Государство и политические партии

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2014 в 12:55, курсовая работа

Краткое описание

Механизм власти, обеспечивающий функционирование политически оформленного общества, представляет собой политическую систему. В теории государства и права политическая система общества является сложным комплексом политических отношений, политического сознания, политико-правовых норм, государственных институтов, политических партий, общественных организаций, способствующим политическому развитию общества и осуществлению управления государственной властью.
Государство является центральным звеном политической систему общества, поскольку выступает главным инструментом реализации задач политической системы, обеспечивает единство ее компонентов и выполняет важнейшие политические функции.
Наряду с государством, в политическую систему общества входят и политические партии, как вид общественных объединений граждан в целях участия в политической жизни общества через формирование и выражение политической воли.
Основы деятельности политических партий закреплены в конституциях практически всех государств, а их цели и задачи сформулированы в уставах и программах этих политических партий. Таким образом политическая партия представляет собой общественное объединение, осуществляющее прямые и обратные связи между обществом и государством.политических партий и государства.
Предметом исследования является анализ понятий и функционирования государства и политических партий.
Методологической и теоретической основой данной работы послужили достижения российской науки. В ходе исследования использовались общенаучные методы познания (исторический, системно-структурный) и частно-научные методы (сравнительно-правовой, статистический и др.).
Нормативной базой исследования являются: Конституция Российской Федерации, гражданское законодательство, другие федеральные законы и подзаконные акты.
Теоретическую базу исследования составили труды таких ученых, как Абдулаева М.И., Венгерова А.Б., Дмитриева Ю.А., Ларина А.Ю., Малько А.В., Марченко М.Н., Матузова Н.И, Перевалова В.Д., Пиголкина А.С., Радько Т.Н., Рассказова Л.П., Сырых В.Н., Хропанюка В.Н. и других.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложений.

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕН

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ГОСУДАРСТВЕ 6
1.1. Понятие и признаки государства 6
1.2. Сущность государства 11
ГЛАВА 2. ПРИРОДА И ПОРЯДОК СОЗДАНИЯ
ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ 15
2.1. Понятие, структура и функции политических партий 15
2.2. Порядок и этапы создания политической партии 19
ГЛАВА 3. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГОСУДАРСТВА И
ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ 24
3.1. Взаимодействие государства и политических партий
в Российской Федерации 24
3.2. Государство и политические партии зарубежных стран 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 35

Файлы: 1 файл

kursovaya_gosudarstvo_i_politicheskie_partii_docx.docx

— 121.31 Кб (Скачать)

В государствах с парламентской формой правления политические партии обладают большими полномочиями в управлении государством, поскольку победившая на выборах партия приобретает статус правящей и под ее руководством происходит формирование правительства, осуществляется деятельность органов государственной власти. При этом, взаимоотношения государства с партиями зависят от партийной системы: двухпартииность усиливает правительство, а многопартийность ослабляет.25

Взаимоотношения государства и политических партий обеспечивают реализацию неотделимой от демократии процедуры выборов. Вместе с тем, политические партии считаются основными субъектами избирательного процесса.

Наибольшее международное распространение получили пропорциональные и смешанные избирательные системы, поскольку их применение позволяет избежать в большей степени искажения результатов выборов в ходе распределения голосов избирателей. При этом, совместная деятельность государства и политических партий закладывает основу выборов и обеспечивает реализацию избирательных прав граждан.

Партийные системы зарубежных стран отличаются значительным разнообразием, что объясняется наличием социальных, национальных, исторических, религиозных и иных особенностей, свойственных каждому государству. Социальной основой многопартийности является само общество, состоящее из различных социальных и иных групп с противоречивыми интересами.

Многочисленные многопартийные системы можно подразделить на основные группы:

- многопартийные системы без монопольно господствующей партии (Франция, Италия, Белоруссия, Украина, Бельгия, Дания, Нидерланды и др.);

- многопартийные системы с монопольно господствующей партией (Мексика, США, Великобритании, Индии);

- однопартийные системы (Габон, Заир, Камерун, Китай, Куба и др.).

