Государство и правовой статус личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2011 в 23:43, реферат

Краткое описание

Интерес к проблемам, возникающим между государством и личностью, обществом и государством, с одной стороны, правом и личностью – с другой, свидетельствует об их актуальности. Сама природа данных институтов обусловливает взаимосвязи, взаимодополнение и взаимопроникновение права со всем комплексом его регулятивных свойств в формирующуюся модель отношений, складывающихся между государством и личностью, основанную на соединении в этом процессе принципов индивидуализма и общности (коллективизма), свобода и необходимости, активности и ответственности за свои действия.

Оглавление

Введение …………………………………………………………………………2

Глава I. Государство и правовой статус личности…………………………….4

Глава II. Система прав и свобод личности……………………………………..20

Заключение……………………………………………………………………….29

Список литературы………………………………………………………………30

Файлы: 1 файл

Государство и личность.doc

— 112.50 Кб (Скачать)

      Нетождественность  юридического и фактического хорошо видна также на примере реализации права на образование. Используя юридическую возможность получения высшего образования (поступление на учебу в ВУЗ, бесплатный процесс обучения и др.), они далеко не всегда полностью реализуют фактические возможности получения качественного образования (как из-за нерадивости студента, так и, не исключено, по причине не высокого уровня учебного процесса).

      Юридические права не сводятся  к одностороннему проявлению  воли уполномоченного лица, поскольку их реализация предполагает исполнение корреспондирующих им обязанностей, необходимо возникающих в связи с предоставлением прав у самого государства, а также у других граждан и организаций. Исполнение обязанностей может быть как активным, так и пассивным; как обязанностью совершить определенное действие в связи с возникновением и реализацией права, так и обязанностью воздержаться от действий, способных нанести ущерб правам управомоченного субъекта. В случае же ущемления прав граждан государство обязано принять меры к их защите и восстановлению.

      Обязанности государства, возникающие  в связи с предоставлением  им прав и свобод своим гражданам,  находят свое выражение в совокупности  зафиксированных в законе различных  гарантий, то есть тех условий и возможностей, которые государство обязуется создать и предоставить гражданам для практического осуществления ими своих прав и свобод.

      Нормативно определенные государством  свободы личности – это практически  те же права гражданина, имеющие лишь некоторые особенности. Предоставляя свободы, государство делает акцент именно на свободном, максимально самостоятельном самоопределении человека в некоторых сферах общественной жизни. Оно стремится к самой минимальной регламентации поведения граждан, обеспечивая их свободы прежде всего невмешательством, как своим собственным, так и со стороны всех иных социальных субъектов. В частности, законодательство определяет свободу совести как право каждого человека исповедовать любую религию, либо не исповедовать никакой, выбирать, иметь и распространять религиозные, нерелигиозные или иные убеждения и действовать в соответствии с ними при условии соблюдения закона. В соответствии с этим определением никто не вправе указывать, какой именно выбор следует сделать человеку, никто не может ограничить этот выбор. И только сам гражданин решает, как, в каких формах реализовать принадлежащую ему свободу совести.

      С понятием и содержанием прав  и свобод тесно связанны законные  интересы личности. Законные интересы личности – это юридически значимые и юридически оправданные притязания человека на социальные блага, не охватываемые непосредственным содержанием прав и свобод граждан. Законные интересы защищаются государством, законом наряду с правами и свободами. В отличии от прав и свобод содержание законного интереса не определено конкретно законодателем. Это связано с тем, что правовые нормы не способны заранее предусмотреть все возможные жизненные ситуации и соответственно не могут и не должны детально регламентировать непрерывно развивающиеся и возникающие впервые притязания человека на социальные блага. На практике при определении и защите законных интересов граждан государственные органы обычно прибегают либо к аналогии права и закона, либо к расширительному толкованию правовых норм.

      Важной особенностью прав, свобод, законных интересов личности  является то, что характер их  воплощения в жизнь в огромной  степени определяется личностным  отношением к ним их носителей.  От субъекта права требуется  проявление хотя бы минимума активности, а нередко и настойчивости. В частности, такие политические права граждан, как право на свободу объединения, право на проведения митингов, демонстраций предполагают проявления значительной активности и организованности субъектов этих прав.

      Юридические обязанности личности  – это установленные и гарантированные  государством требования  к поведению  человека, официальная мера должного  поведения. Юридические обязанности  являются необходимым средством  воздействия на общественные  отношения.

