Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 10:58, реферат
Под обществом в широком смысле понимается совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей. Это - своего рода идеальная "конструкция", в рамках которой люди рождаются, живут, взаимодействуют друг с другом. В том, как "сконструировано" общество, проявляется его культура, отражающая характер институтов власти, форм собственности, системы ценностей, норм поведения и т.д.
1.1. Общество
1.2. Определение власти
1.3. Происхождение государства
1.4. Понятие и сущность государства
1.5. Функции государства
1.6. Форма государства
1.7. Механизм государства
1.8. Политическая система общества
1.9. Общество и государство
Форма государственного устройства
Под формой государственного
устройства понимается территориальная
организация государственной
1. Унитарные. Большинство
современных государств
· Унитарное государство обычно характеризуется следующими признаками:
o единая конституция и единая правовая система;
o единая
система органов
o единое гражданство;
o единство
судебной системы и
o деление
государства на
Территория унитарного государства
подразделяется лишь на административно-
2. Федеративные. В отличие
от унитарного государства
Таким образом, в условиях федерации на одной и той же территории одновременно и параллельно функционируют две власти - федеральная и местная, т.е. власть субъекта федерации. Каждая из них имеет свою компетенцию.
· Федерации могут строиться:
o по национальному признаку (как в свое время СССР, Чехословакия, Югославия и т.д.);
o по национально-
o по территориальному
признаку (США, Мексика, Бразилия
и подавляющее большинство
Обычно наряду с общефедеральной конституцией и федеральными законами действуют законы субъектов федерации, а в ряде федераций их субъекты имеют собственные конституции. При этом, предполагается довольно четкое обеспечение верховенства федеральной конституции и других федеральных законов, которым должно соответствовать законодательство членов федерации. Как правило, в верхней палате парламента - сенате - обеспечивается особое представительство субъектов федерации. Причем в одних федерациях в верхней палате устанавливается равное представительство субъектов федерации. Например, в США избираются по два сенатора от каждого штата, вне зависимости от численности проживающего в штате населения, а в других федерациях (Канада, ФРГ, Индия и т.д.) представительство субъектов федерации в верхней палате общефедерального парламента находится в прямой зависимости от численности населения соответствующего субъекта.
Обычно в исключительную компетенцию самой федерации включены:
o проведение внешней политики;
o вопросы обороны государства;
o объявление войны и заключение мира;
o регулирование таможенных отношений;
o общефедеральные средства коммуникаций;
o наиболее
важные и опасные отрасли
o регулирование
союзного гражданства и
o принятие в союз новых членов;
o изменение в составе субъектов федерации и т.д.
Такие исключительные полномочия федерации должны обеспечить необходимую государственную целостность и политическую независимость страны. Опыт существования федеративных государств показывает, что в них редко удается избежать споров между органами различных уровней, между федерацией и ее субъектами, а также между самими субъектами. Отсюда следует, что необходим четкий и действенный механизм согласования интересов федерации и входящих в ее состав субъектов, а также разрешение споров между ними по мере их возникновения. Наибольшее значение при этом придается проблеме согласования мнений и позиций органов исполнительной власти и других органов управления различных уровней как самой федерации, так и ее субъектов.
Ведущее место в таком механизме обычно принадлежит высшим представительным учреждениям - парламентам, в которых, как было уже отмечено выше, одна из палат представляет интересы субъектов федераций. Кроме того, учет интересов членов федерации осуществляется на уровне органов управления в процессе подготовки издаваемых ими нормативных актов или подготовке законопроектов. Иногда создаются и специальные органы для разрешения споров между федерациями и ее субъектами. Поскольку федерация создается для проведения единой, объединяющей все субъекты государства политики, в принципе не предусматривается права члена федерации отменять или изменять своими односторонними действиями акт федерального органа власти. Однако субъект федерации может обратиться в Верховный суд государства с вопросом об изменении или отмене такого решения.
·
В компетенцию субъектов
o организации местного управления,
o охраны общественного порядка,
o культуры,
образования, здравоохранения
В большинстве федераций
конституцией или специальным
Субъекты федераций не обладают правом самостоятельного одностороннего выхода из состава федерации ("право сецессии").
3. Конфедерация. В некоторых
учебниках и юридических
Подобная нечеткость в понимании конфедерации объясняется прежде всего недостаточной ее изученностью. Поэтому в учебниках в качестве примера конфедерации обычно приводятся союз североамериканских штатов (1781-1787 гг.), Швейцарский союз в ХIХ в. и т.д. Между тем остается предметом дискуссии вопрос о том, можно ли рассматривать в качестве конфедерации Содружество Независимых Государств. В центральные органы конфедерации обычно входят представители всех государств-членов. Решения этих органов принимаются единогласно или квалифицированным большинством и вступают в обязательную силу лишь после ратификации соответствующими государствами - членами конфедерации.
Традиционно создание конфедерации
исторически предшествовало ее перерастанию
в федерацию или ее распаду
на отдельные самостоятельные
Распад конфедерации исторически
был связан с тем, что в ее рамках
между государствами не удавалось
установить взаимовыгодные и развивающиеся
связи. Так, созданная в 1958 г. Египтом
и Сирией конфедерация - Объединенная
Арабская Республика распалась по этой
причине уже в 1961 г. А созданное
Сенегалом и Гамбией новое
конфедеративное объединение
В настоящее время остается предметом дискуссии вопрос о том, можно ли рассматривать в качестве конфедерации Содружество Независимых Государств.
Политический режим
Под политическим режимом понимаются приемы и способы осуществления государственной власти.
Данный аспект формы государства связан не столько с его структурой, сколько с соотношением политических сил и уровнем демократии в обществе. Поэтому категория "политический режим" более всего связана с социально-классовой природой государства.
Существует несколько оснований для классификации политических режимов. Чаще всего политические режимы разделяются на демократические и антидемократические.
1. Демократический режим.
Демократия - понятие исторически
изменчивое, и поэтому не существует
универсальной ее модели. Сегодня
демократический политический
2. Антидемократические режимы
обычно разделяют на
· Тоталитарные режимы отличает, прежде всего, отсутствие идеологического и политического плюрализма. Здесь допускаются лишь единственная политическая партия, одна (официальная) политическая идеология, отсутствует легальная оппозиция, а государство осуществляет жесткий контроль за всеми сферами общественной жизни. Такой политический режим существовал, в частности, в СССР.
· Авторитарный режим характеризуют антидемократические методы осуществления власти, сосредоточение ее в руках главы государства или главы правительства, ограничение прав и свобод граждан. Такой режим обычно существует в странах с недостаточно развитым гражданским обществом.
· При диктаторском режиме доминируют методы прямого насилия, не связанного никакими законами и т.д.
Классификация политических режимов может проводиться по критерию количества партий, участвующих в политической жизни общества. С этой точки зрения, политические режимы могут быть многопартийными, двухпартийными, однопартийными и, наконец, "беспартийными", т.е. действующими при отсутствии легальных политических партий (например, Саудовская Аравия, Эмираты Персидского залива).
Механизм государства
Под механизмом государства
понимают совокупность всех его органов,
посредством которых
Термин "механизм" лежит в основе сравнения государства с машиной, посредством которой правящие силы управляют обществом, порой навязывая ему свою волю с помощью принуждения.
Государственный механизм в
ходе многовековой истории претерпел
существенную эволюцию - от простейших
образований, включавших на Древнем
Востоке финансовое и военное
ведомства, а также ведомство
общественных работ, до чрезвычайно
сложных и разветвленных
Информация о работе Государство и право и их роль в жизни общества