 Для зарубежных  стран характенро многообразие видов политических партий, которые можно разделить на две основные группы: консервативные и социал-демократические (социалистические) партии. Консервативные партии выступают за ограниченное государственное регулирование в сфере экономики и социальной сфере, а также за сокращение налогов. К этим партиям относятся республиканская и демократическая партии США, консервативная партия Великобритании, Христианско-демократический союз ФРГ, либерально-демократическая партия Японии и др. Социал-демократические партии традиционно отстаивают усиление государственного вмешательства в экономику, включая частичную национализацию и финансирование социальных программ за счет увеличения прогрессивных налогов. К социал-демократическим партиям относятся лейбористская партия Великобритании, социалистические партии во Франции, Италии и Испании, социал-демократические партии в Германии и скандинавских странах.

Среди политических партий выделяются конфессиональные (вероисповедные) партии, которые активно используют в своей деятельности религиозную идеологию. В число католических партий входят Христианско-демократический союз ФРГ, социально-христианский союз и христианская народная партии Бельгии.

Основа любой политической партии является членство, при этом, оно может быть официально и не установлено (например, в США). 

В некоторых государствах создаются партийные комитеты округов, а высшей партийной инстанцией, как правило, является партийный комитет (иногда он носит название центрального комитета или исполнительного комитета). Органом, осуществляющим оперативное руководство деятельностью партии, является исполнительный комитет.

В зарубежных странах важное значение имеет порядок образования политических партий и регулирование их внутренней структуры и политической деятельности. В науке выделяют два основных метода регулирования правового статуса и порядка деятельности политических партий – внешний и внутренний. Внешний метод регулирования осуществляется посредством принятия конституций, обычных парламентских законов и вынесения судебных решений. Внутренний метод регулирования осуществляется самими политическими партиями через их центральные и местные руководящие органы.26

Стоит отметить, что в некоторых государтвах, прежде всего феодально-монархических, легальные политические партии отсутствуют, а их создание запрещено законом, например, в Бутане, Иордании, Объединенных Арабских Эмиратах, Саудовской Аравии.

Не являются политическими партиями так называемые группы давления, являющиеся элементом политической системы зарубежных стран. Изначально они возникли в США, а затем были восприняты другими странами. В США их называют лоббистскими организациями и заинтересованными группами. Такие группы создаются для консультации парламентов и правительств и информационного обеспечения по вопросам специализированной нормативной деятельности. Важной особенностью, отличающей группы давления от политических партий, является то, что они от собственного имени не участвуют в выборах.

Таким образом,  в демократических странах существует тесное взаиомдействие государства и политических партий, при этом, большое значение имеет наличие многопартийности, выражения воли народа. В антидемократических странах существует жесткая линия одной партии, которая выражает не волю народа, а лишь интересы правящей структуры. Правовой статус политических партий регламентирован, как правило, законодательством соответствующего государства, что также выражает взаимосвязи политических партий и государства.

Итак, подводя итог третьей главе работы, можно сделать следующие выводы. Между государством и политическими партиями существует тесная взаимосвязь, характеризующаяся активным участием политических партий в разработке государственной политики, что обуславливает наличие высокой общественной поддержки деятельности государства. Виды и типы политических партий в зарубежных странах отличаются значительным разнообразием, что объясняется наличием социальных, национальных, исторических, религиозных и иных особенностей, свойственных каждому государству. Социальной основой многопартийности является само общество, состоящее из различных социальных и иных групп с противоречивыми интересами.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Государство представляет собой организацию суверенной политической власти, действующую в отношении всего населения на закрепленной за ним территории, использующую право и специальный аппарат принуждения. Государство является первичной организацией по отношению к политическим партиям.

