Государство и право и их роль в жизни общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 10:58, реферат

Краткое описание

Под обществом в широком смысле понимается совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей. Это - своего рода идеальная "конструкция", в рамках которой люди рождаются, живут, взаимодействуют друг с другом. В том, как "сконструировано" общество, проявляется его культура, отражающая характер институтов власти, форм собственности, системы ценностей, норм поведения и т.д.

Оглавление

1.1. Общество

1.2. Определение власти

1.3. Происхождение государства

1.4. Понятие и сущность государства

1.5. Функции государства

1.6. Форма государства

1.7. Механизм государства

1.8. Политическая система общества

1.9. Общество и государство

Файлы: 1 файл

ГОСУДАРСТВО И ПРАВО И ИХ РОЛЬ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА..docx

— 47.24 Кб (Скачать)

 

 

 

1.4 Понятие и сущность  государства

 

Различия между терминами "понятие" и "сущность" состоят  в том, что первое из них призвано отразить характерные признаки того или иного процесса или явления, а второе - лишь наиболее важные, глубинные  их признаки и свойства, обычно не воспринимаемые с помощью органов чувств. Для  их выявления требуется научный  анализ.

 

Государство можно определить как особую организацию публичной, политической власти господствующего  класса (социальной группы, блока классовых  сил, всего народа), располагающую  специальным аппаратом принуждения, которая, представляя общество, осуществляет руководство этим обществом и  обеспечивает его интеграцию.

 

Вопрос о сущности государства  долгое время был предметом острой идеологической борьбы. Так, марксизм видел сущность государства в  том, что оно является орудием  политического господства того или  иного класса. Отсюда оно определялось как комитет по управлению общими делами господствующего класса; как  машина для подавления одного класса другим и т.д. Вместе с тем марксистская теория (по крайней мере теоретически) признавала, что государство помимо классовых осуществляет и общесоциальные функции.

 

Термин "государство" можно  понимать двояко - и как некую  организацию, структуру, аппарат для  проведения в жизнь властных велений, и как властную деятельность в  рамках этого аппарата. Таким образом, государственную власть можно рассматривать  в статике и в динамике.

 

Государственную власть отличает такой важный признак, как суверенитет. Под ним понимают верховенство государственной  власти внутри страны и независимость  ее вовне. Верховенство государственной  власти означает, что в пределах государственных границ никто, кроме  государства, не вправе издавать законы, т.е. акты высшей юридической силы, обязательные для всего населения страны. Внешняя независимость государства означает, что оно является самостоятельным субъектом международного права.

 

Важным условием функционирования государственной власти является ее легитимность. Последняя определяется обычно как основа (атрибут) такой  правительственной власти, которая  поддерживается убеждением правящих и  управляемых в правомерности  властных функций правительства. Поэтому  легитимность власти предполагает справедливость ее осуществления. Узурпация власти есть антипод легитимности.

 

Легитимная власть предполагает возможность принуждения. Вместе с  тем последнее может быть и  нелегитимным. По сути теоретическим "обоснованием" такого ее варианта является марксистско-ленинская  концепция государства как машины для подавления одного класса другим. При таком его понимании нет  места для признания власти "своей". Не случайно само понятие "легитимность власти" было изъято из научного словаря  советской теории государства и  права.

 

Власть государства распространяется на определенную территорию в пределах его границ с проживающим на ней  населением. Такой аспект его характеристики важен при сопоставлении понятий "государство" и "страна".

 

 

 

1.5. Функции государства

 

Для классификации функций  государства используют различные  основания.

 

1. Внутренние и внешние  функции. Так, наиболее распространенным  является деление их по предмету, или по характеру тех социальных  сфер, в которых они проявляются.  С этой точки зрения, их следует  разделить на внутренние и  внешние. При этом активные  интеграционные процессы в современном  мире обусловливают нередкое  стирание граней между внутренними  и внешними функциями государства.

