Гражданское общество в теории Ю. Хабермаса

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 22:30, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является исследование особенностей взаимодействия государства и гражданского общества в теории Ю. Хабермаса, а также, если это будет возможным, выявить, способна ли его теория воплотиться в жизнь в современном государстве.

Оглавление

Введение………………………………………………………….1
I. Гражданское общество
1.Понятие гражданского общества………………………...3
2. Гражданское общество в различных
политических системах…………………………………...4
3.Структура гражданского общества.................................5
II. Основные черты взаимодействия государства
и гражданского общества в теории Ю. Хабермаса……...6
III. Взаимодействие государства и гражданского общества в настоящее время на примере современных государств
1. Государство и гражданское общество на Западе и Востоке………………………………………………………………..10
2. Государство и гражданское общество в России…….11
Заключение…………………………………………………….13
Список использованных источников и литературы..........15

Файлы: 1 файл

Курсовая работа (задолженность).docx

— 46.55 Кб (Скачать)

 

Содержание

Введение………………………………………………………….1

 

I. Гражданское общество

    1.Понятие  гражданского общества………………………...3

    2. Гражданское  общество в различных

        политических системах…………………………………...4

      3.Структура гражданского общества.................................5

 

II. Основные черты взаимодействия государства

    и гражданского  общества в теории Ю. Хабермаса……...6

 

III. Взаимодействие государства и гражданского общества        в настоящее время на примере современных государств

      1. Государство и гражданское общество на Западе и Востоке………………………………………………………………..10

      2. Государство и гражданское общество  в России…….11

 

Заключение…………………………………………………….13

Список использованных источников и литературы..........15

Введение

 

Юрген Хабермас – немецкий ученый XX века в области философии и социологии, работавший в знаменитых университетах, таких как Гейдельбергский, университет Франкфурта-на-Майне и других. В своих работах, активно переводящихся на русский язык, Хабермас рассуждает на различные политические темы, в том числе и о взаимодействии государства и гражданского общества. Его работы близки нашему времени, и его теория ни в коем случае не являются утопией, как мы можем видеть это в теориях других авторов.

Во время написания  работы, я буду использовать его  теорию как тесно связанную с  теорией Франкфуртской школы, представителем учений которой являлся сам Юрген Хабермас. Поскольку работ у немецкого ученого огромное количество, всех их прочесть и проанализировать мне не предоставляется возможным, то использовать я буду его некоторые произведения; например, сборник, увидевший свет в издательстве «Зуркамп» в 1996 году, содержит новейшие и основополагающие исследования по политической теории, которые автор проводил, самостоятельно развивая свою теорию коммуникации, а также в сотрудничестве со своими единомышленниками и учениками, на академических семинарах и в открытых дискуссиях. Основная тема исследований имеет более практический, прикладной политический смысл, что, на мой взгляд, очень поможет при написании моей работы.

Целью работы является исследование особенностей взаимодействия государства  и гражданского общества в теории Ю. Хабермаса, а также, если это будет возможным, выявить, способна ли его теория воплотиться в жизнь в современном государстве.

Практическая значимость моей работы, на мой взгляд, практически  совпадает с целью.  Анализ теории Хабермаса поможет оценить роль гражданского общества в современных странах, его реальное участие в политической жизни страны, сравнение действующих понятий с понятиями учения немецкого социолога.

Работу я считаю актуальной на сегодняшний день, по причине  того, что вопрос о гражданском  обществе и власти страны поднимается  во многих странах. Развитость гражданского общества и его способность влиять на власть определяет политический режим  государства. Именно по силе этого взаимодействия можно понять, насколько твоя страна демократична, насколько свободно в ней живут люди, насколько простой народ участвует в управлении государством.

В этой работе я планирую сначала рассмотреть взаимодействие государства и гражданского общества в различных типах политической системы, показав понятия, на которые  я буду опираться в дальнейшем. Затем речь пойдет об особенных чертах этого процесса в теории Ю. Хабермаса. После этого я буду подробнее рассматривать эти особенности, сравнив их с нынешним временем.  Затем будут рассмотрены проявления взаимодействия в нашем, российском обществе, и напоследок – заключение, в котором будут обобщены выводы. Список используемой литературы будет представлен в самом конце работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I. Гражданское общество