Государство как основной социально-политический институт общества, является ядром политической системы общества. Обладая суверенной властью в обществе, государство управляет жизнедеятельностью людей, регулирует отношения между различными социальными слоями и классами, отвечает за стабильность общества и безопасность своих граждан.

Выполняемые государством функции можно разделить на внутренние – хозяйственную, стабилизационную, координационную, социальную и др., и внешние, важнейшими из которых являются обеспечение обороны и налаживание международного сотрудничества.

Являясь особой организацией политической власти, государство располагает специальным механизмом управления обществом для обеспечения его нормальной деятельности, и может быть рассмотрено в историческом и структурном плане. В историческом плане государство определяется как социальная организация, обладающая конечной властью над всеми людьми, проживающими в границах определенной территории, и имеющую главной своей целью решение общих проблем и обеспечение общего блага при сохранении порядка. В структурном плане государство является разветвленной сетью учреждений и организаций, олицетворяющих три ветви власти: законодательную, исполнительную и судебную.

Признаки, отличающие государство от других субъектов политической деятельности, включают в себя: территорию, население, публичную власть, право, правоохранительные органы, армию, налоги и государственный суверенитет.

В современной науке теории государства и права сущность государства рассматривается как обеспечение безопасности социума, интересы которого оно выражает.

Политические партии являются вторичными организациями относительно государства. Политическая партия является одним из видов общественных объединений граждан, создаваемых на добровольных началах в целях участия в политической жизни общества (участие в выборах, представление интересов в органах государственной власти и органах местного самоуправления) посредством формирования и выражения политической воли граждан.

Основное отличие политических партий от иных общественных объединений состоит в прямой борьбе за места в парламенте и правительстве, предоставляющей возможность осуществлять управление государством, а посредством него – и всем обществом. Это позволяет политическим партиям играть важнейшую роль в общественно-политической и государственной жизни, являясь одним из центральных компонентов политической системы.

Существует множество классификаций функций политических партий, однако, их все можно разделить на три большие взаимосвязанные группы: функции, отражающие связующую роль партий и государства; политические функции и внутрипартийные функции.

Типология политических партий определяется критериями, положенными в основу разграничения. По социальному признаку политические партии подразделяются на классовые и межклассовые (смешанные). В зависимости от идеологической ориентации выделяют либеральные, консервативные, коммунистические, социалистические, национально-патриотические, религиозные и другие партии. По своему составу партии делятся на кадровые и массовые. По месту в системе власти политические партии делятся на правящие и оппозиционные, противостоящие правящей партии и критикующие проводимую ей политику; парламентские и внепарламентские партии. По используемым методам деятельности выделяют левые, правые и центристские. Вместе с тем, существуют и другие типологии политических партий.

Что касается взаимодействия государства и парполитических партий, то можно выделить его основные формы:

- участие в формировании выборных представительных органов государственной власти;

- участие в формировании политического курса государства, причем, эта форма взаимодействия относится не только к правящей партии, но и к оппозиционным партиям;

- влияние на процесс законотворчества, правотворчества исполнительных органов и правоприменительной деятельности государственных органов;

- контроль за государственными органами и процессом управления государством.

Вместе с тем, и государство воздействует на политические партии следующими способами: регулирует посредством законодательных и иных актов статус политической партии, их регистрацию, т.е. устанавливает рамки их деятельности; регламентирует их участие в избирательных кампаниях; решает вопросы о конституционности партий через Конституционный Суд; контролирует финансовую деятельность партий, налогообложение их предприятий; соблюдение запрета использовать политическими партиями средств на предвыборную кампанию от иностранных государств, иностранных юридических лиц и иностранных граждан.

Таким образом, между государством и политическими партиями в России существует тесная взаимосвязь, характеризующаяся активным участием политических партий в разработке государственной политики, что обуславливает наличие высокой общественной поддержки деятельности правительства.