 

·                Внутренние его функции можно  разделить на:

 

o       политическую. Политическая функция государства  состоит в охране существующего  общественного и государственного  строя. Способы ее осуществления  зависят от уровня развития  общества, степени его демократизма. Поэтому, в зависимости от конкретной  ситуации, здесь могут использоваться  и методы прямого насилия, и  деятельность государства в рамках  закона;

 

o       экономическую.  Экономическая функция призвана  обеспечить условия функционирования  данного способа производства - охрану  обусловленных им форм собственности,  создание благоприятных условий  для развития экономики и т.д.  В современном мире экономическая  функция является в известной  мере и внешней, поскольку рыночная  экономика - категория интернациональная; 

 

o       идеологическую. Идеологическая функция призвана  идеологически обосновать данный  общественный и государственный  строй, политику государства и  т.д. С этой целью могут использоваться  доктрины церкви, концепции национального  социализма, государства благоденствия  и т.д.;

 

o       социальную. Социальная функция имеет своей  целью обеспечить минимум социальной  справедливости в обществе путем  перераспределения национального  богатства в пользу социально  незащищенных слоев населения  (инвалидов, престарелых, безработных  и т.д.). Государство, осуществляющее  эту функцию, получило название  социального государства; 

 

o       экологическую.  Экологическая функция государства  направлена на борьбу с загрязнением  окружающей среды, являющимся  следствием современного экономического  развития промышленности. Об остроте  проблемы свидетельствует тот  факт, что она отнесена к числу  глобальных проблем человечества.

 

Внешние функции государства  сводятся к развитию отношений экономического, научно-технического и культурного  сотрудничества с другими государствами, а также защите страны от нападений  извне. Еще несколько десятилетий  назад в структуру внешних  функций эксплуататорских государств включались и захватнические войны. Однако современное международное  право рассматривает агрессивную  войну как преступление против человечества.

 

2. Основные и неосновные  функции. Функции государства  могут подразделяются также на  основные и неосновные. Такая  классификация строится на критериях  значимости тех или иных функций  в системе функций государства,  а также степени "включенности" аппарата государства в их  осуществление. Например, функция  обороны страны предполагает  решение задач не только оборонительного  характера, но также связанных  с образованием и воспитанием  молодежи, развитием экономики, науки  и т.д. В их решении участвуют  многие органы государства. В  то же время уличное движение  регулирует лишь соответствующая  инспекция в структуре МВД.

 

3. Постоянные и временные  функции. Функции также подразделяют  на постоянные и временные.  Такое деление весьма условно,  поскольку всякие функции, как  и само государство, исторически  изменчивы. В качестве постоянных  обычно рассматриваются функции,  вытекающие из природы данного  государства. К временным функциям  относят такие, которые, возникнув,  прекращают свое действие в  течение обозримого отрезка времени.  Так, в советское время в  качестве временной рассматривалась  функция ликвидации эксплуататорских  классов, осуществлявшаяся советским  государством в переходный период  от капитализма к социализму. Сегодня в качестве примера  таких функций обычно приводят  функции борьбы со стихийными  бедствиями природного или техногенного  характера.

 

4. Функции по формам  их осуществления. Наконец, функции  государства можно классифицировать  по формам их осуществления.  С этой точки зрения, они подразделяются  на правотворческую, правоисполнительную  и правоохранительную.

 

 

 

Форма государства

 

Форма государства - это такой  аспект его характеристики, который  раскрывает способы организации  государственной власти. Традиционно  в это понятие включают три  элемента: форму правления; форму  государственного устройства и политический режим.

 

Форма правления

 

Под формой правления понимается организация высшей власти государства, компетенция, взаимодействие высших органов  государства, степень участия населения  в их образовании. С этой точки  зрения, государства подразделяются на монархии и республики.

 

1. Монархия есть форма  правления, где главой государства  является монарх. Он получает  власть в порядке наследования  или по праву родства, осуществляет  ее пожизненно и не несет  ответственности за свои действия  в качестве главы государства.  Истории известны также выборные  монархии. Вспомним хотя бы, что  правление династии Романовых  в России начиналось с избрания  на престол царя Михаила. Монархия  как форма правления возникает  вместе с появлением государства  и отражает специфику разных  исторических эпох. Поэтому классификация  монархий представляет известную  сложность. С точки зрения объема  полномочий монарха, монархии  можно разделить на неограниченные  и ограниченные. При этом ограниченные монархии - это явление европейское и неизвестное Востоку, где органы при монархе, например исламский совет (шура) имели обычно лишь совещательный характер.

 

·                Неограниченная монархия. В условиях неограниченной монархии власть монарха  абсолютна. Есть две разновидности  таких монархий:

 

o       Древневосточная  деспотия, возникающая при значительном  сохранении общинных институтов  и соответствующих форм собственности,  сочетающихся с обожествлением  монарха. 

