Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 18:01, контрольная работа
Для ответа на вопрос о судьбе государства в условиях глобализации надо подробно рассмотреть сферы, которые процесс глобализации охватывает – это и финансовая, и социально-политическая, и экологическая. В работе так же рассматривается не менее важный вопрос о судьбе России в условиях глобализации.
Введение.
1. Что такое глобализация?
2. Глобализация в финансовой и экономических сферах.
3. Социально-политические проблемы глобализации.
4. Глобальные изменения экологии.
5. Государство, рынок, и гражданское общество в процессе глобализации.
6. Глобализация и альтернативы России.
Заключение.
Список литературы.
Институтами такого регулирования
и контроля являются Базельский комитет
по банковскому регулированию и
надзору, установивший «правило Кука»
- минимально допустимый уровень соотношения
между размерами собственного капитала
коммерческих банков и их активами,
а также разработавший меры по
усилению контроля за ликвидностью банков;
Международная организация
Имеет место активизация действий
правительств и центральных банков,
направленная на координацию валютно-кредитной
и общеэкономической политики в
условиях финансового кризиса. Центральные
банки выступают в качестве кредиторов
в последней инстанции, пытаясь
обеспечивать ликвидность финансовой
системы путем поддержки
В тоже время события последних
лет показывают, что существующих
инструментов регулирования мирового
финансового рынка явно недостаточно.
Отсюда – лихорадочные поиски новых
идей и концепций. Среди них –
предложение британского
Наиболее продвинутым здесь
оказался Европейский союз, в рамках
которого не только создалась единая
валютная система, но и заложены основы
гармонизации финансовой и, в более
широком плане, экономической политике
государств – членов Союза. Маастрихтский
договор предусматривает так
называемые критерии конвергенции –
предельные ставки банковского процента,
допустимые величины государственного
долга, дефицита госбюджета, темпов инфляции,
что существенно ограничивает суверенитет
членов ЕС в экономической сфере.
Заключенный по настоянию ФРГ
Пакт стабильности включает санкции, применяемые
к государствам, нарушившим критерии
конвергенции. Все права на проведение
кредитно-денежной политики Союза переданы
Центральному европейскому банку, который
действует под контролем
В основу концепции европейской интеграции положен принцип субсидиарности (дополнительности), предусматривающий многоуровневую систему принятия решений. Всего выделяется четыре уровня: коммунальный, региональный, национальный и наднациональный. При этом решение каждой конкретной проблемы относится к компетенции той власти, которая обеспечивает ее оптимальное решение. Интеграция сочетается федерализацией.
Итак, проявляется тенденция к
перенесению части
Не менее важные изменения происходят
в функциях государства внутри страны.
В условиях глобализации общество испытывает
возрастающие перегрузки, вызываемые
ослаблением или разрывом традиционных
экономических и социальных связей,
Социальным расслоением, межэтническими
и межконфессиональными конфликтами.
Отсюда – усиление исторической роли
государства как гаранта
Особую сложность представляет
вопрос о возможностях и эффективности
вмешательства государства в
экономику в условиях глобализации.
Как известно, научные школы сторонников
либерализма и дирижизма
Для раскрытия этих закономерностей
уместно использовать системный
подход. В соответствии с ним общество
– сложнейшая саморазвивающаяся
система, основанная на богатстве и
разнообразии связей, объединяющих ее
членов, на общности культуры и норм
поведения, моральных норм и духовных
ценностей, без которых она не
может прогрессировать. Глобализация
ведет к резкому усложнению внешних,
по отношению к обществу как системе,
условий существования. Возникают
мощные экзогенные связи и зависимости,
интегрирующие отдельные
Проблема конкурентных преимуществ исследована в фундаментальной работе М. Портера, показавшего, что роль факторных издержек в ходе инновационного процесса необходимо рассматривать в тесной взаимосвязи с общими условиями функционирования национальной экономической системы и стратегией ее субъектов. Выделяя четыре основных детерминанта конкурентных преимуществ – параметры производственных факторов (природные ресурсы, рабочая сила, технология и т.д.), внутренний спрос, уровень межотраслевой кооперации, стратегию банков и фирм, Портер вводит понятие «национального ромба», который графически выражает взаимосвязь и мультипликаторное взаимодействие детерминантов, образующих саморазвивающуюся систему.