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Нормативно-правовые акты
    1. О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации: федер. закон от 18.05.2005 № 51-ФЗ (ред. от 28.12.2013) // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2005. – № 21. – ст. 1919
    2. О политических партиях: федер. закон от 11.07.2001 № 95-ФЗ (ред. от 07.05.2013) // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2001. – № 29. – ст. 2950

 

  1. Научная и учебная литература
    1. Абдулаев М.И. Теория государства и права [Текст]: учебник / М.И. Абдулаев. – М.: Приор, 2012. – 495 с.
    2. Аверьянов А.Н. Комментарий к Федеральному закону «О политических партиях» (постатейный) [Текст] / А.Н. Аверьянов. – М.: Приор, 2012. – 118 с.
    3. Васецкий Н.А. Комментарий к Федеральному закону «О политических партиях» [Текст] / Н.А. Васецкий. – М.: Норма, 2012. – 157 с.
    4. Венгеров А.В. Теория государства и права [Текст]: учебник / А.В. Венгеров. – М.: Проспект, 2011. – 462 с.
    5. Григорьева Л.А. Особенности взаимоотношений государства и политических партий по проблемам организации выборов в современной России [Текст] / Л.А. Григорьева // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. – 2010. – №7. – С.26-31
    6. Грудцына Л.Ю.Политические партии, гражданское общество и государство [Текст] / Л.Ю. Грудцына // Законодательство и экономика. – 2010. – №4. – С.5-11
    7. Дмитриев Ю.А. Комментарий к Федеральному закону «О политических партиях» (постатейный) [Текст] / Ю.А. Дмитриев. – М.: Деловой Двор, 2012. – 139 с.
    8. Ларин А.Ю. Теория государства и права [Текст]: учебник / А.Ю. Ларин. – М.: Норма, 2011. – 484 с.
    9. Марченко М.Н. Проблемы общей теории государства и права [Текст]: учебник / М.Н. Марченко. – М.: Проспект, 2012. – 416 с.
    10. Мелехин А.В. Теория государства и права [Текст]: учебник / А.В. Мелехин. – М.: Юрайт, 2011. – 521 с.
    11. Морозова Л.А. Теория государства и права [Текст]: учебник / Л.А. Морозова. – М.: Омега-Л, 2012. – 510 с.
    12. Пиголкин А.С. Теория государства и права [Текст]: учебник / А.С. Пиголкин. – М.: Юрайт, 2012. – 458 с.
    13. Протасов В.Н. Теория государства и права [Текст]: учеб. Пособие / В.Н. Протасов. – М.: Высшее образование, 2011. – 397 с.
    14. Прудников М.Н. История государства и права зарубежных стран [Текст]: учебник / М.Н. Пиголкин. – М.: Юстицинформ, 2011. – 593 с.
    15. Рассказов Л.П. Теория государства и права [Текст]: учебник / Л.П. Рассказов. – М.: ВолтерсКлувер, 2012. – 438 с.
    16. Хропанюк В.Н. Теория государства и права [Текст]: учебник / В.Н. Хропанюк. – М.: Омега-Л, 2012. – 511 с.
    17. Шабров О.Ф. Политическая система: демократия и управление обществом [Текст] / О.Ф. Шабров // Государство и право. – 2010. – №5. – С.10-16

 

  1. Материалы правоприменительной практики
    1. Список зарегистрированных политических партий [Электронный ресурс]: сайт Министерства юстиции Российской Федерации. Режим доступа http:// minjust.ru (28 мар. 2014)
    2. Послание Федеральному Собранию Российском Федерации [Электронный ресурс]: сайт Президента России. Режим доступа http:// I/208749.shtml (28 мар. 2014)
    3. Фракции Государственной думы [Электронный ресурс]: сайт Государственной Думы Российской Федерации. Режим доступа http://www.duma. gov.ru/structure/factions/ (28 мар. 2014)

Информация о работе Государство и политические партии