      Права и обязанности личности  объективно взаимосвязаны между  собой. В демократическом обществе  взаимосвязь и единство прав  и обязанностей  проявляются через  их взаимообусловленность, а также  равенство основных прав и  обязанностей. Взаимосвязь и единство прав и обязанностей есть выражение согласования интересов личности, государства, общества. Надлежащее исполнение каждым человеком своих гражданских обязанностей является необходимым условием и гарантией осуществления прав, свобод и законных интересов других граждан, обеспечивает интересы государства и общества. Исполнение обязанностей рассматривается как юридическое и моральное основание для человека требовать от других граждан, организаций и государства обеспечения его собственных прав и притязаний. В частности, конституционной обязанностью российских граждан является обязанность соблюдать Конституцию и законы, уважать права и свободы других лиц, нести установленные законом другие обязанности.

      Так же как права и свободы,  юридические обязанности подразделяются на конституционные (основные) и на обязанности, возникающие на основе норм текущего законодательства.

      Понятие юридической обязанности  тесно связано с понятием юридической  ответственности личности. Юридическая  ответственность личности прежде всего состоит в обязанности лица претерпевать меры государственного воздействия за совершение противоправных и виновных поступков, за неисполнение или ненадлежащее исполнение юридических обязанностей.

      Правовой статус, имеющий общий  характер и распространяющийся на всех граждан страны, обычно получает нормативную конкретизацию применительно к отдельным категориям и группам граждан. На этой основе складываются специальные правовые статусы различных категорий населения. Например, можно выделить правовой статус военнослужащих, правовой статус депутатов и др.

Правовой  статус и фактическое  положение человека

      Правовой статус, будучи составной  частью системы права, выступает  в качестве относительно самостоятельного  регулятора общественных отношений. С правовых установлений государство не стремится просто продублировать, воспроизвести в юридической форме существующую реальность. И в этом нет никакой потребности. Государство может лишь воздействовать и неизбежно воздействуют на социальные процессы, в том числе посредством правовых установлений. Это воздействие может привести и приводит к прогнозируемым социальным результатам. При этом государство способно создавать те или иные общественные последствиям лишь в определенных пределах и, главное, не само по себе, не произвольно, а только во взаимодействии с другими факторами общественной жизни, как объективными, так и субъективными. Поэтому было бы неверным утверждение, что государство дарует права и свободы, поскольку быть или не быть тем или иным из них – в конечном счете зависит не только от государства. В то же время государство является одним из безусловных факторов, определяющих практическое наличие и реализацию прав и свобод человека. Причем роль государства в системе факторов, формирующих положение человека в обществе, практически всегда очень высока, а в зависимости от конкретно-исторических условий может быть и решающей.

      Определяя правовое положение  человека, государство необходимо  считается (в большей или меньшей  степени) с тем, что правотворчеству и закону, как его результату, предшествует возникающие в самой жизни тенденции и потребности правового регулирования. Для того, чтобы быть эффективными, действенными, стабильными, правовые установления должны основываются на реальности, должны так или иначе учесть потребности и закономерности социально-экономического и духовного развития общества, нести в себе единство должного и возможного.

      Сам же эффект правового воздействия  может выражаться в расширении, ограничении, предоставлении или ликвидации социальных возможностей и обязанностей для конкретных лиц. В отличие от природы, где превращение потенциальной возможности в действительность происходит стихийно, в обществе превращение возможного в действительное происходит не стихийно, в обществе превращение возможного в действительное происходит не стихийно и не автоматически. Потенциальные, объективно обусловленные обществом возможности становятся наличными, фактическими возможностями лишь в процессе их опосредования многочисленными субъективными факторами общественного развития и в том числе – государством. Истории известны многочисленные примеры того, когда даже самые элементарные, реальные возможности, сложившиеся в обществе, оставались нереализованными именно в силу влияния субъективных факторов общественного развития: от религии и морали до государства и политической системы. Например, диктаторские, тоталитарные государственно-правовые режимы оказались способны в течение десятилетий лишать политической, экономической и духовной свободы миллионы людей даже в развитых странах. А отсутствие некоторых политических прав у женщин во многих исламских государствах легко объясняется именно особенностями религиозной, духовной жизни. Во всех странах объективные возможности прямо или косвенно опосредуются государством. Например, право на свободу объединения ограничивается, а физическая и экономическая свободы практически упраздняются государством в отношении лиц, допустивших серьезные нарушения действующего законодательства.