Процессы глобализации усиливают
значение системы «национального ромба»,
так как по мере их развития увеличивается
роль главного ресурса современной
экономике – интеллектуального,
профессионального и
В связи с этим ведущие в экономическом отношении страны вынуждены корректировать свою экономическую (в частности – промышленную) политику. Ее задачей все больше становится создание оптимальных условий для инновационного развития своей страны. Это включает следующие направления: повышение научно-технического потенциала, интеллектуального и профессионального уровня рабочей силы, стимулирование сознания инновационной инфраструктуры (технологических парков, венчурных фондов и рисковых фирм, бизнес-инкубаторов), которая необходима для расширения кооперационных связей между финансовыми институтами, фирмами, научными учреждениями, системой подготовки и переподготовки кадров.
Участия государства в инновационном
прогрессе приобрело такие
Промышленная политика, ориентированная на стимулирование инноваций, невозможна без соответствующей социальной политике, направленной на развитие главного ресурса экономики – человека. Отсюда – значительное увеличение во всех экономически передовых странах затрат на образование, здравоохранение, социальное обеспечение. Общее увеличение роли государства в экономике находит выражение в динамики доли государства в ВВП. Если до Второй мировой войны в развитых странах она составляла в среднем 20%, то к середине 90-х годов – 47%.
Отличительной особенностью оптимальной
стратегии государства в
6.Глобализация и альтернативы России.
Проблема консолидации общества и социализации государства приобретает тем большую актуальность, чем в более кризисной ситуации находиться страна. Это имеет прямое отношение к России, где глубокий системный кризис усугублен мировым финансовым кризисом, в эпицентре которого оказалась наша страна. Корни системного кризиса – глубокие структурные диспропорции народного хозяйства, ориентированного в течение длительного времени на военное производство; разрыв традиционных экономических связей в результате распада СССР; номенклатурный характер приватизации, затрудняющий возможность формирования эффективного собственника. В России при явной недостаточности необходимого правового и конкурентного пространства сложилась псевдорыночная система с засильем олигархических структур, паразитирующих на финансовых спекуляциях, вывозе сырьевых ресурсов и перекачке капитала за рубеж.
Отсутствие целенаправленной государственной
политики по развитию собственного производства
и низкие пошлины на импортные
товары позволили иностранным
Процессы глобализации не являются
главной причиной переживаемого
нами кризиса, но они существенно
обострили его и затрудняют выход
из него. Россия оказалась тем слабым
звеном мирового финансового рынка,
по которому с наибольшей силой ударил
финансовый кризис. Произошел отток
иностранного капитала, представленного
в основном портфельными краткосрочными
вложениями, имел место крах фондового
рынка; банковская система, ориентированная
в основном на финансовые спекуляции,
а не на поддержку реального сектора
экономики, оказалась банкротом. Попытки
решить проблему дефицита бюджета путем
внешних и внутренних заимствований
привели к краху пирамиды ГКО
и обвальному падению курса рубля.
Это не только в несколько раз
снизило реальные доходы населения,
но и сократило возможность
Задача скорейшего возрождения отечественного производства признается теперь приоритетной как на правительственном уровне, так и в широких кругах общественности. Однако к выбору путей ее решения существует несколько подходов (два крайних из них): 1.) Основной расчет – на иностранные инвестиции и кредиты, на привлечение мощных западных ТНК, которые обеспечат не только финансовую поддержку, но и привнесут передовые методы организации и управления производством. 2.) Опора только на собственные силы, изоляция от мирового финансового рынка, потрясаемого кризисами, возведение высоких протекционистских барьеров на пути иностранных товаров для защиты собственного производителя.