 

o       Абсолютная  монархия, существовавшая в Европе  в XVII - XVIII в.в. Здесь такая форма  правления складывается в период  временного равновесия сил между  феодальной аристократией и молодой  буржуазией. Королевская власть  как бы возвышалась над борьбой  этих классов. О сути этой  формы правления свидетельствует  фраза одного из французских  монархов: "Государство - это я".

 

·                Ограниченные монархии. Ограниченные монархии в Европе можно разделить  на добуржуазные и буржуазные.

 

o       Добуржуазной  ограниченной монархией является, например, сословно-представительная  монархия, возникшая в период  создания крупных централизованных  государств. Монархия, опиравшаяся  в борьбе с феодальной раздробленностью  на поддержку городов, вынуждена  была платить "по векселям", допуская представителей горожан  в сословно-представительные органы (Парламент в Англии, Генеральные  штаты во Франции, Земский собор  в России и т.д.). Такие органы  ограничивали власть монарха  в некоторых существенных вопросах, например связанных с введением  новых налогов. 

 

o       В период  капитализма полномочия монарха  ограничиваются посредством конституции.  Поэтому применительно к буржуазным  монархиям вполне применим термин "конституционная монархия". Существуют  две их разновидности: дуалистическая  монархия и парламентская (или  парламентарная) монархия. Первая из  них отражает начальный этап  развития капитализма и относительно  слабые позиции буржуазии в  политической области. Поэтому  дуализм власти, исходящий из  деления ее на законодательную  и исполнительную, отражает известный  перевес полномочий монарха над  полномочиями выборной (нижней) палаты  парламента, представленного буржуазией. Верхняя палата обычно была  назначаемой. Правительство здесь  формировалось монархом и перед  ним же было ответственно. Монарх  обладал правом абсолютного вето  в отношении законопроектов, одобренных  парламентом, и правом неограниченного  роспуска парламента. Из полномочий  последнего следует отметить  право вотировать бюджет. Такая  форма правления существовала  в Пруссии, Австрии, Италии  в конце ХIХ-ХХ в. 

 

2. Республика. Республика - это  форма правления, при которой  глава государства (президент)  является выборным и сменяемым,  его власть считается производной  от представительного органа  или избирателей. Республика - столь  же древняя форма правления,  как и монархия. Поэтому при  их классификации, республики  можно также разделить на добуржуазные  и буржуазные.

 

·                Республики добуржуазной эпохи можно, в свою очередь, разделить на демократические  и аристократические. В демократической  республике власть принадлежала народу в его конкретно-историческом понимании (Древние Афины). В аристократических  республиках ее осуществляли представители  аристократии (Спарта, Рим в период республики, аристократические города - республики средневековья - Венеция, Генуя, Псков, Новгород).

 

·                Буржуазные республики могут быть президентскими (или дуалистическими), парламентскими и смешанными. В президентской  республике президент избирается либо коллегией выборщиков (США), либо прямым голосованием избирателей (Мексика, Колумбия и т.д.). Он является главой государства  и главой правительства (поэтому  здесь нет поста премьер-министра), с участием парламента формирует  ответственное перед ним правительство, обладает правом отлагательного вето в отношении законопроектов, одобренных парламентом. Однако вето президента может  быть преодолено повторным одобрением отвергнутого законопроекта квалифицированным  большинством голосов. В президентской  республике президент является ключевой фигурой политического механизма.

 

·                В парламентской республике такой  фигурой является премьер-министр, а президент, избираемый парламентом, играет скромную роль в системе органов  государства, хотя формально полномочия его могут быть довольно широкими. Ответственное перед парламентом  правительство обычно формируется  лидером партии (либо блока партий), победившей на выборах. Вотум недоверия  правительству, как и в условиях парламентской монархии, влечет либо уход его в отставку, либо роспуск  парламента и назначение новых выборов.

 

·                "Смешанная" республиканская форма  правления предполагает сочетание  элементов парламентской и президентской  республик. Так, в Российской Федерации  институт президента, непосредственно  избираемого народом и наделенного  широкими полномочиями, сочетается с  институтом премьер-министра и парламентской  ответственности правительства. "Смешанная" форма правления имеет место  также во Франции, Финляндии и  т.д.

Информация о работе Государство и право и их роль в жизни общества