      Правовой статус по отношению  к фактическим возможностям и обязанностям личности, обусловленном обществом в целом, не может быть рассмотрен в качестве следствия или их юридической копии. Правовой статус находится во взаимодействии с фактическим общественным положением людей. Социальный статус, конечно, является ведущей стороной этого взаимодействия, поскольку является первопричиной возникновения и существования правового статуса. Однако всякое взаимодействие характеризуется взаимными изменениями взаимодействующих сторон. Правовой статус при определенных условиях оказывает собственное воздействие на общественные отношения, корректируя их в большей или меньшей степени.

      Характерной чертой правового  статуса, в основе которого  лежат конституционные права,  свободы и обязанности граждан, является его относительная стабильность, неизменность. Это качество правового статуса в сопоставлении с несравнимо более динамичной и изменчивой общественной жизнью позволяет ему играть немаловажную роль, особенно в тех случаях, когда в обществе происходят отрицательные, регрессивные процессы. Правовой статус, оставаясь неизменным и олицетворяя собой определенный уровень общественного развития, может препятствовать развитию негативных тенденций в социальном положении людей. Ведь составляющие его права, свободы и обязанности должны быть обеспеченны государством вне зависимости от особенностей  переживаемого страной периода. Например, в 1992 г. инфляция и общее ухудшение экономического положения России привели к тому, что размеры выплачиваемых пенсий и пособий нетрудноспособным гражданам оказались крайне малы. Требования же части второй ст.56 Конституции России 1978 г. (в редакции 1992 г.), в соответствии с которой пенсии и пособия должны обеспечить уровень жизни не ниже установленного законом прожиточного минимума, вынуждали государство неоднократного определять и пересматривать содержание понятия «прожиточный минимум», изыскивать необходимые средства для достижения максимально возможного соответствия размера пенсий и пособий прожиточного минимума.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА II. СИСТЕМА ПРАВ И СВОБОД ЛИЧНОСТИ.

      В современном мире существуют  самые различные правовые идеи, теории, доктрины, господствует многообразие  правопонимания. В той же степени  многообразие воззрений присуще  проблематике прав и свобод человека, его взаимоотношений с государством. Различие подходов обусловлено различными интересами их представителей, особенностями духовной, культурной жизни, историческими традициями, обычаями, интеллектуальным своеобразием и другими причинами.

      Сам факт многообразия правопонимания свидетельствует о том, что с точки зрения содержания в «чистом виде» как таковых безусловно объективных и общепризнанных прав и свобод человека не существует. Реальностью является лишь представления, взгляды, теории о том, что такое право человека, а также основанные на них политические, юридические, моральные и иные нормы. Взгляды и нормы опосредуют складывающиеся и развивающиеся в обществе материальные и духовные возможности и обязанности людей.

      Однако многообразие подходов к правам человека и праву не умаляет возможности и необходимости выработки и признания определенного минимума общечеловеческих, общедемократических требований к правовому и социальному положению человеческой личности. Его реализация должна быть обеспечена всегда и везде вне зависимости от социально-политических, экономических, культурных и иных особенностей конкретной страны. Этот минимум, в качестве основных прав и свобод человека, должен и может быть начальной точкой отсчета суммарного возрастания добровольно признанных всем мировым сообществом непререкаемых ценностей.

      Наиболее оформленное и концентрированное  выражение правопонимание находит в конституционном и текущем законодательстве государств.

      Впервые формальное, законодательное  закрепление представления о правах человека получили в 1776 г. в Конституции американского штата Вирджиния, а затем в Билле о правах 1791 г., который представлял собой десяток поправок к Конституции США 1787 г. В 1789 г. во Франции была принята  Декларация прав человека и гражданина, оказавшая огромное влияние на политическое, правовое и духовное развитие многих стран мира. Важной особенностью этих документов является подразделение в них прав, принадлежащих человеку, на две категории: права человека в собственном смысле слова, присущие ему от рождения, рассматриваемые как естественные, не отчуждаемые и не зависимые от государства; и права гражданина, которые установлены государственной властью, людьми (позитивное право).

Информация о работе Государство и правовой статус личности