1. Понятие гражданского  общества

Гражданское общество – человеческая общность на определенной стадии развития, включающая добровольно сформировавшиеся негосударственные структуры в экономической, политической, социальной и духовной сферах жизнедеятельности общества; совокупность негосударственных – экономических, политических, социальных, духовных, религиозных, нравственных, семейных, национальных и др. отношений; сфера самопроявления свободных индивидов и добровольно сформированных организаций и ассоциаций граждан, огражденная законами от прямого вмешательства и произвольной регламентации их деятельности со стороны органов государственной власти. В экономической сфере структурными элементами гражданского общества являются негосударственные предприятия: кооперативы, арендные коллективы, товарищества, акционерные общества, ассоциации, корпорации и другие добровольные объединения граждан в области хозяйственной деятельности, создаваемые ими по собственной инициативе.1

Согласно Ю. Хабермасу, гражданское общество включает в себя постоянно возникающие ассоциации, организации и движения, которые резонируют с тем, что происходит в сфере частной жизни, усиливая и посылая все это в публичную сферу.2

Исходя из этого, можно  с уверенностью сказать, что наличие гражданского общества является условием для создания правового демократического государства. Понятие гражданского общества разбиралось такими великими людьми как Д. Локк, Т. Гоббс, К. Маркс.

Понятие “гражданское общество”, как правило, используется в сопоставлении с понятием государства. Как писал И. Изензее, “государство существует в виде того, что противостоит обществу”. По определению Ж.-Л. Кермонна, “гражданское общество слагается из множественности межличностных отношений и социальных сил, которые объединяют составляющих данное общество без непосредственного вмешательства и помощи государства”.

Гражданское общество взаимодействует  с государством посредством политических партий, движений и групп давления, которые представляют гражданские  интересы или требования.

 

2. Гражданское  общество в различных политических  системах

Американский политолог А. Мейер в работе «Советская политическая система. Ее истолкование» пишет, что «тоталитарной политической системой является такая система, в которой вся деятельность людей подчиняется политическим задачам, и все человеческие взаимоотношения организуются и планируются». Тоталитаризм полностью отрицает гражданское общество, все формы самоорганизации людей, независимую от власти частную жизнь.

В авторитаризме самостоятельность  гражданского общества подавляется  значительно слабее, чем в тоталитарном режиме. Одним из главных признаков  этого политического режима является незрелость, неразвитость и пассивность  действий институтов гражданского общества. Поскольку оно тесно связано  с инакомыслием и самостоятельностью мнения, а при авторитаризме эти  понятия «не живучие», полностью  свободных граждан нет, а, следовательно, люди не видят смысла объединяться в какие-либо организации с целью  повлиять на власть. Понятие «авторитарный  правитель» уже исключает всевозможные методы влияния на него со стороны  проживающего в стране простого народа. Однако в некоторых примерах в  истории гражданскому обществу удавалось  выбраться из-под гнета государства. Факт развития гражданского общества в авторитарном государстве уже  означает то, что страна встала на путь к  демократии.

 В. В. Витюк говорит в своей статье, что, «исторический опыт показывает,  что состояние гражданского общества — уровень развития и масштаб распространения его важнейших элементов — является главным из факторов,  предопределяющих утверждение,  стабилизацию и дальнейшую эволюцию как демократических сил,  так и авторитарных режимов, равно как и формы перехода от вторых к первым». 3

Что касается демократического режима, то тут все намного проще. Это и есть естественная среда  для существования гражданского общества, местного самоуправления и  другого. В современном мире люди пришли к тому, что демократия –  власть народа – есть самый справедливый политический режим. Поэтому, все должны стремиться к нему, что говорит и Юрген Хабермас в своих работах.

При демократии институты  гражданского общества играют чуть ли не первую роль, в том смысле, что именно через них в идеале и происходит управление государством. В отличие от других режимов, тут народу предоставлен весь спектр прав и свобод. Взаимодействие с государством проходит как сотрудничество. Такое общество может воплотить в жизнь все свои желания и требования. Без него не будет демократии в полном значении этого понятия.

В нашей стране, где еще  полвека назад процветало одно из жесточайших тоталитарных правительств, в настоящий момент сложно построить  демократию. Но общество развивается, вместе с ним и развивается  сознание человека, его желание активно  принимать участие в управлении страны, желание соблюдать закон, подчиняться власти – с одной  стороны, и влиять на нее – с  другой.

Все-таки в России существует синдром неучастия – синдром, проявляющийся в нежелании участвовать  в жизни страны. При этом причина  его в том, что граждане не верят  в возможность повлиять на власть. Конечно, в этом есть вина и самой  власти, но нельзя отрицать, что в  сознании основного населении страны заложены устои того времени, когда  инициатива была наказуема, а о каком-то влиянии на власть речи быть не могло. Все в стране зависело от одной  группы лиц, а бывало и от одного человека, который не хотел и не умел слушать народ. Времена, по сути, поменялись, а сознание осталось на том уровне. Это и есть основная проблема российского общества в  наши дни.

