит, чтобы
превратить государство, стоящее над обществом,
в орган, всецело этому обществу подчиненный."
Прогрессивная политико-правовая мысль
Западной Европы в лице
Исринга, Паунда, Спекира и других оттачивали
элементы теории правового государства
с позиции своего времени и опыта прошлого.
большинство авторов сходилось во мнении,
что правовым можно считать лишь такое
государство, где законодатель так же
подзаконен, как и гражданин. В концепции
Еллинека государство определяется как
представитель общих интересов своего
народа, удовлетворяющий индивидуальным
и общечеловеческим солидарным интересам
в направлении прогрессивного развития
общества.
6. Взгляды современных исследователей государства и права на проблему правового государства.
В последние годы в русле реформаторских процессов произошли серьезные изменения в научных взглядах на государство и право.
Концептуальные положения и
пути формирования правового государства
излагаются в трудах сегодняшних исследователей
права и государства: С.С.
Алексеева, В.Н. Хропанюка, В.Н. Кудрявцева
и др.
По В.Н. Хропанюку правовое государство - "это такая форма организации и деятельности государственной власти, которая строится на взаимоотношениях с индивидами и различными объединениями на основе норм права."
Теперь рассмотрим основные характеристики
правового государства. В.Н.
Хропанюк различает экономическую, социальную
и нравственную основу правового государства.
"Экономической основой правового
государства являются производственные
отношения, базирующиеся на многоукладности,
на различных формах собственности(государственной,
коллективной, арендной, частной, акционерной,
кооперативной и др.) как равноправных
и в одинаковой мере защищенных юридически."
В правовом государстве собственником
должен быть производитель и потребитель
материальных благ.
Правовое начало же государственности
реализуется только при наличии свободы
и самостоятельности собственности, которые
обеспечивает право.
"Социальную основу правового
государства составляет
Нравственная основа правового
государства заключается в
"Политическая природа
7. Основы и основные
признаки правового
Рассмотрим теперь основные признаки правового государства:
1. Верховенство закона во всех сферах общественной жизни.
Высшей формой выражения и защиты
прав и свобод людей в системе
правовых ценностей является закон.
Если вдуматься в словосочетание
"правовое государство", то можно
понять, что на первом месте в таком государстве
- право. Это и означает верховенство
права в обществе, во всех его сферах.
Нерушимость его закрепляется в
Конституции(основном законе) страны и
распространяется на прочие законы и
нормативные акты. На страже неукоснительного
соблюдения конституционных предписаний
стоит
Конституционный Суд и вся система
судов правового государства. поэтому
правовое государство это и конституционное
государство.
Верховенство права(закона) в обществе как главный принцип правового государства предопределяет и прочие его принципы, в частности подчинение закону и самого государства, и его органов, и должностных лиц.
2. Реальность прав личности, обеспечение ее свободного развития.
В социально-политической жизни свобода
человека выступает как его право.
В правах человека выражаются возможности
его действий в различных сферах
жизнедеятельности: экономической, политической,
социально- культурной, личной. Чем шире
эти права, чем больше они гарантированы,
тем свободнее личность. Если же естественные
права человека ущемлены, то он чувствует
себя неуверенно, униженно, теряет способность
к творчеству, ограничивая таким образом
собственное развитие и развитие общества.
Например, когда в США была распространена
практика подслушивания правительственными
агентами телефонных разговоров, вследствие
чего нарушались права гражданина. Многие
американцы, зная о подслушивании, стали
замкнутыми, раздражительными, постоянно
испытывали страх. " А жить с глазами,
полными страха, - справедливо заметил
бывший министр юстиции в администрации
президента Джонсона, - значит жить в несчастливой
стране."
Правовое государство
3. Взаимная ответственность государства и личности.
Самоограничение государства правом,
закрепляющим свободу личности, не является
односторонней привилегией личности.
Последняя, в свою очередь тоже соглашается
не определенные ограничения и обязуется
подчиняться общим установлениям государства.
Правовой характер взаимной ответственности
государства и личности - это важная составная
часть объективно складывающегося в обществе
права, а не продукт волеизъявления государства.
Следовательно, в правовом государстве
устанавливается принцип взаимной ответственности
государства и личности.
4. Принцип разделения властей.
Основным принципом
Данный принцип означает, что ни одному
из государственных органов не принадлежит
вся государственная власть в полном объеме.
Каждый из них осуществляет только свою,
присущую ему функцию и не имеет права
подменять деятельность другого органа.
Такое разграничение направлено на то,
чтобы удержать власть от возможных злоупотреблений
и не допустить возникновения тоталитарного
управления государства, не связанного
правом - вместе с тем, если одна из трех
ветвей(отраслей государственной власти)
не выйдет на первое место, то государственный
механизм будет поражен постоянной борьбой
между ними за фактическое верховенство
и превратится в силу не движения и развития,
а торможения. Поэтому верховное положение
занимает законодательная власть, поскольку
именно она облекает в закон основные
направления внутренней и внешней политики,
обеспечивает верховенство закона в обществе.
Исполнительная власть в лице своих органов
занимается непосредственной реализацией
правовых норм, принятых законодателем.
Судебная же власть призвана охранять
право, правовые устои государственной
и общественной жизни от любых нарушений,
кто бы их не совершал. Правосудие в правовом
государстве осуществляется только судебными
органами.
Таковы основные характеристики правового государства. В них концентрируются общечеловеческие ценности, сформированные в процессе длительного развития государственно-организованного общества. естественный прогресс человеческой жизни вносит и будет вносить новые элементы в теорию и практику строительства правового государства.
8. Практика становления правового государства в России.
"Сейчас завершается важный
этап преобразования России в
демократическое государство.