В концепции Ю. Хабермаса есть пункты, гласящие решение проблемы, выход из нее. Франкфуртская школа разбирала политический устой и нашей страны. Сам немецкий ученый неоднократно писал статьи о советской политической системе, критикуя весь тоталитаризм и авторитаризм в целом. И как раз главной причиной критики являлось это отсутствие взаимодействия гражданского общества и государства.

 

3.Структура гражданского  общества

Для начала, стоит отметить, что гражданское общество является системой, то есть ее элементы находятся  в связи друг с другом. Элементами являются общественные институты, реализующие потребности граждан, а также отношения между людьми, развивающиеся независимо от государства и не попадающие под влияние властей.

Под общественными институтами  понимают такие организации, которые  удовлетворяют ту или иную потребность  индивида.  Поскольку потребности  различаются степенью важности для  человека, то и институты делят  на удовлетворяющие базовые (первичные) потребности, на удовлетворяющие вторичные, третичные потребности и так далее. Базовый уровень составляют потребности в жилье, пище, одежде; вторичный – потребности в духовном развитии, семье, детях; ну и третичный составляют потребности в участии в политической жизни страны. Последний уровень, очень важный для государства, удовлетворяется путем участия гражданина в голосовании, референдуме, всевозможных политических акциях. Однако, без четкой гражданской позиции, третий уровень потребностей у человека отсутствует. Активно выразить свои политические предпочтения также поможет гражданское общество. Так происходит в развитых современных государствах. Если рассмотреть взаимодействие гражданского общества и государства в какой-нибудь развитой стране, возьмем, к примеру, США, то можно заметить, что общество состоит из огромного числа добровольных ассоциаций, фондов, организаций, удовлетворяющих потребности граждан.

Элементы могут конкурировать  друг с другом, борясь за поддержку населения, но в целом они составляют гражданское общество, имеющие сходные цели и задачи.

 

 

II. Главные принципы взаимодействия государства

и гражданского общества в теории Ю. Хабермаса

 

Юрген Хабермас, немецкий политолог и социолог двадцатого столетия, относится к сторонникам критической теории Франкфуртской школы, основателем которой считается немецкий философ Макс Хоркхаймер. Центр внимания теоретиков Франкфуртской школы – современное им капиталистическое общество. Система господства, созданная в таком обществе, признается глубоко порочной и губительной для человеческой личности. Господство социальных и культурных структур над людьми является, с точки зрения авторов, результатом особого пути исторического развития, не характерного для всего человечества. Самое печальное, по мнению франкфуртцев, – то, что люди в большинстве своем не понимают и не чувствуют болезней современного общества, в котором живут.4

Хабермас свою жизнь посвятил изучению взаимосвязи права и демократии, а также взаимодействию гражданского общества в демократических государствах и власти. Главным образом, Хабермас пишет о том, что без гражданского общества государство не является демократическим. Наличие механизмов связи населения и власти, механизмов поддержки общества – все это должно быть в здоровом развитом государстве.

Теория Хабермаса, носящая название теории коммуникативного действия, была создана в 1981 году после сочинения «Theorie des kommunikativen Handels».

По мнению Хабермаса, в понятие «гражданское общество» изначально включены неравенство и господство. "С Канта началась современность", - пишет Хабермас, отмечая важность рациональной основы институтов демократии. Хабермас соглашается с Кантом в том, что нужно создать фундамент демократии путем развития гражданского общества, но, с другой стороны, считает, цель им не была достигнута.

 Хабермас говорит, что философы эпохи после Канта не смогли разработать рациональный фундамент таких социальных институтов, причиной чего, по его мнению, стала традиция, названная им "философия субъекта". Большинство современных ученых признали неудачу двухсот лет попыток создать универсальные основы философии, социальных науки и организации, считая такой фундамент едва ли возможным. Хабермас думает иначе: его труды дают такую основу, отказ от этой попытки неприемлем Хабермас оптимистичнее и некритичнее в отношении современности, чем М. Вебер, М. Хоркхаймер и Т. Адорно. Главный "метод" Хабермаса, например, усиления гражданского общества, - написание конституций и развитие институтов.

Информация о работе Гражданское общество в теории Ю. Хабермаса